Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





Курс предусматривает проведение лекционных, лабораторных и практических видов работы, а также самостоятельную работу студентов, которая планируется в виде ознакомления с основной и дополнительной литературой и последующего выполнения ряда заданий практикума, а также написания рефератов, выполнения контрольных работ и теоретической подготовки к семинарским занятиям. При проведении курса предусматривается использование новейших средств информационных педагогических технологий (персональных и презентационных), а также самостоятельное овладение студентами современными программными продуктами и геоинформационными системами.

В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30% аудиторных занятий.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.



Основные необходимые материалы по организации самостоятельной работы студентов приведены в серии методических рекомендаций, которые доступны в библиотеке вуза и кабинете географии. Контроль усвоения содержания курса осуществляется на основании разработанных правил рейтинговой системы оценивания результатов обучения, учитывающих текущую работу, выполнение плана самостоятельной работы, посещаемость, промежуточный контроль (экзамен), предусматривающих премиальные и штрафные баллы.

 

Примерная тематика самостоятельных работ

1. Ландшафтоведение как раздел физической географии, история и предпосылки его развития

2. Природные компоненты ландшафтов и связи между ними

3. Иерархия природных геосистем. Факторы и главные закономерности дифференциации ландшафтов суши

4. Физико-математические основы ландшафтоведения. Методологические основы изучения структуры, функционирования и динамики геосистем

5. Пространственный анализ и геоинформационные технологии в ландшафтных исследованиях



6. География распространения и особенности функционирования основных типов ландшафтов

7. География ландшафтов лесной зоны Русской равнины и соответствующих факторально-экологических рядов биогеоценозов

8. Историко-географические принципы формирования и развития измененных ландшафтов

9. Геоэкологические подходы к оптимизации природопользования и основы ландшафтного планирования

 

Примерная тематика рефератов

1. Проблема определения единиц дифференциации ландшафтной оболочки.

2. Категории ландшафтных комплексов.

3. Анализ принципов ландшафтного картографирования.

4. Сущность, проблемы и алгоритм ландшафтного картографирования.

5. Анализ применения математических методов в ландшафтоведении.

6. Предпосылки создания основ физико-математической теории ландшафта.

7. Морфометрический анализ геофизической дифференциации ПТК.

8. Понятие о географической информационной системе.

9. Геоинформационные системы и основы геоинформационного анализа данных в ландшафтоведении.

10. Принципы анализа данных дистанционного зондирования и других видов пространственной картографической информации в ландшафтоведении.

11. Базы данных и системы управления данными в ландшафтоведении.

12. Определение геостатистики как метода пространственного анализа в ландшафтоведении.

13. Характеристика базовых возможностей основных геоинформационных систем для целей ландшафтоведения.

14. Комплексная характеристика ландшафтов лесной зоны.

15. Общая схема дифференциации лесных биомов.

16. Ландшафтная характеристика борового экологического ряда.



17. Ландшафтная характеристика суборевого экологического ряда (елово-сосновых лесов).

18. Ландшафтная характеристика лесных биогеоценозов на суглинистых почвах (раменей).

19. Ландшафтная характеристика биогеоценозов подзоны хвойно-широколиственных лесов.

20. Теоретические аспекты выделения измененных (антропогенных, культурных и т.д.) ландшафтов.

21. Основы учения о культурном ландшафте.

22. Экологические аспекты взаимодействия общества и природы.

23. Характеристика ранних этапов освоения ландшафтов лесной зоны Русской равнины.

24. Промышленное лесопользование и трансформация лесных ландшафтов.

25. Характеристика городской среды и городских ландшафтов.

26. Трансформация морфолитогенной основы урбанизированных территорий.

27. Теория экодиагностики территории и ее применение в ландшафтоведении.

28. Классификация экологических проблем и ситуаций.

29. Критерии оценки экологических проблем и ситуаций.

30. Определение экологически бедственных ландшафтов.

Примерный перечень вопросов к зачету

1. История становление ландшафтоведения как научной дисциплины.

2. Ведущие ученые и научные школы в области ландшафтоведения.

3. Место и роль ландшафтоведения в системе наук.

4. Основные категории и понятия ландшафтоведения.

5. История развития представлений о ландшафтной сфере и географической оболочке Земли.

6. Общие черты структуры ландшафтной сферы Земли.

7. Проблема определения единиц дифференциации ландшафтной оболочки.

8. Категории ландшафтных комплексов.

9. Анализ принципов ландшафтного картографирования.

10. Сущность, проблемы и алгоритм ландшафтного картографирования.

11. Анализ применения математических методов в ландшафтоведении.

12. Предпосылки создания основ физико-математической теории ландшафта.

13. Морфометрический анализ геофизической дифференциации ПТК.

14. Теория функционирования геосистем.

