Сделай Сам Свою Работу на 5

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Словари

1. Богданов В.Н. Талицкий словарь. Барнаул, 1982.

2. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. Т. 1-2. М., 1978-1980 (и др. издания).

3. Полный словарь Сибирского говора. Томск, 1992.

4. Словарь русских народных говоров. – М.-Л. , 1965-1989. В. 1-24.

5. Словарь русских старожильческих говоров средней части бассейна р. Оби// Под. Ред. В.В. Палагиной. Томск, 1964-1967. Т. 1-3.

6. Словарь русских старожильческих говоров средней части бассейна р. Оби. Дополнения. // Под. Ред. О.И. Блиновой и В.В. Палагиной. Томск, 1975. Ч. 1-2.

7. Словарь русских говоров Алтая. Барнаул. 1993. Т. 1-4.

8. Словарь русских говоров Новосибирской области // Под. Ред. А.И. Федорова. Новосибирск, 1979.

9. Фразеологический словарь русских говоров Сибири // Под. Ред. А.И. Федорова.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Теоретическое и практическое значение диалектологии.

Вокализм русских говоров (2 ч).

Цель занятия: уяснить предмет и задачи диалектологии и ее роль в профессиональной деятельности учителя-словесника, научиться определять состав гласных фонем под ударением в сильной и слабой позициях. Отработать методику определения типов безударного вокализма после твердых согласных.

I. Подготовить ответы на вопросы:

1. Диалектология как наука. Зачем ее нужно знать учителю русского языка?

2. Понятие диалекта, разновидности диалектов, отличие их от просторечия. Противопоставленные черты территориальных диалектов и литературного языка:

а) по охвату территории;

б) сферы функционирования;

в) закрепленность в письменности;

г) подчиненность языковым нормам.

3. Состав гласных фонем под ударением в литературном языке и русских народных говорах.

а) Количественные и качественные различия. Понятие сильной и слабой позиций.

б) Как реализовался по говорам древний звук «е закрытое», обозначаемый буквой «ять»? Назовите его фонетические облики в говорах и литературном языке.

в) Определите, на месте какого древнего звука произносится |и| в следующих словах: |б'и́лый|, |д'и́въч'ка|, |в'и́шат'|, |л'и́тъм|, |н'ев'и́ста|, |м'и́с'ац|.



г) Как можно объяснить произношение слов: |вз'е́л'и|, |п'е́т' штук|, |гр'е́с'|, |дн'е́м'и|, |гул'е́т'|.

д) Объясните причины появления дифтонга в словах: |двуор|, |снуоп|, |куот|, |коруова|.

е) Проанализируйте особенности ударного вокализма в говорах, представленных в упр. № 14, с. 11 (сб. упражнений Л.И. Баранниковой, В.Д. Бондалетова).

2. Безударный вокализм после твердых согласных.

а) Различение гласных 1-го предударного слога после твердых согласных. Оканье полное и неполное.

б) Неразличение безударных гласных. Аканье недиссимилятивное и диссимилятивное.

II. УПРАЖНЕНИЯ на закрепление изученного материала.

1. Сравните тексты, представленные в упр. № 37, с. 16 (сб. Л.И. Баранниковой, В.Д. Бондалетова). Определите типы вокализма после твердых согласных, выявите различия в произношении гласных 1-го предударного слога .

2. Запишите в транскрипции, как будут произноситься слова доска, доской, сама, платок, самовар, соловей в говорах: а) с недиссимилятивным аканьем; б) с диссимилятивным аканьем.

3. Сравните два отрывка из текстов, записанных на разных территориях, и определите тип аканья в каждом из них (упр. № 49, с. 18 указанного сборника).

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинова О.И. Русская диалектология. Томск, 1984. С. 5-29.

2. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. С. 29-40.

3. Русская диалектология. Под ред. В.В. Колесова. М., 1990, 1998. С. 55-63.

4. Пожарицкая С.К. Русская диалектология. М., 1997. С. 25-36.

5. Баранникова Л.И., В.Д. Бондалетов. Сборник упражнений по русской диалектологии. М., 1980.

ПРИМЕЧАНИЕ. К практическому занятию № 1 должен быть законспектирован раздел «Транскрипционные знаки» указанного сборника упражнений.

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Безударный вокализм после мягких согласных(2 ч).

