Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (2 ч.)





Практикум

 

 

081100 Государственное и муниципальное управление

 

Уфа 2012

УДК 327

ББК 66.4

М 34

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления «23» ноября 2012 г. (протокол №3).

Составитель: канд. полит. наук, доцент Валиева А.Р.

 

Рецензент: к.с. н., доцент Зайнетдинова Л.Ф.

 

Ответственный за выпуск: к.ю.н., профессор Ханнанова Т.Р.

Оглавление

Введение ………………………………………………………
Планы практических занятий…………………………...........
Тема1. Классические и современные представления о геополитических процессах…………………………...……….
Тема2. Военно-теоретические аспекты международной безопасности …………………………………………………………
Тема3 Постсоветское пространство в геополитике современной России..........................................................................
Тема 4. Россия и Европейский союз ……………………………..
Тема5. Конфликты в Афганистане и в Ираке в конце ХХ – начале ХХI вв……………………………………………………….  
Тема 6. Геостратегия стран Азии: КНР, Индия, Япония.…............................................................................................
Глоссарий…………...………………………………………….
Библиографический список ……………………………………  
   
   
   

Введение



Методические указания подготовлены для бакалавров, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», соответствуют требованиям ФГОС ВПО, утвержденного Министерством образования Российской Федерации от «17» января 2011 г. №41.

Цель данного курса – формирование у бакалавров теоретических знаний и практических навыков по геополитике, ценностных ориентиров, соответствующих условию развития современной цивилизации; освоение теории и практики геополитики.

В данном практикуме содержатся планы практических занятий, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы студентов, тестовые задания, разбираются конкретные ситуации, предлагается групповая работа, творческие проектные задания, деловые игры.



Каждая тема включает теоретический блок, вопросы для обсуждения, темы выступлений и докладов, практические задания с методическими рекомендациями.

Изучение курса предусматривает активное использование электронных ресурсов и программных средств обучения.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1 Классические и современные представления о геополитических процессах.(4 ч.)

 

1.1 Отцы-основатели традиционной геополитики.

1.2 Геополитические идеи российских ученых.

1.3 Основные направления геополитических разработок после Второй мировой войны.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные факторы формирования традиционной геополитики?

2. Назовите авторов, внесших наибольший вклад в разработку важнейших геополитических идей.

3. В чем главные достоинства и недостатки традиционной геополитики?

4. В каком направлении трансформировались геополитические разработки после Второй Мировой войны?

Задания для СРС (2ч.):

1. Выпишите и выучите наизусть определения по данной теме, указанные преподавателем в перечне дефиниций в конце практикума.

2. Изложите письменно главные мысли европейских «новых правых», принципы «континентальной геополитики» и сущность проекта «Европейская империя от Владивостока до Дублина».

Интерактивные методы обучения:

Творческое проектное задание. Составьте сравнительную таблицу: «Славянофилы и евразийцы: что общего и особенного в их взглядах »

Тема 2 Военно-теоретические аспекты международной безопасности (4 ч.)

3.1 Проблемы международной безопасности в современном мире.



3.2 Особенности войны в ядерную эпоху.

3.3 Типы современного терроризма.

3.4 Проблемы противодействия терроризму в современном мире.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Чем отличается современные подходы к пониманию безопасности от традиционных?

2. Сравните режим коллективной безопасности и режим безопасности на основе сотрудничества: укажите сходство и отличие.

3. Назовите основные принципы нераспространения ядерного оружия.

4. Почему современный терроризм отождествляют с исламским фундаментализмом?

Задание для СРС (2ч.):

1. Выпишите и выучите наизусть определения по данной теме, указанные преподавателем в перечне дефиниций в конце практикума.

2. Законспектируйте из специальных журналов статью с указанием выходных данных, посвященных проблемам международного терроризма.

 

Интерактивные методы обучения:

Компьютерная презентация студентами Военной доктрины РФ

Творческое проектное задание. Изучите на сайте Российской государственной библиотеки (www.rsl.ru), какие конкретно диссертационные работы имеются по проблеме военно-политических аспектов международной безопасности.

Тема 3 Постсоветское пространство в геополитике современной России.(4 ч.)

5.1 Интересы России на постсоветском пространстве.

5.2 Роль России в СНГ.

5.3 Основные векторы взаимоотношений между странами СНГ.

Контрольные вопросы:

  1. По каким направлениям формировалась политика РФ на постсоветском пространстве?
  2. На какие группы стран подразделяется постсоветское пространство
  3. Дайте характеристику основным факторам и этапам формирования эволюции СНГ.
  4. Каковы интересы России на постсоветском пространстве в целом и в СНГ в частности?

Задание для СРС (2ч.):

1. Выпишите и выучите наизусть определения по данной теме, указанные преподавателем в перечне дефиниций в конце практикума.

2. Проанализируйте основные направления обеспечения национальной безопасности России на южных рубежах.

