Сделай Сам Свою Работу на 5

Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка.





Словарь содержит около 52000 слов. Состоит из 3 частей: 1. Корневая часть. 2. Префиксальная часть. 3. Суффиксальная часть. В словаре также дана информация о принципах морфемного анализа и правилах построения морфемных словарей.

 

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. Данное лексикографическое произведение является первым большим гнездовым словарём русского языка. Содержит информацию о словообразовательной структуре около 145000 производных слов. В словарь также включены сведения об основных понятиях русского словообразования.

Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. Словарь содержит информацию о строении слова, способе его образования.

ОБРАЗЦЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ:

бакале´й|н|ый (прил.) ← бакале´[йа]

завхо´з (сущ., м) ← заве´дующий хозя´йством (сложение сокращ. основ; з’//з; в’//в; утрата всех удар.; приобретение нового удар.)

зага´доч|н|ый (прил.) ← зага´дка (ноль зв.//о; к//ч)

 

Алексеенко М.А., Белоусова Т.П., Литвинникова О.И. Словарь отфразеологической лексики современного русского языка. Словарь совмещает элементы толкового, словообразовательного и фразеологического словарей. Цель – «системно представить особый пласт лексики современного русского языка – слова, значения которых сформировались под влиянием фразеологических единиц».



ОБРАЗЦЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ:

АПОФЕГЕ´Й и АПОФИГЕ´Й, -ея, м. Жарг. Окказ. Шутл.-ирон. Высшая степень равнодушия к окружающему; высокомерное отношение к социально-бытовым проблемам. Образовано на базе фразеологизма по фиг и сущ. апогей и апофеоз. Популярность получило благодаря символическому употреблению в повести Ю.Полякова «Апофегей». ♦ ПОЛНЫЙ АПОФЕГЕЙ (апофигей). Жарг. 1. То же, что апофегей. 2. О чем-л. очень хорошем, красивом, высшего качества, вызывающем восхищение. < ПО ФИГ (фигу). Прост. кому что. Безразлично. Всем все по фигу, вот и докатились… Запись 1997 г.

 


Словообразование: 1) это раздел языкознания, который изучает способы и правила образования слов и 2) образование новых слов на базе имеющихся однокоренных с помощью служебных морфем, путём перехода из одной части речи в другую и т.д. Для обозначения данной дисциплины и процесса образования слов нередко используется другой термин – деривация.



Предметсловообразования – слово с точки зрения его структуры: морфемной и словообразовательной.

Задачи словообразования:

1. изучение минимально значимых частей слова – морфем

2. изучение словообразовательных ресурсов

3. изучение способов образования слов

4. изучение словообразовательной системы русского языка, основные тенденции развития

5. освоить методику образования слов.

Разделы словообразования:

1.морфемика – изучает морфемы, их значение

2.раздел структуры рус.слова (об основах)

3.морфонология (рассматривает морфы различ.типа)

4.этимология

Словообразование и морфология:

В словообразовании исследуется словообразовательная структура слова, в морфологии формообразующая.

Он белит потолок. Белит – основа бел-, окончание -ит: с точки зрения морфологии указывается на глагол наст.времени, ед.ч., 1 спр.; с точки зрения словообразования «белит» имеет неопр.форму «белить». Белить←белый

Морфологию и словообразование объединяет то, что средством выражения в них являются морфемы. По морфеме можно узнать, к какой части речи относится слово. Сходны по сути словообразовательное и грамматическое значения слова: оно принадлежит не одной единице, а многим: в словах чита-тель, води-тель, писа-тель суффикс -тель имеет значение «лицо, которое совершает действие, названное мотивирующим глаголом».

Словообразование и синтаксис:

Синтаксические отношения, характерные для данного слова, отражаются в его словообразовательных возможностях, семантике производных от него слов.



Учить – в предложении является сказуемым. Соответственно от этого глагола образуется:

- имя действия

- имя действующего (учитель)

- имя прямого обстоятельства действия (ученик)

- имя косвенного обстоятельства действия (учебник)

- имя места действия (училище).

