Сделай Сам Свою Работу на 5

Коррекция зрительного восприятия





Литература для самообразования

Варенова Т. В. Вiды карэкцыйнай работы з дзецьмi малодшага ўзросту //Пачатковая школа. 1997. № 5,6.

Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.

Григорьева Л.П. Концепция диагностики аномального разви­тия детей с сенсорными нарушениями // Дефектология. 1996. № 3.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.

Новикова Л. А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М., 1966.

Эллнеби Ильва. Право детей на развитие. Мн., 1997.

 

Вопросы и задания

1. Какие функции выполняет сенсорика?

2. Развести понятия «сенсорное развитие», «сенсорная культура», «сенсорное воспитание».

3. Покажите все возможные пути осуществления полисенсорного подхода при формировании обобщающих понятий.

4. В чем состоит принципиальное отличие полисенсорного подхода от метода сенсорной интеграции?

5. Разработайте примерные задания и упражнения на основе метода сенсорной интеграции.

6. В чем состоит основная причина сенсорных дисфункций?

7. По каталогам ROMPA выделить оборудование для стимуляции зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической и других функций.




Коррекция зрительного восприятия

Познавательные возможности органа зрения: выделение в предмете формы, цвета, величины, материала, фактуры, конструк­ции, степени привлекательности и др.

Сенсорные эталоны в зрительном восприятии для цвета представляют 7 красок спектра и их оттенки по светлоте (близость к белому) и насыщенности (степень чистоты); для формы – геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник; для величины – метрическая система мер.

Основные задачи по развитию и коррекции зрительного восприятия:

· формирование умения всматриваться;

· распознавание и называние цвета, формы и т.д.;

· сравнение и группировка по внешним признакам;

· развитие визуального выборочного восприятия (интерпретация того, что мы видим, в том числе посредством понимания таких элементов, как сходство – различие, изображение – фон, способность к визуальному дополнению части до целого).



В качестве учебно-тренировочного материала используются образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, геометрический комод (набор плоскостных и объемных геометрических фигур), мозаика, цветной конструктор и прочее. Для коррекции зрительного восприятия применяются разрезные картинки, картинки предметов с ошибками в размерах, предъявление предметов в перевернутом ви­де, узнавание целого по фрагменту, складывание сборно-разборных игрушек, применение зрительно-двигательного моделирования формы (обведение по контуру, ощупывание с целью определения формы и размера). В последнее время распространение приобретает разглядывание в коррекционных целях так называемых магических стереокартинок. Палитры цветов весьма уместно использовать для организации сенсорных пауз (1-3 мин) на всех занятиях, а не только во время специального тренинга.

Для развития зрительного восприятия и логического мышления используется комплект геометрических фигур, разработанных на основе идеи венгерского психолога и математика Дьенеша. Комплект состоит из четырех форм: круга, равностороннего треугольника, прямоугольника и квадрата; трех цветов: желтого, голубого и красного; двух размеров: маленьких и больших; двух видов толщины: тонких и толстых. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины. Для каждой из них в игровой форме можно находить соответствующий «этаж» и «подъезд» в «особом доме», где живут разные фигуры: желтые, толстые, маленькие, треугольной формы и пр.



Наиболее типичные задания и упражнения:

1. Разложи ... (например, от самого темного до самого светлого).

2. Подбери по форме (цвету, величине ...)

3. Найди такой же по цвету, размеру и т. п.

4. Узнай предмет по его части, контуру.

5. Нарисуй что-нибудь желтое квадратное, зеленое круглое.

В процессе предметно-практической деятельности дети знакомятся с хроматическими (цветные) цветами и ахроматическими (не цветные: черный, белый, серый) и их оттенками, учатся выделять теплые и холодные краски, адекватно раскрашивать предметы, распознавать и получать на бумаге мягкие пастельные и резкие контрастные сочетания цветов, представлять цветонасыщенность и цветоконтрастность. Исключение при ознакомлении составляет голубой цвет как трудный для первоначального восприятия (в английском языке даже существует одно название "blue" для обозначения синего и голубого цветов).

Японские дети различают до 200 цветов, наши, при специально художественной подготовке, в среднем – 70 цветов. Основная причина кроется в методике обучения изодеятельности. В Японии широко практикуется психологическое погружение в цвет: «Нарисуй радость; любовь к маме» в отличие от изображения солнышка, елочки, домика и т.п. В последнем варианте цвет уже заранее известен ребенку или задается учителем инструкцией типа: «Возьмите красный карандаш и нарисуйте кружок». В другом случае ребенку приходится активно искать цвет, создавать его самому.

Дети с отклонениями в развитии (в первую очередь умственно отсталые), имея все необходимые цвета (краски, карандаши, фломасте­ры, мелки), часто пользуются только одним-двумя. Складывается ситуация, подобная той, о которой поется в песенке «Оранжевое небо»: «Много красок у меня, выбирай любую...»; но девочка все раскрасила оранжевой: и небо, и людей, и мороженое, и верблюда и т.д. Во время занятий рисованием или живописью можно ставить задачи, пробуждающие сознание (особенно это рекомендуется в период смены зубов): «Смотри, ты нарисовал много красного, а вокруг него зеленый и желтый. Теперь мне хотелось бы посмотреть, как будет, если ты начнешь голубым».

Коррекционные приемы:

· Цветовая унификация – предметная направленность цвета.

· Варьирование цвета одного и того же предмета. Например, лист – весной, летом и осенью; плод – зеленый и созревший.

