Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности спорта на современном этапе жизни общества.





Лекция 11

 

1. Спорт и политика.

2. Бизнес и спорт.

 

1.

Несмотря на то что лозунг «Спорт — вне политики!» был и остаётся по­пулярным, в действительности он выполняется далеко не всегда. Спорт­смены — люди, а могут ли смертные быть вне политики? И если политика влияет на спорт, то и спорт влияет на политику и политиков.

«СВЯЩЕННЫЕ ПЕРЕМИРИЯ»

Даже древнегреческие Олимпийские игры не обходились без политических мотивов. Речь идёт об экехирии — за­мечательной традиции, запрещавшей греческим городам-государствам вес­ти войны, когда лучшие спортсмены состязались в Олимпии. Всеобщее пе­ремирие в Элладе продолжалось три месяца — столько времени требова­лось для подготовки атлетов к Играм, участия в них, для путешествия в Олимпию и обратно. Традиция экехи­рии соблюдалась неукоснительно: вче­рашние враги мирно соревновались за право стать самыми быстрыми, силь­ными и ловкими среди эллинов. В 480 г. до н. э. персы вторглись в Грецию, но Игры в Олимпии не бы­ли отменены. Древнегреческий историк V в. до н. э. Геродот свидетельст­вовал, что после поражения греков под Фермопилами «к персам прибыло несколько перебежчиков из Аркадии... Их привели пред, очи царя и спроси­ли, что теперь делают эллины... Аркадцы отвечали, что эллины справляют олимпийский праздник».Услышав, что греки сражаются ради венков из олив­ковых ветвей, один из персов сказал своему царю: «Против кого ты ведёшь нас в бой? Ведь эти люди состязают­ся не ради денег, а ради доблести!>>.



Тем не менее не стоит переоцени­вать «священные перемирия»: позднее они часто нарушались, а после окон­чания Игр войны возобновлялись.

Оградить спорт от политики стре­мился и французский просветитель Пьер де Кубертен — основатель со­временных Олимпийских игр. Одна­ко он понимал, что сделать это невоз­можно. Уже первые современные Игры 1896 г. в Афинах послужили по­литическим целям. Успех на Олим­пиаде поднял международный пре­стиж Греции. Историки утверждают, что использование спортивных до­стижений в качестве доказательства национального превосходства нача­лось именно с победы греческого бе­гуна Спироса Луиса в марафоне.



Участие в Олимпийских играх по­рой становилось частью борьбы стран и народов за независимость. Так, Фин­ляндия (в то время часть Российской империи) перед Олимпиадой 1908 г. выразила желание выступить само­стоятельно, но Россия воспрепятство­вала этому. Очередную попытку фин­ны предприняли на Олимпийских играх 1912 г. Выйти под собственным флагом им вновь не позволили, зато в колонне российских спортсменов они шли отдельной группой, неся табличку с надписью: «Финляндия».

Подобную борьбу вели и спорт­смены Богемии (ныне Чехия), входив­шей в Австро-Венгрию. Однако на стокгольмской Олимпиаде 1912 г. спортсмены Богемии были вынужде­ны выступать под флагом империи Габсбургов.

Руководство многих стран стре­милось с помощью Игр показать ми­ру преимущества своей идеологии или продемонстрировать социально-экономические, научные и культурные достижения. Именно поэтому Герма­ния (1936 г.), Япония (1964 г.), СССР (1980 г.), США (1984 г.), Корея (1988 г.) и Австралия (2000 г.) активно боро­лись за право на проведение Олим­пийских игр. Впрочем, политические цели ставились не только на Олимпиа­дах, но и на всех крупнейших спор­тивных состязаниях на планете.

ЭХО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

В 50—80-х гг. XX в. наибольшее влия­ние на спорт оказало идеологическое противоборство США и СССР, ФРГ и ГДР, США и Кубы. В ход пускались средства, противоречащие идеалам олимпизма и самой природе спорта. Лидировали здесь СССР и США. Изве­стный политический обозреватель Б. Джилберт писал в журнале «Спорте Иллюстрейтед»: «Американское от­ношение к проблеме политики и спорта всегда было двусмысленным и бесчестным. Когда мы выигрывали, то заявляли, что наши победы симво­лизируют преимущества демократии и свободного предпринимательства. Когда проигрывали, жаловались, что противная сторона вносит политику в спорт и обманным путём использу­ет свою социальную систему для про­изводства чемпионов». Мюнхенская Олимпиада 1972 г. стала ярким при­мером такой реакции. Комментаторы из США убеждали мир, что их парней ограбили заграничные политиканы, имея в виду поражение, которое на­несла американским баскетболистам советская команда.



