На основе представленной таблицы необходимо рассчитать среднегодовой объем основных средств.
А.Б. Крутик
К.В. Клишева
Методические указания
По преддипломной
Практике
для студентов направления 080500.62 «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)»
Санкт-Петербург
Одобрено на заседании кафедры ООН, протокол № 7 от 22.02. 2011 г.
Методические указания по преддипломной практике (направление 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса»). Методическое пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – 50 с.
Преддипломная практика и выполнение выпускной квалификационной работы являются важнейшими элементами процесса подготовки специалистов. Методические указания предназначены для студентов-выпускников направления 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)» всех форм обучения с целью оказания методической помощи в процессе прохождения преддипломной практики и в дальнейшем подготовки выпускной квалификационной работы.
Составители:
Докт.экон.наук., проф. Крутик А.Б.
Стар. преп. Клишева К.В.
Рецензент:
Канд.экон.наук., доц. Васильева Л.Е.
ã Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Общие положения (цель, задачи и этапы преддипломной практики)………………………………………………………………….3
2.Программа и содержание преддипломной практики…………………………………………………...……………...3
3.Требования к отчету о преддипломной практике ……………………………………………………………………….…..36
4. Рекомендуемая литература…….….. ………………………………38
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствие с Положением об организации проведения практики студентов СПбГУСЭ и учебным планом специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)», обучающиеся по этой специальности, проходят преддипломную практику.
Студент при прохождении преддипломной практики обязан :
- полностью выполнить задание, предусмотренные программой практики;
- подчиняться действующим на предприятии (организации) правилам внутреннего трудового распорядка;
- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
- нести ответственность за выполняемую работу ее результаты на одном уровне со штатными работниками
- представить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и защитить отчет по практики.
Руководитель преддипломной практики от института обязан:
- до начала практики выехать на предприятие для организации необходимой подготовки к приезду студентов-практикантов;
- обеспечить проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (ознакомление с порядком прохождения практики), инструктаж по техники безопасности;
- обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие ее учебным планам и программ;
- организовать, исходя из учебного плана и программы практики на базовых предприятиях совместно с руководителями практики от предприятия учебные заведения для студентов;
- осуществлять контроль за обеспечением предприятием нормальных условий труда студентов, контролировать проведение со студентами обязательных инструктажей по охране труда и техники безопасности;
- контролировать выполнение практикантами правил внутреннего трудового распорядка;
- принимать участие в работе комиссии по приему зачетов по практике и в подготовке научных студенческих конференций по итогам практики;
- рассматривать отчеты студентов по практике, давать отзывы по их работе и представлять заведующему кафедры письменный отчет по проведению практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов;
- всю работу осуществлять в тесном контакте с соответствующих руководителем от предприятия.
Руководитель практики студентов от предприятия, осуществляющий общее руководство практикой, обязан:
- подбирать опытных специалистов в качестве руководителей практики студентов в цехе, отделе, лаборатории;
- совместно с руководителем от института организовывать и контролировать организацию практики студентов в соответствии с программой и утвержденными графиками прохождения практики;
- обеспечивать качественное проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности;
- вовлекать студентов в научно-исследовательскую и рационализаторскую работу;
- организовывать совместно с руководителем практики от вуза чтение лекций, докладов, проведение семинаров и консультаций ведущими работниками предприятия (организации) по новейшим направлениям в науке и технике, проводить встречи студентов с передовиками и новаторами производства;
- контролировать соблюдение практикантами дисциплины и сообщать в институт о всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового порядка и наложенных на них дисциплинарных взысканий;
- осуществлять учет работы студентов-практикантов;
- организовывать совместно с руководителем практики от вуза перемещение студентов по рабочим местам;
- отчитываться перед руководителем предприятия (организации) за организацию проведения практики.
Руководитель практики студентов в отделе (службе, бюро, лаборатории), осуществляющий непосредственное руководство практикой, обязан:
- организовывать прохождение преддипломной практикой закрепленных за ним студентов в тесном контакте с руководителем от института;
- знакомить студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, с управлением технологическим процессом, оборудованием, технологическими средствами их эксплуатации, экономикой и организацией производства услуг, организацией обслуживания населения, охраной труда и т.д.;
- осуществлять постоянный контроль за учебной и производственной практикой студентов, помогает им правильно выполнять задания на данном рабочем месте, знакомить с передовыми методами работы и консультирует по производственным вопросам;
- обучать студентам безопасным методам работы;
- контролировать ведение дневников подготовку отчетов студентов-практикантов и составлять на них производственные характеристики, содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий об отношении студентов к работе.
ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Преддипломная практика является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности согласно учебному плану и графику в десятом семестре в течение 8 недель (20 рабочих дней).