· Выделение оттенков. Например, сравнение зеленых листь­ев разных пород деревьев. При этом можно организовать фенологические наблюдения.

· Классификация предметов. К примеру, разложить пуговицы трех цветов (разные оттенки, форма, размер) в соответствующие коробки по их основному цвету (зеленый, красный, желтый).

Визуальное восприятие обеспечивается механизмами взаимосвязанных зрительных функций (световая и контрастная чувствительность, цветоразличение, разрешающая способность и т.д.). При патологии зрительной системы, нарушающей ее структуру и функции, имеют место изменение и рассогласование сенсорно-перцептивных механизмов, что затрудняет формирование основных качеств восприятия (Л.П. Григорьева, 1983, 1985). Кроме того, уровень общего психического развития влияет на формирование качеств восприятия. У детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития формирование ряда качеств восприятия (обобщенность, категориальность, апперцепция, антиципация) нарушено существенным образом. Интеллектуализация перцепции при низком зрении в определенной степени компенсирует нарушения восприятия. Формирование и опознание зрительных образов осуществляются на основе активной ориентации в наглядном материале, определенных мыслительных операций и способности к предвосхищению перцептивного результата. Ребенок с тяжелым нарушением зрения должен научиться «ощупывать глазом» объекты, анализировать и осмысливать ту ограниченную информацию, которую он может получить посредством поврежденного органа. Такого ребенка надо учить аналитическому и целостному восприятию мира.

Знание детей о том, что их глаза плохо видят, не приводит к активизации бисенсорных и полисенсорных процессов для ориен­тации в окружающем мире. Следовательно, необходимо комплексное развитие остаточной функции и сохранных органов чувств. Нарушения зрения у детей могут быть выражены по-разному, в зависимости от силы болезнетворных влияний, затрагивающих разные отделы зрительного анализатора: периферический (глаз), проводниковый (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования), центральный (мозговые клетки в зрительных зонах коры головного мозга). С учетом того, в какой мере нарушена функция зрительного анализатора, среди детей со стойкими дефектами зрения различают слепых (незрячих) и слабовидящих. В первом случае зрительные ощущения либо полностью отсутствуют, в силу чего оба глаза утрачивают способность к светоощущению и цветоразличению (тотальная слепота), либо сохраняются светоощущения или незначительное остаточное зрение, недостаточное для обычной жизнедеятельности (максимальная острота – 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией, сужение поля зрения до 30 градусов). Слабовидящие дети обладают остротой зрения на лучше видящем глазу при коррекции обычными средствами (очки) от 0,05 до 0,4 (новая тенденция от 0,09 до 0,2).

Способность «видеть» у новорожденного проявляется в том, что сначала ребенок различает контрасты: яркое и темное. Затем он начинает замечать движение, после этого – очертания и форму. И самый последний этап развития – способность различать цвета. Таким образом, способность отличить контрасты является самым древним видом зрения. Умение различать цвета, определять и называть их – так же, как и воспринимать их с точки зрения эстетики, – все это функции коры головного мозга и является скорее результатом развития человека, чем его инстинктивными реакциями. Если смотреть на серое пятно, окруженное ярко-зеленым кольцом, то серый цвет начинает приобретать красноватый оттенок. Если некоторое время фиксировать взором ярко-красный предмет, а потом закрыть глаза, то возникает так называемый последовательный образ этого предмета, окрашенный в зеленый цвет (у дальтоников такое восприятие стабильно). Хроматический эффект последовательного контраста и есть источник так называемого «зеленого свечения», которое можно увидеть, если пристально смотреть на заходящее солнце. Последовательный образ синего цвета окрашен в желтый цвет (это легче увидеть, если синий предмет находится на черном фоне).

До XIX века было известно ограниченное количество красителей и, в основном, они были органического происхождения. Изменения произошли благодаря появлению анилиновых красителей, производных каменного угля и окисей металлов. В настоящее время очень немногие вещи мы видим в их первоначальной окраске. Это уже не только голубизна неба, пурпур заката, зелень травы и другие краски природы; к ним прибавились различные предметы, произведенные человеком. Цвета природы оказывают огромное влияние (хотим мы этого или нет) на наше психологическое и физиологическое состояние. Голубой цвет физиологически воспринимается как сладость, зеленый – как горечь, темно-синий (ночь) – цвет покоя и пассивности, ярко-желтый (день) позволяет человеку быть активным, но не принуждает его к этому, красный цвет стимулирующе действует на нервную систему – у человека поднимается кровяное давление, учащаются дыхание и пульс. Физиолог Геринг, разработавший «теорию контраста», заметил, что особое вещество, находящееся в сетчатке глаза, обесцвечивается под влиянием ярких цветов и восстанавливает свой первоначальный цвет под воздействием темных цветов.

Теория Геринга больше всего соотносится с широко применяемым цветовым тестом Макса Люшера. Существует полный тест Люшера с семью различными наборами цветов (всего 73 цветные карточки, в которых отражены 25 различных цветов и оттенков) и сокращенный. Цветовой тест направлен на выяснение процессов, происходящих на сознательном и бессознательном уровнях, дает информацию о зонах психологического и физиологического напряжения (например, работа желез внутренней секреции, сердечная недостаточность, спазмы сосудов головного мозга, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта).

Тест Люшера исходит из объективного значения цвета, которое одинаково для всех людей, хотя воздействие конкретного цвета на человека является субъективным, сугубо индивидуальным: одному он нравится, другому кажется скучным, третьего оставляет равнодушным, а четвертый считает его отвратительным, т.е. «на вкус и цвет – товарищей нет».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.