Вот как описывал обстановку в команде США накануне Игр-1952 в Хельсинки олимпийский чемпион десятиборец Роберт Матиас: «На американских атлетов было оказано го­раздо большее давление, чем перед Иг­рами 1948 г., из-за участия русских. Их представляли... настоящими врагами, нам необходимо было победить их». Что же говорить о психологическом состоянии советских спортсменов. От них в условиях сталинского режима требовали только побед. Им внушали, что проигрыш равнозначен пораже­нию страны. Нет ничего предосуди­тельного в том, чтобы спортсмены мечтали об олимпийских медалях. Но обе страны перенесли дух начав­шейся «холодной войны» в спорт.

В истории известны случаи, когда политические организации и даже отдельные лица использовали спорт для привлечения внимания мировой общественности к некоторым фактам, процессам и явлениям, происходя­щим в мире. Так, на Играх 1968 г. в Ме­хико спортсмены-афроамериканцы выразили протест против расовой дискриминации в Соединённых Штатах. Политический характер носила и террористическая акция организации «Чёрный сентябрь» против изра­ильских спортсменов на Олимпий­ских играх 1972 г. в Мюнхене (см. ста­тью «Олимпийский ренессанс).

БОЙКОТ

Многие государства для влияния на политику других стран использовали бойкот Олимпийских игр. Так, напри­мер, в Играх XXI Олимпиады в Мон­реале (1976 г.) не приняли участия 28 делегаций африканских государств в знак протеста против приглашения команды Новой Зеландии — страны, поддерживавшей связи с расистским режимом ЮАР.

Соединенные Штаты бойкотирова­ли Олимпийские игры 1980 г. в Моск­ве, выражая тем самым протест про­тив ввода в Афганистан советских войск. Администрация президента США Дж Картера оказала давление на правительства многих стран, добива­ясь от них поддержки. В итоге ФРГ, Канада, Япония, Италия и другие го­сударства также отказались от участия в Играх. Некоторые же страны, наоборот, продемонстрировали нежелание подчиняться нажиму. В частности, президент Франции Валери Жискар д'Эстен поддержал национальный олимпийский комитет, направивший делегацию в Москву: глава государст­ва не только проявил уважение к французским спортсменам, но и подчеркнул независимость своей страны. А правительство Великобри­тании во главе с Маргарет Тэтчер присоединилось к бойкоту. Впрочем, благодаря моральной и финансовой поддержке общественности Британ­ская олимпийская ассоциация отстояла право английских спортсменов участвовать в Играх XXII Олимпиады. Последовали их примеру и итальян­ские атлеты.

В свою очередь СССР, большинство социалистических и ряд развива­ющихся стран по политическим со­ображениям не прислали делегации в Лос-Анджелес на Игры 1984 г. Слово «бойкот» не фигурировало в заявлении советских спортивных руководите­лей, упор делался на антисоветскую истерию в США, опасность пребыва­ния советских спортсменов в Америке. Но в действительности СССР рас­платился с США той же монетой за бойкот московской Олимпиады.

2.

ПОЛИТИКИ, СПОРТСМЕНЫ, БОЛЕЛЬЩИКИ

Государственные и политические ли­деры многих стран, в первую очередь США, в своих предвыборных кам­паниях старались обратить себе на пользу достижения известных спорт­сменов. Ещё в 1972 г. Ричард Никсон привлёк для этого выдающихся спорт­сменов Дж. Оуэнса и У. Чембсрлена. В 1976 г. Джералда Форда поддер­живали П. Флеминг, Д. де Верона, К, Эверт, а Джимми Картера — М. Али, Т. Нобис, X. Аарон, А. Эш. То же про­должалось и на президентских выбо­рах в 80—90-х гг.

Если бойкот Олимпийских игр в Москве способствовал поражению Дж. Картера на президентских выбо­рах 1980 г., то победа американцев на Играх в Лос-Анджелесе сыграла поло­жительную роль на президентских выборах 1984 г. «Игры показали, как следует эксплуатировать патриотизм американцев во время избирательной кампании. После такой Олимпиады Рейгану не понадобился даже съезд республиканской партии. Если США заработали столько медалей, то может ли быть плохой администрация?» — язвили политические обозреватели.

