Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационно-методические указания





ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра государственного и муниципального управления

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

учебной дисциплины

 

ГЕОПОЛИТИКА

Для специальности подготовки

080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

 

Специализация Государственная служба

 

Квалификация специалиста Менеджер

 

Форма обучения Очная

 

Санкт-Петербург

 

 

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой государственного и муниципального управления

Протокол от 14 июня 2007 г. № 10.

 

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией

факультета менеджмента

Протокол от 28 августа 2007 г. № 1.

 

Ходырев В.В.

 

Геополитика. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбУУиЭ, 2007. – 26 с.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» и включает в себя: рабочую учебную программу дисциплины, содержание семинарских занятий и требования к ним, список основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы для проверки остаточных знаний студентов.



Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения.

 

 

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

 

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________Кирдяшкин А.В.
«____ » _____________ 200 г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

ГЕОПОЛИТИКА

Для специальности подготовки 080504.65

«Государственное и муниципальное управление»

 

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские занятия (С)
Самостоятельная работа
Вид итогового контроля (зачёт, экзамен) зачет зачет

 



 

Санкт - Петербург


 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.Рабочая учебная программа дисциплины 4

2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины 13

3.Методические рекомендации к семинарским занятиям 14

4. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов

по дисциплине, содержание контролирующих материалов 18

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.

I. Целевая установка и организационно-методические указания.

1. Цели и задачи обучения по дисциплине

Целью изучения дисциплины «геополитика» являются:

- изучение системы геополитических воззрений в разных странах;

- выявление основных категорий и факторов геополитики влияющих на формирование процессов государственного управления в различные геополитические эпохи;

- формирование у студентов системы знаний в области геополитики в объёме, необходимом для самостоятельного анализа и прогноза развития геополитических явлений и процессов, современных международных отношений.

Предметом изучения дисциплины «геополитика» являются:

сложные проблемы современности геополитической дифференциации мирового сообщества и динамики мировых геополитических изменений.

Задачи обучения по дисциплине:

- изучить положения различных школ геополитики;

- выявить основные категории и факторы, влияющие на формирование геополитической стратегии России в различные периоды времени;

- научить анализировать основные геополитические факторы в современном мировом политическом процессе.

В результате изучения курса «Геополитика» студенты должны:

иметь представление:



- об основных факторах геополитического положения страны;

- о наиболее известных школах и направлениях исследований в области геополитики;

знать:

- основные школы геополитики;

- русскую школу геополитики;

- методологические и теоретические основы геополитики;

уметь:

- проводить анализ и прогноз геополитической обстановки в современных условиях и определять место России в международном положении;

владеть навыками:

- составление аналитических обзоров по геополитическому положению России и других государств.

 

Организационно-методические указания

 

 

Дисциплина «геополитика» входить в цикл общепрофессиональных дисциплин.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курса «История России». В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курса «Система государственного и муниципального управления».

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции и семинарские занятия.

На лекциях рассматриваются вопросы согласно учебной программе.

На семинарских занятиях студенты обсуждают более подробно вопросы практического применения некоторых положений геополитики.

Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с первоисточниками и авторскими работами по геополитике.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости и итоговый контроль по дисциплине.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса.

Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме зачета.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, контролируются на междисциплинарном экзамене по специальности.

 

 

II.Содержание тем дисциплины

Тема 1. Введение. Методологические проблемы изучения геополитики.

Предмет и задачи курса. Основные детерминанты возникновения геополитики как науки. Причины интереса к проблемам геополитики в современном российском обществе. Основные подходы к определению предмета геополитики. Основные функции и методы геополитики. Структура геополитики как науки.

 

Тема 2. Идейные источники геополитики.

Концепция географического детерминизма как теоретическое основание геополитики. Военно-стратегические теории в геополитике. Цивилизационные теории и их влияние на генезис геополитических знаний.

 

 

Тема 3. Теоретические основы геополитики

Географическая среда как основной объект геополитических исследований. Основные направления геополитических исследований. Категория пространства в геополитике. Структура мирового геополитического пространства. Геополитическое значение и функции границы. Категория «сила государства». Понятие «национальный интерес». Понятие «безопасность» как категория геополитики.

 

Тема 4. Основные геополитические парадигмы и геополитические эпохи

Основные геополитические парадигмы (национальная, идеологическая, цивилизационная). Девять геополитических эпох.

 

Тема 5. Классическая немецкая и др. школы геополитики

Классические воззрения на геополитические процессы, официальное становление науки – «геополитики». Немецкие, французские, итальянские геополитики и школы.

