Сделай Сам Свою Работу на 5

Явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам. Произношение групп согласных бм, дн, чн, ст, вн.





Практические занятия по диалектологии

Тема I. Предмет диалектологии. Определение типа традиционного говора

1. Понятие диалекта. Литературный язык и русские народные говоры.

2. Классификация русских народных говоров. Широкое и узкое понимание среднерусских говоров. Понятия «говор», «диалект», «наречие».

3. Основные признаки говоров севернорусского и южнорусского наречия; традиционно выделяемые особенности среднерусских говоров.

Литература:

Кузнецов П.С. Русская диалектология. М.: Учпедгиз, 1960, §§ 1-7.

Русская диалектология / Под ред. В.В.Колесова. М.: Высшая школа, 1998, §§1-3, 16-18.

Русская диалектология / Под ред. Л.Л.Касаткина. М.: Academia, 2005, форзац (карта), §§1,6.

Тема II. Предударный вокализм после твердых согласных. Оканье и аканье

1. Оканье и его типы (полное и неполное). Территория распространения оканья.

2. Аканье и его разновидности. Территория распространения диссимилятивного аканья.

3. Явления переходности в окающих и акающих говорах. Архаические явления в системах предударного вокализма после твердых согласных.

Литература:

Кузнецов П.С. Русская диалектология. М.: Учпедгиз, 1960. §§ 22-28, 29-32.



Русская диалектология / Под ред. Л.Л.Касаткина. М.: Academia, 2005. §25-29, 31-33.

Русская диалектология / Под ред. В.В.Колесова. М.: Высшая школа, 1998. §§67-69.

Определите тип предударного вокализма после твердых согласных в тексте, выписав соответствующие примеры в таблицу:

Гласные на месте О Гласные на месте А
1-й предударный слог Другие безударные слоги 1-й предударный слог Другие безударные слоги

 

Жы́ло трú брáта; одúн Ивáн дурачóк. Ну вóт(это трú брáта жы́ли и розделúлись нá(троё. Ты́м братáном уш я не(знáју, штó достáлось, а Ивáну дурачкý одúн бык достáлся с(надúлу. Штó бýш с(júм дúлать: уш нáдо продáть јовó. Ведёт по(дорóги, а берёзина и скрыпúт ф(стороны́! «Ну штó(же, грит, быкá, вúрно, хош купúть гля(меня?» Берёзина опять - скры́п! «Штó(жо, грит, привязáть штó(ль?» Привязáл г(берёзины быкá и пошóл домóй. Ну и пришóл домóй. Братáна јовó спрáшывут: «Кудá дúл быкá?» - «Я, - грит, - берёзины прóдал.» - «Кáг(же онá тебú, што говорúла?» - «Да онá велúла привязáть. Вóт(ти фсё. Штó(жо вáм ишшó нáдо?» - «Jовó, мóжет, уш вóлк съúл: нáдо, грит, выручáть јовó. Продáть нáм хóть.» Пришлú братáна г(берёзины: быкá нúт. А јомý штó(жо, гт: «Хош зá(волосы оттаскáю.» Забрáлся на(берёзину и давáй јей кудéлить. Пошатáл(та јей, пошатáл, онá и упáла: пóд(низом(то клáт очутúлса. Братáна и грят: «Идú, грит, г(бáтьку, просú чотверикá, давáй мúрить дéньги-ту» (Из материалов Е.С.Скобликовой//Тексты образцов диалектной речи. Сост. Т.Ф.Зиброва. Куйбышев, 1976).



Дополнительные вопросы и задания к тексту

1. Определите тип говора.

2. Чем объясняется произношение предударного гласного в слове розделились?

3. Какие особенности в произношении гласных под ударением встретились в этом тексте?

4. Объясните диалектное явление в слове гля (=для) меня. Какой фонетический процесс нашел здесь отражение?

Тема III. Предударный вокализм после мягких согласных в окающих говорах.

1. Система предударного вокализма после мягких согласных в русском литературном языке и русских народных говорах.

2. Ёканье – проявление системы различения предударных ’е, ’о, ’апосле мягких согласных. Ёканье в широком и узком смысле.

3. Еканье. Признаки различения гласных при еканье.

Литература:

Кузнецов П.С. Русская диалектология. М.: Учпедгиз, 1960. §§33-35.

Русская диалектология / Под ред. Л.Л.Касаткина. М.: Academia, 2005. §35.