Связь между синтаксисом и словообразованием проявляется в связном тексте. Однокоренные слова используются в тексте как средство связи между отдельными синтаксич.единицами. Он сидел и молчал. Молчание длилось более часа.

Словообразование и лексикология:

В лексикологии слово изучается с точки зрения его значения, стилистической окраски, с точки зрения происхождения слов. Без словообразования невозможно изучить появление новых слов. Чтобы разобрать слово, определить мотивировочную словообразовательную базу, нужно обратить внимание на значение.

Словообразование и морфемика(наука о частях слов). Морфемика – изучает все морфемы языка.

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ,система соответствий, при которой каждому слову (лексеме) языка отвечает совокупность всех его словоформ, т.е. парадигма: рус.слово словарь соотносится с совокупностью своих форм падежа и числа: словарь, словаря, словарю, словари, словарей, словарями. Все формы словоизменения (словоформы) относятся к одной лексеме, т.е. различаются только грамматическим значением (формы словаря и словарю различаются значением падежа), а лексическое значение у них одинаковое. А при словообразовании имеющиеся формы отличаются друг от друга частью своего лексического значения (учить – учитель) и т.о. не могут быть признаны одной и той же лексемой.

В описаниях грамматики языка обычно выделяют классы слов (грамматические разряды), каждый из которых характеризуется своей системой словоизменения, иными словами – разновидностью парадигмы. В каждом таком классе слова изменяются по определенным грамматическим категориям, которые называются словоизменительными для данного класса: для класса русских сущ-х словоизменительными являются категории падежа и числа; для класса местоимений-существительных (кто, себя) – категория падежа; для класса, включающего притяжательные прилаг-е (волчий, дядин), местоимения-прилаг-е (наш, некоторый) и порядковые числительные (первый, десятый) – категории падежа, числа, рода и одушевленности-неодушевленности.

Словоизменение имен (сущ-х, прилаг-х, мест-й, числ-х) называют склонением, словоизменение глаголов – спряжением. Обычно в языках бывают классы неизменяемых слов, на которые понятие словоизменения не распространяется. В русском языке в этот класс входят предлоги, союзы, частицы и др.

Словоизменение отличается от словообразования. При словоизменении изменяется форма одного и того же слова, новое слово не образуется. При словообразовании при помощи аффиксов (суффиксов и префиксов) образуются новые слова: учить - учительница.

Основа словоизменения – это часть слова без окончания. Ее имеют только изменяемые слова. Не имеют служебные слова, несклоняемые сущ-е, прилаг-е в форме сравнит. степени, глаголы в форме инфинитива, деепричастия, наречия, слова категории состояния, модальные слова. Для вычленения основы словоизменения достаточно подобрать ряд форм этого же слова и выделить окончание.

Основа словообразования— это часть слова, к которой присоединяется показатель словообразования (словообразующее средство). Основу словообразования имеют только мотивированные слова. Определить основу словообразования — это значит установить семантические (смысловые) и формальные (структурные) отношения между основами двух родственных слов: анализируемого и исходного, мотивированного и мотивирующего; определить, что при помощи чего образовано. Основу словообразования необходимо вычленять только из начальной формы анализируемого слова.

 

Основа слова – морфологически неизменяемая часть слова, остающаяся после отделения от него словоизменительных и формообразовательных морфем; слово без словоизменительных и формообразовательных морфем.Основа словоформы – часть словоформы, остающаяся после отсечения флексийного морфа и постфиксального морфа -те. При отсутствии этих морфов основа совпадает со словоформой. Основа слова– морфологически неизменяемая часть слова (словоформы), остающаяся после отделения от него всех грамматических (словоизменительных и формообразующих) морфем, выражающая лексическое значение слова.

Основа слова нечленимая– основа слова, не способная делиться на морфемы.

Основа слова прерывистая– основа слова, внутри которой располагается словоизменительные аффиксы, разделяющие ее на части, например: прерыва-(ть)-ся.