Целью преддипломной практики является сбор, обобщения и анализ материалов необходимых для написания дипломной работы.
До начала преддипломной практики студент обязан выбрать тему дипломной работы.
Распределение времени при прохождении преддипломной практики на базовом предприятии в днях приведено в таблице 1.
Таблица 1.
Тематический план прохождения преддипломной практики
№
п/п
| Наименование темы
| Кол-во раб. дней
| 1.
| 2.
| 3.
| 1.
| Получение задания на практику, оформление на работу, инструктаж по технике безопасности, общее знакомство с организацией.
|
| 2.
| Знакомство с организацией, его организационной структурой и уставом, задачами и функциями различных служб, согласование с руководителями практики конкретных рабочих мест и получение индивидуального задания на преддипломную практику
|
| 3.
| Работа на предприятии в качестве практиканта, включая знакомство с рабочим местом, должностными инструкциями, документами, оргтехникой или программами (рабочими инструментами).
Выбор и согласование темы ВКР с руководителем преддипломной практики от подразделения и научным руководителем (в течение первой недели практики).
|
| 4.
| Обобщение и анализ информации, собранной для выполнения дипломного проекта, формирование рекомендаций по совершенствованию деятельности администрации, подразделения базы преддипломной практики.
|
| 5.
| Оформление и защита отчета по преддипломной практике.
|
|
| Итого дней
|
|
В результате прохождения практики студент должен предоставить к защите отчет, состоящий из двух разделов.
В таблице 2 представлена типовая структура отчета о преддипломной практике и рекомендуемое соотношение объемов обязательных к выполнению разделов.
Таблица 2.
Содержание и структурное соотношение основных разделов отчета
№ п/п
| Типовая структура отчета о преддипломной практике
| Рекомендуемый объем, кол-во стр.
| 1.
| 2.
| 3.
| 1.
| Титульный лист
|
| 2.
| Задание
|
| 3.
| Содержание отчета
|
| 4.
| Раздел 1. Комплексный анализ деятельности предприятия (организации)
|
| 4.1.
| Общая характеристика предприятия
|
| 4.2.
| Анализ производства и реализации продукции, работ, услуг
|
| 4.3.
| Анализ производственных ресурсов
|
| 4.4.
| Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации)
|
| 4.5.
| Анализ финансового состояния предприятия (организации)
|
| 4.6.
| Анализ качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг
|
| 4.7.
| Анализ организационной структуры управления организацией.
|
| 4.8.
| Выводы по комплексному анализу деятельности предприятия (организации)
|
| 5.
| Раздел 2. Анализ деятельности организации в области, определенной темой дипломной работы.
|
| 5.1.
| Анализ деятельности организации в области, определенной темой дипломной работы
|
| 5.2.
| Выводы по анализу деятельности организации в области, определенной темой дипломной работы
|
| 6.
| Список литературы
|
| 7.
| Приложения
|
|
| Всего
|
|
Отклонения от рекомендуемого объема могут составлять не более 10 %.
Раздел 1. Комплексный анализ деятельности предприятия (организации).
Данный раздел состоит из 8 параграфов:
1.1. Общая характеристика предприятия.
1.2.Анализ производства и реализации продукции, работ, услуг.
1.3.Анализ производственных ресурсов.
1.4.Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации).
1.5. Анализ финансового состояния предприятия (организации).
1.6. Анализ качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг.
1.7. Анализ организационной структуры управления организацией.
1.8. Выводы по комплексному анализу деятельности предприятия (организации).
1.1. Общая характеристика предприятия.
В данном параграфе целесообразно отразить:
· название,
· основные и дополнительные виды деятельности предприятия (организации),
· состав учредителей и данные Устава предприятия (организации),
· организационно-правовую форму предприятия (организации), на материалах которого выполняется дипломный проект,
· систему налогообложения с пояснениями,
· месторасположение предприятия и его влияние на ведение хозяйственной деятельности,
· принадлежность производственной площади,
· среднесписочную численность предприятия (организации).
1.2. Анализ производства и реализации продукции, работ, услуг.
В данном параграфе обязательным является анализ показателей динамики объема реализации продукции, работ, услуг за 2-3 года деятельности предприятия (организации).
Анализ производства и реализации продукции, работ, услуг осуществляется на основании материалов годовых и месячных бухгалтерских отчётов, оперативного и статистического учёта, отчётов цехов и других звеньев предприятия. При этом рекомендуется учитывать также результаты личных исследований и наблюдений.
Основными задачами анализа объёма производства и реализации продукции являются:
· определение динамики роста и степени выполнения плана по объему и ассортименту реализации продукции (услуг);
· оценка структурных сдвигов в составе продукции и их влияния на показатели хозяйственной деятельности.