Цель занятия: научиться определять тип безударного вокализма после мягких согласных в русских говорах.

I. Подготовить сообщения по следующей тематике:

1. Типы безударного вокализма в окающих говорах после мягких согласных: еканье, ёканье.

Определить тип вокализма в тексте упражнения № 60, с. 22 сб. Баранниковой, Бондалетова.

2. Типы безударного вокализма в акающих говорах после мягких согласных: иканье, яканье.

Яканье: а) сильное;

б) умеренное;

в) диссимилятивное (жиздринский, донской, архаический, щигровский, суджанский типы);

г) ассимилятивное.

Определить тип яканья, представленный в тексте упр. 78 на с. 25 сб. Баранниковой, Бондалетова. Найти все отклонения от системы выявленного типа яканья.

3. Диалектные ошибки учащихся, вызванные особенностями безударного вокализма после мягких согласных.

Объяснить причины появления следующих ошибок в письменных работах: привязли домой, стямнело, боявик, рябята; принаредился, потенул, неиссекаемым потоком, обезательно, воденых. Являются ли эти ошибки следствием общей безграмотности учащихся или влиянием диалектного языка?

II. УПРАЖНЕНИЯ на закрепление изученного материала.

1. Какой тип безударного вокализма характерен для говора, в котором произносят: |в'еду́ |, |с'ело́м|, |р'ека́|, |цв'еты́|, |п'ета́к|, |в'ел'и́|, |на р'ек'е́|, |цв'ет'и́|, |н'ес'и́|, |п'ет'и́|? С каким типом вокализма после твердых согласных он может сочетаться? Укажите территории, на которых распространен данный тип вокализма. Чем отличается установленный тип вокализма от предударного вокализма литературного языка?

2. Отметьте отклонение от обычной системы умеренного яканья, если в говоре имеют место такие случаи произношения: |л'агла́|, |п'акла́|, |в'асло́|, |п'ин'о́к|, |в'аза́т'|, |уб'ир'и́|, |пъб'ил'э́л|, |гл'ад'е́ла|, |пъв'ид'о́ш|, |в'аз'о́т|, |д'ин'о́к|. В чем проявляется отклонение? Подтвердите соответствующими примерами.

3. Слова неси, слезу, слеза, летать, менять, за рекой, улетела – протранскрибируйте так, как их произнесут в говоре:

а) с сильным яканьем;

б) с умеренным яканьем;

в) с диссимилятивным яканьем;

г) с ассимилятивным яканьем.

4. Определить тип безударного вокализма после мягких согласных в тексте № 30, с. 136 в сб. Баранниковой.

5. Дать полную характеристику вокальной системы говора (особенности ударного вокализма, безударного вокализма после твердых и после мягких согласных), представленного в тексте № 30, с. 67 сб. Баранниковой.

6. Подготовить мини-рассказ (не более 5 предложений), отражая фонетические особенности вокализма говоров южного или северного наречий (например, окающий говор с типом вокализма после мягких согласных «ёканье» или «еканье»; текст рассказа может вобрать черты акающего говора с соответствующим типом вокализма после мягких согласных). Предлагаемые темы: «Поход в лес за грибами или ягодами», «Работы в саду, в огороде, в поле», «Летний отдых» и пр.

ПРИМЕЧАНИЕ. Задания, помещенные в пп. I. 1, 2, 3 и п. II. 6. даются как домашнее задание, остальные упражнения выполняются аудиторно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. С. 40-55.

2. Русская диалектология. Под ред. В.В. Колесова. М., 1990, 1998. С. 63-69.

3. Пожарицкая С.К. Русская диалектология. М., 1997. С. 37-54.

4. Текучев А.В. Основы методики орфографии в условиях местного диалекта. М., 1953.

5. Баранникова Л.И., В.Д. Бондалетов. Сборник упражнений по русской диалектологии. М., 1980. С. 136.

6. Т.А. Исаева. Контрольная работа по русской диалектологии. М., 1986. С. 67.

ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Консонантная система русских говоров(2 ч).

Цель: научиться находить диалектные особенности в консонантной системе говора.

I. Подготовить ответы по следующим темам:

1. Состав согласных фонем в русских народных говорах. Подвижные элементы в составе согласных фонем.

