Сделай Сам Свою Работу на 5

Рабочая учебная программа





Базина Инна Викторовна

Концепции современного естествознания: рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2011. – с.

 

Рабочая учебная программа дисциплины «Концепции современного естествознания» вариативной части профессионального ( математического и естественно-научного) цикла учебного плана составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров или магистров (080100) «Экономика».

Рабочая программа предназначена для студентов всех форм обучения.

 

©Московский государственный университет технологий и управления, 2011.

109004, Москва, Земляной вал, 73

 

 

©Ф.И.О.(Базина Инна Викторовна)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Цель и задачи дисциплины 4

2.Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины. 5

3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы 7

4. Содержание дисциплины 7

4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость

и виды учебной работы 7

4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных

модулей дисциплины 10

4.3. Содержание учебно-образовательных модулей 11



4.5 Лабораторные работы и практические занятия 14

5. Самостоятельная работа студентов 15

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 19

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины 20

8. Контроль и оценка результатов обучения 21

8.1 Контроль знаний по дисциплине 21

8.2 Рейтинговая оценка по дисциплине 22

9. Глоссарий основных терминов и определений дисциплины 27

 

 

Рабочая учебная программа

1.Цели и задачи дисциплины.

Учебная дисциплины «Концепции современного естествознания» - дисциплина математического и естественного цикла вариативной части государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 080100 «Экономика» , квалификации бакалавр.

Основными целями учебной дисциплины « Концепции современного естествознания» являются:

· Создание предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления специалистов

· Повышение общего культурного и образовательного уровня.

· Обогащение и совершенствование методов исследования в сфере будущей профессиональной деятельности.



Для достижения указанных целей перед курсом КСЕ ставятся следующие задачи.

· Сформировать убежденность в диалектическом единстве и целостности мира несмотря на внешнее многообразие его форм;

· Дать представление об иерархической сложности мира, не позволяющей применить единый подход к его описанию одновременно на всех уровнях организации материи;

· ознакомить с наиболее общими законами, концепциями, адекватно описывающими природные явления внутри каждого иерархического уровня.

Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина относится к вариативному естественно – математическому циклу Б.2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания вопросов предшествующих школьных дисциплин: физике, химии, биологии, астрономии.

Необходимость ознакомления студентов, обучающихся по направлениям экономии и менеджмента, с концептуальным фундаментом современного естествознания является насущным требованием времен и связана с переходом на качественно новый уровень подготовки бакалавров по направлениям экономики. Насыщение курса КСЕ конкретным естественнонаучным материалом оказывается значительно выше, чем в философских и культурологических дисциплинах.


2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен приобрести знания, умения владения и профессиональные компетенции.

Знать:

· основные этапы развития естествознания и об особенностях естествознания как науки;

· фундаментальные законы современной физики, концепции пространства и времени;



· иерархию структурных элементов материи от микромира до макро и мега мира ;

· специфику живого, принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостность и гомеостаз

· значение человека в эволюции Земли, его место в ноосфере.

Уметь:

· применять основные законы физики, химии и биологии при решении своих профессиональных задач;

· грамотно комментировать основное содержание конкретных научных теорий и основополагающих научных концепций;

· находить и использовать справочные данные различных физико-химических дисциплин при выполнении лабораторных работ;

· анализировать полученные результаты проведенных опытов, экспериментов, решения задач, при необходимости сравнивая из со справочными константами и делая соответствующие выводы.

Владеть:

· важнейшими достижениями современного естествознания и основными научными проблемами, стоящими перед дисциплиной;

· навыками работы с приборами для определения различных физических параметров;

· способами расчета физических и химических величин;

· навыками сравнения и анализа полученных результатов расчета с соответствующими им константами;

· методами статистической обработки полученных количественных результатов

· правилами безопасности при работе в физической лаборатории.


