Сделай Сам Свою Работу на 5

Распад мировой колониальной системы и переход





Колониальный вопрос в деятельности Организации

Объединенных Наций.

http://vse-uchebniki.com/uchebnik-istoriya/kolonialnyiy-vopros-deyatelnosti-organizatsii-o.html

Уже в период Второй мировой войны стало очевидно, что разгром нацизма станет прологом к радикальному изменению международно-правовой системы. Вопрос о судьбе колониальных империй был поставлен на первой же личной встрече У. Черчилля и Ф. Рузвельта в бухте Арджентиа в августе 1941 г. В подписанной по итогам встречи Атлантической хартии было заявлено о необходимости осуществлять все территориальные изменения в соответствии со свободным волеизъявлением народов, обеспечить для всех народов право выбирать форму правления, а также всемерно укреплять сотрудничество всех наций, гарантировать «равный доступ к торговле и сырью». Рузвельт настаивал на том, чтобы принципы хартии были применимы не только к Европе, но и ко всему миру. «Я твердо придерживаюсь того убеждения, что если мы собираемся обеспечить стабильный мир, он должен включать в себя развитие отсталых стран, - утверждал Рузвельт. - Не могу поверить, что мы можем вести войну против фашистского рабства и в то же время бездействовать в деле освобожде­ния людей по всему миру от последствий отсталой колониальной политики».



Британская дипломатия придерживалась прямо противоположной позиции. Черчилля заботило не только сохранение границ колониальной империи, но и «непредсказуемость» волеизъявления народов Востока. «Предполагаемое при­менение хартии к Азии и Африке требует серьезных размышлений, - утверждал он. — На Ближнем Востоке большинство арабов могут заявить, что они изгонят евреев из Палестины или в любое время запретят дальнейшую иммиграцию. Я твердо придерживаюсь сионистской политики, одним из авторов которой я являюсь. Это только один из многих непредвиденных случаев, которые могут явиться результатом новой и последующих деклараций».

Необходимость укрепления антигитлеровской коалиции заставила за­падные державы на время отказаться от лоббирования своих интересов в вопросе о послевоенном политическом порядке. Главное значение приобре­тал сам факт объединения все большего числа народов в борьбе против нацизма.



1 января 1942 г. представители США, Великобритании, СССР и Китая подписали Декларацию Объединенных Наций, провозгласившую по­беду над нацизмом шагом к торжеству принципов свободы, независимости и религиозной свободы, обеспечению прав человека и справедливости. На Московской конференции союзников в октябре 1943 г. было принято реше­ние о необходимости «учреждения всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств». Рузвельт, прекрасно понимавший, какие возможности открывает перед США принцип «свободы рук» в послевоенном мире, занял очень жесткую позицию по колониальному вопросу. Он подчеркивал, что новая международная система должна предоставить «широкие возможности в отношении проверки и гласности, которые станут мощным средством побудить колониальные дер­жавы развивать свои колонии на благо колониальных народов и всего мира». Подобная позиция, хотя и по совершенно иным соображениям, активно поддерживалась советской дипломатией.

На конференции в Думбартон-Оксе (22 августа - 28 сентября 1944 г.) было закреплено решение о создании в рамках будущей международной организации Совета Безопасности, постоянными членами которого должны были стать пять ведущих держав антигитлеровской коалиции. Именно в компетенции Совета Безопасности должны были находиться вопросы при­менения силы от лица мирового сообщества. Такое решение резко усилива­ло влияние США и СССР на решение колониальных вопросов в послевоен­ном мире. На Крымской конференции (4-11 февраля 1945 г.) Рузвельт при поддержке Сталина уже поставил вопрос о создании системы опеки ООН над колониальными территориями. Реакция Черчилля была самой негодую­щей. Он заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. Компромисс был достигнут на Учредительной конференции по созданию ООН, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско. Британская делегация согласилась на создание системы опеки, но объектом опеки стали лишь некоторые острова в Тихом океане. Предусматривались две категории подмандатных территорий. Опека над территориями должна была осуществляться специальным Советом по опеке ассамблеи ООН.



