Основные типы фрикционных передач и вариаторов
Лекция10
Краткое содержание.
Фрикционные передачи, общие сведения. Основные типы фрикционных передач и вариаторов.Основы расчета прочности фрикционных пар.
Фрикционные передачи и вариаторы 1.Общие сведения
Фрикционные передачи – это механизмы, в которых движение передается силами трения. Простейшая фрикционная передача состоит из двух колес, прижимаемых друг к другу с заданной силой (рис.1). При этом должно быть
(1)
где – окружная сила; – сила трения между катками.
Для передачи с цилиндрическими катками (см. рис. 1)
(2)
где – коэффициент трения.
Фрикционные передачи можно классифицировать по нескольким признакам:
по расположению осей валов;
по форме тел качения;
по возможности регулирования передаточного числа (передачи нерегулируемые и регулируемые или вариаторы, рис. 2).
.
Рис. 1 Рис.2
На рис. 2 показана схема простейшего вариатора (лобовой вариатор). Ведущий ролик А можно перемещать по валу в направлениях, указанных стрелками. При этом передаточное отношение плавно изменяется в соответствии с изменением рабочего диаметра d2 ведомого диска Б. Если перевести ролик на левую сторону диска, то можно получить изменение направления вращения ведомого вала — вариатор обладает свойством реверсивности.
Особенностью работы фрикционной передачи является обязательное наличие скольжения. Скольжение является причиной износа, уменьшения к. п. д. и непостоянства передаточного отношения во фрикционных передачах. Различают три вида скольжения: буксование, упругое скольжение, геометрическое скольжение.
Буксование наступает при перегрузках, когда не соблюдается условие (1): < . При буксовании ведомый каток останавливается, а ведущий скользит по нему, вызывая местный износ или задир поверхности. Нарушение геометрической формы и качества поверхности катков выводит передачу из строя. Поэтому при проектировании следует принимать достаточный запас сцепления и не допускать использования фрикционной передачи в качестве предохранительного устройства от перегрузки. Применение самозатягивающихся нажимных устройств устраняет буксование.
Упругое скольжение связано с упругими деформациями в зоне контакта.
Геометрическое скольжение возникает из-за различной скорости рабочих тел на площадке контакта. Оно является решающим для фрикционных передач.
Способ прижатия катков оказывает большое влияние на качественные характеристики передачи: к. п. д., постоянство передаточного отношения, контактную прочность и износ катков. Лучшие показатели получают при регулируемом прижатии.
Фрикционные передачи могут работать как при наличии смазочного материала (масла ВТМ-1, ВТМ-2 и др.), так и всухую. Наличие смазки повышает долговечность и надежность передач.
Достоинства фрикционных передач: а) простота конструкции; б) плавность и бесшумность в работе; в) возможность бесступенчатого регулирования скорости вращения ведомого вала.
Недостатки фрикционных передач: а) значительные нагрузки на тела качения, валы и подшипники; б) необходимость специальных нажимных устройств для прижатия рабочих тел.
Фрикционные передачи с постоянным передаточным отношением применяют сравнительно редко. Их область ограничивается преимущественно кинематическими цепями приборов, от которых требуется плавность движения, бесшумность работы, безударное включение на ходу и т. п. Как силовые (не кинематические) передачи они не могут конкурировать с зубчатыми передачами по габаритам, надежности, к. п. д. и пр.
Фрикционные вариаторы применяют как в кинематических, так и силовых передачах в тех случаях, когда требуется бесступенчатое регулирование скорости.
Фрикционные передачи находят применение в кузнечно-прессовом оборудовании, металлорежущих станках, транспортирующих машинах, в приборах и т. д.
Применение фрикционных вариаторов на практике ограничивается диапазоном малых и средних мощностей — до .
Основные типы фрикционных передач и вариаторов
Во фрикционной передаче с гладкими цилиндрическими катками (см. рис. .1)
(3)
, (4)
где – коэффициент скольжения; – запас сцепления; – для силовых передач; – для передач приборов.
