Сделай Сам Свою Работу на 5

Значения знаков препинания и их функции





План

История пунктуации

Принципы русской пунктуации.

Виды знаков препинания

Значение и функции знаков препинания.

Употребление запятой в разных синтаксических конструкциях

Литература

1. Розенталь Д.Э. Орфография и пунктуация: уч. пособие дл вузов. – М.: Эксмо, 2011. – 286 с.

2. Низаметдинова Н.Н. Современная русская пунктуация: уч. пособие. – М.: Диалог_МИФИ, 2000. – 144 с.

1.

Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания.

В истории русской пунктуации выделились три направления изучения знаков препинания: логическое, синтаксическое и интонационное.

Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф.И. Буслаев. Исходя из положения, что "для большей ясности и определительности в изложении мыслей на письме принято отделять слова и целые предложения знаками препинания (т е. знаками остановки)", Буслаев сформулировал свое понимание назначения пунктуации: "Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувства другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют - запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.), второму - знаки восклицательный (!) и вопросительный (?), многоточие (...) и тире (-)" К логической (разделительной) функции первой группы знаков препинания Буслаев добавляет функцию стилистическую: основные правила их употребления "определяются риторическим разбором речи периодической и отрывистой".



В нашу эпоху смысловое понимание основ русской пунктуации нашло свое выражение в работах С. И. Абакумова и А. Б. Шапиро. Первый из них отмечает, что "основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме". Хотя, как указывает дальше С.И. Абакумов, "употребление большинства знаков препинания в русском языке регулируется по преимуществу грамматическими (синтаксическими) правилами", он, однако, считает, что "в основе правил все же лежит смысл высказывания". А. Б. Шапиро находит, что "основная роль пунктуации - обозначение тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами".



Синтаксическое направление в теории русской пунктуации, получившее широкое распространение в практике ее преподавания, исходит из того, что знаки препинания призваны в первую очередь делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Один из виднейших представителей этого направления Я. К. Грот считал, что посредством знаков препинания (точки, точки с запятой, двоеточия и запятой) дается "указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений", которое служит "для облегчения читателю понимания писаной речи". Относительно вопросительного и восклицательного знаков Грот указывает, что они служат "для показания тона речи".

Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания предназначены "для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе фразовой интонации"(Л. В. Щерба), что они отражают "в огромном большинстве случаев не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи" (А. М. Пешковский), что они нужны"для передачи мелодии речи, темпа ее и пауз" (Л. А. Булаховский).

Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи; знаки препинания указывают на смысловое членение речи.



Хотя в русском языке много правил обязательной постановки знаков препинания, русская пунктуация обладает большой гибкостью: существуют различные пунктуационные варианты, которые связаны не только со смыслом, но и со стилистическими особенностями текста.

Принципы русской пунктуации

Принцип пунктуации Определение Пример, комментарий
Грамматический (синтаксический) Основной принцип пунктуации предписывает ставить знак в соответствии с грамматическим строением предложения. Таковы, например, знаки в конце предложения, знаки между частями сложного предложения, между однородными членами предложения и др. Сегодня быть он обещал, да, видно, почта задержала. (П.) Обратите внимание на запятую после союза «да»: паузы после него нет, а знак ставится, поскольку мы должны выделить вводное слово с двух сторон.
Смысловой Подчиненный принцип пунктуации предписывает ставить знак в соответствии с оттенками смысла. Применяется тогда, когда именно знак препинания позволяет правильно интерпретировать смысл предложения, а грамматически нередко возможны варианты. Кот несся на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине (Пауст.). Если не поставить запятую между двумя определениями, не считая их однородными по контексту, то получится, что у кота три лапы, на которых он несется, и еще четыре передних. Не кот, а осьминог какой–то.
Интонационный Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с особенностями интонации. Да. Да! Да?! Да… Видите, как по–разному можно произнести одно и то же слово. И смысл совсем разный.

3. Виды знаков препинания:

· знаки выделения (их функции - обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию): две запятые и два тире (единые парные знак), скобки, кавычки;

· знаки отделения (их функции - обозначение границ между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске):точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая,точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие;

· особым знаком препинания является красная строка (обозначает начало нового поворота в повествовании).