Анализ показателей объёма производства и объёма реализации продукции (услуг) начинается с выявления отклонений фактических величин по каждому виду деятельности (или ассортиментной группе) от предшествующего периода.
Пример расчета показателей динамики изменения объема реализации продукции, работ, услуг приведен в таблице 3.
Таблица 3.
Показатели динамики изменения объема реализации продукции, работ, услуг ООО «Золушка»
№ п/п
| Показатель
| Ед. изм.
| 20__ год
| 20__ год
| 20__ год
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 6.
| 1.
| Объем реализации продукции, работ, услуг
| Тыс.руб.
|
|
|
| 2.
| Прирост базисный
| Тыс.руб.
| -
|
|
| 3.
| Прирост цепной
| Тыс.руб.
| -
|
|
| 4.
| Темп роста базисный
| %
| -
|
|
| 5.
| Темп роста цепной
| %
| -
|
|
|
После приведенных табличных данных здесь и далее необходим текст выводов и комментариев.
Далее целесообразно провести оценку выполнения плана по ассортименту (видам) продукции, работ, услуг, выявить структуру (состав) выпущенной и реализованной продукции и услуг, а также изучить динамику этих показателей (за 2-3 года).
Пример расчета структуры ассортимента и объема реализации продукции, работ, услуг приведен в таблице 4.
Таблица 4.
Структура ассортимента и объем реализации продукции, работ, услуг ООО «Золушка»
№ п/п
| Ассортиментные группы
| 20__
год
| 20__
год
| Отклонение,
в тыс.руб.
| Отклонение,
в %
| Структура ассортимента
в %
| 20__
год
| 20__ год
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 6.
| 7.
| 8.
| 1.
| 1 вид
|
|
|
|
|
|
| 2.
| 2 вид
|
|
|
|
|
|
| 3.
| 3 вид и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
На объем продукции, работ, услуг оказывают влияние множество факторов, в т.ч. численность работников и годовая выработка одного работающего.
Пример расчета динамики показателей, влияющих на объем продукции, работ, услуг приведен в таблице 5.
Таблица 5.
Расчет динамики показателей, влияющих на объем услуг ООО«Золушка»
№
п/п
| Показатели
| Ед. изм.
| 20__
год
| 20__
год
| Отклонение
в тыс.руб.
| Отклонение
в %
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Объем выручки
от продаж
| тыс.руб.
|
|
|
|
| 2.
| Среднесписочная численность работающих
| чел.
|
|
|
|
| 3.
| Выработка
на одного
работающего
| тыс.руб.
|
|
|
|
|
Делается анализ принадлежности оказываемых услуг к материальным или нематериальным.
Материальные услуги – услуги, обусловленные обслуживанием процесса производства, доведением готовых продуктов до потребителя: транспортировка, заготовка, хранение и др.
Нематериальные услуги – услуги, не связанные с товаром в его материальной форме (здравоохранение, образование, консультационные, банковские, грузоперевозки, парикмахерские и др. услуги).
Для материальных видов услуг проводится анализ валовой продукции. Объем валовой продукции для данного вида услуг отличается от объема реализации продукции (работ, услуг) на величину разницы остатков НЗП, РБП и ГП (незавершенной продукции, расходов будущих периодов и готовой продукции и на складе).
Пример расчета динамики и объема валовой продукции приведен в таблице 6.
Таблица 6.
Расчет динамики и объема валовой продукции ООО «Золушка»
№ п/п
| Показатели
| Ед. изм.
| 20__
год
| 20__
год
| Отклонение
в тыс. руб.
| Отклонение
в %
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 6.
| 7.
| 1.
| Объем реализации
| Тыс. руб.
|
|
|
|
| 2.
| НЗП на начало года
| Тыс. руб.
|
|
|
|
| 3.
| НЗП на конец года
| Тыс. руб.
|
|
|
|
| 4.
| ГП на складе
на начало года
| Тыс. руб.
|
|
|
|
| 5.
| ГП на складе
на конец года
| Тыс. руб.
|
|
|
|
| 6.
| РПБ
на начало года
| Тыс. руб.
|
|
|
|
| 7.
| РПБ
на конец года
| Тыс. руб.
|
|
|
|
| 8.
| Объем валовой продукции
| Тыс. руб.
|
|
|
|
|
1.3.Анализ производственных ресурсов.
1.3.1. Анализ материальных ресурсов.
Анализ материальных ресурсов включает в себя:
1.3.1.1. Анализ основных средств, в т.ч. изменение объемов и структуры основных средств за исследуемый период.