3. Определите трудности, которые встречаются на пути экономической и политической интеграции постсоветского пространства.

 

Интерактивные методы обучения:

Общая дискуссия на тему: «Государства-члены СНГ как партнеры или соперники?»

 

Тема 4. Россия и Европейский союз. (2 ч.)

4.1 Взаимоотношения между Россией и Европейским союзом.

4.2 Последствия расширения НАТО для России.

4.3 Проблема энергетической безопасности.

Контрольные вопросы:

  1. Как развиваются отношения между Россией и ЕС?
  2. Какое место в этих отношениях занимает экономическая составляющая?
  3. Каковы место и роль энергетических ресурсов в отношениях между Россией и Западом?
  4. Что понимается под энергетической безопасностью?

Задание для СРС (2ч.):

1. Выпишите и выучите наизусть определения по данной теме, указанные преподавателем в перечне дефиниций в конце практикума.

2. Выделите направления отношений России Европейского союза.

3. Выпишите причины, обуславливающие отрицательное отношение России к расширению Североатлантического альянса на Восток?

 

Интерактивные методы обучения:

Мини-конференция по взаимоотношениям РФ и стран Западной и Восточной Европы.

 

Тема 5. Конфликты в Афганистане и в Ираке в конце ХХ – начале ХХI вв. (2 ч.)

5.1 Место и роль Ближнего Востока в исламском мире.

5.2 Международный антитеррористический фронт в Афганистане и установление режима военного протектората США в 2001 – 2007 гг.

5.3 Ситуация в Ираке в 1991 г. «Буря в пустыне» и контуры нового миропорядка. Иракский кризис 2003 г. и проблема безопасности в ХХI веке.

5.4 РФ и конфликты Центральной Азии, Ближнего Востока.

Контрольные вопросы:

  1. Какую роль может сыграть Россия в урегулировании ближневосточного конфликта?
  2. Каковы геополитические интересы России в данном регионе?
  3. Как менялось отношение РФ к проблемам Иракской кампании США и введения коалиционных войск в Афганистан?

Задание для СРС (2ч.):

1. Выпишите и выучите наизусть определения по данной теме, указанные преподавателем в перечне дефиниций в конце практикума.

2. Выпишете чем определяется приоритетное место Ближнего Востока в исламском мире в частности и миропорядке в целом.

Интерактивные методы обучения:

Творческий проект по теме исследования.

 

Тема 6. Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (2 ч.)

6.1Общая характеристика отношений России с Восточной и Южной Азией.

6.2Россия и Япония.

6.3 Россия и Китай.

6.4 Россия и Индия.

6.5Активизация присутствия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Контрольные вопросы:

  1. В каких областях особенно близко совпадают позиции и интересы России и Китая?
  2. С какими угрозами для национальной безопасности России сопряжено восхождение Китая?
  3. В каких направлениях активизируется присутствие России в АТР?
  4. Какое значение имеет улучшение позиций России в регионе для экономического развития Дальнего Востока и Сибири?

Задание для СРС (2ч.):

1. Выпишите и выучите наизусть определения по данной теме, указанные преподавателем в перечне дефиниций в конце практикума.

2. Охарактеризуйте особенности российско-японских отношений в отличие от отношений России с другими восточноазиатскими государствами.

Интерактивные методы обучения:

Конкурирующие пары и группы

 

ГЛОССАРИЙ

Геополитика- Этимологически термин состоит из двух греческих слов: гео — земля, politikos — все, что связано с городом: государство, гражданин и т.п. Многие исследователи видят в геополитике науку, изучающую комплекс географических, исторических, политических и других факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства.

Наука о контроле над пространством и о механизмах такого контроля, рассматривающая влияние различных географических факторов на внешнюю политику государства или группы государств. На практике существуют глобальная геополитика, региональная геополитика, внешняя геополитика, внутренняя геополитика, между которыми всегда есть тесная взаимосвязь.

Цивилизация - это наивысшая форма культурной общности людей,или мегакультура, имеющая широчайший спектр признаков, определяющих культурную самобытность народов.

Объект геополитики:это планетарное пространство — твердая суша, вода (моря и океаны), воздушная оболочка, окутывающая земной шар, на котором миллионы лет идет великое противостояние моря и суши, воздуха и земной коры, т.е. планетарное пространство с государствами, их границами, ресурсами т.д.

Эндемическое поле (от греч. endemos — местный) — пространство, контролируемое государством продолжительное время. Принадлежность этой территории данной национальной общности признают соседи. (Не все соседи безоговорочно признают исторические земли России).

Пограничное noлe — территория, находящаяся под контролем данного государства, но недостаточно демографически, экономически, политически освоенная. Чаще всего таким полем бывают пространства, наделенные национальными меньшинствами. Сопредельные государства иногда ставят под сомнение принадлежность этих территорий, но все же не рассматривают их как свои. Именно к числу таковых полей относятся огромные Азиатский, Северо-Восточный, Дальневосточный регионы России, а также Кавказ, Калининградская область, Карелия и мусульманский анклав на Волге.

