|
Особенности спорта на современном этапе жизни общества.
Лекция 11
1. Спорт и политика.
2. Бизнес и спорт.
1.
Несмотря на то что лозунг «Спорт — вне политики!» был и остаётся популярным, в действительности он выполняется далеко не всегда. Спортсмены — люди, а могут ли смертные быть вне политики? И если политика влияет на спорт, то и спорт влияет на политику и политиков.
«СВЯЩЕННЫЕ ПЕРЕМИРИЯ»
Даже древнегреческие Олимпийские игры не обходились без политических мотивов. Речь идёт об экехирии — замечательной традиции, запрещавшей греческим городам-государствам вести войны, когда лучшие спортсмены состязались в Олимпии. Всеобщее перемирие в Элладе продолжалось три месяца — столько времени требовалось для подготовки атлетов к Играм, участия в них, для путешествия в Олимпию и обратно. Традиция экехирии соблюдалась неукоснительно: вчерашние враги мирно соревновались за право стать самыми быстрыми, сильными и ловкими среди эллинов. В 480 г. до н. э. персы вторглись в Грецию, но Игры в Олимпии не были отменены. Древнегреческий историк V в. до н. э. Геродот свидетельствовал, что после поражения греков под Фермопилами «к персам прибыло несколько перебежчиков из Аркадии... Их привели пред, очи царя и спросили, что теперь делают эллины... Аркадцы отвечали, что эллины справляют олимпийский праздник».Услышав, что греки сражаются ради венков из оливковых ветвей, один из персов сказал своему царю: «Против кого ты ведёшь нас в бой? Ведь эти люди состязаются не ради денег, а ради доблести!>>.
Тем не менее не стоит переоценивать «священные перемирия»: позднее они часто нарушались, а после окончания Игр войны возобновлялись.
Оградить спорт от политики стремился и французский просветитель Пьер де Кубертен — основатель современных Олимпийских игр. Однако он понимал, что сделать это невозможно. Уже первые современные Игры 1896 г. в Афинах послужили политическим целям. Успех на Олимпиаде поднял международный престиж Греции. Историки утверждают, что использование спортивных достижений в качестве доказательства национального превосходства началось именно с победы греческого бегуна Спироса Луиса в марафоне.
Участие в Олимпийских играх порой становилось частью борьбы стран и народов за независимость. Так, Финляндия (в то время часть Российской империи) перед Олимпиадой 1908 г. выразила желание выступить самостоятельно, но Россия воспрепятствовала этому. Очередную попытку финны предприняли на Олимпийских играх 1912 г. Выйти под собственным флагом им вновь не позволили, зато в колонне российских спортсменов они шли отдельной группой, неся табличку с надписью: «Финляндия».
Подобную борьбу вели и спортсмены Богемии (ныне Чехия), входившей в Австро-Венгрию. Однако на стокгольмской Олимпиаде 1912 г. спортсмены Богемии были вынуждены выступать под флагом империи Габсбургов.
Руководство многих стран стремилось с помощью Игр показать миру преимущества своей идеологии или продемонстрировать социально-экономические, научные и культурные достижения. Именно поэтому Германия (1936 г.), Япония (1964 г.), СССР (1980 г.), США (1984 г.), Корея (1988 г.) и Австралия (2000 г.) активно боролись за право на проведение Олимпийских игр. Впрочем, политические цели ставились не только на Олимпиадах, но и на всех крупнейших спортивных состязаниях на планете.
ЭХО ПРОТИВОСТОЯНИЯ
В 50—80-х гг. XX в. наибольшее влияние на спорт оказало идеологическое противоборство США и СССР, ФРГ и ГДР, США и Кубы. В ход пускались средства, противоречащие идеалам олимпизма и самой природе спорта. Лидировали здесь СССР и США. Известный политический обозреватель Б. Джилберт писал в журнале «Спорте Иллюстрейтед»: «Американское отношение к проблеме политики и спорта всегда было двусмысленным и бесчестным. Когда мы выигрывали, то заявляли, что наши победы символизируют преимущества демократии и свободного предпринимательства. Когда проигрывали, жаловались, что противная сторона вносит политику в спорт и обманным путём использует свою социальную систему для производства чемпионов». Мюнхенская Олимпиада 1972 г. стала ярким примером такой реакции. Комментаторы из США убеждали мир, что их парней ограбили заграничные политиканы, имея в виду поражение, которое нанесла американским баскетболистам советская команда.