2. Заднеязычные согласные в русских говорах:

а) характеристика звуков |г|, |γ|, их позиционные изменения;

б) изменение звука |х| в говорах;

в) изменения заднеязычных согласных |г|, |к| перед гласными переднего ряда;

г) изменение |г|, |к| в русских говорах под влиянием предшествующих мягких согласных;

д) территориальное распределение |г|, |γ|.

3. Губные согласные в русских говорах:

а) качество звука |в|, его позиционные изменения;

б) происхождение звука |ф|, присутствие его в говорах, замены |ф| в северном и южном наречиях;

в) произношение конечных губных согласных.

4. Боковые согласные:

а) различные звуковые облики фонемы |л| в говорах, ее позиционные изменения;

б) особенности произношения |р| по говорам.

5. Аффрикаты |ц| и |ч|:

а) различение / неразличение аффрикат;

б) характеристика цоканья, твердое и мягкое цоканье;

в) характеристика чоканья; территория распространения чоканья и цоканья;

г) особенности произношения аффрикат в сибирских говорах;

д) типологическая характеристика говоров по наличию / отсутствию аффрикат.

 

6. Произношение долгих шипящих.

7. Сфера употребления |j|.

8. Особенности в произношении сочетаний согласных.

II. УПРАЖНЕНИЯ на закрепление изученного материала.

1. Какие особенности отражены в произношении следующих слов:

а) у|чы|тель, у|ц'и|тель, у|ш'и|тель;

б) |ц|апля, |ч|апля, |с|апля.

2. Объясните причины появления ошибок в речи младших школьников сельской местности. На какой территории это возможно?

Та́н'к'ъ палуш'и́лъ пафа́л'нуйу γра́мъту. У ста́ръм хрукто́въм саду́.

3. Чем обусловлено появление следующих ошибок в письменных работах учащихся:

а) четверьх, достих, вдрух, смяхчился, хазеты;

б) на лыжаг, на воздуг, на поляг;

в) хвамилия, хвартук, хвундамент, кохта.

В каких говорах возможны такие ошибки?

4. Выполнить упр. 130, с. 36, упр. 137, с. 37 сб. Баранниковой.

5. Сделать полный фонетический анализ текста № 25, с. 61 сб. Исаевой Т.А. (дать характеристику вокальной и консонантной систем говора).

ЛИТЕРАТУРА

1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. С. 55-85.

2. Русская диалектология. Под ред. В.В. Колесова. М., 1990, 1998. С. 38-54.

3. Пожарицкая С.К. Русская диалектология. М., 1997. С. 55-76.

4. Баранникова Л.И., В.Д. Бондалетов. Сборник упражнений по русской диалектологии. М., 1980.

5. Т.А. Исаева. Контрольная работа по русской диалектологии. М., 1986.

 

 

 

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Грамматические особенности русских говоров(2 ч).

Цель: научиться распознавать противопоставленные и непротивопоставленные диалектные особенности в грамматической системе говора.

I. Подготовить сообщения по следующим темам:

1. Диалектные различия в морфологии.

2. Грамматическая характеристика имен существительных:

а) Категория рода. Тенденция к утрате категории среднего рода существительных. Согласование существительных среднего рода с прилагательными.

б) Особенности 1 склонения существительных.

в) Диалектные явления, отмечаемые у существительных 2 склонения.

г) Разрушение 3 склонения.

д) Особенности в изменении разносклоняемых существительных.

е) Диалектные формы существительных во множественном числе.

3. Особенности в склонении местоимений и прилагательных.

4. Противопоставленные диалектные явления в глагольных формах.

 

II. УПРАЖНЕНИЯ на закрепление изученного материала.

1. Какая диалектная черта отразилась в следующих ошибках учащихся: лягет, ляжь, хочут, косю, шутю, стригет, пекет.

2. Объясните, чем вызваны следующие ошибочные написания: нарядная платья, брат в Смоленским работает, приехали с гостям, небо покрыто тучам, подбила тесту, позади себе.

3. Охарактеризуйте диалектные особенности, вызвавшие ошибки в речи: работает с имя, у их можно спросить, говорит табе, етот пришел.

4. Найдите диалектные формы местоимений. Чем они отличаются от литературных форм (основой, окончанием)?

Как т'а зва́т'-та? Бра́т-ат, кой йэ́з'д'ил ф Курга́н. Да к'э́х пор ты бу́д'иш б'э́гът'? Съ свойо́м хл'э́бъм. Ф как'э́м пла́т'йи?