Значения знаков препинания и их функции

Знаки Значения знаков препинания и их функции Примеры, комментарии
ОДИНОЧНЫЕ, РАЗДЕЛЯЮЩИЕ ЗНАКИ Ставятся между предложениями, частями сложного предложения, однородными членами предложения, подлежащим и сказуемым и членят текст на отрезки
. ! ? Членят текст на законченные мысли – предложения; знаки ! и ? к значению разделения добавляют смысловые и эмоциональные оттенки восклицания, вопроса. Да. Да? Да! Разные знаки – разный смысл.
В конце предложения или при обрыве предложения указывает на недосказанность мысли. В середине может указывать на недосказанность или обозначать пропуск в цитате. Последнее часто в сочетании со скобками: (…) Да… Еще один смысловой оттенок по сравнению с предыдущими примерами
, ; В середине предложения членят текст на равнозначные грамматически и логически отрезки и ставятся между частями сложного предложения, однородными членами простого. Обладают разной разделяющей силой. !!! Обратите внимание: вот основное правило, которым мы (часто интуитивно) пользуемся: ставь точку с запятой тогда, когда запятой мало, а точки много. ; часто имеет смыслоразличительное значение, помогая правильно интерпретировать смысловые связи, или подчеркивает структурную и смысловую самостоятельность каких–либо частей предложения, когда членит распространенные, имеющие внутри знаки синтаксические конструкции. Снежок изрезан лыжами; как снег, скрипуч и сух. Смыcлоразличительный знак, который помогает сравнительный оборот отнести по cмыслу ко второму и третьему сказуемому.
: Имеет значение толкования. Все, что сказано после :, раскрывает смысл, указывает на признак, причину того, что сказано в первой части предложения. Как одиночный знак ставится только между частями сложного предложения, чаще всего бессоюзного. .  
Употребляется и в простом и в сложном предложении и обозначает: - пропуск членов предложения, прежде всего связки в составном именном сказуемом; - противопоставление (на месте знака можно ставить союз НО), сопоставление (можно вставить союз А), сравнение (можно вставить союз КАК); - следствие (можно вставить слово ПОЭТОМУ) - паузу при чтении и акцентирование последующей части предложения (интонационное тире), может употребляться, когда не нужны грамматические знаки, но тема сообщения делает целесообразным применение интонационных знаков. Архитектура – застывшая музыка. (Гете); Все жалуются на свою память – никто не жалуется на свой разум. (Ларошфуко); Бензин ваш – идеи наши. (И. и П.); Сказано – сделано; У войны – не женское лицо. (Алексиевич)
, – Как единый знак употребляется только при прямой речи, цитировании и в периоде. ! «Это лошадь отца моего», – сказала Бэла. (Л.) Человек, не читавший утреннюю газету, – оптимист.
Знаки Значения знаков препинания и их грамматические особенности Примеры, комментарии
ДВОЙНЫЕ, ВЫДЕЛЯЮЩИЕ ЗНАКИ ставятся в начале и в конце какой–либо грамматической конструкции, чтобы показать ее грамматическую и смысловую самостоятельность. Употребляются при обособлении членов предложения, для выделения придаточных частей сложноподчиненного предложения, расположенных в середине главной, обращений, междометий, вводных и вставных конструкций.
,/…/, Из всех выделяющих знаков имеет наиболее слабо выраженное значение и употребляется во всех случаях, когда не нужны более сильные знаки, то есть для выделения придаточных частей сложных предложений в середине главных, обращений, междометий, вводных конструкций, большинства обособленных оборотов. Ему ли, карлику, тягаться с исполином?(П.)
–/../– Обладает более сильным выделяющим значением, чем двойные запятые, и употребляется тогда, когда в силу структурных или смысловых особенностей выделяемой конструкции недостаточно двойных запятых: 1) при сильном распространении обособленных оборотов, 2) при возникновении у обособленного оборота значения пояснения (вместо тире можно вставить союзы ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО). 1) Самый штрих его карандаша, самый почерк – железный, когда передает он железо, – и бархатный, когда передает он бархат, – очаровали меня своей артистичностью (Чук.) 2) Курс у нас один – правильный (ЧВС).
(…) Самый сильный выделяющий знак используется для выделения вставных конструкций – попутных замечаний, грамматически не связанных с предложением. А Татьяне и дела нет (их пол таков). (П.)
: … – Узкоспециализированный выделяющий знак, который используется для пунктуационного оформления предложений с обобщающими словами при однородных членах предложения.  
«…» 1) Используется при выделении чужой речи и цитат, 2) при употреблении слова в противоположном значении и в необычном переносном значении, 3) в различных названиях 1) Замяукали котята: «Надоело нам мяукать» (Чук.) 2) «Отлично», Константин! (= плохо) 3) Роман «Отцы и дети» написан в 1859 году.

