Расширяем и углубляем знания
1.1. Анализируем текст
• Выделите основные идеи.
• Выразите свое мнение о прочитанном.
• Ответьте, если необходимо, на вопросы.
Н. Ф. Бунаков писал: «Какие же нравственные качества должна и может развивать школа в своих учениках, пользуясь выгодными сторонами общественного обучения и имея в виду индивидуальные особенности, темперамент каждого из них? ... Чтобы ответы на эти вопросы не были произвольными и слишком общими, надо поставить впереди такой идеал нравственного развития, который соответствует современным понятиям о нравственном достоинстве человека. ...
Никто, конечно, не станет оспаривать, что основное начало разумной жизни для современного человека есть труд. ... Школа должна развивать в своих учениках любовь и уважение к труду, воспитательным средством в этом случае, прежде всего, и являет само учение. ... Рядом с трудом ... неоспоримым мотивом жизни современного человека является его национальная особенность сознавать себя гражданином известной страны и стремиться к пользе своего отечества как к личной выгоде... Разумная педагогика ... рядом с любовью к отечеству должна развивать и вообще любовь к человеку, в обширном смысле слова. ... В школьных порядках должна заключаться масса благоприятных нравственных влияний, образующих многие важные стороны характера, каковы: уважение к общественным интересам, разумная сдержанность обдуманность в поступках; критическое отношение к самому себе, живая связь между словом и делом, способность входить в общие интересы из тесной рамки своих личных интересов.
Какими же средствами владеет школа для нравственного воздействия на своих учеников во имя намеченного выше идеала. Первое из них - содержание и характер обучения... Второе средство - личность учителя. Наконец, ... школьные порядки и способы поддержания и утверждения их, ... склад школьной жизни...
У многих понятие о порядке и дисциплине неразрывно связано с представлением о наказаниях и наградах, как будто без них может быть порядка... Во всяком случае наказание как кара, если и приведет иногда к цели, то вместе с тем заронит в душу ученика немало дурного. Но замечательно, что система воспитания посредством карающих наказаний весьма дурно действует и на воспитателя... Ведь легче наказывать ребенка, нежели действовать на него другими, более разумными средствами... Мы думаем, что в хорошей школе может быть допущен только один вид наказания, ... это такие мероприятия, которые вытекают из самого проступка как его естественное следствие и представляются очевидной необходимостью Нельзя считать полезными и награды, приучающие детей ожидать похвал или вознаграждения за удовлетворительное исполнение дела».
• Каков нравственный идеал, выступающий целью нравственного воспитания в российской школе второй половины XIX века? Отличается ли он от современного нравственного идеала и современных задач нравственного воспитания? Ответ обоснуйте.
• Какими средствами и методами, по мнению Н. Ф. Бунакова, владеет школа для нравственного воспитания своих учеников? Согласны ли вы с ним? Дополните список средств и методов нравственного воспитания, предложенный автором.
1.2.Обсуждаем высказывания о нравственности и нравственном воспитании
Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они в действительности, мы заставляем их становиться лучше.
И. В. Гете
Ничто так не украшает жизнь и свою и других людей, как установившаяся привычка быть добрым.
Л. Д. Толстой
Много вреда можно нанести неосторожной похвалой и осуждением, но главный вред наносится осуждением.
Дж. Рескин
Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность.
И. Ф. Гербарт
Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что ... влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.
К. Д. Ушинский
Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования...
К. Д. Ушинский
... без известной умственной культуры не может быть и утонченных чувств.
А. Франс
Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки... И воспитание этих привычек - гораздо боле трудное дело, чем воспитание сознания.
А. С. Макаренко
Между сознанием, как нужно поступить, и привычным поведением... есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом.
А. С. Макаренко
Исключительно важную воспитательную проблему мы усматриваем в том, чтобы непрерывно развивать в человеке самоуважение, умение дорожить собственной честью, достоинством, строго контролировать свое поведение...
В. А. Сухомлинский
Чтобы не раздражаться, когда ребенок необъяснимо дурно ведет себя, нужно поставить перед собою вопрос: «Интересно, что с ним сейчас происходит?».
