Сделай Сам Свою Работу на 5

Объяснение нового материала. Изучение орфографического





Приложение №2.

Проект урока русского языка.

Тема урока:

«Правописание местоимений

С предлогами».

Главная дидактическая цель урока: изучить правило правописания местоимений с предлогами.

Детализация главной дидактической цели по уровням познавательной деятельности. По итогам урока учащиеся должны:

Знать: формулировку правила : местоимения с предлогами пишутся раздельно.

Понимать: различие в написании приставок в словах и предлогов со словами; у местоимений не бывает приставок.

Применять: правильно писать местоимения с предлогами словосочетаниях и предложениях.

Анализировать: сходства в правописании существительных с предлогами и местоимений с предлогами; слова с целью выявления случаев, когда после предлогов в местоимениях 3-го лица пишется буква Н.

Синтез: составление рассказа в творческих группах; индивидуальное заполнение таблицы.

Оценка: оценить знания, полученные на уроке, для правильного написания местоимений с предлогами в словосочетаниях и предложениях.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну предлогов. Там нас ждёт много нового и интересного. Перед тем как начать путешествие вам необходимо объединиться в группы в соответствии с цветом вашей карточки.( перед началом урока учитель раздаёт детям карточки: красную, синюю или зелёную в соответствии с уровнем их подготовки. Тем самым класс разбивается на три группы учеников: «сильные»( группа №1), «средние»(группа №2), «слабые»(группа№3).) Ученики занимают свои места за столами. Теперь мы можем начать наше путешествие.



Сообщение темы и цели урока.

Перед вами карта страны предлогов. Мы уже побывали в городе, где живут предлоги и существительные. Сегодня мы отправляемся в город, где живут предлоги и местоимения. Цель нашего путешествия – изучить правило правописания местоимений с предлогами.

Группа №3, куда мы отправимся сейчас?

- В гости к букве Н.

 

3. Чистописание.

Посмотрите, буква Н уже вышла к нам на встречу. Скажу вам по секрету, мы зашли к ней в гости неслучайно. Она знает кое-что важное о местоимениях, и сыграет не последнюю роль в сегодняшнем путешествии.



Для того чтобы она открыла нам свой секрет, нужно выполнить несколько заданий.

1) Поселите меня и моих друзей в свою тетрадь.

- Сначала я напомню вам, как правильно пишется строчная буква Н. Затем вы напишете её в своей тетради.

Начинаем на верхней линейке. До нижней линейки пишем прямую, делаем повтор вверх до середины строки, немного отклоняемся влево, затем ведем плавную линию вправо, выгибая вниз, поднимаем её к верхней линейке. Вниз опускаем прямую, не доходя немного до нижней линейки, закругляем вправо, коснувшись её.

Учитель проверяет правильность написания. Пропишите букву Н до конца строки.

Теперь пропишем соединения буквы Н с гласными А,О, Ы, И, У

на но ны ни ну

2) Пропишите местоимения, в которых есть буква Н

Он Она Оно Они

Молодцы. Вы справились с заданиями буквы Н. Каждая группа получает от неё письмо. Чуть позже каждый из вас сможет прочитать его и узнает, какую роль буква Н играет в правиле правописания местоимений с предлогами.

 

Словарно- орфографическая работа.

В своей тетради напишите в столбик названия падежей.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение о местоимении. Ваша задача – записать все формы местоимения Я, которые встретятся вам в этом стихотворении.

 

Моя грамматика.

(М. Раскатов)


Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И моё местоимение

Все вокруг склоняют так.

Перво-наперво решительно

Скажет всем моя смья,

Что, конечно, Именительный –

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж Родительный



Для кого? А для Меня;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

И дают подарки.

Дательный –

Это значит – только Мне!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните: Винительный

Не касается Меня!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!..

Нет, друзья, падеж Творительный

Сотворён совсем не Мной!

Ждёте, видимо, Предложного?

Новых данных обо Мне?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.


 

И. п.   Я   Б
Р. п.   Меня Е
Д. п.   Мне С
В. п.   Меня Е
Т. п.   Мной Д
П.п.   обо Мне А

 

 

На доске запись: мне (с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д).

Каждой форме местоимения Я соответствует буква, указанная в скобках. Вы сможете назвать новое слово из словаря, если вы правильно выполнили задание и указали все формы местоимения Я в порядке их изменения по падежам.

- Какое у нас получилось слово? ( слово БЕСЕДА).

Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение.

- Кто может назвать орфограмму в этом слове. (безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением)Сделай это в презентации

Выделите орфограмму.

У каждой группы на столе лежит карточка с заданием. Выполните его. Обсудите возможные варианты решения в группе и запишите окончательный ответ к себе в тетрадь. Как только будете готовы , два человека от группы представят результаты вашей работы. Договоритесь, кто это будет. Один человек выполнит задание на доске, другой произведет устный разбор.

Задания на карточках для работы в группах.