Уже вскоре после создания Организации Объединенных Наций позитив­ное сотрудничество западных союзников с СССР завершилось. Мир вступил в эпоху «холодной войны». Складывание биполярного мирового порядка, торже­ство принципов блоковой стратегии существенно снизило эффективность дей­ствий ООН. Многие решения ООН лишь закрепляли результаты политического диалога «сверхдержав» или фиксировали точки их разногласий. В полной мере это касалось и колониального вопроса.

Система опеки первоначально была распространена лишь на 11 не­больших территорий (преимущественно в Тихоокеанском регионе). Сам правовой статус опеки предполагал сохранение за мандатарием безуслов­ного права на управление данной территорией и обеспечение равных прав для остальных членов ООН в экономической, социальной и торговой сферах. При этом особо оговаривалась ответственность мандатария за «поощрение прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка и религии». Тем самым, система опеки превращалась в средство модернизации, проводимой по принципам рыночной экономики и право­вой государственности западного образца. В роли мандатариев выступали Великобритания, Австралия, США, Франция и Италия.

Помимо опекаемых территорий Устав ООН закрепил существование «несамоуправляющихся территорий». Эта юридическая формула легализовы- вала колониальную систему. В 1946 г. восемь государств - Австралия, Бель­гия, Дания, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Великобритания и США - подали список управляемых ими территорий, которые считались «неготовыми к самоуправлению» (всего были названы 72 такие территории). Характерно, что в данном случае Устав ООН уже не требовал от управляющих стран способствовать «свободе рук» или внедрять универсальный стандарт прав и свобод личности. Напротив, предполагалось, что способствовать социально­му и экономическому прогрессу «несамоуправляющихся» народов следует на основе сохранения их культурных традиций, а расширение самоуправления ставилось в зависимость от «специфических обстоятельств» и «разных ступе­ней развития». Таким образом, западные страны-метрополии получили гаран­тии политико-правовой и экономической закрытости своих владений.

В условиях сохранения колониальных империй и жесткого противостоя­ния «сверхдержав» возможности ООН по непосредственному вмешательству в колониальные конфликты и проведению миротворческих операций в стра­нах «третьего мира» оказались очень ограничены. Исключение составило лишь урегулирование палестинской проблемы.

14 мая 1948 г. Великобритания отказалась от мандата на Палестину (полученного еще от Лиги наций), а еврейское население Палестины объявило о создании Государства Израиль. Ответом стали военно-террористические действия со стороны арабского насе­ления. Совет Безопасности ООН призвал к временному перемирию и взял на себя ответственность по его соблюдению. Наблюдение за выполнением усло­вий перемирия осуществлял назначенный Генеральной Ассамблеей специаль­ный посредник с помощью группы военных наблюдателей. В 1949 г. было учреждено Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским бе­женцам. После очередной вспышки арабо-израильского противостояния в 1956 г. был создан и первый полноправный миротворческий корпус - Чрезвы­чайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН). Но полностью урегулировать ближневосточный конфликт так и не удалось.

Скандальным оказалось вмешательство ООН в урегулирование корей­ского конфликта. Вопрос о судьбе Кореи, расколотой демаркационной лини­ей после освобождения войсками союзников, рассматривался Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 г. По предложению американской дипломатии, Генеральная Ассамблея ООН призвала к выводу всех оккупационных сил и создала Комиссию Организации Объединенных Наций по Корее. Но попыт­ки восстановить единое корейское государство с помощью демократических выборов оказались безуспешными. Отношения между двумя корейскими режимами становились все более напряженными. В июне 1950 г. США и Комиссия по Корее информировали ООН. что Республика Корея подверг­лась нападению вооруженных сил Северной Кореи. Совет Безопасности рекомендовал государствам-членам ООН «оказать Республике Корея необ­ходимую помощь для отражения нападения и восстановить в этом регионе мир и безопасность». Советский Союз, делегация которого не присутствова­ла на заседании Совета Безопасности в знак протеста против участия в нем представителей свергнутого чанкайшистского правительства Китая, объявил решение Совета Безопасности незаконным. Тем не менее, под флагом ООН были созданы так называемые «международные силы под объединенным командованием», уполномоченные вмешаться в урегулирование корейского конфликта. С юридической точки зрения это решение было опасным преце­дентом, поскольку для проведения миротворческих операций ООН требова­лось прямое согласие всех постоянных членов Совета Безопасности.