Коэффициент трения во фрикционных передачах имеет для разных случаев следующие значения:
Сталь по стали в масле
Сталь по стали или чугуну без смазки
Сталь по текстолиту или фибре без смазки
Формула (4) позволяет отметить большое значение силы прижатия катков фрикционной передачи. Например, принимая и
, получаем тогда как в зубчатых передачах нагрузка в зацеплении примерно равна .
Для передачи движения между валами с пересекающимися осями используют коническую фрикционную передачу (рис. 3).
Рис.3
Угол между осями валов может быть различным, чаще всего он равен . Без учета проскальзывания передаточное отношение
.
Учитывая, что d2= 2R sin δ2 , а d1 = 2R sin1 δ 1, для конической передачи
получаем
i = sin δ2/ sin δ 1
и при Σ = δ 1+ δ2 = 90о, (5) i = tg δ2 = ctg δ 1.
Необходимое значение сил прижатия Fn1 и Fn22 определяют из уравнений:
KFt=f Fn = f Fn 1/sin δ 1, KFt=f Fn = f Fn 2/sin δ 2. (6)
Из формул (6) с учетом (5) следует, что с увеличением передаточного отношения уменьшается Fn1 и увеличивается Fn2. Поэтому в понижающих конических передачах прижимное устройство целесообразно устанавливать на ведущем валу.
Лобовой вариатор(см. рис. 2). Максимальное и минимальное значения передаточного отношения
,
(7)
Диапазон регулирования
D = n2max/n2min = imax/imin = d2max/d2min. (8)
Диапазон регулирования является одной из основных характеристик любого вариатора.
Практически диапазон регулирования ограничивают значениями D≤3. Это объясняется тем, что при малых d2 значительно возрастает скольжение и износ, а к. п. д. понижается.
В отношении к. п. д. и износостойкости лобовые вариаторы уступают другим конструкциям. Однако простота и возможность реверсирования обеспечивают лобовым вариаторам достаточно широкое применение б маломощных передачах приборов и других подобных устройствах.
Дисковые вариаторы (рис. 4). В этих вариаторах момент передается за счет трения между набором ведущих и ведомых дисков. Изменение передаточного отношения достигают перемещением ведущего вала / относительно ведомого вала 2 в направлениях, указанных стрелками. При этом изменяется межосевое расстояние а и рабочий диаметр d2. Передаточное отношение
i ≈ d2/d1 = var. (9)
Рис. 4
В выполненных конструкциях вариатор сочетают обычно с зубчатой передачей, а вал 1 является промежуточным.
В конструкции дискового вариатора увеличено число точек контакта между фрикционными элементами. Это позволяет значительно снизить контактные давления, а вместе с этим и износ дисков. Значительно снижается также и сила прижатия Fn. Пренебрегая влиянием конусности дисков, получаем
Fn = K Ft/(mcf) = KT 12/(mcf d1), (10)
где т — число мест контакта, равное удвоенному числу ведущих дисков (выполняют m=18. . .42 и более); с — число ведущих валов 1.
Прижатие осуществляют пружиной (см. рис. 4) . Диски изготовляют из стали и закаливают до высокой твердости (HRC 50. . .60). Вариатор работает в масле. Снижение коэффициента трения при смазке в этих вариаторах компенсируют увеличением числа контактов. Для уменьшения скольжения (потерь) дискам придают коническую форму (конусность 1°30'. . .3°00'). Тонкие стальные диски позволяют получить компактную конструкцию при значительной мощности.
Выполняют вариаторы мощностью до 40 кВт с диапазоном регулирования до 4,5 при к. п. д. 0,8. . .0,9.
Кроме схемы с наружным контактом разработаны схемы с внутренним контактом дисков. В этих конструкциях ведущие диски имеют кольцевую форму и охватывают ведомые. Внутренний контакт позволяет дополнительно снизить потери на скольжение, а также выполнить конструкцию с «прямой передачей» (t = l), что особенно важно для применения вариаторов на автомобилях.
Рис. 5
Принципиальные схемы вариаторов других типов изображены на рис. 5: а — конусный с передвигающимся ремнем; б — лобовой двухдисковый; в — конусный; г — шаровой простой; д — шаровой сдвоенный. Такие вариаторы выполняют для малых мощностей и применяют преимущественно в кинематических цепях приборов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|