Раздел I. История развития ландшафтоведения
Пермь 2007
Автор-составитель:
Девяткова Светлана Борисовна, к.г.н., доцент
Фролова Ирина Викторовна, к.г.н., доцент
Учебно-методический комплекс «Ландшафтоведение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности:
020800.62 Природопользование
Дисциплина входит в Федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной при изучении.
Согласование с деканом обучающего факультета:
Декан А.И. Зырянов
Директор библиотеки_____________________ _______________________ Н.А. Петрова
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины ………………………………………………………….4
1. Цели и задачи изучения дисциплины..... ................................................................. 4
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины........................ ………..4
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля……………...5
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы........................................... …………5
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы....................................... 5
4. Содержание курса........................................................................................................ 6
5. Темы лабораторных работ............................................................................. ………..7
6. Примерные темы рефератов......................................................................................... .8
7. Учебно-методическое обеспечение................................................................ ………...9
7.1. Литература................................................................................................................... .9
7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины.......................................................................................................... ………10
7.3 Методические указания студентам……………………………………………… 10
7.4. Методические рекомендации для преподавателя………………………………..14
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения
текущего контроля и промежуточной аттестации……………………………………….16
I. Рабочая программа дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель курса
Сформировать у студентов представление о природно-территориальном комплексе (ПТК) – ландшафте; о причинах развития и формирования ландшафтов в естественных условиях и при антропогенном воздействии.
Задачи курса:
- формирование понятий о ландшафте как ПТК и геосистеме;
- изучение структуры природного ландшафта;
- знакомство с наиболее крупными таксономическими единицами иерархии геосистем;
-показать влияние человека на формирование природно-антропогенных ландшафтов (рассматривается классификация);
- охарактеризовать возможности применения ландшафтных методов исследования в экологии и природопользовании.
2.Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения «Ландшафтоведения» специалист по направлению «Экология и природопользование» должен:
- иметь представление о теоретических и прикладных аспектах дисциплины;
- знать состав и структуру ландшафта;
- современные тенденции в развитии современного ландшафтоведения;
- уметь определять границы ландшафтов;
- приобрести навыки применения ландшафтных исследований в целях рационального природопользования;
- владеть методикой оценки ландшафтов для различных целей исследования.
Овладение теоретическими основами науки дает возможность специалистам по направлению «Экология и природопользование» в будущей профессиональной деятельности учитывать и рационально использовать ландшафтный потенциал географической оболочки Земли.
3.Объем дисциплины
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
Учебный план 3096
для одной специальности один семестр
Вид учебной работы
| Количество часов по формам обучения
|
| Заочная
| №№ семестров
|
| Аудиторные занятия:
|
| лекции
|
| Лабораторные работы
|
| самостоятельная работа
|
| ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
|
| Виды промежуточного контроля
| Зачет, 4 семестр
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Учебный план 3096
Форма обучения очная
Названия разделов и тем
| Всего часов по
| Виды учебных занятий
|
| учебному
плану
| Аудиторные занятия,
в том числе
| Самостоя-тельная работа
|
|
| лекции
| лабораторные
| Раздел I. История развития ландшафто-ведения
|
|
| -
|
| Раздел II. Особенности ландшафта как геосистемы.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел III. Природно-антропогенные ландшафты.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел IV. Ландшафтное планирование
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
Содержание курса
Раздел I. История развития ландшафтоведения
Введение. Объект и предмет ландшафтоведения. Географические компоненты. ПТК. Свойства ландшафта как геосистемы. Ландшафтоведение как часть физической географии. Вопрос соотношения географии и экологии. Социальная значимость ландшафтоведения.
История развития ландшафтоведения. Первичный этап – становление географической науки. Труды Аристотеля, Эратосфена, Геродота. Великие географические открытия. Географические исследования в России петровского времени. Выделение ландшафтоведения как научного направления. Экспедиции Российской академии наук. Работы Гумбольдта, Эверсмана, Северцова, Богданова, Семенова-Тян-Шанского. Формирование географической школы В.В. Докучаева. Районирование территории России Л.С. Берга. Ландшафтоведение в 20-40-е годы XX века. Работы Прасолова, Комарова, Неустроева, Келлера, Полынова. Учение о ландшафте Берга. Ландшафтоведение в период после II Мировой войны. Полевые ландшафтные съемки. Исследования Солнцева, Раменского, Полынова, Сукачева. Появление обзорных ландшафтных карт. Современный этап развития ландшафтоведения. Формирование новых направлений – геофизики и геохимии ландшафта. Работы Глазовской, Перельмана, Арманда, Сочавы.
Глобальные закономерности эпигеосферы. Географическая (широтная) зональность. Секторность. Высотная поясность и орографические факторы ландшафтной дифференциации. Ярусное строение ландшафтной сферы. Структурно-петрографические факторы и морфоструктурная дифференциация. Соотношение зональных и азональных закономерностей физико-географического районирования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|