 

 

Тема 6. Русская школа геополитики

Становление геополитических воззрений в России. Основные геополитические исследования в дореволюционной России и советское время.

 

Тема 7. Современная англо-американская школа геополитики

Основные тенденции в развитии геополитических исследований во второй половине ХХ в. Англо-американская школа геополитики: атлантизм,аэрократия, эфирократия, мондиализм

Тема 8. Современная европейская школа геополитики

Германская школа геополитики: континентальное направление и «новые правые».

Тема 9. Современные геополитические исследования в россии

Русская школа геополитики: неоевразийство, «географическая геополитика»

Тема 10. Геополитические реальности современного мира

Алгоритм геополитического анализа. Геополитическая дифференциация мирового сообщества. Динамика основных геополитических процессов современного мира. Геополитическое положение современной России. Геополитическое положение современной Европы. Анализ и прогноз развития мировой геополитической структуры.

 

Тема 11. Проблема национальных интересов и национальной безопасности россии. Заключение.

Обзор изученного материала. Перспективы развития геополитики. Рекомендации по подготовке к зачету.

 

Дисциплина «Геополитика» изучается на 3 курсе в VI семестре.

 

III.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

(Очная форма обучения, срок обучения - 5 лет)

 

 

  Наименование темы. Всего. Аудиторная работа. Самостоятельная работа.
Лекции. Семинар
1. Тема 1.Методологические проблемы изучения геополитики. Сущность понятия «геополитика».
2. Тема 2. Идейные источники геополитики История формирования «геополитики». .
3. Тема 3.Теоретические основы геополитики. Предмет и категории геополитики.
4. Тема 4. Основные геополитические парадигмы и геополитические эпохи.
5. Тема 5. Классическая немецкая и др. школы геополитики.
6. Тема 6. Русская школа геополитики.    
7. Тема 7. Современная англо-американская школа геополитики.    
8. Тема 8. Современная европейская школа геополитики.
9. Тема 9. Современные геополитические направления исследований В России.
10. Тема 10. Геополитические реальности современного мира.
11. Тема 11. Проблема национальных интересов и национальной безопасности России.
  Зачет        
  Итого по дисциплине

 

(очно-заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)

 

  Наименование темы. Всего. Аудиторная работа. Самостоятельная работа.
Лекции. Семинар
1. Тема 1.Методологические проблемы изучения геополитики. Сущность понятия «геополитика».
2. Тема 2. Идейные источники геополитики История формирования «геополитики». .
3. Тема 3.Теоретические основы геополитики. Предмет и категории геополитики.
4. Тема 4. Основные геополитические парадигмы и геополитические эпохи.
5. Тема 5. Классическая немецкая и др. школы геополитики.
6. Тема 6. Русская школа геополитики.    
7. Тема 7. Современная англо-американская школа геополитики.    
8. Тема 8. Современная европейская школа геополитики.
9. Тема 9. Современные геополитические направления исследований В России.
10. Тема 10. Геополитические реальности современного мира.
11. Тема 11. Проблема национальных интересов и национальной безопасности России.
  Зачет        
  Итого по дисциплине

 

(заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)

 

  Наименование темы. Всего. Аудиторная работа. Самостоятельная работа.
Лекции. Семинар
1. Тема 1.Методологические проблемы изучения геополитики. Сущность понятия «геополитика».  
2. Тема 2. Идейные источники геополитики История формирования «геополитики». .  
3. Тема 3.Теоретические основы геополитики. Предмет и категории геополитики.
4. Тема 4. Основные геополитические парадигмы и геополитические эпохи.  
5. Тема 5. Классическая немецкая и др. школы геополитики.  
6. Тема 6. Русская школа геополитики.    
7. Тема 7. Современная англо-американская школа геополитики.      
8. Тема 8. Современная европейская школа геополитики.  
9. Тема 9. Современные геополитические направления исследований В России.  
10. Тема 10. Геополитические реальности современного мира.  
11. Тема 11. Проблема национальных интересов и национальной безопасности России.
  Зачет        
  Итого по дисциплине

 

 

IV. Темы семинарских занятий

Номера тем дисциплины Тема семинара
1. Актуальность геополитических исследований и их задачи в современный период
2. Исторические аспекты формирования геополитических знаний
3. Предмет и категории геополитики
4. Геополитические эпохи и картины
5. Представители классической немецкой и др. европейских школ
6. Представители классической русской школы
7. Представители современной англо-американской школы геополитики
8. Представители современной европейской школы геополитики
9. Представители современной российской школы геополитики
10. Современная геополитическая ситуация
11. Национальная безопасность России

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Андрианова Т.В. Геополитические теории ХХ в. – М.: ИНИОН, 1996.

