Сделай Сам Свою Работу на 5

Морфологическая классификация языков





Семинар №1

Сущность языка. Язык как общественное явление

Вопросы к семинару:

1) Какие точки зрения существуют на язык и его сущность?

· Натуралистический (биологический) подход к языку

· Психический подход к языку

· Язык – явление социальное

2) В чём состоит социальная сущность языка?

3) В каких свойствах языка проявляется его сущность?

4) Назовите основную и частные функции языка.

Темы сообщений (для самостоятельной работы):

1) Август Шлейхер.

2) Гейман Штейнталь.

3) Луи Ельмслев.

 

Семинар №2

Язык и речь. Язык и мышление

Вопросы к семинару:

1) Как Ф.де Соссюр определял понятия язык и речь?

2) Какие аспекты речевой деятельности выделил Л.В. Щерба?

3) Каковы соотносительные характеристики языка и речи?

4) Какие свойства есть у речи и отсутствуют у языка?

5) Порождение и восприятие речи: нейролингвистика, психолингвистика.

6) Как соотносятся между собой язык и мышление?

7) Назовите основные различия между языком и мышлением.

8) Как учёные решают вопрос о том, является ли язык единственным средством выражения мысли, всегда ли мышление осуществляется средствами языка или же оно возможно без использования языковых средств?



Практические задания и упражнения:

1) Белая Г.В., Симонов К.И. Введение в языкознание. – Москва, Тезаурус, 2010. – 304 с. Стр.64-65, №1-12.

Темы сообщений (для самостоятельной работы):

1) Ф.де Соссюр. Концепция языка, речи и речевой деятельности.

2) А.И. Смирницкий.

3) Л.В. Щерба.

4) Б.Л. Уорф. Теория лингвистической относительности.

 

Семинар №3

Язык как знаковая система

Вопросы к семинару:

1) Что такое знак, каковы его характерные признаки?

2) В чём специфика языкового знака по сравнению с другими (неязыковыми) знаками?

3) Что представляет собой единица знака? Какие бывают языковые единицы и каково их отношение к знакам?

4) Как связаны между собой разные единицы языка? Каковы взаимоотношения между ними?

Практические задания и упражнения:

1) Белая Г.В., Симонов К.И. введение в языкознание. – Москва: Тезаурус, 2010. – 304 с. Стр.124-125, №1-13.

Темы сообщений (для самостоятельной работы):

1) Общая семиотика и лингвосемиотика.

2) Виды знаков (Ч.Пирс: индексы, иконические знаки, символы).



3) Искусство как знаковая система.

4) Одежда как знаковая система.

5) Язык животных: отличие от человеческого языка.

 

Семинар №4

Происхождение языка

Вопросы к семинару:

1) Проблема происхождения языка.

2) Теории происхождения языка и их критика:

· Звукоподражательная теория

· Теория междометий

· Теория жестов

· Трудовая теория

· Теория трудовых выкриков

· Теория божественного происхождения языка

· Теория общественного договора

Практические задания и упражнения:

1) Белая Г.В., Симонов К.И. Введение в языкознание. – Москва: Тезаурус, 2010. – 304 с. Стр.47-48, №1-9.

Темы сообщений (для самостоятельной работы):

1) Платон. Теория социального договора.

2) Гердер. Человеческое происхождение языка.

3) Гейгер, Вундт, Марр. Теория жестов.

 

Семинар №5

Закономерности исторического развития языка

Вопросы к семинару:

1) Проблема социальной обусловленности языка.

2) Как можно проследить связь эволюции языка с историей общества?

3) Внешние и внутренние законы развития языка.

4) Скрещивание, смешивание, языковой союз. Понятие субстрата, суперстрата, адстрата.

5) Локальная, социальная и жанрово-стилистическая дифференциация общенародного языка. Понятие о литературном языке.

Темы сообщений (для самостоятельной работы):

1) Лингва-франка.

2) Креольские языки и пиджины.

 

Семинар №6

Фонетика как раздел языкознания. Понятие о звуке речи. Акустическая характеристика звука. Классификация звуков речи. Гласные и согласные

Вопросы к семинару:

1) Предмет фонетики и её разделы.



2) Что такое звук? Назовите акустические характеристики звука.

