Сделай Сам Свою Работу на 5

Значение знаков препинания





Лекция 12. Основные принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания

Пунктуация. Знаки препинания

 

Пунктуацией (от лат. punctum — «точка») называется собра­ние правил постановки знаков препинания, а также сама систе­ма знаков препинания. Слово «препинание» означает «останов­ка», «заминка*, «препятствие». Знаки препинания и отмечают остановки в речи или разделяют письменный текст на части по смыслу.

Знак препинания, соответствующий правилам пунктуации, требующий применения этих правил, называется пунктограммой (по аналогии с орфограммой).

Древнейшие знаки препинания были знаками словораздела. Слова первоначально вообще не разделялись пробелами, и текст был сплошным. Только в послеантичный период древние греки стали отделять слова пробелами, а в начале фраз использовать прописные буквы. Затем стали делить текст на части по смыслу: самые мелкие части отделялись друг от друга точкой внизу стро­ки; более крупные — точкой посередине строки, а самые круп­ные отмечались точкой вверху строки.

Большинство знаков препинания в их современном виде появились в Европе в XV—XVI веках. А многие восточные сис­темы письма, например китайская, японская, арабская и др., до сих пор имеют свои традиционные знаки препинания и очень ограниченно вводят знаки препинания из европейских языков. Славянские системы письма первоначально основывались на греческих знаках, а затем — на латинских.



Первые знаки препинания или, вернее, их прообразы (на­пример, крест, означающий начало письма) были отмечены на Руси очень давно в новгородских берестяных грамотах. Вообще же в древности наши предки, так же как и греки, обходились на письме без знаков препинания. В устной речи на помощь прихо­дили интонация, паузы, логическое ударение, тембр голоса и пр. Как система пунктуация в Российском государстве стала скла­дываться с началом книгопечатания. Из книг, печатных изданий знаки препинания постепенно стали переходить в рукописные тексты.

Значение знака точки в русском языке связано с глаголом «тыкать», «ткнуть», а запятой — с глаголом «задержать», «вос­препятствовать», родственного современным «запинаться», «пре­пинание». История знаков препинания непростая и очень занят­ная. Например, запятая появилась из знака косой черты /, кото­рой обозначали короткую паузу. В дальнейшем косую черту стали изображать с хвостиком, и постепенно она превратилась в хвостик внизу строки. А точка с запятой первоначально имела название «запятая точка».



Восклицательный знак произошел от латинского междоме­тия 1о, выражающего радость. В конце фразы его писали в виде !/, пока постепенно он не превратился в ! В первой рус­ской грамматике В. Е. Адодурова (1738 г.) он назывался как «точка удивления», «удивительная» или «удивная».

В «Российской грамматике» М.В.Ломоносова существовал целый раздел, посвященный «строчным знакам», то есть знакам препинания, и в нем упоминались точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, скобки и де­фис. К 1796 году к знакам препинания в русском языке были причислены тире, кавычки и многоточие, а также звездочки и параграф.

В современном русском письме к знакам препинания отно­сят точку, запятую, точку с запятой, многоточие, тире, воскли­цательный и вопросительный знаки, скобки, значок параграфа и звездочки.

Знаки препинания делятся на выделяющие и разделяющие. Первые служат для вычленения в предложении какой-то части: вводного слова, придаточного предложения и т. п. Они обычно парные: скобки, кавычки, запятые или тире с двух сторон.

Знаки разделения разграничивают однородные члены, части сложного предложения, части текста. Точка, вопросительный и восклицательные знаки, многоточие разделяют предложения; за­пятая, точка с запятой, двоеточие и тире — его части. Особый знак — звездочка (*) указывает на ссылку. Три звездочки разде­ляют части текста, знак § обозначает разделы в учебниках и т. д. Правила пунктуации определяют, как нужно использовать знаки препинания, которые помогают понять смысл предложе­ний. Правил пунктуации больше, чем орфографических, и они не менее сложны для понимания и применения. В западноевро­пейских языках пунктуация более вольная, чем в современном русском. В нем правила пунктуации строже, и, чтобы уметь их правильно применять, нужно знать основные принципы пунк­туации.



Основные принципы пунктуации

Самый легкий принцип: знаки препинания не ставятся внут­ри слова.

Следующий похож на принцип орфографии «Не все пишется так, как слышится». Для пунктуации он звучит так: не следует руководствоваться в постановке знаков препинания интонацией. Хотя на этом принципе в свое время основывалась целая инто­национная теория. Многие известные лингвисты (М. Ломоно­сов, Н. Курганов, А. Барсов) считали, что расстановка знаков препинания зависит прежде всего от интонации. Современные лингвисты справедливо считают, что письменный текст не мо­жет и не должен копировать разговорную речь и что знаки пре­пинания часто, но не всегда, соответствуют интонации в струк­туре предложения. Например, в предложении «Белка песенки поет и орешки все грызет» (А. Пушкин) по правилам запятая не ставится (союз и соединяет однородные сказуемые), а если при­слушаться к интонации, обязательно поставишь запятую и сде­лаешь ошибку. Структура предложения в данном случае не соот­ветствует интонации.

