Сделай Сам Свою Работу на 5

Перечень используемых информационных продуктов





Заведующий кафедрой Т.Г.Никитина

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Структура учебной дисциплины

3. Содержание учебной дисциплины

4. Методические материалы и рекомендации для преподавателя

5. Программа самостоятельной познавательной деятельности студентов

6. Виды и формы контроля качества знаний и результатов обучения

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Перечень используемых информационных продуктов.

7.2. Перечень рекомендуемой литературы.

8. Материально-техническое обеспечение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель изучения дисциплины «Общее языкознание» – систематизировать и углубить знания об общих и частных закономерностях устройства, функционирования и развития языка; об основных направлениях и методах языкознания как отдельной отрасли научного знания.

Задачами изучения дисциплины является:

- овладение научной терминологией и теоретическими знаниями в объеме предлагаемых тем;

- совершенствование навыков лингвистического анализа;

- развитие у обучающихся целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, повышение их общей культуры.



 

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы Трудоемкость (зачетные единицы, часы) Семестр
   
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия:          
лекции          
практические занятия          
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий          
промежуточный контроль          
Самостоятельная работа:          
изучение теоретического курса          
курсовой проект (работа)          
расчетно-графические задания          
реферат          
задачи          
другие виды самостоятельной работы          
Промежуточная аттестация 1/экзамен   1/экзамен    

 



 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план содержания дисциплины

 

«ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

 

№№ п/п Наименование темы Кол-во часов:  
  10 семестр Трудоемкость Лекц. ПЗ СР
1. Языкознание как гуманитарная дисциплина, его место в системе научного знания  
2. Социальная обусловленность языка. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики  
3. Проблема соотношения языка и мышления. Психолингвистика  
4. Язык как иерархическая система. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка  
5. Фонология, основные фонологические школы. Трактовка фонологических понятий
6. Лексикология
7. Грамматика. Основные грамматические традиции мира
8. Текст и коммуникация. Основные понятия теории текста
9. Лингвистическая типология  
10. Методы современного языкознания  
  ИТОГО

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Дисциплина «Общее языкознание» представляет собой обобщающий курс и базируется на знаниях студентов, полученных ими в процессе изучения дисциплины «Введение в языкознание», а также ряда лингвистических дисциплин, посвященных отдельным разделам науки о языке («Теоретическая фонетика», «Лексикология» и др.). В связи с этим теоретический материал курса может быть представлен в ходе лекций-бесед и коллоквиумов.



Особое внимание следует уделить углублению и расширению имеющихся знаний, рассмотрению направлений, методов и проблемных вопросов науки о языке.

Теоретический материал предлагается обобщать с помощью графических организаторов.

На практических занятиях необходимо анализировать, осмыслять информацию по основным разделам науки о языке, представленную в ключевых лингвистических исследованиях. Практические занятия нацелены также на совершенствование навыков лингвистического анализа.

Система самостоятельной работы должна быть построена таким образом, что позволяет студенту при необходимости самостоятельно освоить теорию по той или иной теме, закрепить практические навыки лингвистического анализа языкового материала в ходе выполнения индивидуальных практических заданий.

Самостоятельная работа студентов организована с использованием кейс-технологий и информационных технологий: ресурсы электронной библиотеки, ресурсы электронного банка методических рекомендаций кафедры, электронные словари.

 

 

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа включает следующие формыи методыработы:

§ работа с учебной литературой;

§ работа с научной литературой;

§ работа со словарями и справочной литературой;

§ выполнение заданий к практическим занятиям;

§ подготовка сообщения/презентации;

§ составление концептуальных таблиц;

§ составление терминологического словаря

 

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

ЗНАНИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общее языкознание»

Курс 5 группа ______________ семестр _______10____

Преподаватель – лектор: Лысенкова Татьяна Владимировна

Преподаватель, ведущий практические занятия: Лысенкова Татьяна Владимировна

Весовой коэффициент дисциплины в совокупной рейтинговой оценке, рассчитываемой по всем дисциплинам_______________________________________________________________

 

Наименование дисциплины / курса Уровень//ступень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, Б, В, Г) Количество зачетных единиц / кредитов  
Общее языкознание бакалавриат А  
Смежные дисциплины по учебному плану:
Введение в языкознание
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (входной рейтинг-контроль, проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам)
Тема, задание или мероприятие входного контроля Виды текущей аттестации Аудиторная или внеауди­торная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов  
Итого:      
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине)  
Тема, задание или мероприятие текущего контроля Виды текущей аттестации Аудиторная или внеауди­торная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов  
2 семестр  
Посещение занятий (по 1 б.) ТРК ауд.  
Выполнение практических заданий (по 6 б.) ТРК внеауд./ауд  
Подготовка сообщения Выступление с сообщением ТРК внеауд./ ауд.  
Устный ответ на занятии (по 2,5 б.) ТРК ауд.  
Контрольная работа № 1 РРК ауд.  
Контрольная работа № 2 ИРК    
Итого за 2 семестр      
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Тема, задание или мероприятие дополнительного контроля Виды текущей аттестации Аудиторная или внеауди­торная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Подготовка презентации по теме на выбор   внеауд./ауд.
Составление словаря терминов   внеауд.
Итого:  
                   

 

Необходимый минимум:__37_ баллов.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважи­тельной причине:устное собеседование с преподавателем по проблемам пропущенных занятий, обязательное выполнение внеаудиторных кон­трольных и письменных работ.

