Сделай Сам Свою Работу на 5

Расширяем и углубляем знания





1.1. Анализируем текст

Выделите основные идеи.

Выразите свое мнение о прочитанном.

Ответьте, если необходимо, на вопросы.

Н. Ф. Бунаков писал: «Какие же нравственные качества должна и может развивать школа в своих учениках, пользуясь выгодными сторонами общественного обучения и имея в виду индивидуальные особенности, темперамент каждого из них? ... Чтобы ответы на эти вопросы не были произвольными и слишком общими, надо поставить впереди такой идеал нравственного развития, который соответствует современным понятиям о нравственном достоинстве человека. ...

Никто, конечно, не станет оспаривать, что основное начало разумной жизни для современного человека есть труд. ... Школа должна развивать в своих учениках любовь и уважение к труду, воспитательным средством в этом случае, прежде всего, и являет само учение. ... Рядом с трудом ... неоспоримым мотивом жизни современного человека является его национальная особенность сознавать себя гражданином известной страны и стремиться к пользе своего отечества как к личной выгоде... Разумная педагогика ... рядом с любовью к отечеству должна развивать и вообще любовь к человеку, в обширном смысле слова. ... В школьных порядках должна заключаться масса благоприятных нравственных влияний, образующих многие важные стороны характера, каковы: уважение к общественным интересам, разумная сдержанность обдуманность в поступках; критическое отношение к самому себе, живая связь между словом и делом, способность входить в общие интересы из тесной рамки своих личных интересов.



Какими же средствами владеет школа для нравственного воздействия на своих учеников во имя намеченного выше идеала. Первое из них - содержание и характер обучения... Второе средство - личность учителя. Наконец, ... школьные порядки и способы поддержания и утверждения их, ... склад школьной жизни...

У многих понятие о порядке и дисциплине неразрывно связано с представлением о наказаниях и наградах, как будто без них может быть порядка... Во всяком случае наказание как кара, если и приведет иногда к цели, то вместе с тем заронит в душу ученика немало дурного. Но замечательно, что система воспитания посредством карающих наказаний весьма дурно действует и на воспитателя... Ведь легче наказывать ребенка, нежели действовать на него другими, более разумными средствами... Мы думаем, что в хорошей школе может быть допущен только один вид наказания, ... это такие мероприятия, которые вытекают из самого проступка как его естественное следствие и представляются очевидной необходимостью Нельзя считать полезными и награды, приучающие детей ожидать похвал или вознаграждения за удовлетворительное исполнение дела».



Каков нравственный идеал, выступающий целью нравственного воспитания в российской школе второй половины XIX века? Отличается ли он от современного нравственного идеала и современных задач нравственного воспитания? Ответ обоснуйте.

Какими средствами и методами, по мнению Н. Ф. Бунакова, владеет школа для нравственного воспитания своих учеников? Согласны ли вы с ним? Дополните список средств и методов нравственного воспитания, предложенный автором.

 

1.2.Обсуждаем высказывания о нравственности и нравственном воспитании

Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они в действительности, мы заставляем их становиться лучше.

И. В. Гете

Ничто так не украшает жизнь и свою и других людей, как установившаяся привычка быть добрым.

Л. Д. Толстой

Много вреда можно нанести неосторожной похвалой и осуждением, но главный вред наносится осуждением.

Дж. Рескин

Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность.



И. Ф. Гербарт

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что ... влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.

К. Д. Ушинский

Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования...

К. Д. Ушинский

 

... без известной умственной культуры не может быть и утонченных чувств.

А. Франс

Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки... И воспитание этих привычек - гораздо боле трудное дело, чем воспитание сознания.

А. С. Макаренко

Между сознанием, как нужно поступить, и привычным поведением... есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом.

А. С. Макаренко

Исключительно важную воспитательную проблему мы усматриваем в том, чтобы непрерывно развивать в человеке самоуважение, умение дорожить собственной честью, достоинством, строго контролировать свое поведение...

В. А. Сухомлинский

Чтобы не раздражаться, когда ребенок необъяснимо дурно ведет себя, нужно поставить перед собою вопрос: «Интересно, что с ним сейчас происходит?».