Группа № 1.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Объясните смысл пословицы. Выполните морфологический разбор слова БЕСЕДА.

Ответ:

1) Смысл этой пословицы заключается в том, что беседа проходит оживленнее,

интереснее за накрытым столом.

Письменный разбор   1.Беседа – сущ. (что?) 2.Н.ф. – беседа. 3.Ж.р., 1-го скл. 4.В им.п., в ед. ч. 5.Подлеж. Устный разбор   1.Беседа – существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос что? 2.Начальная форма – беседа. 3.Женского рода, 1-го склонения. 4.Употреблено в винительном падеже, в единственном числе. 5.В предложении является подлежащим.

2)

 

 

Группа № 2.

Выполните фонетический разбор слова БЕСЕДА

Письменный разбор Беседа – 3 слога. б – [б’] – звонк., мягк. е –[ э] с –[ с’] – глух., мягк. е – [э] д – [д] – звонк., ТВ. а – [а]

 

Группа № 3.

1) Используя толковый словарь, определите однозначным или многозначным является слово Беседа. Выпишите себе в тетрадь значение(я) этого слова.

2) Произведите разбор слова СОБЕСЕДНИК по составу.

Ответ:

1) Слово Беседа имеет 2 значения.

Беседа – разговор, обмен мнениями.

Беседа – род популярного доклада, обычно с обменом мнениями, собеседование.

Устный разбор 1.Изменяю по падежам: собеседник, собеседника, собеседнику. В слове собеседник – нулевое окончание. 2. Однокоренные слова: беседовать, собеседование. В слове собеседник корень –бесед- 3.Беседа, побеседовать, собеседование Приставка со- 4.Беседовать, беседка, беседа. Суффикс –ник

 

2)

 

 

Повторение ( актуализация опорных знаний).

Мы находимся у самых ворот страны Предлогов! Но ворота закрыты на замок, а ключ от них и есть наши ЗНАНИЯ! Так что, давайте вспомним что мы знаем о жителях этой страны!

Работа на карточках.

Группа №1

Вспомните правило правописания существительных с предлогами. Запишите в тетради предложения, раскрывая скобки. Выделите орфограмму, объясните почему вы так написали. В каком предложении словосочетание употреблено в переносном смысле.

 

1. Мы отправились (в) дорогу.

2. (По) полю мчался табун лошадей.

3. Мы купили маме (под)нос.

4. Я поставил тебе чашку (под) нос.

 

Ответ:

в (дальнюю) дорогу, по (широкому) полю, под (самый) нос (предлоги с существительными пишутся раздельно)

поднос (под является приставкой, пишется слитно).

В предложении Я поставил тебе чашку под нос словосочетание под нос используется в переносном смысле, в значении очень близко.

Образец записи:

Мы отправились в_ дорогу.

 

Группа №2

Заполните таблицу, использую выделенные местоимения из текста. Какого местоимения не хватает. Вставьте его в таблицу.

 

Число/ лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо
Единств.      
Множеств.      

Весной мы. Всем классом пошли на экскурсию в Санкт-Петербургский Ботанический сад. Он является одним из старейших в нашей стране. Расположен сад на Аптекарском острове. На этом острове находились огороды. Онибыли предназначены для выращивания лекарственных трав и редких растений.

Мы смогли увидеть в саду даже сакуру. В апрелеона начинает цвести. Я долго любовался цветами азалии. Посетите и выоранжереи Ботанического сада.

Ответ:

Число/ лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо
Единств. Я ты Он, она, оно
Множеств. Мы вы они

 

В таблице не хватает местоимения Ты.

 

Группа №3

1. Какая часть речи называется местоимением? Чем местоимения отличаются от имен

Существительных?

2. Дайте определение предлогу как части речи.

3. Спишите предложения, замените существительное местоимением там, где это

необходимо. На основе данных примеров, ответьте на вопрос: для чего

используются местоимения в нашей речи?

 

В субботу наш класс отправился на экскурсию в музей. Музей расположен в доме, где жил поэт Н. А. Некрасов.

Самолет летел над тайгой. Тайга раскинулась на сотни километров.

Одуванчик зацветает ранней весной. Одуванчик красуется с месяц, а потом цветок

начинает меркнуть, вместо него появляется пушистый шар.

 

Ответ:

1. Местоимение – часть речи, отвечающая на вопросы Кто? Что? Местоимения, в отличие от существительных, указывают на предмет, не называя его.

2. Предлог – служебная часть речи, которая служит для связи слов между собой.

 

3. В субботу наш класс отправился на экскурсию в музей. Он расположен в доме, где жил поэт Н. А. Некрасов.

Самолет летел над тайгой. Она раскинулась на сотни километров.

Одуванчик зацветает ранней весной. Он красуется с месяц, а потом цветок

начинает меркнуть, вместо него появляется пушистый шар.

 

Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Вы молодцы. Теперь мы можем открыть ворота в страну Предлогов.

Объяснение нового материала. Изучение орфографического

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.