Вот как описывал обстановку в команде США накануне Игр-1952 в Хельсинки олимпийский чемпион десятиборец Роберт Матиас: «На американских атлетов было оказано гораздо большее давление, чем перед Играми 1948 г., из-за участия русских. Их представляли... настоящими врагами, нам необходимо было победить их». Что же говорить о психологическом состоянии советских спортсменов. От них в условиях сталинского режима требовали только побед. Им внушали, что проигрыш равнозначен поражению страны. Нет ничего предосудительного в том, чтобы спортсмены мечтали об олимпийских медалях. Но обе страны перенесли дух начавшейся «холодной войны» в спорт.
В истории известны случаи, когда политические организации и даже отдельные лица использовали спорт для привлечения внимания мировой общественности к некоторым фактам, процессам и явлениям, происходящим в мире. Так, на Играх 1968 г. в Мехико спортсмены-афроамериканцы выразили протест против расовой дискриминации в Соединённых Штатах. Политический характер носила и террористическая акция организации «Чёрный сентябрь» против израильских спортсменов на Олимпийских играх 1972 г. в Мюнхене (см. статью «Олимпийский ренессанс).
БОЙКОТ
Многие государства для влияния на политику других стран использовали бойкот Олимпийских игр. Так, например, в Играх XXI Олимпиады в Монреале (1976 г.) не приняли участия 28 делегаций африканских государств в знак протеста против приглашения команды Новой Зеландии — страны, поддерживавшей связи с расистским режимом ЮАР.
Соединенные Штаты бойкотировали Олимпийские игры 1980 г. в Москве, выражая тем самым протест против ввода в Афганистан советских войск. Администрация президента США Дж Картера оказала давление на правительства многих стран, добиваясь от них поддержки. В итоге ФРГ, Канада, Япония, Италия и другие государства также отказались от участия в Играх. Некоторые же страны, наоборот, продемонстрировали нежелание подчиняться нажиму. В частности, президент Франции Валери Жискар д'Эстен поддержал национальный олимпийский комитет, направивший делегацию в Москву: глава государства не только проявил уважение к французским спортсменам, но и подчеркнул независимость своей страны. А правительство Великобритании во главе с Маргарет Тэтчер присоединилось к бойкоту. Впрочем, благодаря моральной и финансовой поддержке общественности Британская олимпийская ассоциация отстояла право английских спортсменов участвовать в Играх XXII Олимпиады. Последовали их примеру и итальянские атлеты.
В свою очередь СССР, большинство социалистических и ряд развивающихся стран по политическим соображениям не прислали делегации в Лос-Анджелес на Игры 1984 г. Слово «бойкот» не фигурировало в заявлении советских спортивных руководителей, упор делался на антисоветскую истерию в США, опасность пребывания советских спортсменов в Америке. Но в действительности СССР расплатился с США той же монетой за бойкот московской Олимпиады.
2.
ПОЛИТИКИ, СПОРТСМЕНЫ, БОЛЕЛЬЩИКИ
Государственные и политические лидеры многих стран, в первую очередь США, в своих предвыборных кампаниях старались обратить себе на пользу достижения известных спортсменов. Ещё в 1972 г. Ричард Никсон привлёк для этого выдающихся спортсменов Дж. Оуэнса и У. Чембсрлена. В 1976 г. Джералда Форда поддерживали П. Флеминг, Д. де Верона, К, Эверт, а Джимми Картера — М. Али, Т. Нобис, X. Аарон, А. Эш. То же продолжалось и на президентских выборах в 80—90-х гг.
Если бойкот Олимпийских игр в Москве способствовал поражению Дж. Картера на президентских выборах 1980 г., то победа американцев на Играх в Лос-Анджелесе сыграла положительную роль на президентских выборах 1984 г. «Игры показали, как следует эксплуатировать патриотизм американцев во время избирательной кампании. После такой Олимпиады Рейгану не понадобился даже съезд республиканской партии. Если США заработали столько медалей, то может ли быть плохой администрация?» — язвили политические обозреватели.