3) Что такое артикуляционная база?

4) Как устроен речевой аппарат человека? Какова роль органов в образовании звуков?

5) Какие признаки учитываются при классификации гласных и согласных?

Практические задания и упражнения:

1) Б.Ю. Норман. Лингвистические задачи. – Москва: флинта, Наука, 2008. – 272 с. Стр.63-77.

Темы сообщений (для самостоятельной работы):

1) Фонетика. История развития.

2) Иван Андреевич (Ян Игнаций Нечислав) Бодуэн де Куртэнэ.

 

Семинар №7

Взаимодействие звуков в речевом потоке

Вопросы к семинару:

1) Что такое комбинаторные и позиционные изменения звуков?

2) Что лежит в основе комбинаторных изменений звуков?

3) В чём сущность аккомодации и чем она отличается от ассимиляции?

4) Что такое чередование звуков? Какие чередования называются фонетическими, какие – историческими?

Практические задания и упражнения:

1) Белая Г.В., Симонов К.И. Введение в языкознание. – Москва: Тезаурус, 2010. – 304 с. Стр.183-184, №1-6.

2) Б.Ю. Норман. Лингвистические задачи. – Москва: Флинта, Наука, 2008. – 272 с. Стр. 102-103.

Семинар №8

Слог, ударение, интонация

Вопросы к семинару:

1) Назовите основные элементы членения речи. Охарактеризуйте каждый.

2) Какие типы слогов вам известны?

3) Объясните принципы русского слогоделения.

4) Что такое ударение? Назовите фонетические типы ударений, виды ударений, типы словесных ударений.

5) Что такое интонация? Назовите элементы интонации. Какие функции выполняет интонация?

Практические задания и упражнения:

1) Белая Г.В., Симонов К.И. Введение в языкознание. – Москва: Тезаурус, 2010. – 304 с. Стр.184, №7-9

Темы сообщений (для самостоятельной работы):

1) Теория слога, предложенная Р.И. Аванесовым (акустическая\сонорная).

2) Теория слога, предложенная Л.В. Щербой (артикуляционная).

3) Теория слога, предложенная Л.Л. Касаткиным (динамическая).

 

Семинар №9

Фонология

Вопросы к семинару:

1) Как соотносятся друг с другом звук речи и фонема? Можно ли произнести фонему? Аргументируйте свой ответ.

2) Что такое фонема и аллофоны фонемы? Функции фонемы.

3) Назовите интегральные дифференциальные признаки фонемы.

4) Что такое оппозиция фонемы? Слабая и сильная позиции фонемы?

5) Что такое нейтрализация фонетических оппозиций, и при каких условиях она возникает?

6) В чём выражается принципиальное различие между МФШ и СПФШ?

7) Что такое звуковая оппозиция? Приведите примеры.

8) Что такое аллофон? От чего зависит выбор аллофонов в речи?

Практические задания и упражнения:

1) Ю.Б. Норман. Лингвистические задачи. – Москва: Флинта, Наука, 2008. – 272 с. Стр.106-107.

Темы сообщений (для самостоятельной работы):

1) МФШ.

2) СПФШ.

 

Семинар №10

История письма

Вопросы к семинару:

1) Назовите основные предпосылки возникновения письменности.

2) Обозначьте основные этапы развития письма: предметное «письмо». Назовите недостатки предметного письма. Начертательное письмо: пиктография, идеография, иероглифическое письмо, фонографическое, слоговое, буквенно-звуковое письмо.

3) Какое письмо является родоначальником всех видов алфавитного письма?

4) В чём заключается принципиальное отличие финикийского письма от древнегреческого?

5) На основе какого письма были созданы восточнославянские алфавиты?

6) Что такое графика? Какие виды графики вы знаете?

7) Что такое орфография? Какие разделы она в себя включает? На каких принципах строится орфография в разных языках мира?

Практические задания и упражнения:

1) Б.Ю. Норман. Лингвистические задачи. – Москва: Флинта, Наука, 2008. – 272 с. Стр.250-260.

Темы сообщений (для самостоятельной подготовки):

1) Кирилл и Мефодий.

2) Системы транслитерации: Международной организации стандартов (ISO, International Standard Organisation), Института языкознания РАН 1951-56 г., Библиотеки Конгресса США и др.