Профессиональные компетенции:

Выпускник по направлению подготовки «Экономика» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы после изучения дисциплины КСЕ должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

· умением проводить исследования по заданной методике, рассчитывать и анализировать результаты экспериментов;

· способностью системного похода в оценке развития любой естественно научной дисциплины;

· представлением об основных понятиях, методах, концепциях и механизмах развития естественных наук в их историческом аспекте.

 

Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение основных концепций современных естественных наук.

Главной содержательной частью предметный области являются концепции физики, химии, биологии, экологии, антропологии, астрономии.

Объектом изучения в дисциплине являются природные объекты и процессы.

Изучение объектов осуществляется в комплексе вопросов : наиболее общие принципы и законы физики, химии, иерархичность, уровни организации и функциональная асимметрия живых систем, а также взаимосвязь между физическим химическими и биологическими процессами.

Главными изучаемыми понятиями дисциплины являются концепции и законы естественных наук.

При изучении дисциплины рассматриваются:

· концепции пространства и времени;

· принципы симметрии и законы сохранения

· соотношения порядка и беспорядка в природе;

· самоорганизация в живой и неживой природе;

· принципы эволюции;

· биологическое многообразии его роль в сохранении устойчивости биосферы;

· взаимодействие организма и среды;

3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы. 1 зачетная единица равна 36 академическим часам.

Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в таблице 1.

Таблица 1. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы.

Виды учебной работы Зачетных единиц Академических часов
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции 0,44
Лабораторные работы (ЛР) 0,56
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем 0,28
Подготовка и презентация реферата 0,14
Подготовка к лабораторным работам 0,14
Подготовка к рубежному контролю 0,14
Подготовка к промежуточной аттестации (зачету) 0,14
Контроль (всего) 0,08
В том числе:    
Входной, текущий, рубежный 0,05
Промежуточная аттестация (зачет) 0,03

 

4. Содержание дисциплины

4.1.Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы

В таблице 2 дано наименование тем и рекомендованные виды учебной работы, которые в вузовской рабочей программе детализируются в зависимости от используемых технологий обучения. Трудоемкость модулей в зачетных единицах и видов учебной работы в учебных часах устанавливается вузом в зависимости от технологии обучения и определятся временными затратами на освоение регламентированного минимума результатов обучения в виде компетенций, знаний, умений и навыков.

Таблица 2. Базовые модули дисциплины, рекомендуемые трудоемкость в зачетных единицах и виды учебной работы для групп областей знаний

Наименование темы Зачетные единицы/ академические часы
Всего Лекции Лабораторные Работы Самостоятельная Работа Контрольная работа
Тема 1.1 Специфика науки и её место в культуре Тема 1.2 Методологические основы научного познания Тема 1.3 Естествознание в системе научного знания 0,44/16 0,11/4 0,11/4 0,22/8  
Тема 1.4 Физическая картина мира и её структура Тема 1.5. Элементы специальной теории относительности Тема 1.6. Современные космологические концепции 0,44/16 0,11/4 0,11/4 0,22/8 0,003/1
Тема 1.7 Концепция современной химии 0,21/12 0,06/2 0,11/4 0,17/6  
Тема 1.8. Фундаментальные свойства живой материи 0,44/16 0,11/4 0,11/4 0,22/8  
  Тема 1.9 Возникновение жизни и эволюция её форм          
Тема 1.10. Биосоциальная природа человека Тема 1.11. Самоорганизация в живой и неживой природе 0,27/12 0,05/2 0,11/4 0,17/6 0,03/1
  Промежуточная аттестация (зачет) 0,03/1       0,03/1
  Всего на дисциплину 2/72 0,44/16 0,56/20 0,92/33 0,08/3

 

4.2 Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины.

Таблица 3. Обязательный дидактический минимум содержания дисциплины и её учебно-образовательных модулей.