В ФРГ ещё в 1974 г. руководство Со­циал-демократической партии (СДПГ) утвердило документ под названием «Поддержка спорта. Основные на­правления». В нём были сформулиро­ваны принципы спортивной полити­ки. Ни в одной другой стране во главе спортивных организаций не стояло так много государственных и полити­ческих деятелей, как в ФРГ. Аналогич­ная картина наблюдалась и в СССР. Большинством федераций руководи­ли государственные и общественные деятели, а правительству риулярно до­кладывали о подготовке к Олимпий­ским играм, чемпионатам мира и об их итогах.

Первый президент России Б. Н. Ель­цин умело использовал пристрастие сограждан к спорту для повышения собственного престижа. Он неплохо играл в волейбол, болел за свердлов­скую «Уралочку». Позднее переклю­чился на теннис, и тогда начался на­стоящий бум — на корты отправились политики, министры, банкиры...

Часто футбольные болельщики, не имея возможности открыто высту­пить против ненавистного режима, не поддерживали команду, которую предпочитал глава государства. Так, испанские любители футбола не бо­лели за мадридский «Реал», любимую команду тогдашнего руководителя Испании Франсиско Франко.

«...ИНСТРУМЕНТ УСТАНОВЛЕНИЯ БРАТСТВА И МИРА»

Понятия «спорт» и «политика» нельзя отделить друг от друга. Но хотелось бы, чтобы спорт содействовал взаимо­пониманию, миру и дружбе между народами. «В силу своей универсала новости спорт присутствует на мещуна-родной арене как инструмент установ­ления братства и мира. Олимпийские идеалы ещё до возникновения между­народных организаций способствова­ли единению народов, несмотря на разделяющие их границы. Спорт укра­шает жизнь и оживляет жгучее стрем­ление людей к справедливости и ми­ру во всём мире», — писал в 1984 г, президент МОК Хуан Антонио Самаранч главе Римско-католической церк­ви Иоанну Павлу II. И не случайно Папа Римский направил организато­рам и участникам Олимпийских игр 1988 г', в Сеуле послание, в котором го­ворилось: «XXIV Олимпиада — это великолепная возможность для разви­тия взаимопонимания в семье наций. Я молюсь, чтобы Игры создали новые узы дружбы, гармонии и благополучия, чтобы они способствовали делу мира». Давно миновали времена, когда спорт считали только развлечением и отды­хом. В XX в. спортивные и финансо­вые интересы сплелись в один тутой узел. В результате спорт превратился в громадную индустрию. К пей оказа­лись приобщены десятки миллионов людей.

На рубеже XX и XXI вв. мировой спорт ежегодно вовлекал в оборот около 500 млрд долларов — сумму, со­поставимую с бюджетом США и во много раз превышающую бюджет Рос­сии. С деньгами, многомиллионными затратами и прибылями связано всё, чем спорт привлекателен для челове­ка; укрепление здоровья, зрелище и са­мовыражение — победы и рекорды. Спорт давно уже стал товаром, кото­рый продастся и покупается.

Предпринимательская деятель­ность в спорте ведётся по многим направлениям (физкультурно-оздоро­вительные услуги; продажа билетов на соревнования; продажа прав на теле-и радиотрансляцию; производство и продажа спортивных изделий, обуви, одежды, снаряжения, инвентаря; спортивные лотереи, гемблинг, т. е. азартные игры, где делаются ставки на результаты состязаний; спортивное строительство; рекламно-спонсорская деятельность и др.).

В спортивное движение входят три самостоятельные, но тесно свя­занные отрасли:физическая культуракак основа здоровья человека; спорт высших достижений (или олимпий­ский спорт) как мера человеческих возможностей и показатель политиче­ской, социальной и экономической состоятельности государства; нако­нец, профессиональный спорт как зрелище и явление массовой культу­ры. Каждая из этих отраслей облада­ет собственной экономикой и разви­вается по своим законам.

ЗДОРОВЬЕ ЗА ДЕНЬГИ

Когда-то считалось, что здоровье нель­зя купить за деньги. Сегодня менед­жеры разветвленной сети физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных центров и фитнес-клубов опровергают это мнение, предлагая любому желающему целый набор ус­луг, направленных на закаливание ор­ганизма.