5. Отметьте диалектные формы существительных в тексте № 25, с. 61. сб. Исаевой Т.А.

6. Какие формы инфинитива следует признать диалектными и типичными для южнорусских говоров?

Хад'и́т' / спат' / б'ир'э́ч' / γр'эс'т' / м'эс'т' / в'ес'т'и́ / ст'ир'э́ч' / упа́с'т'и.

7. Проанализируйте систему произношения форм 3-го лица глаголов настоящего и будущего времени в приведенных ниже примерах:

а) (он) пайд'е́т', б'йет', жыв'е́т', раст'е́т'; (они) в'азу́т', иду́т', б'йут', пайу́т';

б) (он) д'е́лайа, браса́йа, хо́д'а, пр'ийе́д'а;

в) (они) ку́п'ут', хо́д'ут', ло́в'ут', су́шут', но́с'ут';

г) (он) ч'ита́т, игра́т, дума́т, зна́т.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. С. 114-178.

2. Пожарицкая С.К. Русская диалектология. М., 1997. С. 77-114.

3. Русская диалектология. Под ред. В.В. Колесова. М., 1990, 1998. С. 74-147.

4. Исаева Т.А. Контрольная работа по русской диалектологии. М., 1986.

 

ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Лексика и фразеология русских народных говоров

Диалектная лексикография(2 ч).

Цель: познакомиться с лексической системой русских народных говоров. Научиться работать с диалектными словарями.

I. Подготовить сообщения по следующим темам:

a. Словарный состав говора (общая характеристика):

а) Понятие диалектного слова и недиалектные группы лексики русских говоров. Лексика диалекта в его соотношении с другими формами русского языка;

б) Лексика диалекта с точки зрения ее активного и пассивного употребления;

в) Лексика говоров с точки зрения сферы ее употребления.

2. Лексика говора как система:

а) Вариантность слов;

б) Мотивированность слов;

в) Полисемия, омонимия, синонимия и антонимия.

3. Основные типы диалектных различий:

а) Диалектные различия плана выражения и плана содержания;

б) Простые и сложные диалектные различия. Лексико-этнографические диалектные различия;

в) Непротивопоставленные и противопоставленные диалектные различия;

г) Многочленность и многоплановость лексико-семантических диалектных различий, их взаимосвязь.

4. Фразеология русских народных говоров:

а) Диалектная фразеология и ее характерные признаки;

б) Семантика фразеологических оборотов;

в) Фразеологические варианты;

г) Источники фразеологии.

5. Лексикография:

а) Становление русской диалектной лексикографии;

б) Характеристика основных типов русских диалектных словарей.

II. УПРАЖНЕНИЯ на закрепление изученного материала.

1. Пользуясь диалектными словарями, определите значение приведенных ниже синонимических рядов. Какие слова употребляются в говорах северного наречия?

а) Ток, гумно́, клу́ня, доло́нь, ладо́нь;

б) дежа́, квашня́, квашо́нка;

в) заго́н, за́гонь, воро́к, денни́к, ста́я, ста́йка, стайня́;

г) сара́й, пу́ня, пове́ть, пови́ть, омша́ник;

д) бура́к, бурачо́к, ту́ес, туесо́к;

е) валёк, пра́ник, пра́льник, кичи́га, па́лки.

Отметьте слова, которые встречаются на территории Алтайского края.

2. Выберите из текста диалектные слова, определите по словарю В.И. Даля и Словарю русских народных говоров их значение и территорию распространения. Укажите, какие слова являются: а) лексическими, б) семантическими диалектизмами.

В'и́т'ор на у́л'ицэ уж бо́л'но с'ил'о́н…|| давай разоболока́ццо| спат' уш пора́ || йэму́ фс'о вр'им'а́ блаз'н'ит | што кто́-то пр'ид'о́т ||

Да́йко обо́и йа ножо́м распа́згайу || йа ду́мала | ты ф кут'э́ || загоро́да у нас бол'ша́йа || йа обр'ажа́ццо-то нач'ала́ ф с'эм ч'асоф ||

Лон'и́с' ход'ил'и по йа́годы | и закружы́л'ис' || думал'и што и жывым'и н'э быва́т' ||

М'ин'э́ дак фс'о онно́ || йэшт'о луц'ку́ || йа н'е с'т'ува́йу || по́здо ста́ло | на́до уга́ивацца || фс'о пла́т'ицо запатра́ла || нам'э́д'н'ис' в магаз'и́н'э хл'эп б'элой быу || шы́пко ба́ско т'эб'а́ А́н'а сн'э́л'и на ка́ртоц'ку-т'э ||

ЛИТЕРАТУРА

1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. С. 203-234.