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Объясните постановку запятой в простых предложениях:

А) для разделения однородных членов предложения с повторяющимися соединительными и разделительными союзами; между парами однородных членов, соединенных одиночным союзом; б) перед второй частью двойного союза; в) для выделения обращений, г) для выделения вводных слов и предложений; д) для выделения междометий.

1. Любовь, и смерть, и кровь, и пламя переплелись в цветке отцов (Ош.)

2. Тишина, ах, какая стоит тишина! (М.Алигер)

3. Откуда ж, приятель, песня твоя? (Светлов)

4. О солнце, раскаленное чрез меру, угасни, смилуйся над бедною землей! (Забол.)

5. Эй, три осьмушки под резьбу, иди возьми болт! — С того дня Захара Павловича звали прозвищем «Три Осьмушки под Резьбу» (Плат.).

6. Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая! (Ис).

7. Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых (Г.)

8. Он был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией (газ.).

9. Во-первых, обстоятельства, во-вторых, способность фантазировать и любовь к фантазии, довольно холодная кровь, гордость, лень —словом, множество причин отделили меня от общества людей (Тургенев).

10. Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая (Чехов).

11. Я слышал разговоры ‑ пьяные и трезвые, робкие и отчаянные... (К. Паустовский)

 

Задание 2. Является ли водным словом? Поставить недостающие знаки препинания.

  является вводным словом не является вводным словом
наконец - указывает на порядок мыслей, порядок изложения; не имеет временнóго значения: И, наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание; - равно по значению после всего, напоследок, в результате всего: Мы шли, шли и наконецпришли.
в конце концов - та же функция, что и у "наконец" (Да замолчите же, в конце концов!) - та же функция, что и у "наконец". (Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое устраивало всех.)
однако - стоит в середине или в конце предложения (Посмотрите, однако, как он заговорил!). Слово ОДНАКО выделяется только в том случае, когда его нельзя заменить союзом НО -противительный союз однако (=но) стоит в начале предложения или между однородными членами предложения (Я не хотел с ней больше видеться, однако (=но) пришлось.)
значит - если равно по значению словам следовательно, стало быть: Я не видел ев сегодня в школe, значит, она действительно заболела. - если в предложении играет роль сказуемого (по значению приближено в слову означает) (Она значит для меня слишком много, чтобы обмануть ее.)
прежде всего То же, что «во-первых, главное». Преждевсего (‘во-первых’), – что это за прическа? И. Бунин. Да и вообще ты это оставь; прежде всего, это невежливо. В. Гаршин. Не смешивать с употреблением в роли члена предложения (в знач. «сперва, вначале, сначала, в первую очередь»). «Я всей душой желал быть тем, чем вы хотели бы, чтоб я был; но я ни в ком никогда не находил помощи... Впрочем, я сампрежде всего(‘в первую очередь’)виноват во всём. Помогите мне, научите меня и, может быть, я буду...» – Пьер не мог говорить дальше; он засопел носом и отвернулся. Л. Толстой, Война и мир. Поговоривши с родителями невесты и получив согласие, Лапкинпрежде всего (‘сперва, сначала’)побежал в сад и принялся искать Колю. А. Чехов.
Кажется, казалось Служит лишь для выражения отношения говорящего к тому, о чем он сообщает. Вводные слова не являются членами предложения и могут легко быть пропущены, например: ср. Этот вопрос, казалось, затруднил гостя. ‑ Этот вопрос... затруднил гостя. Онегин, я тогда моложе, // Я лучше,кажется, была…А. Пушкин Лицоегоказалосьспокойным. Мне кажется порою, что солдаты, // С кровавых не пришедшие полей, // Не в землю эту полегли когда-то, // А превратились в белых журавлей. Р. Гамзатов. Журавли.

· если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного распространенного члена предложения, то оно от него запятой не отделяется, а если оно в середине, то оно выделяется (Молодой человек, по-видимому недавно окончивший институт, делал при ответах много ошибок. Молодой человек, недавно, по-видимому, окончивший институт, делал при ответах много ошибок.)