Анализ эффективности использования основных средств предполагает изучение состава, состояния и движения основных средств, наличие объектов движимости и недвижимости, находящихся в аренде, законсервированных объектов основных средств, порядка начисления амортизации на объекты основных средств, а также изучение состава численности обслуживающего персонала и формирование затрат на содержание и обслуживание объектов основных средств.
При анализе выявляются соотношения активной и пассивной части основных средств.
Пример расчета стоимости и структуры основных средств приведен в таблице 7.
Таблица 7.
Стоимость и структура основных средств на 01.01.20__ г.
№
п/п
| Вид ОС или группы ОС
| Стоимость ОС (тыс. руб.)
| Структура ОС
| Первоначальная
| Остаточная
| Коэффициент
износа
| Активная часть
| Пассивная часть
| тыс. руб.
| %
| тыс .сруб.
| %
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 6.
| 7.
| 8.
|
| 1.
| Пассивная часть, в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
| 1.1.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.2.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Активная часть, в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
| 2.1.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.2.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основные средства итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
В процессе анализа показатели отчетного года сопоставляются с данными предыдущего года.
Пример расчета изменения объема основных средств приведен в таблице 8.
Таблица 8.
Изменение объема основных средств ООО «Золушка»
№
п/п
| Показатели
| Ед. изм.
| 20__
год
| 20__
год
| Отклонение
в тыс.руб.
| Отклонение
в %
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 6.
| 7.
| 1.
| Первоначальная стоимость
на начало года
| Тыс.руб.
|
|
|
|
| 2.
| Ввод основных фондов
| Тыс.руб.
|
|
|
|
| 3.
| Выбытие основных фондов
| Тыс.руб.
|
|
|
|
| 4.
| Первоначальная стоимость
на конец
года
| Тыс.руб.
|
|
|
|
| 5.
| Среднегодовой объем
основных
фондов
| Тыс. руб
|
|
|
|
|
На основе представленной таблицы необходимо рассчитать среднегодовой объем основных средств.
При анализе производственных площадей необходимо рассмотреть объем занимаемых площадей и дать их характеристику. Если площади находятся в аренде, то раскрыть условия аренды, ее стоимость, включая расходы на содержание помещений в рабочем состоянии и эксплуатационные расходы. Необходимо указать, удовлетворяют ли они требованиям организации производственного процесса.
Пример расчета данных производственных и других площадей приведен в таблице 9.
Таблица 9.
Данные производственных и других площадей на 01.01.20__ г.
№ п/п
| Вид помещений
| Площадь (м2)
| фактически имеющаяся
| фактически используемая
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 1.
| Производственные помещения:
|
|
| 1.1.
| цех
|
|
| 1.2.
| участок
|
|
| 1.3.
| склад
|
|
| 1.4.
|
|
|
| 2.
| Офисные помещения
|
|
| 2.1.
| кабинет директора
|
|
| 2.2.
| бухгалтерия
|
|
| 2.3.
| отдел продаж
|
|
| 2.4.
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
1.3.1.2. Анализ оборотных средств, в т.ч. изменение объемов и структуры оборотных средств за исследуемый период.
На основе баланса предприятия анализируется состав и структура оборотных средств, выявляются наиболее значительные элементы оборотных средств. Для них проводится отдельный анализ входящих в него элементов, например: среди всех запасов выявляются наиболее значительные, в дебиторской задолженности – наиболее крупные должники и сроки погашения их задолженности и т.п. Одновременно делается анализ изменений в структуре или составе, выявляются причины наиболее существенных структурных сдвигов.
Анализ дебиторской задолженности предполагает оценку и классификацию покупателей дебиторов в зависимости от вида и объема закупок, их платежеспособности, истории кредитных отношений с анализируемой организацией, оценку реального состояния дебиторской задолженности и оценку организации контроля расчетов с дебиторами. Цель данного анализа – снизить уровень долгов, находящихся в зоне риска, а также сократить длительность дебиторской задолженности покупателей и подотчетных лиц.
Примеры возможных направлений анализа оборотных средств представлены в таблицах.
Пример расчета состава и структуры оборотных средств приведен в таблице 10.
Таблица 10.
Состав и структура оборотных средств ООО «Золушка»
| №
п/п
| Статья
| 20__
год
| 20__
год
| на 01.01.__ тыс.руб.
| в %
| на 01.01.__ тыс.руб.
| в %
| на 01.01.__ тыс.руб.
| в %
| на 01.01.__
тыс.руб.
| в %
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 6.
| 7.
| 8.
| 9.
| 10.
| 1.
| Производственные запасы, в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.1.
| Сырье и материалы
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.2.
| Расходы будущих периодов
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Фонды обращения,
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.1.
| Денежные средства
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.2.
| Дебиторская задолженность
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оборотные средства итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|