В наши дни за плату доступен лю­бой вид спорта — от простого бега трусцой до прыжков с парашютом. В распоряжение клиентов предостав­ляются не только спортивные арены (стадионы, бассейны, площадки для игр), но и тренажёрные залы, соля­рии, бани и сауны, где можно прове­сти досуг, набраться сил и энергии.

МИЛЛИОНЫ НА ПОДГОТОВКУ ЧЕМПИОНОВ

Для того чтобы вырастить всего лишь одного олимпийского чемпиона, не­обходимо затратить десятки милли­онов долларов.

Например, в школе спортивной науки Университета Южной Австра­лии подсчитали, что каждая из 16 зо­лотых олимпийских медалей, завоё­ванных в Сиднее австралийскими спортсменами, обошлась налогопла­тельщикам Зелёного континента при­мерно в 30 млн долларов (и это без стоимости самих Игр, которая состав­ляет 2,7 млрд долларов). Очевидна прямая зависимость между потрачен­ными на спорт деньгами и полученны­ми наградами: никогда прежде спорт­смены Австралии не получали на Олимпийских играх столько «золота», как в Сиднее.

Подготовка чемпиона начинается с юного возраста. В России, напри­мер, — в детско-юношеских спортивных школах. Затем молодые дарова­ния переходят в специализированные школы. В дальнейшем подающие на­дежды спортсмены повышают ква­лификацию в школах олимпийского резерва. На содержание этих учебно-спортивных заведений ежегодно тра­тятся миллиарды рублей.

Около 2 тыс. членов российских национальных сборных по 50 видам спорта получают ежемесячно зарпла­ту до 10 тыс. рублей, а победителям соревнований полагаются ещё и боль­шие премии. Например на летних Олимпиадах в Атланте и Сиднее, а так­же на зимних Олимпийских играх в Нагано наши спортсмены получили от государства за первое место 50 тыс. долларов, за второе — 20 тыс., за тре­тье — 10 тыс. долларов. Дополнитель­но Олимпийский комитет РОССИЯ вручил по 50 тыс. долларов каждому олимпийскому чемпиону.

Источники финансирования всех национальных олимпийских комите­тов, включая российский, одинаковы, Это отчисления из государственного бюджета, пожертвования фирм и частных лиц, спонсорская помощь, доходы от лотерей, прибыль от ком­мерческой деятельности. Значитель­ные суммы поступают от МОК,

ЧЕМ ДОРОЖЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Организация Олимпийских игр тре­бует больших средств. Например, за­траты на подготовку и проведение летних Олимпиад составили: в Барсе­лоне — 1,635 млрддолларов (1992г.); в Атланте — 1,7 млрд (1996 г.); в Сид­нее — 2,7 млрд (2000 г.). Растут расхо­ды и на зимние Олимпийские игры. При подготовке к ним одновременно совершенствуются ш 1фраструктуры тех городов, где проводятся Игры, Так, в Сеуле из 2,5 млрд долларов око­ло 1,7 млрд пошло на строительство олимпийской деревни, телецентра, дорог, расширение сети метрополи­тена, очистку реки Хан. Важные пре­образования произошли в 1980 г, и в Москве: появились суперсовремен­ные спортивные арены, спорткомп­лекс «Олимпийский», гребной канал и велотрек в Крылатском, открылся новый международный аэровокзал Шереметьево-2, была проложена сеть дорог и проспектов.

Неудивительно, что городов-пре-гендснтов принять Олимпийские иг­ры всегда много. Например, в 2000 г. с Сиднеем боролись Берлин, Бразилиа, Пекин, Стамбул, Манчестер, Милан и Ташкент. Девять городов подали за­явки на проведение зимних Олимпий­ских игр 2002 г., и в конкурсе победил американский Солт-Лейк-Сити.

ЭРА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Профессиональный спорт зародился в Соединённых Штатах. Он возник, когда был продан первый билет на со­ревнования, а владельцы команд нача­ли получать прибыль и из неё платить спортсменам за выступления в турни­рах. Случилось это в конце XIX в.