Домашнее задание. Определите тип предударного вокализма после мягких согласных в тексте, выписав соответствующие примеры в таблицу:

Гласные на месте Е, Ё Гласные на месте Я
1-й предударный слог Другие безударные слоги 1-й предударный слог Другие безударные слоги

Jоршы́шко-плут’и́шко / худá голов’и́шка / сл’иновáтой нóс / хор’овáтой фóс / на(лбý кóжа как jолóва корá // собрáлса jоршы́шко / со(своjóй жонóй з(д’ит’и́шкамы / на(jербóвы дровн’и́шка / с’êл(ы поjêхъл / со(своjогó корбоз’éр’с’кого óз’ора / в(ростóс’ку р’екý / с(ростóс’кой р’ик’и́ / в(ростóс’ко óз’оро // в(ростóс’ком óз’ер’е рожжы́лса роспос’ел’и́лса / сынов’éй жен’и́л / доц’ер’éй зáмуш óддал / л’ешч’óф жыл’ц’óф ростóс’к’их розогнáл по(мхáм/ по(болóтам / по(тýхлым м’естáм //

Л’ешч’и́ жыл’ц’и́ ростóс’к’ии / пó(тр’и гóда хл’êба-сóл’и н’е(jедáл’и / с’в’êтлой воды́ н’е(п’ивáл’и / друг’и́и з(гóлоду пом’орáл’и // остал’н’и́и стáл’и вм’êсте з’б’орáт’ц’а дýмат’-гадáт’ / на(jоршá нáдо роб’áта прошéн’jо подáт’ // дýмъл’и-гадáл’и / на(jорбóвой л’и́с нап’исáл’и / ф(суд’óбно м’êсто отослáл’и к(пáлтус мáтушк’и ры́б’ины //

Пáлтус мáтушка ры́ба россуд’и́ нáс с(jоршóм // пр’им’и́ нáшо заjавл’éн’jо // пáлтус ры́ба собралá ры́п крýпных(ы м’êлк’их // и стáл’и дýмат’-гадáт’ / ковó за(jоршóм послáт’ изобрáл’и тр’оскý // тр’ошч’и́на / плов’и́ / jоршá ф(сýт в’ед’и́// (с. Семеновское Пудожского района Архангельской области).

Дополнительные вопросы и задания к тексту

1. Определите тип говора.

2. Дайте определение условий появления [’о] на месте предударного Е. Чем можно объяснить отсутствие [’о] в словах р’екý, м’естáм, jедáл’и? С чем связано произношение перед мягкими согласными ударного слога в одних случаях е (доц’ер’éй, в’ед’и), а в других случаях и (з(д’ит’и́шкамы, р’ик’и)?

3. Какие особенности в произношении гласных под ударением наблюдаются в данном говоре? Как это связано с особенностями системы предударного вокализма?

Тема IV. Предударный вокализм после мягких согласных в акающих говорах.

1. Яканье и его типы. Территория распространения яканья в русском языке.

2. Иканье в литературном языке и диалектах.

3. Ответить на вопросы:

а) в чем сходство сильного яканья, еканья и иканья? Что отличает сильное яканье от других типов яканья?

б) в чем струкурное сходство систем умеренного яканья и ёканья?

в) что объединяет ассимилятивное и диссимилятивное яканье и отличает их от сильного и умеренного?

г) какой принцип лежит в основе диссимилятивного яканья и в чем он проявляется?

д) какое яканье сформировалось позднее – диссимилятивное или ассимилятивно-диссимилятивное?

Литература:

Кузнецов П.С. Русская диалектология. М.: Учпедгиз, 1960. §§46-47.

Русская диалектология / Под ред. Л.Л.Касаткина. М.: Academia, 2005. §§36-39.

Русская диалектология / Под ред. В.В.Колесова. М.: Высшая школа, 1998. §§71-73, 75-76.

Домашнее задание. Запишите в транскрипции, как произносятся данные слова: 1) в говорах с диссимилятивным яканьем: а) донского подтипа; б) жиздринского подтипа; в) суджанского подтипа; г) архаического (обоянского) подтипа; 2) в говорах с иканьем:

веду, в лесу, пряду, звезды, рябые, село, лесок, пятном, у рябой, сестра, стена, пятак, веди, гляди, велю, в селе, детей, прядём, глядеть, семья, глядят.

Тема V. Консонантизм русских народных говоров.

1. Качество звука г и его замены в конце слова.

2. Варианты произношения мягких заднеязычных согласных в русских говорах. Прогрессивное ассимилятивное смягчение заднеязычных сгласных.