2. Русская диалектология. Под ред. В.В. Колесова. М., 1990, 1998. С. 171-206.

3. Русская диалектология. Под ред. П.С. Кузнецова. М., 1973. С. 201-236.

 

ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Диалектное членение русского языка(2 ч)

Цель: научиться определять принадлежность говора к южному ил северному наречию русского языка.

I. Подготовить сообщения по следующим темам:

1. Цели и принципы диалектного членения русского языка. Основные единицы диалектного членения.

2. Характеристика северного наречия русского языка:

а) фонетические особенности (особенности в произношении гласных под ударением, гласных 1-го предударного слога после мягких согласных, гласных в заударной позиции); произношение сочетаний согласных |бм|, |ст|; сфера употребления интервокального |j|.

б) грамматические явления;

в) лексические явления;

г) основные группы говоров.

2. Характеристика южного наречия русского языка:

а) фонетические явления (типы безударного вокализма после твердых и мягких согласных; вставные гласные); особенности в произношении звонкого заднеязычного согласного.

б) грамматические явления;

в) лексические явления;

г) Основные группы говоров.

При характеристике северного и южного наречий необходимо уметь отличать двучленные соответственные явления от многочленных и непротивопоставленных соответственных явлений.

3. Среднерусские говоры:

а) специфика формирования, основные особенности.

б) Группы среднерусских говоров.

II. УПРАЖНЕНИЯ на закрепление изученного материала.

1. Проанализировать текст, определить основу (южную, северную, среднерусскую) говора. (Текст из сборника Исаевой Т.А., вариант 39, с. 77)

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. С. 246-273

2. Русская диалектология. Под ред. П.С. Кузнецова. М.,1990, 1998. С. 237-271.

3. Исаева Т.А. Контрольная работа по русской диалектологии. М., 1986.

 

ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: Систематический анализ текста(2 ч)

Цель: отработать методику систематического анализа диалектного текста; подготовиться к выполнению контрольной работы.

На занятии обобщаются полученные знания в области русской диалектологии. Наиболее универсальной формой проверки знаний является систематический анализ текста. Комплексный анализ текста, выполняемый в аудитории, необходим для успешного выполнения контрольной работы. В качестве подготовки к занятию следует ознакомиться с разделом методического пособия «Требования к контрольной работе и рекомендации по ее выполнению», а также с образцами систематического анализа диалектных текстов.

Проанализируйте текст в соответствии с предложенным планом:

1. Вокальная система говора.

2. Консонантная система.

3. Морфологические особенности говора.

4. Синтаксические особенности.

5. Лексические особенности говора.

6. Аргументированный вывод о принадлежности говора к южному или северному наречию русского языка или к среднерусским говорам.

ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА

У Макс'и́мыва ўхо́д'ит' н'е́скъл'ка д'ир'ав'е́н': Пънас'о́нк'и, Сало́тк'ии, Цырко́ва и Макс'и́мъва.

Кр'ис'т'йа́н'и кр'ипасны́и бы́л'и. Тут у нас д'ар'е́вн'а Ка́спл'а была́, т'ап'е́р' рыйо́н пълучы́ўс'а. Д'ар'е́вн'а сушшаству́ит' даўно́, круγо́м наз бы́л'и бал'шы́и бало́ты ил'и л'асы́.

Д'ам'и́доў нъзва́л'и таγо́, что тут уб'и́л'и акти́ўныγа па́рн'а Д'ам'и́дъва.

Йа быў нъ-вайн'е́ ты́шша д'ив'ат'со́т чаты́рнъцътъγа γо́да; быў у По́л'шы, пъд Върша́вый… Мы ус'о ур'е́м'а жда́л'и патпо́ры…

Т'ап'е́р' мы жыв'о́м хърашо́. Иржы́ пас'е́ина ны́нчы мно́γа. Ил'ну́ було́ мно́γа. Мы л'е́тыс' с'е́ил'и л'он, дык нам пъшан'и́чку да́л'и за л'о́н и пълуч'и́л'и пъ два рубл'и́ нъ трудад'е́н'.