Народная революция в Китае, завершившаяся в 1949 году образованием КНР, положила начало процессу создания нового китайского государства, независимого от политики империалистических государств. Провозглашение Китайской Народной Республики привело коммунистов к власти в самой большой по численности населения стране мира. Приход к власти Компартии Китая был облегчен победой войск Советского Союза над Квантунской армией в 1945 году и оказанием массированной экономической, политической и военной поддержки «освобожденных районов» китайских коммунистов. В 1945 году «освобожденным районам» составляли более трети территории Китая. Национальное правительство Чан Кай-ши, несмотря на поддержку Соединенных Штатов, не сумело удержать позиции. Западные государства и США не решились на открытую интервенцию, а их вооруженные силы, размещенные на территории Китая, оказались в стороне от боевых действий. Армия Чан Кайши была отброшена на остров Тайвань, где была создана с помощью США Китайская Республика. В этих условиях на континентальном Китае выбор «социалистического пути» был обеспечен. Внутренняя борьба против сторонников капиталистической модернизации в Китае облегчалась тем, что значительные имущие социальные группы населения скомпрометировали себя сотрудничеством с японцами и своей проколониальной позицией.

С образованием КНР и Китайской республики на острове Тайвань стали фактически функционировать два Китая — островной и континентальный. Весь последующий период был связан с усилением противоборства двух государств и надолго определил внешнеполитическую ориентацию сторон. Соединенные Штаты оказывали максимальную экономическую, военную и политическую помощь и поддержку Тайваню, став, таким образом, гарантом его политической целостности и экономического развития. В начале XXI века остро встал вопрос об объединении двух китайских государств, к чему особенно стремилась КНР. Однако правители Китайской республики не изъявили особого желания объединяться с гигантским государством, в котором независимый Тайвань утратил бы свои привилегии. Проблема противостояния КНР и Тайваня продолжается, являясь одним из серьезных узлов противоречий на Дальнем Востоке.

С начала 1960-х гг., на фоне краха колониальных империй и развертыва­ния национально-освободительного движения, ООН получила возможность более активно проводить миротворческие операции в странах «третьего мира»

(Ливан - 1958 г., Конго - 1960-1964 гг., Новая Западная Гвинея - 1962— 1963 гт., Йемен - 1963-1964 гг., Кипр - 1964 г., Доминиканская республика - 1965-1966 гг. и др.).

В 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декла­рацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам». В ней заявлялось, что «подчинение народов иностранному владычеству, гос­подство и эксплуатация являют собой отрицание основных прав человека, противоречат Уставу Организации Объединенных Наций и препятствуют продвижению к миру и сотрудничеству во всем мире». Провозглашалась необходимость «незамедлительно принять меры для передачи всей власти народам территорий, находящихся под опекой, и несамоуправляющихся или других территорий, которые еще не получили независимости, в соответствии со свободно выраженной ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи».

В 1963 г. Генеральная Ассамблея одобрила пересмотренный список «несамоуправляющихся территорий» (включавший теперь 64 территории, поскольку остальные уже завоевали или получили независимость). В него входили и две остававшиеся на тот момент подопечными территории (Науру и Тихоокеанские Острова). В 1965 г. этот список был дополнен Французс­ким Сомалилендом (ныне - Джибути) и Оманом. В 1972 г. в него были внесены Коморские Острова, а в 1986 г. Новая Каледония. Одновременно за период с 1960 по 1990 г. самоуправления добились 53 территории.

По мере распада колониальных империй активизировались действия ООН по поддержке социального и экономического развития стран «третьего мира». В 1961 г. грядущее десятилетие было объявлено периодом ускорен­ного экономического роста развивающихся стран, а десятилетие 1971- 1980 гг. было посвящено развертыванию международного социально-эконо­мического сотрудничества на равноправной основе. Ключевыми направле­ниями гуманитарных акций ООН являлась борьба с нищетой и голодом в бывших колониальных странах, всемерное развитие системы здравоохране­ния, помощь детям и решение проблем тендерного развития, борьба против преступности и наркомании.

Распад мировой колониальной системы и переход

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.