Основа слова мотивированная– то же, что основа производная. Это та основа, которая получена после присоединения к мотивирующей основе словообразовательных формантов. Производные основы образованы от других основ. В их составе обнаруживаются живые аффиксы. Производные основы называют предметы и явления действительности мотивированно: дом-ик (маленький дом), на-дом-н-ый (расположенный на доме), комнат-к-а (маленькая комната). Производная основа членима, т.е., кроме корня, в ней выделяются другие морфемы; производная основа может быть непрерывной (рыбк-а, столов-ый, мечта-ть) и прерывистой (встречаюсь, увлекл-а-сь).

Основа слова мотивирующая = основа производящая. Это та основа, на базе которой с помощью словообразовательного форманта, образуется основа мотивированная.

Производная и производящая основы являются ближайшими родственниками, это проявляется в том, что:

- производная основа сложнее производящей по семантике: красный – краснеть (становиться красным);

- производная основа сложнее производящей формально: земл-я – земл-ян-ой;

- при одинаковой формальной сложности производным является слово, которое сложнее по семантике: методика – методист; ученик – ученица (традиционно принято, что существительные женского рода образуются от существительных мужского рода);

- в словах со связанным корнем однозначно определить направление производности нельзя: обуть – разуть;

- в рус.языке есть слова, которые характеризуются множественной производностью (имеют не одно, а несколько мотивирующих слов): мило – премило, премилый – премило; познакомить – познакомиться, знакомиться – познакомиться.

Производные основы образованы от других основ. В их составе обнаруживаются живые аффиксы. Производные основы называют предметы и явления действительности мотивированно: дом-ик (маленький дом), на-дом-н-ый (расположенный на доме), комнат-к-а (маленькая комната).

Непроизводные основы – это основы, в составе которых не выделяются живые аффиксы. Живой аффикс – это морф, значение которого определяется с позиций синхронного словообразования. Непроизводная основа называет предметы и явления немотивированно, непосредственно: дом, комнат-а, бел-ый. Непроизводная основа всегда нечленимА и состоит только из корня. К непроизводной основе присоединяются различные словообразовательные аффиксы (приставки, суффиксы, интерфиксы, постфиксы), в результате этого появляются новые слова с производной основой, например: гор-а горный горн-о-лыж-н-ый; братбрат-ск-ий по-братски.

Основа слова немотивированная– основа слова, в составе которой отсутствуют словообразовательные аффиксы.

Простая основа - содержащая один корень (возможно - в сочетании с аффиксами).

Основа слова сложная– основа слова, содержащая не менее двух корней.

Основа слова членимая– основа слова, способная члениться на морфемы.

Прерывистые основы - включающие в свой состав несловоизменительные постфиксы: две их части разделяются словоизменительным формантом. Таковы основы:

а) глагольных форм, содержащих постфикс -ся/-сь: оде-л-и-сь

б) основы неопределенных местоимений, содержащих постфиксы -то, -либо, -нибудь: какая-либо

в) основы некоторых сложно-составных существительных: шкаф-а-купе

г) основы сложных числительных: сем-и-десят-и

Все прочие основы представляют собой в русском языке непрерывные последовательности фонем.

Основы одного и того же слова, содержащие разные корни (ребёнок - дети, идти - шёл, мы - нас, хороший - лучше), называются супплетивными основами.

Словообразование в синхронном аспекте понимается как такие семантико-структурные отношения между однокоренными словами, которые позволяют одно слово истолковать через другое более простое по семантике и по структуре слово: сущ-е смельчак можно истолковать, используя прилагательное сме-лый: человек, характеризуемый признаком, названным мотивирующим прилагательным смелый, горожанин – человек, живущий в городе, молотилка – машина, предназначенная для производства действия, названного мотивирующим глаголом молотить.