3. Шипящие и аффрикаты, их качество. Цоканье и чоканье. Явление отсутствия аффрикат в русских говорах.

4. Фонемы <в>, <в’>, <ф>, <ф’> и их диалектные варианты.

5. Произношение свистящих согласных в диалектах.

6. Диалектные варианты произношения согласного л.

Явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам. Произношение групп согласных бм, дн, чн, ст, вн.

Литература:

Кузнецов П.С. Русская диалектология. М.: Учпедгиз, 1960. §§55-66, 68-75.

Русская диалектология / Под ред. Л.Л.Касаткина. М.: Academia, 2005. §§43-65.

Русская диалектология / Под ред. В.В.Колесова. М.: Высшая школа, 1998. §§36-58.

Домашнее задание. В селе Рождественском Орловской области были записаны следующие примеры произношения слов с губным согласным в:

д’éўка, часóв, л’асóўка, пъ(в’арбóўк’е, зáўтр’и, саўс’éм, γалóўка, в(jáмк’и, у(вóрах, унýк, γатóвлу, γадóў, аўч’и́нка, у(кут’é, равнó, вр’éм’а, ус’é, снапóў, вайны́, д’éwк’и, залóўка, зъ(в’интóўку, арлóфскыjи, абýўшы, давнó, прáвых, спрáвный, пълавн’и́, карóў, ск’ирдóў, братóў, внóў, у(мáрту, у(садý, у(вад’é, у(н’изý, у(закуткý, уз’алá, укýсный, ус’ó-тк’и, влáс’т’, вн’и́с, ув(óс’ин’, крóў т’аклá.

Определите фонетические условия произношения диалектных вариантов на месте в.Для этого составьте таблицу:

Позиция в слове Перед гласными, сонорными и звонкими согласными Перед глухими согласными
В начале слова В середине слова На конце слова В предлоге

Тема VI. Морфологические особенности именных форм в русских народных говорах

1. Категория рода имён существительных в русских диалектах.

2. Явления унификации и аналогии в склонении существительных.

3. Диалектные формы множественного числа существительных.

4. Особенности формообразования прилагательных и местоимений-прилагательных.

5. Диалектные формы личных и возвратного местоимений.

Литература:

Кузнецов П.С. Русская диалектология. М.: Учпедгиз, 1960. §§76-93.

Русская диалектология / Под ред. Л.Л.Касаткина. М.: Academia, 2005. §§69-94.

Русская диалектология / Под ред. В.В.Колесова. М.: Высшая школа, 1998. §§83-94.

Выберите из текста все формы существительных и местоимений. Какие из них являются диалектными и как их можно объяснить?

Снач’áла јевó забрáл’и на(войнý ф(ц’еты́рнац’ц’атом годý... Брáта јевó стáршово уб’úл’и на(войны́ // он говор’úт / пойдý за(брáта мст’úт’ / и(појéхал // а пр’ијéхал з(друг’úма уб’ежд’éн’јам’и софс’éм / потóм пр’ив’óс оттýда бол’шев’úцк’ије јéты газ’éты фс’é / и стáл распростран’áт’... // с’éм’ м’éс’ац’ей он’ú отс’ид’éл’и и потóм уб’ежáл / и пошл’ú / гвът / рабóтат’ / и на(рабóту / а потóм на(рабóты прóсто у(патрýл’а убрáл’и / ружјó отн’áл’и и уб’ежáл’и... // ф(Кандалáкшу пр’иб’ежáл’и / у(м’ен’á тáм мáма жылá / на(тóй вот(тáм стороны́ // пр’ишл’ú тудá к(мáмы(да / тут друг’ú тóжо к(своúм род’ит’ел’ам пр’ишл’ú... // осв’ешшáјут фонар’áмы... // он’é мóр’ом појéхал’и с(фонарáма / фс’ó освеш’ш’áјут // тут ид’óт р’áт островóф / а потóм јес’ м’еждý островáма пројéс... // как лóтк’и подјежжáјут с(англ’ич’áнам / он’é срáзу открыл’и огóн’ по(úх // фс’éх / знáч’ит / уб’úл’и (Мурманская область).

Дополнительные вопросы и задания к тексту

1. Определите тип говора. Какими особенностями подтверждается ваш вывод?

2. В говоре употребляются две формы 3 л мн. ч. местоимения он (они и оне). Какая из них древнее и каким говорам свойственна?

 

Тема VII. Особенности образования глагольных форм в говорах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.