№ п/п Наименование модуля и темы дисциплины Дидактический минимум.
  Тема 1.1     Специфика науки и её место в культуре;естественнонаучная и гуманитарная культура, структура научного знания.
  Тема 1.2     Методологические основы научного познания;уровни и формы научного знания; методы научного познания; общенаучные подходы.
  Тема 1.3     Естествознание в системе научного знания. Предмет и цели естествознания; Этапы и история развития, основные черты естествознания.
  Тема 1.4   Тема 1.5     Физическая картина мира и её структура; принципы современной физики; движение и физическое взаимодействие структурные уровни материи. Элементы специальной теории относительности; Инерциальные системы отсчета. Постулаты теории относительности
 
  Тема 1.6 Современные космологические концепции ; Происхождение Вселенной. Концепция Большого взрыва.
    Тема 1.7   Концепции современной химии; специфика химии как науки; уровни химического знания.
  Тема 1.8     Фундаментальные свойства живой матери. Современные представления о сущности жизни; иерархия уровней организации живой материи.
  Тема 1.9     Возникновение жизни и эволюция её форм; Основные концепции происхождения жизни на Земле. Синтетическая теория эволюции.
  Тема 1.10     Биосоциальная природа человека; антропогенез и значение биологических и социальных факторов на разных её этапах.
  Тема 1.11 Самоорганизация в живой и не живой природе; синергетика, её предмет и методы.

 

 

4.3 Рекомендуемое содержание дисциплины.

Тема 1.1 Специфика науки и её место в культуре.

Иерархия уровней культуры. Определение науки и её место в духовной культуре. Естественные, гуманитарные и технические науки, их структура и проблематика. Критика редукционизма. Критерии научного знания. Псевдонаука.

Тема 1.2 Методологические основы научного познания.

Эмпирический и теоретический уровни в науке. Методы научного познания. Общенаучные подходы. Системный подход. Глобальный эволюционизм. Становление современной концепции развития. Идея самоорганизации материи.

Тема 1.3. Естествознание в системе научного знания. Предмет и цели естествознания.

Иерархия естественных наук. Аксиологические и гносеологические аспекты естественно научного знания. Этапы и история развития, основные черты естествознания. Начало науки, древнегреческая натурфилософия. Развитие науки в средние века. Глобальная научная революция XVI-XVII в.в. Классическое естествознание Нового времени. Глобальная научная революция конца XIX – начало XX в. Основные черты современного естествознания и науки .

Тема 1.4 Физическая картина мира и её структура.

Механическая картина мира. Квантово-полевая картина мира. Соотношение динамических и статистических законов. Принципы современной физики. Структурные уровни матери. Строение атома. Корпускулярно-волновой дуализм материи.

Тема 1.5. Элементы специальной теории относительности.

Движение и физическое взаимодействие. Виды физического взаимодействия концепции пространства и времени в современном естествознании. Специальная теория относительности. Общая теория относительности. Релятивизм как концептуальный принцип неклассического естествознания.

Тема 1.6 Современные космологические концепции.

Эволюционные процессы в мегамире. Космологическая модель Эйнштейна- Фридмана. Происхождение Вселенной Концепция Большого взрыва. Современные представление о ранних этапах эволюции Вселенной. Возникновение и структура Солнечной системы.

Тема 1.7 Концепции современной химии.

Специфика химии как науки. Первый уровень химического знания – учение о составе вещества. Второй уровень химического знания – структурная химия. Третий уровень химического знания – учение о химическом процессе. Четвертый уровень химического знания – эволюционная химия.

Тема 1.8 Фундаментальные свойства живой материи.

Современное представления о сущности жизни. Иерархия уровней организации живой материи. Феноменология жизни: саморегуляция, самообновление, самовоспроизведение. Механизмы и уровни реализации гомеостаза. Молекулярные механизмы наследственности и изменчивости живых организмов. Молекулярная генетика как основа биотехнологии и генной инженерии.

Тема 1.9 Возникновение жизни и эволюция её форм.