Н. Е. Щуркова

Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

И. Ф. Харламов

 

2. Решаем педагогические задачи

Познакомьтесь с педагогической ситуацией.

Ответьте на вопрос.

а) Рассказ учительницы: «Как-то раздавала я тетради с письменными работами и похвалила за работу мальчиков, которым трудно давалось аккуратное выполнение заданий, а в этот раз они проявили старание (хотя и не заслужили высокой отметки, но написали значительно лучше). Сделала это с целью изменить к ним отношение учеников, а им - поверить в свои силы. В перемену ко мне подошли девочки и, чуть не плача, с обидой говорят: «Н. И., а почему вы нас сегодня не похвалили, ведь у нас «5», а у них толь-«4», но вы их долго хвалили». И, знаете, для меня открылось что-то новое в детских отношениях: эгоцентризм и собственные успехи приводят к неумению радоваться за успехи других, помочь им в преодолении трудностей».

Согласны ли вы с теми выводами, которые сделала учительница, проанализировав ситуацию? Ответ обоснуйте.

Какие задачи нравственного воспитания вы бы предложили решать в данном классе?

В какие виды деятельности необходимо включить учащихся для их решения? Какие методы и формы вы будете использовать при этом?

 

б) С учениками X класса классный руководитель договорилась пойти на экскурсию в художественный музей, но к указанному часу пришли 9 человек из 24, в основном девочки. Следующим был урок литературы. Учительница начала урок как обычно, не напоминая ученикам о неявке на экскурсию, хотя чувствовала, что этого ожидают. Ребята были удивлены, что их не ругают. В конце урока учительница попросила приготовить листок бумаги и попросила каждого, кто не пришел на экскурсию, объяснить причину. Сначала провинившиеся думали, что это легко, но оказалось, неправду написать трудно, когда бываешь наедине с собой и не надо оправдываться перед учителем.

Права ли учительница, выбравшая письменную форму выяснения причины неявки учащихся на экскурсию? С какой целью она это сделала?

Как бы вы поступили в подобной ситуации? Ответ обоснуйте.

 

Обобщаем и систематизируем знания

Задание 1. Конспектирование.

Содержание работы. Работа в группах.

Выделите (законспектируйте) и обсудите в малых группах положения Концепции и Программы воспитания детей о воспитании нравственной культуры учащихся.

Используя результаты выполнения задания, сформулируйте критерии сформированности нравственной культуры личности. В соответствии с этими критериями оцените уровень сформированности у себя нравственной культуры и наметьте программу нравственного совершенствования.

 

Задание 2. Заполнение таблицы.

Содержание работы. Заполните таблицу.

 

Задачи нравственного воспитания Содержание нравственного воспитания Методы нравственного воспитания Формы нравственного воспитания
       

 

Задание 3. Работа с понятиями.

Содержание работы. Работа в группах.

Изучите технологию педагогического процесса: «Работа с понятиями нравственного развития» (см. источник [3]). Оцените эффективность данной технологии для нравственного развития учащихся. Попробуйте применить эту технологию в процессе обсуждения тех или иных нравственных понятий (ценностей) в своей группе.

4. Проверяем себя

• Установите соответствие между понятиями и их содержанием.

 

Понятие Содержание  
1. Мораль A.Общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, деятельности, общении
2.Нравственность Б. Форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая правила, нормы, принципы, категории, идеалы, которые регулируют взаимодействие между людьми
3.Нравственное воспитание B.Синтез нравственных представлений, нравственных понятий, этических оценок, моральных мотивов и т.д.  
4.Нравственное сознание Г. Целостный процесс формирования нравственной культуры личности, то есть ее отношений к другим людям, к себе, к труду, к природе, искусству, обществу и т. д.
5.Нравственная воспитанность Д. Освоенная внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности

 

 

Спросим у себя

Что нового и интересного я узнал на занятии?

Как эти знания я буду использовать в профессиональной деятельности?

Что мне было непонятно и показалось сложным?

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.