Отношения мотивации – это отношения однокоренных слов, из которых одно, как правило, сложнее другого на единицу смысла и не более чем на один деривационный формант. Производное слово, которое может быть понято и истолковано с помощью ближайшего по смыслу и строению однокоренного слова, называют мотивированным словом. Слова, с помощью которых может быть понято и истолковано более сложное по смыслу и структуре однокоренное слово, называются мотивирующими. Сегмент словообразовательной цепочки, состоящий из мотивирующего и мотивированного слов, называют словообразовательной (деривационной) парой, которая является минимальной комплексной единицей словообразования. Сопоставление слов, входящих в деривационную пару, позволяет определить основы, существенные при словообразовательном анализе. При деривационном анализе приходится иметь дело с тремя типами основ: мотивированной основой, основой мотивирующего слова, мотивирующей базой.

По признаку мотивированность/немотивированность можно разделить слова в языке на две неравные группы. Такие слова, как лес, стол, куст, трамвай, река, рябина, приятель, председатель, вертеть, читать, крутить, свергнуть, крепкий, высокий, темный являются немотивированными, т.к. их значение нельзя объяснить через другие родственные слова, т.е. слова этого типа не могут быть вторыми членами словообразовательной пары. При этом не следует ошибаться при выборе родственных слов. Мотивированное слово то, которое толкуется с помощью однокоренного, но однокоренным является только то слово, с помощью которого это можно сделать. Мотивированных слов в языке гораздо больше. Если установлено путем подбора мотивирующего члена деривационной пары, что анализируемое слово является мотивированным, мы получаем право назвать его основу мотивированной: основы слов гор-а, рябин-а, приятель-ø, исправник-#, удовопьствиj-э нельзя объяснить с помощью менее сложных однокоренных слов из-за их отсутствия, т.е. невозможна деривационная пара, следовательно – основы перечисленных слов являются немотивированными, основы же слов дружинник-v ('член дружины', деривационная пара – дружина дружин-ник), зверьj-о ('совокупность зверей', деривационная пара: зверь - зверь-j-o), являются мотивированными.

Мотивированное слово включает в свой состав часть мотивирующего: сравнивая слова, входящие в деривационную пару ощутить – ощущение, заметим, что их общая часть равна сегменту ощущ-, этот общий для сравниваемых слов сегмент отличается от основы мотивирующего слова по двум признакам: во-первых, он линейно короче, основа мотивирующего слова ощут'-и-, во-вторых, отличается фонемным составом, в основе мотивирующего [т], в общем для двух слов сегменте [щ]. Общую часть мотивированного и мотивирующего слова в том виде, какой она имеет в составе мотивированной основы называют мотивирующей базой. Мотивированная основа состоит из двух частей – мотивирующей базы, которая выражает некоторую общую для двух слов семантику, отсылая тем самым к мотивирующему слову, и словообразовательного форманта, который вносит новое значение, отличающее семантику мотивированного (производного) слова от семантики мотивирующего (производящего) слова. Структура мотивированной основы может быть представлена в виде формулы: мотивированная основа = мотивирующая база + словообразовательный формант.

Мотивированное слово – это производное слово, которое может быть понято и истолковано с помощью ближайшего по смыслу и строению однокоренного слова: рыбак – тот, кто занимается ловлей рыбы; волчонок – детёныш волка.

Его черты: * оно всегда находится в формальной и семантической связи с исходным по отношению к нему словом * его главные черты – мотивированность его лексического значения, обусловленность его значением исходного слова (домик ← дом, побеждать ← победитель). * основы мотивированных слов хар-ся большей формальной сложностью, чем основа исходных слов, т.к. в их состав входит словообразующее средство, участвующее в их образовании (дом (2 основы: корень дом + окончание нулевое) → домик (3 основы: корень дом + суффикс ик + окончание нулевое)).