Различные подходы к проблеме происхождения жизни на Земле Гипотеза Опарина- Холдейна. Биологическое многообразие живых организмов и его роль в организации и сохранения устойчивости биосферы. Синтетическая теория эволюции. Микро- и макро эволюция. Факторы и направления эволюционного процесса.

Тема 1.10 Биосоциальная природа человека.

Антропогенез и значение биологических и социальных факторов на разных его этапах. Биосфера как экосистема, её структура, свойства и функционирование. Современный уровень взаимодействия человека и среды, принципы рационального природопользования. Понятие о ноосфере. Антропный принцип в современной науке.

Тема 1.11 Самоорганизация в живой и неживой природе.

Синергетика, её предмет и методы. Проблема «стрелы времени» в естествознании и возникновение статистической термодинамики. Гипотеза Томпсона и «тепловая смерть» Вселенной.

Лабораторные работы

Лабораторный практикум является формой аудиторной работы в малых группах. Основная цель лабораторного практикума это приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области «Концепций современного естествознания» , знакомство с приборами и средствами измерения физических и химических параметров . Содержание лабораторного практикума должно соответствовать профессиональной области знаний, по которой осуществляется обучение.

Таблица 4. Лабораторный практикум.

№ п/п Цели лабораторного практикума Перечень лабораторных работ
  Цель: ознакомления со свойствами материи, универсальными постоянными природы, физическими и химическими процессами. Лаб. 1. Изучение корпускулярно- волнового дуализма материи. Лаб. 1.А. Определение длины волны при помощи дифракционной решетки. Лаб. 1.Б. Определение чувствительности фотоэлемента. Лаб. 2. Градуирование спектроскопа и определение постоянной Планка. Лаб. 3. Определение слоя половинного ослабления гамма- излучения в веществе. Лаб. 4. Изучение влияния температуры на скорость химической реакции.

 

Лабораторный практикум обеспечен учебно-методическим пособием по выполнению лабораторных работ, средствами измерений и приборами, лабораторной посудой и реактивами, необходимыми для учебного процесса.

Перед проведение лабораторных занятий студенты должны освоить требуемый теоретический материал и процедуры выполнения лабораторных работ по предварительно полученным учебным материалам.

Повысить эффективность проведения лабораторных занятий возможно за счет использования информационных технологий мультимедийных средств, как дополнительного инструментария лабораторного практикума, расширяющих диапазон исследования и анализа физических и химических закономерностей.

В качестве такого программного средства лабораторных работах по КСЕ используется компьютерный лабораторный практикум.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.

Цели самостоятельной работы

Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, общению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений.

Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов включает в себя с одной стороны изучение дисциплины по учебникам, учебным пособия и конспектам лекций, и с другой стороны- написание рефератов. Виды самостоятельной работы с учетом трудоемкости представлены в таблице 5.

Таблица 5. Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа.

Виды самостоятельной работы студентов Зачетные единицы/часы
1. Изучение тем лекций 0,14/5
2. Подготовка к лабораторным занятиям 0,14/6
3.   Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение 0,14/5  
4.   Подготовка к промежуточному тестированию (зачету) 0,14/6  
5.     Подготовка и презентация реферата   0,14/5  
6. Подготовка к рубежному контролю 0,14/6
  Трудоемкость 0,92/33

 

Одной из наиболее эффективных форм самостоятельной работы студентов является написание студентами письменного реферата. Реферат представляет собой, обзор научной литературы по выбранной теме с комментариями и анализом.

Тема реферата должна быть проблемной и профессионально ориентированной.

Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе.

Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умению вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы.

Творческая работа студентов по написанию реферата состоит из нескольких этапов:

1. Выбор темы исследования, подбор и изучение литературы по теме.

2. Составление плана и определение примерной структуры реферата.

3. Написание основного текста и формулировка выводов исследования.

4. Окончательное оформление реферата.