Профессионализм стал неотъем­лемой чертой многих индивидуаль­ных видов спорта: тенниса и гольфа, авто- и мотогонок, бокса и борьбы, конных скачек и лёгкой атлетики. Однако наиболее глубоко он проник в игровые виды спорта, прежде всего в американский футбол и бейсбол, баскетбол и хоккей. Именно в США профессиональный спорт достиг апогея: в его ежегодный оборот включены десятки миллиардов долларов. На американском континенте про­фессиональный спорт окончатель­но утвердился в 1876 г., когда была ос­нована Национальная бейсбольная лига. В XX в. профессиональные ли­ги бейсбола (НБЛ), баскетбола (НБА), хоккея (НХЛ) и американского футбола (НФЛ) превратились в гигант­ские предприятия, суммарный доход которых достигает 10 млрд долларов в год. Не случайно эти организации входят в число крупнейших компа­ний мира.

Ежегодно более 400 млн зрителей посещают соревнования профессио­налов, тратя на билеты около 5 млрд долларов. От продажи прав на теле-и радиотрансляцию состязаний про­фессиональные команды получают около 3 млрд долларов. Общая стоимость всех 114 профессиональных команд НФЛ, НБЛ, НБА и НХЛ при­ближается к 30 млн долларов.

Профессиональный спорт как сфе­ра бизнеса привлекает в Америке и странах Запада самых преуспеваю­щих людей. С ним тесно связаны се­мьи, сделавшие состояние на нефти и компьютерах, на строительстве и страховании, на торговле пиццей или джинсами. Например, среди вла­дельцев профессиональных команд Пол Аллен, один из основателей ком­пьютерной компании «Майкрософт» (его состояние оценивается в 3,2 млрд долларов); хорошо известный россий­ским любителям спорта организатор Игр доброй воли Тэд Тернер, чья им­перия средств массовой информа­ции принесла ему состояние в 2 млрд долларов.

Чтобы приобрести в собствен­ность профессиональную команду, необходимо заплатить солидную сум­му. Если в 1933 г. новому владельцу футбольный клуб «Филадельфия Игле» обошёлся в 2,5 тыс. долларов, то через 1 б лет его цена подскочила вдесятеро, а спустя 14 лет выросла ещё в 220 раз и достигла уже 5,5 млн долларов. В 1969 г. покупателю пришлось бы выложить уже 16,1 млн долларов. Са­мая дорогая команда США — футболь­ный клуб «Даллас Ковбойз» (600 млн долларов). А наиболее дорогим про­фессиональным клубом в мире счита­ется английская футбольная команда «Манчестер Юнайтед» — в 2000 г. на Лондонской фондовой бирже её цена составляла 1,7 млрд долларов.

Казалось бы, столь высокие цены на профессиональные спортивные клубы должны отпугнуть потенциаль­ных покупателей. И всё же желающих стать их владельцами не убавляется. Они буквально выстраиваются в оче­редь, стремясь во что бы то ни стало приобрести редкий «товар подобный курице, которая несёт золотые яйца. Профессиональный спорт — прежде всего зрелище. Если болельщик готов платить за него немалые деньги, зна­чит, этот вид спорта будет процве­тать. Владельцы профессиональных команд, как и четырёх главных про­фессиональных спортивных объеди­нений Америки — НФЛ, НБА, НБЛ и НХЛ, продают свой «товар» двум ка­тегориям зрителей. Во-первых, тем, кто приходит непосредственно па стадион и покупает входные билеты, А во-вторых, миллиардам телезрите­лей. Они платят за просмотр репор­тажей с состязаний телевизионным компаниям, которые приобрели пра­ва на трансляцию. Благодаря посто­янным «инвестициям» телевизион­ных зрителей и процветает в первую очередь профессиональный спорт.

ВЫСОКОРЕНТАБЕЛЬНЫЙ АНШЛАГ

Перед началом очередного тура чем­пионатов профессиональных лиг по бейсболу, футболу, баскетболу или хоккею в кассах стадионов обычно аншлаг: все билеты проданы. Данные о посещаемости игр ошеломляют — более 115 млн зрителей за сезон, Бейсбольные матчи смотрят 60 млн болельщиков, а футбольные, баскет­больные и хоккейные — около 20 млн человек.

Средняя цена билетов на матчи постоянно увеличивается, в конце XX столетия она составляла 40 долла­ров. От реализации билетов каждая лига получает примерно 0,5 млрд долларов в год.

«ДЕНЕЖНЫЕ ЛЮДИ»

Профессиональный спорт получает немалые доходы, но и расходы его чрезвычайно велики. Прежде всего это заработки игроков, тренеров, об­служивающего персонала, затраты на аренду спортивных сооружений, рек­ламу и т. д.