Его признаки: * при различии лексических значений мотивированное слово – то, которое обладает большей формальной сложностью (горох → горошина (МС)) * при празличии лексических значений, но равной формальной сложности, мотивированное слово – то, которое хар-ся большей семантической сложностью (химия → химик (тот, кто занимается химией => его значение можно вывести через значение другого слова) * при тождестве всех компонентов значения слов, кроме значения части речи, мотивированное слово – то: а) глагол + ИС → ИС (косить – косьба, т.к. обозначает действие по глаголу) б) ИП + ИС → ИС (красный – краснота, т.к. обозначает опредмеченный признак) в) ИП + наречие на –о, -е → наречие (горячий – горячо)г)ИП + наречие → наречие (вчера – вчерашний), но тогда определяется по большей формальной сложности д)стилистически окрашенное слово + нейтральное слово (гуманитар – гуманитарный).


Деривация –учение о словообразовательной роли морфем, о способах образования слов, о закономерностях современного словообразования.

Словообразовательная мотивация –отношения, в которых находятся производное и исходное слово. Однокоренные слова могут находиться в отношении последовательной производности – они часто представляют собой такие последовательности слов – СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ – в которых предшествующее слово выступает как производящее по отношению к последующему (друг → дружеский → по-дружески)

Словообразовательное значение мотивированных слов –общее значение, которое отличает все производные слова данного типа от производящих. Его носитель – словообразовательный формант (-тель- - значение: лицо по роду деятельности; -ну- - значение: однократность действия глагола; -оват- -значение: неполнота признака).

СЗ более абстрактно и отмечается у целого ряда слов (медвежонок, верблюжонок, зайчонок...), тогда как лексическое значение призвано дифференцировать слова, выделить слово среди других слов, выявить его «индивидуальность».

Словообразовательный тип –основная единица словообразовательной системы. Это формально-семантическая схема построения слов, характеризующихся общностью: а) части речи мотивирующей основы; б) словообразовательного форманта, отличающего мотивированные слова от мотивирующих; в) словообразовательного значения: глаголы прыгнуть, свистнуть, толкнуть, моргнуть принадлежат к одному и тому же словообразовательному типу, т.к. они мотивируются глаголами прыгать, свистеть, толкать, моргать, имеют общий формальный показатель – суффикс –ну(ть), имеют общее словообразовательное значение «однократно совершить действие, названное мотивирующим глаголом».

Словообразовательная модель –формальная разновидность внутри одного и того же словообразовательного типа, более мелкая единица, выделяемая по каким-либо морфонологическим особенностям. Слова одного и того же типа могут производиться по разным моделям:

* с чередованием фонем и без него (Рига – рижский, Таганрог – таганрогский или таганрожский)

* с помощью интерфиксов и без них (Ленинград – ленинградский, Ялта – ялтинский)

* с усечением основы и без усечения (самбо – самбист, каноэ – каноэист)

* с наложением морфов и без наложения (красный – красн-оват-ый, лил-ов-ый – лил-оват-ый)

Словообразовательное гнездо ≈ семья слов –совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации в виде словообразовательных цепочек и словообразовательных парадигм.

смельчак

смелый смело

осмелиться

Словообразовательная парадигма -совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства. В русском языке СП разветвленные и могут насчитывать более 10 членов: белый – белеть, беленький, белизна, белок. СП распадаются на блоки, включающие производные одной части речи: субстантивный, глагольный, адъективный, наречный. В парадигме слов разных частей речи имеются черты сходства и различия. Наибольшее сходство наблюдается в парадигме слов, относящихся к одной части речи и к одной лексико-семантической группе. У глаголов словообразовательные парадигмы разнообразнее чем у других частей речи.