Реферат проверяется преподавателем, и после краткой письменной рецензии в конце реферата ставится соответствующая предварительная оценка. Окончательную оценку студент получает после сделанного на семинарском занятии доклада.

Предлагаемый список тем для написания рефератов носит рекомендательный характер и может неограниченно расширяться с учетом индивидуальных интересов студентов и их профессиональной направленности.

Возможная тематика рефератов по КСЕ

1. Роль математики в современном естествознании.

2. Развитие идеи атомизма от Демокрита до наших дней.

3. Великие географические открытия и их роль в построении научной картины мира.

4. Механическая картина мира: триумф и упадок.

5. Солнечная активность и ее влияние на происходящие на Земле процессы.

6. Великие загадки Земли.

7. Фантастика как метод интеллектуального научного поиска.

8. Наука и псевдонаука.

9. Искусство как метод формирования картины мира.

10. Возможности компьютерного моделирования.

11. Виртуальная реальность и ее роль в научном познании.

12. Память человека и ее возможности.

13. Мозг, разум и поведение.

14. Особенности переработки информации человеком.

15. Четырехмерный мир Минковского.

16. Научная деятельность А. Эйнштейна.

17. Роль «Математических начал натуральной философии» И. Ньютона в науке.

18. Квантово физическая картина мира: успехи и проблемы.

19. Что такое «черные дыры»?

20. Биополе как канал восприятия.

21. Жизнь, смерть и бессмертие.

22. Перспективы научно-технической эволюции человечества.

23. Жизнь как космическое явление.

24. Самоорганизация как механизм творческого мышления.

25. Синергетика на перекрестке культур.

26. Кибернетика и синергетика.

27. Концепция Вернадского о биосфере и феномен человека.

28. Особенности синтетической теории эволюции.

29. Человек в научной картине мира.

30. Формирование единой науки в техногенной цивилизации.

31. Этические проблемы науки.

32. Проблема единства физики на пути к Великому объединению.

33. Клонирование мифы и реальности, «за» и «против».

34. Функциональная ассиметрия живых систем.

35. Концепция химической эволюции и биогенезиса.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная

1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. 10-е изд.- М.,: Академия, 2009.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания.5-е изд. -М.: Высшее образование, 2010.

3. Учебник для вузов / С.Х. Карпенков. — 8-е издание, переработанное и дополненное — М.: Высшая школа, 2009.

Дополнительная

1. Дмитриева В.Ф., Михайлов М.А., Икренникова Ю.Б. Концепции современного естествознания. УМП.-М.:МГУТУ, 2011.

2. Дмитриева В.Ф., Базина И.В., Икренникова Ю.Б, Самсонов Г.А. Концепции современного естествознания. Лабораторный практикум. – М.:МГУТУ, 2011.

3. Дмитриева В.Ф., Базина И.В., Самсонов Г.А. Методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине «Концепции современного естествознания». -М. МГУТУ, 2010.

4. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ, 2008.

5. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.:ЮНИТИ, 2008.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для проведения лабораторных занятий используются специализированные лаборатории, приборы и оборудование, учебный класс для самостоятельной работы по дисциплине, оснащенный компьютерной техникой, необходимым программным обеспечением.

В таблице 6 представлен перечень материально-технического обеспечения лабораторного практикума по дисциплине.

Таблица №6 Рекомендуемое материально-техническое обеспечение дисциплины.

№ п/п Рекомендуемое материально-техническое обеспечение дисциплины. Количество
1. Установка для лабораторной работы №1А
2. Установка для лабораторной работы №1Б
3. Установка для лабораторной работы №2
4. Установка для лабораторной работы №3
5. Установка для лабораторной работы №4
6. Плакаты для лекционной демонстрации, шт.
7. Плакаты наглядной иллюстрации в помещениях лаборатории  
8. Компьютер Celeron 4 – 2000
9. Компьютер Genuine Intel ®

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.