До 50 % всех доходов идёт на оп­лату труда игроков. У американских болельщиков популярна шутка: «Раньше в футбол играли бедняки, а на три­бунах сидели богачи; теперь всё на­оборот: на поле выходят миллионеры, а трибуны заполняют люди небога­тые. Большинство спортсменов про­фессиональных клубов получают миллионы долларов. Их называют money men (англ. «денежные люди*). Журналы и газеты открыто публику­ют информацию о доходах звёзд, и подобная реклама лишь повышает рейтинг того или иного вида спорта.

В 60-х гг. XX в. многие профессио­нальные спортсмены зарабатывали столько же, сколько квалифициро­ванные рабочие, в следующем десяти­летии не меньше врачей и юристов, а в 80-х гг. — больше сенаторов и кон­грессменов. Если в середине 80-х гг. среди профессионалов в игровых ви­дах доход 1 млн долларов и выше по­лучали около 100 спортсменов, то спу-| стя 15 лет их стало уже 2 тыс. человек. Каждый второй из 4 тыс. профессио­нальных баскетболистов, футболистов [или хоккеистов сегодня миллионер. Средний заработок в НБА самый вы­сокий — более 1,5 млн долларов в год.

Естественно, яркие звёзды стоят очень дорого. Так, американский бас­кетболист Майкл Джордан из коман­ды «Чикаго Буллз» в сезоне 1997/98 г. заработал 33 млн долларов. В 1996 г. баскетболист Шакил О'Нил подписал с клубом «Лос-Анджелес Лейкерз» се­милетний контракт па сумму 120 млн долларов, а в 1999 г. чешский хокке­ист Яромир Ягр заключил с клубом Шиттсбург Пингвинз» шестилетний контракт на сумму 56 млн долларов. Обладателем самого высокого одно­разового гонорара стал в 1997 г. аме­риканский боксёр Эвандер Холифилд, получивший за победу над Майком Тайсоном 35 млн долларов. Начав профессиональную карьеру в 1988 г., американец Пит Сампрас, неодно­кратно возглавлявший список силь­нейших теннисистов мира, к концу 2000 г. только в официальных турни­рах заработал более 40 млн долларов. В конце XX в. были побиты все рекор­ды цен на футболистов.

Стоимость профессионалов в Рос­сии пока ниже, чем зарубежных, но и она неуклонно растёт. По оценкам российских агентов ФИФА, за игрока московского «Спартака» или сборной страны заморскому клубу придётся заплатить 10 млн долларов. В 1,5 млн долларов был оценён грузинский на­падающий Заза Джанашия, выступа­ющий за московский «Локомотив», а также югославский нападающий Предраг Ранджелович, играющий за махачкалинское «Анжи».

Сотни тысяч, а то и миллионы долларов получают профессионалы и за рекламу. Так, например, теннисист Пит Сампрас в 2000 г. получил при­мерно 50 млн долларов за рекламу и лишь около 2 млн за игру. Баскетбо­лист Майкл Джордан подписал кон­тракт с фирмой «Найк» на сумму 12,5 млн долларов, не считая дохода 10 центов с каждой проданной пары кроссовок. Но, безусловно, самый яркий пример — российская тенни­систка Анна Курникова. Она не выиг­рала ни одного турнира Большого шлема, и со своими «жалкими» 1,8 млн долларов призовых за всю карьеру и близко не подошла бы к рейтингам «богатеев». Однако на исходе XX сто­летия благодаря рекламе нижнего бе; лья Курникова заняла первое место среди наших спортсменов по доходам за год и вошла в сотню самых высоко­оплачиваемых атлетов года (по дан­ным журнала «Евробизнес» — 12-е место).

Знаменитые профессионалы рек­ламируют сейчас буквально всё: спор­тивную обувь, автомобили, зубную пасту, напитки и многое другое. Рек­ламные агенты не жалеют денег на оплату их услуг, потому что знают: каждый вложенный доллар принесет 3—5 долларов прибыли.

В конце XX столетия профессио­нальными стали не только игровые виды спорта. В боксе, автогонках («Формула-1») и теннисе гонорары и прибыли фантастические. Милли­онные призы разыгрываются в голь­фе, лёгкой и тяжёлой атлетике, шах­матах и конном спорте.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.