Словообразовательная цепочка слов –ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности (производности), или совокупность мотивированных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно мотивирующей для последующей: учить → учитель → учительница. Производные слова в словообразовательных цепочках принадлежат к первой и последующим ступеням словообразования:

1 2 3 4

черствый → черстветь → зачерстветь → зачерствелый → зачерствелость

Способ словообразования –это более крупная, чем словообразовательный тип; единица классификации, объединяющая ряд типов, характеризующихся одним и тем же видом форманта (префикс, суффикс, постфикс). Способы словообразования определяются по словообразовательному форманту. Различают:

* морфемные (морфологические) способы – способы сл-ния, в которых основные средства, выражающие словообразовательное значение производных слов, - морфемы (приставочный, суффиксальный…)

* неморфемные – в образовании слов принимают участие не морфемы, а другие средства: порядок следования частей производного слова, изменение характера словоизменения:

а) морфолого-синтаксический – образование новых слов путем перехода одних частей речи в другие (столовая)

б) лексико-синтаксический ≈ сращение – слияние (сращение) зависимого слова с главным словом словосочетания (долгоиграющий, быстрорастворимый)

в) лексико-семантический – образование слов в результате распада многозначного слова на омонимы (пионер – «первый в чем-то», пионер – «член детской коммунистической организации»)

См. 12)

Производящая основа, т.е. основа, от которой образована любая производная основа, с семантической точки зрения может быть названа мотивирующей основой. Производная основа как мотивированная всегда содержит в своем составе мотивирующую основу. Мотивирующая и мотивируемая основы (слова) составляют словообразовательную пару основ (слов): слова хлеб и хлеб-н-ый, роза и роз-очк-а, гора и при-гор-ок составляют словообразовательные пары, т.к. первые являются структурной базой для вторых, первые являются мотивирующими словами для вторых (хлеб-н-ый - относящийся к хлебу, связанный с хлебом, роз-очк-а - маленькая роза, при-гор-ок - небольшая гора). Следовательно, слова хлебный, розочка, пригорок по форме и по смыслу соотносятся со словами хлеб, роза, гора и образуют с ними словообразовательные пары. Слова же хлебец и хлебница, розочка и розовый, пригорок и горняк не составляют словообразовательных пар, несмотря на то, что являются родственными словами и входят в одно словообразовательное гнездо. Следовательно, родственные слова в гнезде располагаются не хаотично, а выстраиваются в определенные пары слов, связанных формально-смысловыми отношениями.

Мотивированное слово включает в свой состав часть мотивирующего: сравнивая слова, входящие в деривационную пару ощутить – ощущение, заметим, что их общая часть равна сегменту ощущ-, этот общий для сравниваемых слов сегмент отличается от основы мотивирующего слова по двум признакам: во-первых, он линейно короче, основа мотивирующего слова ощут'-и-, во-вторых, отличается фонемным составом, в основе мотивирующего [т], в общем для двух слов сегменте [щ]. Общую часть мотивированного и мотивирующего слова в том виде, какой она имеет в составе мотивированной основы называют мотивирующей базой. Мотивированная основа состоит из двух частей – мотивирующей базы, которая выражает некоторую общую для двух слов семантику, отсылая тем самым к мотивирующему слову, и словообразовательного форманта, который вносит новое значение, отличающее семантику мотивированного (производного) слова от семантики мотивирующего (производящего) слова.

Словообразовательное средство –внешний формальный показатель мотивированного слова, служащий показателем его мотивированности, отличающий данное мотивированное от мотивирующего слова.

 

Мотивированное слово (производное слово) –всякое мотивированное слово бинарно (двучленно): оно состоит из двух частей – мотивирующей основы и форманта. Мотивированным признается слово, обладающее следующими признаками.

1) При различии лексических значений сопоставляемых слов мотивированным является то, которое характеризуется большей формальной сложностью, т.е. содержит в основе большее количество вычленяемых (помимо корня) звуковых отрезков: горох – горошина; бежать – выбежать.

2) При различии лексических значений этих слов и одинаковом количестве вычленяемых в основах звуковых отрезков – мотивированным является слово, характеризующееся большей семантической сложностью: химия – химик («тот, кто занимается химией»), художник – художница («женщина – художник»).

3) При тождестве лексических значений сопоставляемых слов в парах «глагол – существительное, обозначающее действие по этому глаголу» (косить – косьба, дуть – дутье, выходить – выход, атаковать – атака), «прилагательное – существительное, обозначающее тот же признак, что прилагательное» (красный – краснота, синий – синь, широкий – ширь), независимо от количества вычленяемых в основе слова звуковых отрезков, мотивированным признается существительное, поскольку значения действия и признака являются общими категориальными значениями соответственно глагола и прилагательного, но не существительного.