2.Василенко И.А. Геополитика. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2003.

2. Гаджиев К.С. Геополитика. – М.: Международные отношения, 1998

Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебное пособие. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2003

3. Михайлов Т.А. Эволюция геополитических идей. – М.: Изд-во «Весь мир», 1999.

4. Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. Гл. II, III, IV.

5. Панарин А.С. Россия в цивилизованном процессе: (между атлантизмом и евразийством). – М., 1995.

6. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в ХХI веке. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.

7. Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. Гл. 1.

8. Геополитика: теория и практика. – М.: ИМЭМО, 1993.

9. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. – М.: РОССПЭН, 1996.

10. Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. Гл. II, III

11. Поздняков Э.А. Геополитика. – М.: АО «Прогресс» - «Академия», 1995.

12. Петровский В.Ф. Американская внешнеполитическая мысль. – М.: Наука, 1976..

13.Тузиков А.Р. Основы геополитики: Учебное пособие. – М.: «Киорус», 2004 г.

 

Дополнительная литература

1. Карпов В.В. Геополитика: конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. Лекция № 1.

2. Сорокин К.Э. Геополитика современного мира и Россия.// Полис. 1995. – № 1.

3. Цыганков П.А. Геополитика: последнее прибежище разума?// Вопросы философии. – 1994. № 7−8.

4. Цымбурский В.Л. Геополитика как миро видение и род занятий.// Полис. –1999. – №4.

5. Мэхен А.Т. Влияние морской силы на французскую революцию и империю. – М.– Л.: Воениздат, 1940.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб.: Издательство СПбГУ, 1995.:

7. Звавич И. Геополитика и фашизм//Вестник Коммунистической академии. – 1934. № 1.

8. Маккиндер Х.Дж. Географическая ось истории.//Полис. – 1995. № 4.

9. Пономарёва И.Б., Смирнова Н.А. Геополитика империализма США: Атлантическое направление. – М.: Мысль, 1986.

10. Романенко В.М. Борьба Л.И. Мечникова против мальтузианства, социал-дарвинизма и расизма.//Вопросы философии. – 1956. № 5.

11.Савицкий П. Континент Евразия. – М.: АГРАФ, 1997.

12. Косов Ю.В. Безопасность: геополитический аспект.//Вестн. Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Вып. 2. 1999.

13. Межуев Б.В. Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической мысли//Полис. – 1997. № 1.

14. Митрохин В.И. Концептуальные основы стратегии национальной безопасности России.//Социально-политический журнал. – 1995. № 6.

15. Национальный интерес (заоч. круглый стол).//Полис. – 1995. № 1.

16. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. Под общей ред. Иванова И.С. – М., 1997.

17. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М.: Международные отношения, 1998.

18. Гумилёв Л.Н. Ритмы Евразии. – М.: ЭКОПРОС, 1993.

19. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций//Полис. 1994. № 1.

20. Колосов В.А. Российская геополитика: традиционные концепции и современные вызовы//Общественные науки и современность, 1996. № 3.

21. Сорокин К.Э. Геополитика России в «ближнем» и «дальнем» зарубежье: праксиологические измерения//Полис. 1995. № 9.

22. Стрежнева М.В. Что такое Европа сегодня?/Россия и будущее европейское устройство. – М., 1994.

23. Улунян А.А. Русская геополитика: внутрь или вовне?//Общественные науки и современность. 2000. № 2.

24. Уткин А.И. Векторы глобальных перемен: анализ и оценки основных факторов мирового политического развития//Полис. – 2000. № 1.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Успешное овладение дисциплиной «Геополитика» предполагает выполнение ряда рекомендаций: 1. Следует внимательно изучить материалы, характеризующие данную дисциплину и определяемые целевой установкой, а также учебной программой дисциплины. Это поможет четко представить круг изучаемых проблем и глубину их постижения. 2. Необходимо знать подборку литературы, достаточную для изучения курса. Список основной и дополнительной литературы предлагается в настоящем учебно-методическом комплексе. При этом следует иметь в виду, что нужна литература различных видов: а) учебники, учебные и учебно-методические пособия; б) монографии, сборники научных статей, публикаций в журналах, в) справочная литература, раскрывающая категориально - понятийный аппарат. 3. При проведении практических занятий целесообразно использовать активные методы обучения, разбор реальных ситуаций, что способствует выработке практического навыка. 4. Изучение курса ориентировано, во многом, на самостоятельную работу студентов с учебной и научной литературой по проблемам геополитики. Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.