Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика формирования морфологической стороны речи





Дошкольного возраста

Задания по группам

1. Выделите понятия, встречающие в тексте. Раскройте их.

2. Выделите условия формирования грамматического строя речи в дошкольном возрасте.

3. Обоснуйте тезис «процесс усвоения грамматики связан с когнитивным развитием ребенка, с формированием языковых обобщений». Как можно отличить грамматическую ошибку в словообразовании от детской инновации (словотворчества)?

4. Раскройте основные закономерности и особенности усвоения детьми дошкольного возраста грамматического строя русского языка.

5. Проанализируйте задачи и выделите последовательность в формировании грамматического строя речи.

Сущность понятия "грамматика"

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса.

Грамматика стала предметом изучения в 50х годах XX века по выходе в свет фундаментального труда А.Н. Гвоздева "Формирование грамматического строя языка русского ребенка", который по сей день оказывает влияние на теорию и практику развития речи детей дошкольного возраста.



Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми.

Грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах.

Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то чем выражено. Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна).



 

Характер освоения грамматического строя

 

Освоение грамматического строя носит спонтанный характер (термин А.В. Запорожца), совершается в общении со взрослыми и сверстниками через разрешение противоречий между имеющимися в распоряжении ребенка средствами и теми требованиями к ним, которые объективно накладываются условиями речевого общения, между желанием и достигнутым результатом. Речевое развитие и освоение грамматического строя языка жестоко страдают, если ребенок пребывает в нервозной, нездоровой обстановке, если остается без присмотра, если бедна окружающая его педагогическая (предметы, игрушки, материалы для деятельности) и языковая среда, если он недосыпает, хворает простудными заболеваниями.

Спонтанность развития, вовсе не означая отсутствия педагогического руководства, предполагает такое взаимодействие взрослого и ребенка, при котором последний – подлинный субъект деятельности, самостоятельно активно действующий и осваивающий предметный мир и язык. Вместе с тем в этой ситуации важна роль взрослого, который откликается на активность ребенка, создает материальные условия, педагогическую среду, сам активно обращен к ребенку, вовлекая его в совместную деятельность, в общение.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.



Задачи формирования грамматического строя

Задачи грамматической работы включают:

  • обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, синтаксическими, словообразовательными) на основе активной ориентированной деятельности в окружающем мире и звучащей речи;
  • расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное);
  • развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.

 

В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления:

  • предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования;
  • эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей;
  • совершенствовать синтаксическую сторону речи;
  • развивать чуткость и интерес к форме своей речи;
  • содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

В соответствие с этим можно выделить следующие основные задачи работы на каждом возрастном этапе.

В младшем и среднем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи: согласованность слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов – с помощью приставок. В старших группах, помимо этого, идет совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, исключений морфологического порядка, усваивание способов словообразования всех частей речи, в том числе причастий. В этот период важно формирование ориентировки ребенка на звуковую сторону слов, воспитание интереса и критического отношения к образованию словоформ, стремление к правильности своей речи, умение исправить ошибку, потребности узнавать грамматические нормы.

 

Методика формирования морфологической стороны речи

 

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложении, согласование в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения.

У детей встречаются ошибки в чередовании согласных (ухо – «ухи» вместо уши), в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи) и сравнительной степени прилагательного (красивее, глубже, слаще, тверже, выше). Трудности для ребенка представляют сочетания существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий глаголов хотеть, звонить.

Поэтому, освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, в этом возрасте продолжается. Усвоение грамматики облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.

Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (треттий ряд, пятый стол), употреблений их, к ним и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными.

На данном возрастном этапе ставятся задачи:

· учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре;

· воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно.

 

Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в связи с развитием связной речи.

В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к словесным приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексика - грамматические упражнения).

По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих детей. Необходимо также создавать условия для речевого творчества – самостоятельного образования трудных форм слова.

Правильными методическими приемами воспитатель побуждает мыслить самостоятельно, предупреждает ошибки. Так, знакомя с образованием множественного числа, от нового для детей слова ягненок, воспитатель напоминает, что, например, о детенышах корова во множественном числе говорят телята, и предлагает подумать, как можно сказать, если ягненок не один, а их много (ягнята). Дети образуют эту форму самостоятельно.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.