 

Суффиксальный способ словообразования (суффиксация) - выражение деривационного значения с помощью ^ и системы флексий производного слова. Как правило, производные одного и того же словообразовательного типа относятся к одному и тому же типу словоизменения. Но среди суффиксальных сущ-х есть такие типы, в которых производные в зависимости от каких-то причин имеют разные парадигмы словоизменения. Выбор парадигмы производного может зависеть от грамматических признаков производящего, например категории одушевленности. Отглагольные сущ-е с ^ -л-, обозначающие производителя действия, относятся к общ.р., если они обозначают лицо (объедала, обдирала, зубрила), а если они обозначают предмет, то к ср.р. (пугало, кадило).

Суффикс как словообразовательный аффикс характеризуется следующими особенностями:

1) классифицируются в зависимости от принадлежности суффиксальных производных к определенной части речи,

2) суффиксы, кроме словообразовательного значения, являются носителями определенного грамматического значения

3) одни суффиксы образуют слово той же части речи, что и мотивирующее слово, другие – переводят производное слово в другую часть речи

4)при словообразовании суффикс присоединяется к основе мотивирующего слова.

5)словообразовательный суффикс может иметь нулевое выражение.

Суффиксация действует в словообразовании всех частей речи. Производные могут относиться как к той же части речи, что и производящие, так и к иной.

Сущ-е: переплёт - переплёт-чик, учи-тель - учитель-ница; жёлтый - желт-ок; мечтать - мечта- т ель.

Прилаг-е: мама - мам-'ин, асфальт - ас-фальт-ов-ый, глаз - глаз-аст-ый, разрезать - раз-рез-н-ой.

Глаголы: лентяй - лентяй-нича-ть, белый -бе-л-е-ть.

Наречия: быстрый - быстр-о, светлый - светл-о.

Префиксальный способ словообразования (префиксация) - выражение деривационного значения производного слова с помощью префиксов действует в словообразовании всех частей речи, но при префиксации (в отличие от суффиксации) производное всегда относится к той части речи, что и производящее.

Префикс как словообразующий аффикс отличается от суффикса следующими признаками:

1) префиксы не закрепляются за определенными частями речи

2) префиксы несут добавочную лексическую семантику и не содержат грамматических значений, выражаемых с помощью флексий, поэтому префикс присоединяется при словообразовании к мотивирующему слову целом, образуя ту же часть речи, что и мотивирующее слово.

Сущ-е: город - при-город, радикал - ультра-радикал, атака - контр-атака, удача - сверх-удача, фашист - анти-фашист, красавица - рас-кра-савица, автор - со-автор.

Прилаг-е: умный - пре-умный, прочный - сверх-прочный, военный - aнти-военный.

Глаголы: читать - пере-читать, бежать - вы-бе-жать, думать - раз-думать, звенеть - за-звенеть.

Наречия: быстро - пре- быстро, глупо - сверх-глупо.

Постфиксальный– словообразовательный элемент – постфикс, стоящий в конце, но присоединенный не к производящей основе, а к мотивирующему слову в целом, как префикс, и образует ту же часть речи, что и мотивирующее слово: учить – учиться, где – где-то.

Нулевая суффиксация - выражение деривационного значения производного слова с помощью нулевого суффикса - может выступать в чистом виде и в сочетании с другими словообразовательными средствами. Нулевая суффиксация без применения других средств словообразования представлена только в словообразовании сущ-х. Сюда относятся отглагольные и отадъективные сущ-е со значением отвлеченного действия (приход, вывоз), отвлеченного признака (синь, сушь, гниль), лица, названного по действию (обжора, заика).