 

Семинар №11

Основные вопросы лексикологии

Лексикология как наука, изучающая слово и словарный состав языка. Основные вопросы, которые являются предметом лексикологии. Разделы лексикологии: семасиология, ономасиология, фразеология и т.д. Слово как предмет лексикологии. Слово как единство звуковой формы, морфемного строения и значения.

Лексическое значение слова. Мотивированность слова. Семантическая структура слова. Типы лексических значений слова.

Вопросы к семинару:

1) Что является предметом и объектом лексикологии?

2) Назовите разделы лексикологии.

3) Что такое слово? Какие существуют определения слова?

4) Какими характерными признаками обладает слово?

5) Что такое семантический треугольник? Семантическая трапеция?

6) Что такое значение слова и понятие? Как они связаны между собой?

7) Что вы понимаете под внутренней формой слова? Приведите примеры мотивированных слов.

8) Каковы причины утраты внутренней формы слова?

9) Что такое «ложная» этимология?

10) Чем отличается лексическое значение от грамматического?

11) Какие типы лексических значений вы знаете?

Практические задания и упражнения:

1) Б.Ю. Норман. Лингвистические задачи. – Москва: Флинта, Наука, 2008. – 272 с. Стр.113-115.

Темы сообщений (для самостоятельной работы):

1) Топонимика.

2) Ономастика.

 

Семинар №12

Понятие о лексико-семантической системе языка. Синтагматические и парадигматические отношения. Полисемия. Виды полисемии. Перенос значения. Метафора и метонимия. Сужение и расширение значения. Омонимия. Виды омонимии. Причины появления омонимов. Критерии отличия полисемии от омонимии. Синонимия. Виды синонимов. Источники появления синонимии в языках. Антонимия. Виды антонимов. Паронимия.

Вопросы к семинару:

1) Какими видами отношений объединены слова, входящие в лексическую систему языка?

2) Что такое многозначность слова?

3) Что такое метафора, метонимия, синекдоха? Приведите примеры.

4) Что такое сужение и расширение значения? Приведите примеры.

5) Что такое омонимия? Какие виды омонимии вы знаете?

6) Назовите критерии разграничения явлений омонимии и полисемии.

7) Что такое синонимы и синонимический ряд? Какие виды синонимов вы знаете? Назовите источники появления синонимии.

8) Что такое антонимы? Какие виды антонимов вы знаете?

9) Что такое паронимы? Что такое парономазы?

Практические задания и упражнения:

1) Б.Ю. Норман. Лингвистические задачи. – Москва: Флинта, Наука, 2008. – 272 с. Стр.124-125, 132-138.

2) Белая Г.В., Симонов К.И. Введение в языкознание. – Москва: Тезаурус, 2010. – 304 с. Стр.225-226, №1-10; стр.184, №7-9; стр.239-240, №1-11.

 

Семинар №13

Стилистическое расслоение словарного состава языка. Основной словарный фонд языка как межстилевая лексика. Изменения в словарном составе языка. Историческое изменение словарного состава языка. Способы обогащения словарного состава языка: продуктивное словообразование, заимствование, смысловое развитие, калькирование. Причины и пути заимствования.

Вопросы к семинару:

1) Какие стили языка вы знаете?

2) Что такое нейтральная, разговорно-бытовая и книжная лексика?

3) Что такое активная и пассивная лексика?

4) Чем отличаются историзмы от архаизмов?

5) Что такое неологизмы и окказионализмы?

6) Какие пути обогащения словарного состава языка вы знаете?

Темы сообщений (для самостоятельной работы):

1) Явление эвфемизации и деэвфимизации в языке.

 

Семинар №14

Лексикография как теория и практика составления словарей. Понятие словарной статьи. Словник. Типы словарей. Принципы составления словарей: алфавитный, обратный, частотный и т.д.

Свободные и устойчивые сочетания слов. Понятие о фразеологизмах. Основные типы фразеологических единиц. Источники фразеологических единиц. Место пословиц и поговорок во фразеологии.

Вопросы к семинару:

1) Что такое лексикография, в чём её отличие от лексикологии?

2) Что такое словник, словарная статья?

3) Что такое теоретическая и практическая лексикография?