Н. Е. Щуркова
Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.
И. Ф. Харламов
2. Решаем педагогические задачи
• Познакомьтесь с педагогической ситуацией.
• Ответьте на вопрос.
а) Рассказ учительницы: «Как-то раздавала я тетради с письменными работами и похвалила за работу мальчиков, которым трудно давалось аккуратное выполнение заданий, а в этот раз они проявили старание (хотя и не заслужили высокой отметки, но написали значительно лучше). Сделала это с целью изменить к ним отношение учеников, а им - поверить в свои силы. В перемену ко мне подошли девочки и, чуть не плача, с обидой говорят: «Н. И., а почему вы нас сегодня не похвалили, ведь у нас «5», а у них толь-«4», но вы их долго хвалили». И, знаете, для меня открылось что-то новое в детских отношениях: эгоцентризм и собственные успехи приводят к неумению радоваться за успехи других, помочь им в преодолении трудностей».
• Согласны ли вы с теми выводами, которые сделала учительница, проанализировав ситуацию? Ответ обоснуйте.
• Какие задачи нравственного воспитания вы бы предложили решать в данном классе?
• В какие виды деятельности необходимо включить учащихся для их решения? Какие методы и формы вы будете использовать при этом?
б) С учениками X класса классный руководитель договорилась пойти на экскурсию в художественный музей, но к указанному часу пришли 9 человек из 24, в основном девочки. Следующим был урок литературы. Учительница начала урок как обычно, не напоминая ученикам о неявке на экскурсию, хотя чувствовала, что этого ожидают. Ребята были удивлены, что их не ругают. В конце урока учительница попросила приготовить листок бумаги и попросила каждого, кто не пришел на экскурсию, объяснить причину. Сначала провинившиеся думали, что это легко, но оказалось, неправду написать трудно, когда бываешь наедине с собой и не надо оправдываться перед учителем.
• Права ли учительница, выбравшая письменную форму выяснения причины неявки учащихся на экскурсию? С какой целью она это сделала?
• Как бы вы поступили в подобной ситуации? Ответ обоснуйте.
Обобщаем и систематизируем знания
Задание 1. Конспектирование.
Содержание работы. Работа в группах.
Выделите (законспектируйте) и обсудите в малых группах положения Концепции и Программы воспитания детей о воспитании нравственной культуры учащихся.
Используя результаты выполнения задания, сформулируйте критерии сформированности нравственной культуры личности. В соответствии с этими критериями оцените уровень сформированности у себя нравственной культуры и наметьте программу нравственного совершенствования.
Задание 2. Заполнение таблицы.
Содержание работы. Заполните таблицу.
Задачи
нравственного
воспитания
| Содержание
нравственного
воспитания
| Методы
нравственного
воспитания
| Формы
нравственного
воспитания
|
|
|
|
|
Задание 3. Работа с понятиями.
Содержание работы. Работа в группах.
Изучите технологию педагогического процесса: «Работа с понятиями нравственного развития» (см. источник [3]). Оцените эффективность данной технологии для нравственного развития учащихся. Попробуйте применить эту технологию в процессе обсуждения тех или иных нравственных понятий (ценностей) в своей группе.
4. Проверяем себя
• Установите соответствие между понятиями и их содержанием.
Понятие
| Содержание
| 1. Мораль
| A.Общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, деятельности, общении
| 2.Нравственность
| Б. Форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая правила, нормы, принципы, категории, идеалы, которые регулируют взаимодействие между людьми
| 3.Нравственное воспитание
| B.Синтез нравственных представлений, нравственных понятий, этических оценок, моральных мотивов и т.д.
| 4.Нравственное сознание
| Г. Целостный процесс формирования нравственной культуры личности, то есть ее отношений к другим людям, к себе, к труду, к природе, искусству, обществу и т. д.
| 5.Нравственная воспитанность
| Д. Освоенная внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности
|
Спросим у себя
Что нового и интересного я узнал на занятии?
Как эти знания я буду использовать в профессиональной деятельности?
Что мне было непонятно и показалось сложным?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|