В ФРГ ещё в 1974 г. руководство Социал-демократической партии (СДПГ) утвердило документ под названием «Поддержка спорта. Основные направления». В нём были сформулированы принципы спортивной политики. Ни в одной другой стране во главе спортивных организаций не стояло так много государственных и политических деятелей, как в ФРГ. Аналогичная картина наблюдалась и в СССР. Большинством федераций руководили государственные и общественные деятели, а правительству риулярно докладывали о подготовке к Олимпийским играм, чемпионатам мира и об их итогах.
Первый президент России Б. Н. Ельцин умело использовал пристрастие сограждан к спорту для повышения собственного престижа. Он неплохо играл в волейбол, болел за свердловскую «Уралочку». Позднее переключился на теннис, и тогда начался настоящий бум — на корты отправились политики, министры, банкиры...
Часто футбольные болельщики, не имея возможности открыто выступить против ненавистного режима, не поддерживали команду, которую предпочитал глава государства. Так, испанские любители футбола не болели за мадридский «Реал», любимую команду тогдашнего руководителя Испании Франсиско Франко.
«...ИНСТРУМЕНТ УСТАНОВЛЕНИЯ БРАТСТВА И МИРА»
Понятия «спорт» и «политика» нельзя отделить друг от друга. Но хотелось бы, чтобы спорт содействовал взаимопониманию, миру и дружбе между народами. «В силу своей универсала новости спорт присутствует на мещуна-родной арене как инструмент установления братства и мира. Олимпийские идеалы ещё до возникновения международных организаций способствовали единению народов, несмотря на разделяющие их границы. Спорт украшает жизнь и оживляет жгучее стремление людей к справедливости и миру во всём мире», — писал в 1984 г, президент МОК Хуан Антонио Самаранч главе Римско-католической церкви Иоанну Павлу II. И не случайно Папа Римский направил организаторам и участникам Олимпийских игр 1988 г', в Сеуле послание, в котором говорилось: «XXIV Олимпиада — это великолепная возможность для развития взаимопонимания в семье наций. Я молюсь, чтобы Игры создали новые узы дружбы, гармонии и благополучия, чтобы они способствовали делу мира». Давно миновали времена, когда спорт считали только развлечением и отдыхом. В XX в. спортивные и финансовые интересы сплелись в один тутой узел. В результате спорт превратился в громадную индустрию. К пей оказались приобщены десятки миллионов людей.
На рубеже XX и XXI вв. мировой спорт ежегодно вовлекал в оборот около 500 млрд долларов — сумму, сопоставимую с бюджетом США и во много раз превышающую бюджет России. С деньгами, многомиллионными затратами и прибылями связано всё, чем спорт привлекателен для человека; укрепление здоровья, зрелище и самовыражение — победы и рекорды. Спорт давно уже стал товаром, который продастся и покупается.
Предпринимательская деятельность в спорте ведётся по многим направлениям (физкультурно-оздоровительные услуги; продажа билетов на соревнования; продажа прав на теле-и радиотрансляцию; производство и продажа спортивных изделий, обуви, одежды, снаряжения, инвентаря; спортивные лотереи, гемблинг, т. е. азартные игры, где делаются ставки на результаты состязаний; спортивное строительство; рекламно-спонсорская деятельность и др.).
В спортивное движение входят три самостоятельные, но тесно связанные отрасли:физическая культуракак основа здоровья человека; спорт высших достижений (или олимпийский спорт) как мера человеческих возможностей и показатель политической, социальной и экономической состоятельности государства; наконец, профессиональный спорт как зрелище и явление массовой культуры. Каждая из этих отраслей обладает собственной экономикой и развивается по своим законам.
ЗДОРОВЬЕ ЗА ДЕНЬГИ
Когда-то считалось, что здоровье нельзя купить за деньги. Сегодня менеджеры разветвленной сети физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных центров и фитнес-клубов опровергают это мнение, предлагая любому желающему целый набор услуг, направленных на закаливание организма.