4) Назовите основные типы словарей.

5) Какие существуют принципы составления словарей?

6) Чем отличаются устойчивые сочетания слов от свободных?

7) Назовите основные типы фразеологических единиц по степени смысловой спаянности компонентов. Приведите примеры.

8) Перечислите источники фразеологических единиц.

9) Какое место занимают пословицы и поговорки во фразеологии?

Темы сообщений (для самостоятельной работы):

1) Теория фразеологии Ш.Балли.

 

Семинар №15

Грамматика

Вопросы к семинару:

1) Назовите основные разделы грамматики. Что изучает каждый из них?

2) Перечислите основные единицы грамматического строя языка.

3) Чем отличается грамматическое значение от лексического?

4) Основные способы и средства выражения грамматического значения слова в языках мира:

· Аффиксация (отличие агглютинации от фузии)

· Внутренняя флексия (отличие от фонетического и исторического чередования звуков)

· Супплетивизм

· Редупликация

· Компоненты интонации

· Служебные слова

· Порядок слов

5) Что такое грамматическая форма? Синтетическая и аналитическая форма?

6) Чем отличается словообразование от формообразования?

7) Какие способы словообразования существуют в языках мира?

Практические задания и упражнения:

1) Б.Ю. Норман. Лингвистические задачи. – Москва: Флинта, Наука, 2008. – 272 с. Стр.159 (выборочно).

 

Семинар №16

Грамматика

Вопросы к семинару:

1) Что такое морфема?

2) Чем отличаются морфы от алломорфов?

3) Какие значения передаёт морфема?

4) Назовите виды морфем:

· В зависимости от роли морфемы в слове

· По происхождению

· По значению

· По способности сочетаться с другими морфемами

· По составу

· По структуре

· По обязательности наличия в слове

Практические задания и упражнения:

1) Ю.Б. Норман. Лингвистические задачи. – Москва: Флинта, Наука, 2008. – 272 с. Стр.159 (выборочно).

 

Семинар №17

Грамматика

Вопросы к семинару:

1) Что такое грамматическая категория?

2) Как соотносятся грамматические и понятийные категории?

3) Назовите виды грамматических категорий в языках мира.

Практические задания и упражнения:

1) Б.Ю. Норман. Лингвистические задачи. – Москва: Флинта, Наука, 2008. – 272 с. Стр.169-179.

Темы сообщений (для самостоятельной работы):

1) Грамматические категории: к истории вопроса.

 

Семинар №18

Синтаксис

Вопросы к семинару:

1) Что такое синтаксис? Назовите его объект и предмет изучения.

2) Понятие о синтаксической связи. Виды синтаксической связи (сочинение, подчинение). Проблемы предикативной связи.

3) Какие существуют принципы выделения частей речи? Своеобразие частей речи в разных языках.

4) Предложение как основная синтаксическая единица. Подходы к определению предложения. Чем отличается предложение от словосочетания?

5) Структура предложения. Подлежащее и сказуемое.

6) Типы предложений по наличию главных членов.

7) Актуальное членение предложения. Способы актуального членения.

Практические задания и упражнения:

1) Б.Ю. Норман. Лингвистические задачи. – Москва: Флинта, Наука, 2008. – 272 с. Стр.203-204 (выборочно).

Темы сообщений (для самостоятельной подготовки):

1) История изучения частей речи: индийская грамматика Панини (V-III в.до н.э.).

2) Грамматика Аристотеля (IV в.до н.э.).

 

Семинар №19

Морфологическая классификация языков

Вопросы к семинару:

1) Морфологическая классификация языков: этапы становления.

2) Дайте характеристику основным типам языков по общим особенностям структуры слова и строя предложения: изолирующим или аморфным, агглютинативным, флективным, инкорпорирующим или полисинтетическим.

3) Чем отличаются языки синтетического строя от языков аналитического строя?

Практические задания и упражнения:

1) Белая Г.В., Симонов К.И. Введение в языкознание. – Москва: Тезаурус, 2010. – 304 с. Стр.80, №1-5.

2) Б.Ю. Норман. Лингвистические задачи. – Москва: Флинта, Наука, 2008. – 272 с. Стр.223 (выборочно).

 

Семинар №20

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.