Сделай Сам Свою Работу на 5

Р 1. 2. Основные этапы формирования языкознания как науки.





Древний мир

Первые языковедческие концепции возникли примерно в 5 веке до нашей эры у древних странах: Индии, Греции, Риме, Китае. Свое языковедческие учения также развили арабы.

В общем, речь рассматривалась в трех аспектах:

§ общекультурном

§ загальнофилологичному (Древняя Индия)

§ общефилософском ( Древнегреческая филологическая школа )

В Древней Индии языкознание использовалось главным образом для анализа и описания древних гимнов («Веды»), написанные санскритом, который в то время подавляющее большинство людей не понимала. Индийские языковеды впервые предприняли попытку классифицировать звуки по физиологическим принципом, открыли морфологический закон словоформы как структуры, разработали теоретические проблемы лексико-морфологического принципа классификации слов на части речи, выделив имена и глаголы, а также многое другое. Самым известным представителем индийской филологической школы считают Панини, жившего в 4 веке до н. е.

Древнегреческое языкознание в первом периода (V-III века до н. Э) можно характеризовать по принципам рассмотрения языковых явлений как общефилософские, а во втором (III век до н. Э - IV века н. Э) как последовательно языковедческие. Существовало две языковедческие школы «фюсей» (по природе) и «Тэсс» (по условию), между которыми велись разные дискуссии по вопросам языка. Во втором периоде (III век до н. Э - IV века н. Э) наибольшего развития достигла Александрийская школа. Самым выдающимся ее представителем был Аристарх. В общем, в древнегреческой лингвистике были развиты следующие разделы: фонетика, морфология, синтаксис и стилистика. Большинство языковедов утверждают, что основы современной лингвистики были заложены именно в Древней Греции.



Древнегреческое языковедческие учения продолжали развивать римские ученые. Они дополнили классические разделы греческого языкознания - фонетики, морфологии, синтаксиса - данными из латинского языка. Грамматические термины античной Греции дошли до нас трансформированными на латинский манер через труды Доната «Грамматика» (4 век) и Присциана «Грамматическое учение» (6 век).

Арабский филологическая школа много позаимствовала от древнеиндийского, однако меньше уделяла внимания грамматике и фонетике, но больше лексикологии. Большой вклад в языкознания сделала лексикографическая работа Махмуда аль Кашгаре «Диван турецких языков» (11 век) - многоязычный словарь ближневосточных языков.



В Древнем Китае причина возникновения и развития языкознания была примерно такой же, как и в Индии - потребность толкования древних текстов. Речь китайскими лингвистами рассматривалась как продукт природы. В нач. 13 века китайские языковеды стремились исследовать конкретные теоретические вопросы в Также в это время велась активная лексикографическая работа. Был заключен словари рифм, диалектических синонимов, энциклопедические словари, этимологические подобное.

Века

В средние века развивались две основные лингвистические школы: латинская и арабо-еврейская.

Поскольку латинский язык стал языком образования, религии и науки в Европе, на основе древней лексикографической традиции с 13 века начали заключаться различные грамматики и словари. В период средневековья и Возрождения, как и в древнегреческой науке, речь была проблемой обсуждения в философских и филологических работах.

С 16 века европейская цивилизация начинает открывать для себя новые народы и языки, что обусловливает потребность заключения новых словарей и грамматик. Во многих странах проводится большая лексикографическая работа ( Испания, Франция, Англия, Московия ).

В 1660 году было заключено грамматику Пор-Рояля, что большое влияние на последующее развитие языкознания и стала весьма популярной в Европе. Она базировалась надекартовский философии, согласно которой основными принципами построения грамматики должны быть:



§ логичность (рациональность)

§ универсальность (т.е. должна быть общей для всех языков).

 

Начало 19 века

В первой четверти 19 века развилось особенно сравнительно-историческое языкознание. Главный благодаря элементам сопоставление языковых фактов и историзма предыдущих веков, которые имели место в описательных грамматиках, отдельных исследованиях и лексикографических трудах филологов как древнего, так и поздних времен до начала XIX века.

