Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие способностей. Уровни развития способностей.





Понятие о способностях и их природе

Способности –это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Способности – определяются как индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.

Возникнув в середине XVIII в. в качестве глобальной психологической проблемы (X. Вольф), способности длительное время трактовались как всеобъемлющие свойства души, изначально присущие индивиду, как его наследственная предопределенность.

Французские материалисты XVIII в. выдвинули противоположный тезис о полной зависимости способностей от условий жизни индивида. Между тем проблема способностей – проблема диалектической взаимосвязи внутреннего и внешнего.

Проблема способностей стала предметом научного изучения в XIX в. в связи с исследованиями Ф. Гальтона, применившего экспериментальный и статистический подход к этой проблеме и ставшего основоположником дифференциальной психологии. Применив "метод близнецов", Гальтон открыл возможность изучения соотношения между наследственностью и внешними влияниями. Гальтону принадлежит и идея использования тестов (проб) для определения индивидуальных различий.



В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес известный отечественный ученый Б.М. Теплов. Он выделил следую­щие три основных признака понятия «способность».

1. - под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

2. - способностями называют не всякие вообще индивидуальные осо­бенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения ка­кой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. - понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.



Способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Под задаткамипонимаются врожденные анатомо-физиологические особенно­сти строения нервной системы, мозга, органов чувств и движения составляющие природную осно­ву развития способностей. В качестве врожденных задатков могут вы­ступать особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. А задатки интеллектуальных способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга — его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образо­вания временных связей и др., т. е. в том, что И. П. Павлов назвал генотипом — врожденными особенностями нервной системы.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными спо­собами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других. Б.М. Теплов отмечал, что од­ной из важнейших особенностей психики человека — является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, ко­торая наиболее тесно связана с этой способностью.

По Теплову способности находятся в постоянном процессе развития, недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвиты­ми у данного человека. Способность, которая не развивается, которой на прак­тике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается.Только благода­ря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и худо­жественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.



 

Виды способностей.

Существует очень много попыток классификации способностей.

Различают в первую очередь природные (естественные) способности (в основе своей биологически обуслов­ленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-исто­рическое происхождение.

Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Такими элементарными спо­собностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуни­кации.

Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и задатки животного — отличаются. У человека на базе этих задатков формируются способности при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. п. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей.

Специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальныевысшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предмет­ные и межличностные и др.

К общим способностям (свойственные для большинства людей) принято относить те, которые определяют успехи чело­века в самых различных видах деятельности:, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. К числу общих способностей человека относятся и способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти спо­собности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе.

Под специальнымиспособностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям относятся: музыкальные, математиче­ские, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.

У человека могут быть и общие способности, и специальные способности.

Также принято разделять способности на теоретические и практические. Теоретические- предопределяют склон­ность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Практические способности предопределяют склон­ность человека к кон­кретным практическим действиям. Теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом: большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.

Существует также деление на учебные и творческие способности. Учебные -определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как творческие способности определяют возмож­ность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духов­ной культуры и др.

Способности не только совместно определяют успеш­ность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга.

В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс способностей конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятель­ности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способно­стей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.

 

Развитие способностей. Уровни развития способностей.

Чтобы задатки превратились в способности – они должны пройти большой путь развития. Способности в процессе своего развития проходят ряд этапов (для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне). Для развития способностей ребенка важны все этапы его становления как личности(не всегда в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное).

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов (период от рождения до 6-7 лет).На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и раз­вития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей. В это же время начинается становление и развитие специальных способностей.

Затем развитие специальных способностей продолжается в школе (особенно в младших и средних классах). Развитию специальных способностей по­могают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начи­нает оказывать учебная и трудовая деятельность.

Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. С.Л. Рубинштейн отмечал, что развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уров­ня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей бо­лее высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых воз­можностей, который открывает реализация наличных возможностей.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Именно врожденные задатки, и определяют природную основу индивидуальных различий между людьми.

Наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором и т. д.

Развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в об­ществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

Способности в значитель­ной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности че­ловека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для разви­тия способностей, они могут быть потенциальными (те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий) и актуальными (те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в кон­кретном виде деятельности).

Структура любой конкретной способности включает в себя универсальные или общие качества, отвечающие требованиям различных видов деятельности, и специальные качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности.

В структуре способностей можно выделить две группы компонентов. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомога­тельными.

· Так, в структуре изобразительных способностей ведущими свойствами будут высокая природная чувствительность зрительного анализатора — чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма, а также сенсомоторные качества руки художника, высокоразвитая образная память и т. д. К вспомогательным же качествам можно отнести свойства художественного воображения, эмо­циональную настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.

Структура способностей — это весьма гибкое образование. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не толь­ко наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одарен­ность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Ода­ренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной дея­тельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере бу­дут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов: у одних это - ма­тематика, у других - рисование.

Проявление способностей всегда строго индивидуально и чаще всего неповторимо. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровеньих разви­тия, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Однако отсюда не следу­ет, что мастерство выражается в соответствующей сумме готовых умений и навы­ков. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Недаром говорят: «Мастерство — это когда "что" и "как" приходят одновременно», — подчеркивая, что для мастера нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее ре­шения.

Следующий уровень развития способностей человека — талант. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельно­сти. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено.

Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразви­тая, не может быть названа талантом.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Гениальных людей очень мало. Не все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность имеет свой «профиль», какая-то сторона в нем доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.