15. Цели, принципы и методология пространственного анализа.

16. Понятие о географической информационной системе.

17. Геоинформационные системы и основы геоинформационного анализа данных в ландшафтоведении.

18. Принципы анализа данных дистанционного зондирования и других видов пространственной картографической информации в ландшафтоведении.

19. Базы данных и системы управления данными в ландшафтоведении.

20. Определение геостатистики как метода пространственного анализа в ландшафтоведении.

21. Характеристика базовых возможностей основных геоинформационных систем для целей ландшафтоведения.

22. Основы пространственного анализа в ландшафтном картографировании.

23. Применение геоинформационных технологий при решении отдельных видов научных и учебно-научных ландшафтно-географических задач.

24. Теоретико-концептуальные основы географии и особенностей функционирования основных типов ландшафтов.

25. Анализ схем ландшафтного районирования России и мира.

26. Определение связи почвенного и ландшафтного районирования.

27. Комплексная характеристика ландшафтов полярной (арктической) зоны.

28. Комплексная характеристика ландшафтов тундровой зоны, таежно-лесной зоны.

29. Комплексная характеристика ландшафтов зоны смешанных лесов.

30. Комплексная характеристика ландшафтов зоны лиственных лесов.

31. Комплексная характеристика ландшафтов зоны луговых и лугово-разнотравных степей.

32. Комплексная характеристика ландшафтов зоны сухих и пустынных степей.

33. Комплексная характеристика ландшафтов зоны пустынь.

34. Комплексная характеристика ландшафтов зоны зимне-влажных субтропиков.

35. Комплексная характеристика ландшафтов зоны сухих тропиков и субтропиков.

36. Комплексная характеристика ландшафтов зоны летне-влажных тропиков.

37. Комплексная характеристика ландшафтов зоны постоянно-влажных субтропиков.

38. Комплексная характеристика ландшафтов зоны постоянно-влажных тропиков.

39. Теоретические разработки в области ландшафтной дифференциации территории лесной зоны Русской равнины.

40. Комплексная характеристика ландшафтов лесной зоны.

41. Общая схема дифференциации лесных биомов.

42. Ландшафтная характеристика борового экологического ряда.

43. Ландшафтная характеристика суборевого экологического ряда (елово-сосновых лесов).

44. Ландшафтная характеристика лесных биогеоценозов на суглинистых почвах (раменей).

45. Ландшафтная характеристика биогеоценозов подзоны хвойно-широколиственных лесов.

46. Анализ генезиса и классификация болотных ландшафтов.

47. Ландшафтная характеристика эвтрофных болотных биогеоценозов.

48. Ландшафтная характеристика мезотрофных болотных биогеоценозов.

49. Ландшафтная характеристика олиготрофных болотных биогеоценозов.

50. Ландшафтная характеристика долинно-речных ландшафтов.

51. Ландшафтная характеристика дорусловых форм стока.

52. Русловой процесс как ведущий фактор ландшафтогенеза в пределах речных долин.

53. Биота природно-аквальных речных комплексов.

54. Ландшафтная характеристика различных звеньев долинно-речной сети.

55. Динамика, функционирование и развитие ландшафтов лесной зоны.

56. Экологическая оценка территории и нормирование антропогенных нагрузок.

57. Теоретические аспекты выделения измененных (антропогенных, культурных и т.д.) ландшафтов.

58. Основы учения о культурном ландшафте.

59. Экологические аспекты взаимодействия общества и природы.

60. Характеристика ранних этапов освоения ландшафтов лесной зоны Русской равнины.

61. Промышленное лесопользование и трансформация лесных ландшафтов.

62. Характеристика городской среды и городских ландшафтов.

63. Трансформация морфолитогенной основы урбанизированных территорий.

64. Теория экодиагностики территории и ее применение в ландшафтоведении.

65. Классификация экологических проблем и ситуаций.

66. Критерии оценки экологических проблем и ситуаций.

67. Определение экологически бедственных ландшафтов.

68. Прогнозирование экологических ситуаций.

69. Эколого-хозяйственный баланс ландшафтов и устойчивое развитие.

70. Определение, задачи и место ландшафтного планирования в системе территориальных планов.

71. Ландшафтное и другие формы территориального планирования.

72. Краткая история развития ландшафтного планирования.

73. Принципы ландшафтного планирования.

74. Организация ландшафтно-планировочных работ.

75. Особенности, проблемы и задачи развития ландшафтного планирования в России.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Казаков, Л.К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования: учебное пособие / Л.К. Казаков. – М.: Академия, 2007. – 336 с.

2. Ландшафтный дизайн: учебные материалы для самостоятельной работы студентов / К.Е. Романова. – Шуя: Весть ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. – 78 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Арманд, Д.Л. Наука о ландшафте / Д.Л. Арманд. – М.: Мысль, 1975. – 288 с.