Префиксально-суффиксальный способ - в качестве форманта используются префикс и суффикс. Оба аффикса участвуют в едином акте словообразования одновременно. Внутри префиксально-суффиксального способа словообразования различаются два подвида:

1) производящим является сочетание существительного с предлогом. Предлог в составе производного преобразуется в приставку, наряду с приставкой в состав производного входит суффикс.

Сущ-е: без денег - без-денеж-j(е), за рекой-за-реч-j(е), под окном-под-окон-ник, на рукаве - на-рукав-ник.

Прилаг-е: на столе - на- столь- н(ый), при школе-при-школь-н(ый), меж колхозами-меж-колхоз-н(ый)

2) в качестве производящей используется основа какой-либо части речи, к которой одновременно присоединяются приставка и суффикс. Производное не соотносится с сочетанием с предлогом.

Сущ-е: накипь - анти-накип-ин, сын - па-сын-ок, курс - со-курс-ник, нос - пере-нос-ица.

Прилаг-е: размер - со- размер -н(ый), пре-дел - со-предель-н(ый).

Глаголы: читать - в-читать-ся, думать - за-ду-мать-ся, бегать - на-бегать-ся, простой - у-про-ст-и-ть, близкий - при-близ-ить, меньше - у-меньш-ить.

Наречия: умный - по-умн-ому, честный - по-честн-ому, благородный - по-благородн-ому; французский - по-французск-и.

 

Префиксально–постфиксальный– словообразовательный элемент - два аффикса – префикс и постфикс, присоединяемые к целому слову: звонить-созвониться, говорить-проговориться.

 

Суффиксально–постфиксальный– словообразовательный элемент – два аффикса – суффикс и постфикс: толпа – толпиться, ветвь – ветвиться.

Префиксально-суффиксально-постфиксальный - словообразовательный элемент – все три аффикса: префикс, суффикс и постфикс: шептать – перешептываться.

Чистое сложение - производное слово образовано путем соединения одной или нескольких основ какой-либо части речи с самостоятельным словом. Последний компонент - основной в сложении, т.к. именно он является носителем морфологических показателей. Этот способ действует в словообразовании сущ-х и прилаг-х. Начальный член (или члены) может находиться с основным как в равноправных отношениях - отношениях сочинения (черно-белый, сине-зелёный, диван-кровать, плащ-палатка), так и в неравноправных - отношениях подчинения (водонепроницаемый, засухоустойчивый). В состав словообразовательного форманта при чистом сложении входят: а)интерфикс, указывающий на связь компонентов сложного слова б) единое основное ударение, преимущественно на опорном компоненте. Интерфикс может быть нулевым (царь-пушка).

Сложение:

а) сложение двух целых слов: лет-чик-’ + космо-навт-’ ® летчик-космонавт-’, диван-’+ кровать-’ ® диван-кровать-’;

б) сложение части слова с целым: коммун-ист-ическ-ая партиj-я ® ком-партиj-я, стен-н-ая газет-а ® стен-газет-а;

в) сложение основ с помощью соединительных гласных о и е: белый + снежный ® бел-(о)-снеж-н-ый, син-ие глаз-а ® син-(е)-глаз-ый;

Сложение в сочетании с нулевой суффиксацией - выражение деривационного значения производного слова с помощью словосложения и нулевой суффиксации - действует в словообразовании существительных (с общим значением действия - ледоход, сенокос, со значением действующего лица - скалолаз, блюдолиз, зубоскал) и прилагательных (светловолосый, белозубый).

 

Сложносуффиксальный способ - выражение деривационного значения производного с помощью словосложения и суффиксации - действует в словообразовании сущ-х: орденоносец, канатоходец, землепроходец.

 

Компоненты, входящие в сложение, могут объединяться:

а) без интерфикса. При производстве сущ-х продуктивны сложения типа вагон-ресторан, плащ-палатка, платье-костюм, диван-кровать. Они объединяются отношениями сочинения.

б) посредством интерфикса. Этот вид сложений составляют слова типа лесостепь, морозоустойчивый. Он включает и сущ-е, и

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.