В наши дни за плату доступен любой вид спорта — от простого бега трусцой до прыжков с парашютом. В распоряжение клиентов предоставляются не только спортивные арены (стадионы, бассейны, площадки для игр), но и тренажёрные залы, солярии, бани и сауны, где можно провести досуг, набраться сил и энергии.
МИЛЛИОНЫ НА ПОДГОТОВКУ ЧЕМПИОНОВ
Для того чтобы вырастить всего лишь одного олимпийского чемпиона, необходимо затратить десятки миллионов долларов.
Например, в школе спортивной науки Университета Южной Австралии подсчитали, что каждая из 16 золотых олимпийских медалей, завоёванных в Сиднее австралийскими спортсменами, обошлась налогоплательщикам Зелёного континента примерно в 30 млн долларов (и это без стоимости самих Игр, которая составляет 2,7 млрд долларов). Очевидна прямая зависимость между потраченными на спорт деньгами и полученными наградами: никогда прежде спортсмены Австралии не получали на Олимпийских играх столько «золота», как в Сиднее.
Подготовка чемпиона начинается с юного возраста. В России, например, — в детско-юношеских спортивных школах. Затем молодые дарования переходят в специализированные школы. В дальнейшем подающие надежды спортсмены повышают квалификацию в школах олимпийского резерва. На содержание этих учебно-спортивных заведений ежегодно тратятся миллиарды рублей.
Около 2 тыс. членов российских национальных сборных по 50 видам спорта получают ежемесячно зарплату до 10 тыс. рублей, а победителям соревнований полагаются ещё и большие премии. Например на летних Олимпиадах в Атланте и Сиднее, а также на зимних Олимпийских играх в Нагано наши спортсмены получили от государства за первое место 50 тыс. долларов, за второе — 20 тыс., за третье — 10 тыс. долларов. Дополнительно Олимпийский комитет РОССИЯ вручил по 50 тыс. долларов каждому олимпийскому чемпиону.
Источники финансирования всех национальных олимпийских комитетов, включая российский, одинаковы, Это отчисления из государственного бюджета, пожертвования фирм и частных лиц, спонсорская помощь, доходы от лотерей, прибыль от коммерческой деятельности. Значительные суммы поступают от МОК,
ЧЕМ ДОРОЖЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Организация Олимпийских игр требует больших средств. Например, затраты на подготовку и проведение летних Олимпиад составили: в Барселоне — 1,635 млрддолларов (1992г.); в Атланте — 1,7 млрд (1996 г.); в Сиднее — 2,7 млрд (2000 г.). Растут расходы и на зимние Олимпийские игры. При подготовке к ним одновременно совершенствуются ш 1фраструктуры тех городов, где проводятся Игры, Так, в Сеуле из 2,5 млрд долларов около 1,7 млрд пошло на строительство олимпийской деревни, телецентра, дорог, расширение сети метрополитена, очистку реки Хан. Важные преобразования произошли в 1980 г, и в Москве: появились суперсовременные спортивные арены, спорткомплекс «Олимпийский», гребной канал и велотрек в Крылатском, открылся новый международный аэровокзал Шереметьево-2, была проложена сеть дорог и проспектов.
Неудивительно, что городов-пре-гендснтов принять Олимпийские игры всегда много. Например, в 2000 г. с Сиднеем боролись Берлин, Бразилиа, Пекин, Стамбул, Манчестер, Милан и Ташкент. Девять городов подали заявки на проведение зимних Олимпийских игр 2002 г., и в конкурсе победил американский Солт-Лейк-Сити.
ЭРА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Профессиональный спорт зародился в Соединённых Штатах. Он возник, когда был продан первый билет на соревнования, а владельцы команд начали получать прибыль и из неё платить спортсменам за выступления в турнирах. Случилось это в конце XIX в.