Преподаватель ____________________ Т.В. Лысенкова

Утверждено на заседании кафедры « » 2012 г.

Протокол № от

 

 

Зав. кафедрой теории и методики

гуманитарного образования ___________________ Т.Г. Никитина

 

Примерные вопросы для контрольной работы

 

Вариант 1.

1. Назовите основоположников сравнительно-исторического метода в языкознании (2).

2. Назовите языки балтийской группы индоевропейской семьи языков (2).

3. Какие языки входят в индийскую группу индоевропейской семьи языков? (3)

4. Дайте определение понятия «язык» в сопоставлении с понятиями «речь», «текст» (4).

5. Раскройте термин «парадигматические отношения» на примере единиц фонетического уровня языка (4).

6. Дайте определение терминам агглютинация, аналитизм, внутренняя флексия, сингармонизм, супплетивизм.

(4).

7. Раскройте суть психолингвистического направления изучения текста. Назовите представителей данного направления (3).

8. Запишите текст в фонетической транскрипции (2). На двух-трех примерах покажите различие в подходах к фонеме представителей ЛФШ и МФШ (2).

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Вариант 2.

1. Назовите разделы и методы в языкознании. Дайте определение понятию «герменевтика» (2).

2. Назовите языки южнославянской подгруппы славянской группы (2).

3. Какие языки входят в иранскую группу индоевропейской семьи языков? (3).

4. Назовите уровни языковой структуры, единицы каждого уровня, их функции. Является ли текст языковой единицей и какое место в системе языковых уровней он занимает? (4)

5. Раскройте термин «синтагматические отношения» на примере единиц лексического уровня языка (4).

6. Приведите известные Вам типологические классификации языков (4).

7. Раскройте суть когнитивного направления изучения текста, назовите представителей данного направления (3).

8. Запишите текст в фонетической транскрипции (2). На двух-трех примерах покажите различие в подходах к фонеме представителей ЛФШ и МФШ (2).

Лес забрасывает, как насмешник,

Этот шум на обрывистый склон,

Где сгоревший на солнце орешник

Словно жаром костра опален.

Вариант 3.

1. Назовите известные Вам разделы и методы языкознания (2).

2. Назовите теории происхождения языка, раскройте одну из них (4).

3. Является ли «совпадение» корней слов или слов достаточным показателем общности происхождения языков? Раскройте понятие «звуковое соответствие» (4).

4. Дайте определение понятию «текст». Назовите свойства текста. Является ли текст языковой единицей и какое место в системе языковых уровней он занимает? Обоснуйте свой ответ (4).

5. Назовите языки германской группы индоевропейской семьи языков (3).

6. Назовите и охарактеризуйте две тенденции аффиксации в языках мира. Как выделение данных тенденций соотносится с типологической классификацией языков? (3)

7. Перечислите все возможные способы выражения ед. и мн. числа сначала в русском языке, затем в изучаемом иностранном языке. Приведите примеры (3).

8. Запишите текст в фонетической транскрипции (2).

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Общее языкознание»

1. Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Современная структура знаний о языке.

2. Проблема методов в науке о языке.

3. Определение языка. Язык как общественное явление. Социолингвистика: предмет, задачи, методы.

4. Проблема соотношения языка и мышления. Психолингвистика: идеи и методы исследования.

5. Соотношение понятий язык, речь, речевая деятельность, текст, дискурс.

6. Понятие системы и структуры в языкознании. Уровневая модель языковой структуры. Единицы и функции каждого уровня.

7. Язык как знаковая система.

8. Парадигматические и синтагматические отношения в языке.

9. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Генеалогическая классификация языков.

10. Фонология. Определение фонемы с позиций разных фонологических школ.

11. Лексикология: разделы, основные проблемы.

12. Основные понятия семасиологии.

13. Грамматика. Грамматические категории.

14. Исторические изменения в грамматическом строе языков.

15. Грамматика и логика. Грамматические и логические категории.

16. Типологические классификации языков.

17. Основные понятия теории текста.

18. Подходы и направления в изучении текста.

19. Герменевтика и проблемы понимания.

20. Языковая картина мира. Языковая личность.

21. Происхождение языка.

22. Синхрония и диахрония в языкознании.

23. Взаимодействие языков.

24. Основные закономерности развития языков.

 

Зав. кафедрой теории и методики

гуманитарного образования

доктор филол. наук, профессор Т.Г. Никитина

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень используемых информационных продуктов

 

Презентации в системе Microsoft Power Point, электронные словари.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.