В эти времена был создан ряд трудов: в Германии Франца Боппа (1791-1867) «О системе спряжения санскритского языка в сравнении с такой греческого, латинского, персидского и германской языков» (1816) и Якоба Гримма (1785-1863) «Немецкая грамматика »(1819); в Дании - труд Расмуса Христиана Раска (1787-1832) «Исследования в области давньопивничнои языка или происхождения исландской языка» (1818) и в России - работа Александра Востокова (1781-1864) «Разведка о славянском языке »(1820).

 

Вильгельм Гумбольдт

В. Гумбольдт является основателем общего языкознания и его теоретических основ. Своих последователей его учения нашло в так называемом неогумбольдтианстви.

Свои языковедческие идеи ученый формулировал в трудах: «О возникновении грамматических форм и их влияние на развитие идей» (1822), «О двойственное» (1827), «О буквенное письмо и его связь со строением языка» (1824), « О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития »(1843),« О связи письма с языком »(1836),« О языке кави на острове Ява »(1836-1839).

Для теоретической лингвистики особое значение имеет трехтомный труд «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития», в частности первый том ее, имеющим особое название «О различии строения человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода».

По мнению В. Гумбольдта, прямым объектом теоретического языкознания является язык как целостная структура, ее происхождение, перспективы развития, отношение к возникновению человека, в ее эволюции. В. Гумбольдт последовательно различал в языке язык и речь, но не видел разницы между звуком и буквой. Под языком он понимал совокупность всего, что говорится. Также, ученый утверждает, что реальным основанием для определения начала различение языков есть дух народа и язык является непрерывной деятельностью духа.

 

Фердинанд де Сосюр

Творческое наследие лингвиста состоит из нескольких статей и одной монографии «Курс общей лингвистики», опубликованной через три года после смерти автора (1916 года).

На основе учения Соссюра развилось много лингвистических школ, в частности женевская.

Р 1. 2. Основные этапы формирования языкознания как науки.

250 тысяч л.н. появилась речь, 100 тысяч л.н. – язык. 50-35 тысяч л.н.- неандертальцы первыми заговорили - вымерли, кроманьонцы позже. 4-3 тысячелетие до н.э. - письмо в Египте.

Шумерская клинопись, 2 тысячелетие до н.э. – алфавит в Финикие. Языковедческая мысль начинает формироваться в других государствах Ближнего Востока (3-е — 1-е тысячелетие до н.э.: Египет, Шумер и Вавилония, Финикия и др.)

На Востоке: в Китае- иероглифические словари, Древнеиндийское языкознание. Панини (5—4 вв. до н. э.)- нормативная грамматика ("Восьмикнижие"), описывает фонетику, морфологию, словообразование и синтаксис других индийских языков (формальный подход – не привлекает семантику). До сих пор считается непревзойденным трудом по грамматике. В Арабском Халифате: совершенствование письма, словари, анализ звуков, значения и морфологической структуры слов.

Современное мировое языкознание вобрало многое из опыта разных традиций, но главным образом оно строится на том европейском опыте, который имеет своими истоками античную (греко-римскую, средиземноморскую) языковедческую традицию.

Древняя Греция. Логическое направление.В древней Греции характеризуется господством логического направления: язык рассматривается как средство формирования и выражения мысли. Диалог Платона (5—4 вв. до н. э.) "Кратил" — 1е специальное сочинение по языкознанию в Европе. Аристотель ввел понятие грамматической формы и учение о частях речи, до сих пор используется в школьных учебниках русского языка. Идеи Аристотеля развивались в европейской логике и грамматике в Средние века. Стоики (3 —2 вв. до н. э.) являются основоположниками учения о семантическом синтаксисе. Они завершили классификацию частей речи. (Грамматические труды представителей алекс-кой шк.- Дионисия Фракийца (к.2в. до н.э.) и Аполлония Дискола (2 в. н.э.)

Рим: Марк Аврелий Варрон, Присциан, Донат -грамматические труды о латинском язsrt. Арабское языкознание (7—12 вв.) впервые стало различать буквы и звуки, достигло высокого уровня в лексикографии. Определения корней и аффиксов, предложенные арабскими учёными, оказали влияние на учёных 19 в, в частности, на Ф. Боппа. Считается, что они познакомились с Аристотелем => Логическое направление в языкознании, поддерж-сь до к.17—н.18 вв. 1660 книверсальн.грам Пор-Рояль (Франц). описание яз.через латынь.