Профессионализм стал неотъемлемой чертой многих индивидуальных видов спорта: тенниса и гольфа, авто- и мотогонок, бокса и борьбы, конных скачек и лёгкой атлетики. Однако наиболее глубоко он проник в игровые виды спорта, прежде всего в американский футбол и бейсбол, баскетбол и хоккей. Именно в США профессиональный спорт достиг апогея: в его ежегодный оборот включены десятки миллиардов долларов. На американском континенте профессиональный спорт окончательно утвердился в 1876 г., когда была основана Национальная бейсбольная лига. В XX в. профессиональные лиги бейсбола (НБЛ), баскетбола (НБА), хоккея (НХЛ) и американского футбола (НФЛ) превратились в гигантские предприятия, суммарный доход которых достигает 10 млрд долларов в год. Не случайно эти организации входят в число крупнейших компаний мира.
Ежегодно более 400 млн зрителей посещают соревнования профессионалов, тратя на билеты около 5 млрд долларов. От продажи прав на теле-и радиотрансляцию состязаний профессиональные команды получают около 3 млрд долларов. Общая стоимость всех 114 профессиональных команд НФЛ, НБЛ, НБА и НХЛ приближается к 30 млн долларов.
Профессиональный спорт как сфера бизнеса привлекает в Америке и странах Запада самых преуспевающих людей. С ним тесно связаны семьи, сделавшие состояние на нефти и компьютерах, на строительстве и страховании, на торговле пиццей или джинсами. Например, среди владельцев профессиональных команд Пол Аллен, один из основателей компьютерной компании «Майкрософт» (его состояние оценивается в 3,2 млрд долларов); хорошо известный российским любителям спорта организатор Игр доброй воли Тэд Тернер, чья империя средств массовой информации принесла ему состояние в 2 млрд долларов.
Чтобы приобрести в собственность профессиональную команду, необходимо заплатить солидную сумму. Если в 1933 г. новому владельцу футбольный клуб «Филадельфия Игле» обошёлся в 2,5 тыс. долларов, то через 1 б лет его цена подскочила вдесятеро, а спустя 14 лет выросла ещё в 220 раз и достигла уже 5,5 млн долларов. В 1969 г. покупателю пришлось бы выложить уже 16,1 млн долларов. Самая дорогая команда США — футбольный клуб «Даллас Ковбойз» (600 млн долларов). А наиболее дорогим профессиональным клубом в мире считается английская футбольная команда «Манчестер Юнайтед» — в 2000 г. на Лондонской фондовой бирже её цена составляла 1,7 млрд долларов.
Казалось бы, столь высокие цены на профессиональные спортивные клубы должны отпугнуть потенциальных покупателей. И всё же желающих стать их владельцами не убавляется. Они буквально выстраиваются в очередь, стремясь во что бы то ни стало приобрести редкий «товар подобный курице, которая несёт золотые яйца. Профессиональный спорт — прежде всего зрелище. Если болельщик готов платить за него немалые деньги, значит, этот вид спорта будет процветать. Владельцы профессиональных команд, как и четырёх главных профессиональных спортивных объединений Америки — НФЛ, НБА, НБЛ и НХЛ, продают свой «товар» двум категориям зрителей. Во-первых, тем, кто приходит непосредственно па стадион и покупает входные билеты, А во-вторых, миллиардам телезрителей. Они платят за просмотр репортажей с состязаний телевизионным компаниям, которые приобрели права на трансляцию. Благодаря постоянным «инвестициям» телевизионных зрителей и процветает в первую очередь профессиональный спорт.
ВЫСОКОРЕНТАБЕЛЬНЫЙ АНШЛАГ
Перед началом очередного тура чемпионатов профессиональных лиг по бейсболу, футболу, баскетболу или хоккею в кассах стадионов обычно аншлаг: все билеты проданы. Данные о посещаемости игр ошеломляют — более 115 млн зрителей за сезон, Бейсбольные матчи смотрят 60 млн болельщиков, а футбольные, баскетбольные и хоккейные — около 20 млн человек.
Средняя цена билетов на матчи постоянно увеличивается, в конце XX столетия она составляла 40 долларов. От реализации билетов каждая лига получает примерно 0,5 млрд долларов в год.
«ДЕНЕЖНЫЕ ЛЮДИ»
Профессиональный спорт получает немалые доходы, но и расходы его чрезвычайно велики. Прежде всего это заработки игроков, тренеров, обслуживающего персонала, затраты на аренду спортивных сооружений, рекламу и т. д.