Важный принцип пунктуации связан со структурой предло­жения: знаки препинания отличают начало и (или) конец син­таксической единицы (предложения, словосочетания, слова). Как утверждал известный филолог Ян Карлович Грот, синтак­сическое направление в теории русской пунктуации базируется на том основании, что наша пунктуационная система во многом строится на синтаксической основе (например, запятая между частями сложного предложения ставится потому, что отделяет друг от друга простые предложения — синтаксические едини­цы). Но это все-таки не означает, что пунктуация копирует структуру предложения, подчиняясь ей: последняя сама обу­словлена смыслом высказывания, и с этим связан еще один важнейший принцип пунктуации: при выборе знака препина­ния следует учитывать значение каждого знака препинания. Иначе говоря, для выбора знаков препинания исходным момен­том является смысловая сторона речи.

Указывая на членение речи, знаки препинания служат еще и средством выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. А в некоторых случаях зна­ки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений, которые не могут быть выраже­ны в письменном тексте грамматическими или лексическими средствами. Например, сравните постановку запятой, точки, тире и двоеточия в одном и том же бессоюзном предложении: Природа ждет прихода зимы, птицы улетели на юг. Запятая выражает после­довательность явлений; если вместо запятой поставить тире, то вторая часть будет указывать на следствие, обозначенное в первом предложении; если на том же месте поставить двоеточие, то при нем выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части предложения. Или сравните постановку либо отсутствие запятых в предложениях, где вводные слова и чле­ны предложения лексически совпадают: К моему огорчению приба­вилось понимание того, что ничего уже невозможно было объяснить. К моему огорчению, ничего невозможно было уже объяснить.

Значение знаков препинания

Каковы значения знаков препинания и как они связаны со структурой предложения и интонацией?

Точкаставится в конце предложения, говорит о желании сообщить информацию, свидетельствует о полноте вы­сказывания, выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.

Многоточие,напротив, свидетельствует о неполноте, неза­конченности информации или о неуверенности автора и указывает на интонацию незавершенности, даже если грамматически предложение является законченным.

Вопросительный знакговорит о желании получить информацию, призывает пишущего выбрать между двумя разновидности ми вопросительной интонации и, как правило, требует ответа, В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и по просительные слова.

Восклицательный знаксвидетельствует о желании сообщить информацию, которая очень значима, потому что произносится с особой интонацией, свидетельствующей об особой эмоциональной насыщенности.

Запятаяставится, когда предполагается, что высказывание не завершено, а также она информирует о наличии структурно рав­ноправных элементов.

Точкас запятой, напротив, сообщает, что отделенные друг от друга элементы — достаточно сложные и относительно автоном­ные структурно.

Двоеточиекак бы предупреждает о существовании впереди не менее одного равноправного по структуре элемента и о пояс­нении сделанного сообщения.

Тиреставят, когда хотят показать, что пропущены слова, указать на значение следования (одно событие следует за другим -внезапно или закономерно) или сопоставления. Тире может употребляться и в значении чередования (например, в диалоге).

Знаки, синтаксически не связанные с предложением, но не сущие дополнительную информацию о ситуации или говорящем, являются выделительными — скобки, две запятые, два тире.

Кавычкитоже являются выделительными, но они выделяют фрагменты чужой речи независимо от их синтаксической структуры или степени связанности с авторской речью.

Знаки препинания могут употребляться, как и слова, в переносном значении: кавычки, например, могут передавать необычные значения слов.

Итак, одни знаки препинания членят письменную речь на высказывания, другие различают «свои» и «чужие» слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвертые выделяют в высказываниях специфические конструкции.

Можно ли нарушать правила постановки знаков препинания? Оказывается, что в редких, исключительных случаях можно. Такие случаи называются авторской пунктуацией. Авторы художественных произведений имеют право выбирать между возможными вариантами расстановки знаков препинания, то есть употреблять их в несвойственных им функциях. Они делают это, когда хотят особо подчеркнуть какую-то свою мысль, выде­лить что-то важное. Например, вопросительный и восклицатель­ный знаки или многоточие ставятся не в конце предложения, а внутри него. Примеры авторской пунктуации нередко встреча­ются в произведениях А. Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстого и других авторов. Эти примеры свидетельствуют также и о меня­ющихся нормах пунктуации, устаревших ныне (два двоеточия в одной короткой фразе, точка с запятой вместо одной запятой, неоднократное употребление восклицательных знаков и т. д.): «Мой верный друг! Мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык!» (В. Брюсов). «А голова ему во след, как сумасшедшая хохо­чет, гремит: "Ай, витязь! ай, герой! Куда ты? тише, тише, стой!"» (А. Пушкин).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.