С конца 18 в. период великих географических открытий => появление сравнительно-исторического языкознания (начал Джоунс в Индии - санскрит с другими языками, Шлегель: все языки от санскрита). Бопп и Раском сформулировали метод сопоставления языков и реконструкция исчезнувших форм; яз. семей (прежде всего индоевропейские языки); установление основных фонетических и семантических закономерностей изменения живых языков. (Востоков для славянских языков)

Одновременно В. Гумбольдт: каждый язык - самодовлеющая система, вечно и непрерывно создаваемая "деятельность", выражающая "глубинный дух народа", язык -творческая деятельность. Большое влияние в 20 в: возник психологизм (Штейнталь, Потебня): Мышление эволюционирует в связи с языком по определенным семантическим закономерностям + реконструкция, изучение форм языка. В к. 19 в. на основе многих идей психологического направления сформировалось направление— младограмматизм: природа языка объяснялась законами индивидуальной психики и физиологии. Преувеличение роли индивидуальной психики и индивидуальной речи => кризис М. и появление — структурализма. Так же в 19в натуралистический принцип: уподобляя развитие языков развитию биологических организмов. Одновременно развивалось и типологическое языкознание (братья Шлегель, Гумбольдт, Шлайхер и др.), поднявшееся в 20 в. на новую ступень (Сепир, Гринберг и др.). + тогда же развивался логический подход: все языки мира устроены по 1й универсальной схеме, совпадая в плане содержания и расходясь в плане выражения (Бекер,Фортунатов).

Структурная лингвистика - в начале 20 в. (30—60 гг. господствует) (Женева Ф. де Соссюр, И. А. Бодуэн де Куртенэ – казанская школа): язык = система; каждый элемент языка существует лишь в силу его отношений к другого элемента в составе системе; 2) отношения в рамках системы доминируют над элементами; 3) поэтому возможно применение строгих, математических методов в языкознании СЛ развивалась в разных национальных школах. Наиболее полное развитие СЛ получил в 3 школах:

1) Дескриптивизм (США в 20-е гг. 20 в.) изучал бесписьменных индейских языков Америки => выработаны приёмы описания языка — установления его фонем, морфем и элементарных синтаксических конструкций (Боас, Сепир), создан специальный дистрибутивный метод, понятие дистрибуции (Блумфилд, С. Харрис). Но к 60-м выявилась малая применимость метода => выросло новое направление — генеративная лингвистика(Хомский).

2)Пражская лингвистическая школа(восточно-европейский структурализм) (20-е гг.). Центр - Пражский лингвистический кружок - Трубецкой, Матезиус, Якобсон, Щерба, Поливанов: язык = "система систем", определена динамика развития таких систем, проблемы высказывания (т. н. актуальное членение предложения и другое). + создание теоретической фонологиис её центральным понятием оппозиции, по образцу которой формировалось описание других сфер языка. Но недостаточное внимание к логической стороне теории и метода.

3) Копенгагенский лингвистический кружок(т.н. датский структурализм 30-е гг.- Л. Ельмслев, В. Брёндаль, Х. Ульдалль: универсальный грамматический язык = "система чистых отношений" - много противоречий, но благодаря им подготовлено соединение абстрактного теоретического языкознание с математикой. В духе принципов структурализма развивалась трансформационная порождающая грамматика (к 50-х гг. Н. Хомский). + аналогические идеи в отечественном языкознании (Московская и Ленинградская / Петербургская лингвистическая школа) + возникали отдельные частные направления (зачастую весьма революционно-бунтарской направленности), критиковавшие как младограмматизм, так и структурализм — лингвистическая география(языковых границ нет!), неолингвистика (отрицание фонетических законов, примат семантики), ареальная лингвистика, «марризм» (марксизм в языкознании, язык – надстройка общества) и др., мало кем признанные.

В СССР разработка тем: язык и общество (Поливанов); язык и мышление (Выготский). В области внутренней лингвистики в советском языкознании были созданы три крупнейшие концепции в середине 20 в.: типология И. И. Мещанинова; теория фонологии, грамматики и словарей Л. В. Щербы; теория русского языка, литература языков, стилистики и поэтики В. В. Виноградова.

Сейчас: интеграция языкознания и компьютерных технологий, еще большая специализация областей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.