До 50 % всех доходов идёт на оплату труда игроков. У американских болельщиков популярна шутка: «Раньше в футбол играли бедняки, а на трибунах сидели богачи; теперь всё наоборот: на поле выходят миллионеры, а трибуны заполняют люди небогатые. Большинство спортсменов профессиональных клубов получают миллионы долларов. Их называют money men (англ. «денежные люди*). Журналы и газеты открыто публикуют информацию о доходах звёзд, и подобная реклама лишь повышает рейтинг того или иного вида спорта.
В 60-х гг. XX в. многие профессиональные спортсмены зарабатывали столько же, сколько квалифицированные рабочие, в следующем десятилетии не меньше врачей и юристов, а в 80-х гг. — больше сенаторов и конгрессменов. Если в середине 80-х гг. среди профессионалов в игровых видах доход 1 млн долларов и выше получали около 100 спортсменов, то спу-| стя 15 лет их стало уже 2 тыс. человек. Каждый второй из 4 тыс. профессиональных баскетболистов, футболистов [или хоккеистов сегодня миллионер. Средний заработок в НБА самый высокий — более 1,5 млн долларов в год.
Естественно, яркие звёзды стоят очень дорого. Так, американский баскетболист Майкл Джордан из команды «Чикаго Буллз» в сезоне 1997/98 г. заработал 33 млн долларов. В 1996 г. баскетболист Шакил О'Нил подписал с клубом «Лос-Анджелес Лейкерз» семилетний контракт па сумму 120 млн долларов, а в 1999 г. чешский хоккеист Яромир Ягр заключил с клубом Шиттсбург Пингвинз» шестилетний контракт на сумму 56 млн долларов. Обладателем самого высокого одноразового гонорара стал в 1997 г. американский боксёр Эвандер Холифилд, получивший за победу над Майком Тайсоном 35 млн долларов. Начав профессиональную карьеру в 1988 г., американец Пит Сампрас, неоднократно возглавлявший список сильнейших теннисистов мира, к концу 2000 г. только в официальных турнирах заработал более 40 млн долларов. В конце XX в. были побиты все рекорды цен на футболистов.
Стоимость профессионалов в России пока ниже, чем зарубежных, но и она неуклонно растёт. По оценкам российских агентов ФИФА, за игрока московского «Спартака» или сборной страны заморскому клубу придётся заплатить 10 млн долларов. В 1,5 млн долларов был оценён грузинский нападающий Заза Джанашия, выступающий за московский «Локомотив», а также югославский нападающий Предраг Ранджелович, играющий за махачкалинское «Анжи».
Сотни тысяч, а то и миллионы долларов получают профессионалы и за рекламу. Так, например, теннисист Пит Сампрас в 2000 г. получил примерно 50 млн долларов за рекламу и лишь около 2 млн за игру. Баскетболист Майкл Джордан подписал контракт с фирмой «Найк» на сумму 12,5 млн долларов, не считая дохода 10 центов с каждой проданной пары кроссовок. Но, безусловно, самый яркий пример — российская теннисистка Анна Курникова. Она не выиграла ни одного турнира Большого шлема, и со своими «жалкими» 1,8 млн долларов призовых за всю карьеру и близко не подошла бы к рейтингам «богатеев». Однако на исходе XX столетия благодаря рекламе нижнего бе; лья Курникова заняла первое место среди наших спортсменов по доходам за год и вошла в сотню самых высокооплачиваемых атлетов года (по данным журнала «Евробизнес» — 12-е место).
Знаменитые профессионалы рекламируют сейчас буквально всё: спортивную обувь, автомобили, зубную пасту, напитки и многое другое. Рекламные агенты не жалеют денег на оплату их услуг, потому что знают: каждый вложенный доллар принесет 3—5 долларов прибыли.
В конце XX столетия профессиональными стали не только игровые виды спорта. В боксе, автогонках («Формула-1») и теннисе гонорары и прибыли фантастические. Миллионные призы разыгрываются в гольфе, лёгкой и тяжёлой атлетике, шахматах и конном спорте.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|