Кыда́ бы́л'и н'е́мцы, тык л'у́д'и му́чыл'ис'. Каро́ў н'е було́, жыт' д'у́жа тру́дна.

А т'ап'е́р' па́шым и бърану́им ус'о тра́хтърым. Каўхо́с наж бъγа́тый, и мы з'в'ер'х пла́на здайо́м хл'еп γъсуда́рству.

Л'е́тыс' у наз було́ п'ат'со́т трудадн'е́й.

Ны́нчы паγо́да плыха́йа: карто́хл'и м'иста́м'и ат'акл'и́. Са́мыйа убо́рка, а убо́рк'и н'ет зы паγо́ды. Паγо́да м'иша́ит' зъкапно́вывыт' ў ко́пны с'е́на. (Текст взят из сборника Исаевой Т.А., вариант № 28, с. 76)

 

ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: Контрольная работа(2 ч)

Цель: проверка знаний, полученных по предмету в течение семестра.

Порядок проведения контрольной работы: каждому студенту выдается индивидуальный вариант с записью диалектного текста. Для успешного выполнения контрольной работы необходимо сделать полный систематический анализ отрывка с обязательным аргументированным выводом о принадлежности текста к южному, северному наречию или среднерусским говорам.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 9

Тема: Говоры Сибири(2 ч)

Цель: познакомиться с говорами Сибири, выявить их специфику.

I. Подготовить сообщения по следующим темам:

1. История освоения Сибири, источники заселения ее русскими.

2. Характеристика сибирского старожильческого говора.

3. Особенности формирования русских говоров Алтая, группы говоров, выделяемых на территории Алтайского края.

4. Характеристика говора своего села (или говора диалектоносителя).

II. УПРАЖНЕНИЯ на закрепление изученного материала.

1. Проанализировать текст № 1 из хрестоматии «Русские говоры Алтая» на с. 10, указать основу говора.

2. Проанализировать следующий текст:

М'ин'а́ л'эт тр'ох пр'ив'изл'и́ рад'и́т'ил'и. Сафхо́с был ма́л'ьн'къй. Д'ир'э́хтър был Варанко́ф. Йа възраста́л. Л'эт во́с'ьм' бы́лъ. Пран'и́шкъ иш'ш'о́. Шко́ла у м'ин'а́ н'и пашла́. В'и́д'ьл атца́ на тра́хтър'ь, м'ин'е́ тра́хтър на́дъ. За бара́нк'им'и сутк'и пръхад'и́л'и. Ты до́лжън д'эн' пръхад'и́т' и ноч', вот ы хад'и́ су́тк'им'и. И вот ужэ́ м'ин'э́ с'э́м'д'ис'ът п'э́рвый γот. Сал'и́ст на́шъва наро́днъва хо́ра. Лаур'иа́т. В Барнау́л'ь был на Иγра́й-γармо́н'и. Конс'эрт там был. И зафклу́п был. На байа́н'и иγра́л хърашо́, а ш'ш'ас на γармо́шк'и, ф хору́ зъп'ива́л. На́дъ слы́шът' му́зыку, а э́тъ ч'ирта́ у м'ин'э́ йэст'.

Рабо́тъл и ф стал'а́рк'ь. Сру́бы пр'ив'изу́т, фунда́м'ьнты зал'йу́т. Стал'ара́ фс'о д'э́лал'и, и выт'ижны́йи тру́бы, дв'ир'а́ и о́кна ст'икл'а́нныйи – э́тъ на́ша рабо́та. В'и́лы д'э́лал'и д'ир'ив'а́нныйи. Тр'и в'и́лъшк'и – дв'э вн'ис, адна́ ид'о́т кв'э́рху, дак им'а́ как падд'е́нут дво́йа, так капна́.

Речь Акиньшина Александра Васильевича,

1932 г.р., малограмотный.

С. Верх-Обское Смоленского района.

Запись сделана Акимовой А.И.,

студенткой Саприной Т., 2003 г.

3. Объяснить причины следующих ошибок учащихся: учуся в седьмым классе, вернулся весь в грязе, спроси у ей, она стирается, в церкву ушла.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байрамова Т.Ф., Г.П. Луппова, В.Я. Сенина. Русские говоры Алтая: Хрестоматия. Бийск, 1991.

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ



©2015- 2020 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.