2. Геоинформатика: учебное пособие / Е.Г. Капралов, А.В. Кошкарев, В.С. Тикунов.
– М.: Академия, 2005. – 480 с.

3. Джеррард, А. Дж Почвы и формы рельефа. Комплексное геоморфолого-почвенное исследование / А. Дж. Джеррард. – Л.: Недра, 1984. – 208 с.

4. Добровольский, В.В. География почв с основами почвоведения: учебное пособие / В.В. Добровольский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.

5. Жекулин, В.С. Историческая география: предмет и методы / В.С. Жекулин.
– Л.: Изд-во Географического общества, 1982. – 242 с.

6. Исаченко, А.Г. Ландшгафтоведение и физико-географическое районирование / А.Г. Исаченко. – М.: Высшая школа, 1991. – 366 с.

7. Колбовский, Е.Ю. Ландшафтоведение / Е.Ю. Колбовский. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 450 с.

8. Кочуров, Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие: учебное пособие / Б.И. Кочуров. – Москва-Смоленск: Маджента, 2003. – 384 с.

9. Ласточкин, А.Н. Морфодинамический анализ / А.Н. Ласточкин. – Л.: Недра, 1987.
– 271 с.

10. Мамай, И.И. Динамика ландшафта / И.И.Мамай. – М.: Изд-во Московского университета, 2000. – 208 с.

11. Маслов, Н.В. Градостроительная экология: учебное пособие / Н.В. Маслов. – М.: Высшая школа, 2003. – 284 с.

12. Мильков, Ф.Н. Ландшафтная география и вопросы практики / Ф.Н. Маслов. – М.: Мысль, 1966. – 256 с.

13. Мильков, Ф.Н. Ландшафтная сфера Земли / Ф.Н. Мильков. – М.: Мысль, 1970.
– 207 с.

14. Николаев, В.А. Ландшафтоведение / В.А. Николаев. – М.: Изд-во Московского университета, 2000. – 208 с.

15. Прокаев, В.И. Физико-географическое районирование / В.И. Прокаев. – М.: Мысль, 1983. – 176 с.

16. Солнцев, В.Н. Системная организация ландшафтов / В.Н. Солнцев. – М.: Мысль, 1981. – 239 с.

17. Сочава, В.Б. Введение в учение о геосистемах / В.Б. Сочава. – Новосибирск: Наука, 1978. – 310 с.

18. Степанов, И.Н. Пространство и время в науке о почвах. Недокучаевское почвоведение / И.Н. Степанов. – М.: Наука, 2003.

19. Степанов, И.Н. Теория пластики рельефа и новые тематические карты /
И.Н. Степанов. – М.: Наука, 2006.

20. Сукачев, В.И. Основы лесной биоценологии / В.И. Сукачев. – М.: Наука, 1964.
– 324 с.

21. Сысуев, В.В. Физико-математические основы ландшафтоведения: учебное пособие / В.В. Сысуев. – М.: Географический факультет МГУ, 2003. – 175 с.

22. Цех, В. Почвы мира. Атлас: учебное пособие / В. Цех. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 120 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

WinPlan: Геоинформационная система [Электронный ресурс]. – CD-ROM. – ИГЭУ. – 2007 – одна из лучших геоинформационных систем, может использоваться для сбора, хранения, анализа и визуализации пространственной и связанной с ней атрибутивной информации.

http://www.gisa.ru/ – официальный сайт ГИС-Ассоциации. Приведены материалы по географии регионов и стран, а также охарактеризованы возможности современных программных средств, необходимых для проведения географических исследований.

http://www.landscape.edu.ru/ – ресурс географического факультета МГУ, посвященный методическим аспектам изучения природы Земли и хозяйственной деятельности людей.

http://www.dataplus.ru/ – официальный сайт компании «ДатаПлюс», лидера в области сопровождения географических исследований.

http://www.gisrx.ru/ – портал, содержащий большой массив справочной информации географической направленности.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Состояние материально-технической базы для ведения образовательной деятельности по дисциплине «Ландшафтоведение» соответствует нормативам. Практические занятия проводятся в учебных лабораториях, оснащённых необходимым оборудованием. Средства вычислительной техники, использующиеся в учебном процессе, полностью удовлетворяют современным требованиям. Организация учебного процесса по дисциплине предполагает активное использование библиотечного фонда университета, а также специализированного оборудования кафедры географии и методики обучения. В процессе обучения предполагается использование аудио-, видеотехники, а также информации сети Internet, раздаточный материал, частичное компьютерное сопровождение. Имеется компьютерный класс с доступом к сетевым ресурсам.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 022000.62 Экология и природопользование.

 

Программа одобрена на заседании учебно-методического совета университета от ___________ года, протокол № ________.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.