· если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза; если же такое невозможно, то запятая ставится только после вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом на ставится (Во-первых, он очень занят и, во-вторых, он не хочет тебя видеть. Несчастье его нисколько не изменило, а напротив, сделало еще сильнее.);

· запятыми не выделяются:АВОСЬ, БУДТО, ВДРУГ, ВЕДЬ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ, ИМЕННО, КАК БУДТО, КАК РАЗ, НЕПРЕМЕННО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОЧТИ, ТОЛЬКО, ЯКОБЫ.

1. Однако это было совсем не так. Прежде всего оба директора имели паспорта, дипломы, пропуска и другие необходимые документы. Самые же сложные дубли не могли иметь никаких удостоверений личности. А. и Б. Стругацкие.

2. Ухаживая за девицей, обращай вниманиепрежде всегона наружность, ибо по наружности узнается характер особы(А. Чехов).

3. Прежде всегоя прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве (К. Паустовский).

4.Предатель в разведке прежде всегооткрывает имена друзей…(Ю. Семенов)

5. Служив отлично, благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец (П.)

6.Он встал кажется даже не заметив меня и вышел из комнаты.

7. Вдруг дверь скрипнула.

8. Именно тебя здесь и не хватало!

9. К тебе я больше не вернусь, а может я с тобой останусь (Город 312).

10. Огненные шары оказались большими медузами, или по-нашему «морскими сердцами» (Пауст.)


Задание 3. Указать причину обособления согласованного или несогласованного определения:а)стоят после определяемых слов и имеют при себе зависимые члены; б) два и больше нераспространённых определения или несогласованных определения обособляются, когда они стоят после определяемого слова, особенно если перед этим словом уже есть определение; в) имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное, временное); г) относятся к личным местоимениям.

1. Сегодня она,в новом голубом капоте,была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.)

2. Короткая борода,немного темнее волос,слегка оттеняла губы и подбородок (А. К. Т.).

3. Мне нравится его спокойствие ировнаяречь,простая и ясная(М. Г.).

4. Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река, затенённая скалистыми горами,и этот живой огонёк (Кор.).

5. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег (Жемч.)

Задание 4.Определите, какой второстепенный член предложения обособляется: приложение или дополнение. Объясните постановку запятых.

1. Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета (Бл.).

2. Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. Мы,ар­тиллеристы, хлопотали около орудий (Л. Т.).

3. Сосна,как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению (А.) .

4.Все,кроме жены,считают его виновным во всём (М. Г.).

5. Все, не исключая и самого кучера, опомнились только тогда, когда на них наскакала коляска с шестёркой лошадей (Г.).

Задание 5. Поставьте знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами (где необходимо). Не смешивать деепричастный оборот с фразеологизмом (в этом случае запятая не ставится)!

1. Гребцы сбросили вёсла и поставив парус, сами сели на дно шлюпки (Гонч.).

2. «Посмотри-ка!» ‑ сказал я Фадееву, указывая на беспорядок и махнув рукою ушел в капитанскую каюту (Гонч.)

3. Дуня говорила глядя в окно и сложив руки на груди (Драг.)

4. Проглянет солнце ярко озаряя и лес и степь и старую усадьбу (Бун.).

5. Скрепя сердце Андрей перебирал кандидатуры.

6. При его грубых окриках мать вздрагивала и бежала сломя голову (Кор.).

7. Бормочет остывая самовар (Ас.).

8. Старушка несмотря на полное отсутствие у меня каких бы то ни было вещей охотно сдала мне комнату (Пауст.).

9. В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно.

10. Дети вопреки морозу вышли погулять.


Задание 6. Назовите синтаксическую функцию уточняющего, пояснительного и присоединительного члена предложения (какой член предложения уточняется).

1. Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня.

2. Здесь,на поле Бородина,русская армия покрыла себя неувядаемой славой.

3. Они прежде, то есть до приезда в деревню, жили в большом ладу (Т.).

4. Алексей дерётся лихо, это его свои (а именно),городские,бьют (М.Г.).

5. Это вот спальня, а там, за нею, ещё девичья.

6. Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы (Ч.).

7. Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень, потянулись к окошечку (Ч.)

8. Было очень тепло, даже жарко.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.