Перекрестное поле — пространство, на которое претендует несколько сопредельных государств. К таким пространствам относятся большие территории бывшего СССР, населенные преимущественно русскими и русскоязычными народами, не по своей воле оказавшимися в составе «независимых государств» СНГ.

Тотальное поле — непрерывное пространство, находящееся под контролем национальной общности. В него входит большая часть территории современной России (исключение составляет пока Чечня). В перспективе союз с Белоруссией при разумном подходе к нему даст историческую возможность расширить это пространство.

Геополитическая опорная точка — место (территория), находящееся вне тотального поля, контролируемое каким-либо государством, но коммуникации к этой территории контролируются другим или другими государствами. Например, опорной точкой России сейчас выступает Калининградская область.

Метаполе — пространство, осваиваемое одновременно несколькими странами, государствами. Чаще всего это освоение идет в условиях геополитического давления извне. Так сейчас идет «освоение» (экономическое, идеологическое, культурное, религиозное и тд.) России.

Тезис превосходства – превосходство западной цивилизации над народами Евразии, «дисконтинуального пояса» и других континентов.

Системный метод в качестве основного принципа использует структурно-функциональный подход, которым хорошо владели К. Маркс (1818 — 1883), Т. Парсонс (1902 — 1979) и другие экономисты, социологи, политологи.

Деятельностный методв науке называют психологическим или социально- психологическим. Он ориентирован на изучение зависимости поведения индивидов или групп от их включения в более глобальные общности, а также на исследование психологических характеристик наций, классов, толпы, малых групп и т.п.

Сравнительный метод позволяет плодотворно использовать опыт других народов и государств.

Исторический метод требует изучения всех явлений жизни в последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.

Нормативно-ценностного метод —включает в себя выяснение значения тех или ых фактов, явлений для государства, личности, оценку этих фактов или явлений для блага страны, индивида. Оценка дается с позиций справедливости или несправедливости, уважения или попрания свободы народов других стран.

Функциональный метод требует тщательного изучения зависимостей между различными сферами общественной жизни или отношениями между странами или группой стран: их экономическими, политическими отношениями, уровнями военных контактов или противостояния, степенью урбанизации населения, его плотности, политической активности, высоты морально-психологического духа и т.п.

Структурно-функциональный анализ. Он рассматривает общество, государство, союз государств как систему, обладающую сложной структурой, каждый элемент которой выполняет специфические функции, удовлетворяющие определенные потребности и ожидания системы. Действуют элементы системы согласно определенной программе, заданной самой структурой организации. Главная задача организации (союза) — сохранить равновесие системы, исправное исполнение функций (ролей) элементами.

Институциональный метод ориентирует на изучение деятельности институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность — функционирование государства, партий, организаций, объединений и т.п.

Антропологический метод. На первое место по важности он ставит не социальные факторы, а природу человека, имеющего большой набор потребностей, прежде всего материальных (в воздухе, воде, пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т.п

Общелогические методы относятся в большей степени к организации и процедуре познавательного процесса связанного с геополитическими действиями, изменениями. В эту группу входят анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание анализа исторического и логического, все виды эксперимента, моделирование, кибернетические, математические, прогностические и дрыне методы.

Методы эмпирических исследований пришли в геополитику и вообще в науку из социологии, статистики, кибернетики и других наук. К ним относятся анализ документов, опросы, эксперименты, теория игр и др.

Мондиализм- утверждение полной планетарной интеграции, создание единого мира.

Автаркия – политика обособления, направленная на создание замкнутого регионального или национального хозяйства, обособленного от других регионов и стран.

Безопасность государства - защищенность конституционного строя, государственных институтов и государства в целом от внутренних и внешних угроз.

Биополярный мир – геополитическая конструкция, опирающаяся на ресурсы талассократии против теллукратии.

Географическая ось истории – внутриконтинентальные евразийские территории, вокруг которых происходит историческое развитие; Совпадает с территорией Российской империи, СССР.

Евразийство – геополитическое течение в русской эмиграции 1920-1930 гг., считающее важным фактором восточный сектор человеческой цивилизации, отказывающееся признавать приоритет либерально-демократической идеологии, ориентирующееся на «идеократию», социальное государство, некапиталистический экономический строй.

Идеократия – «власть идей, идеалов», противопоставляется «рыночной, торговой системе». Это такой политический строй в государстве, когда правящий класс или правящая группа руководствуется при формировании государственных институтов и управлении обществом не имущественными или иными мотивами, а реальным или воображаемым идеалом, идеологической доктриной.

Континентализм – синоним евразийства в узком смысле, термин близок к понятиям «Суша», «Земля», противоположна атлантизму.

Медиократия – власть посредством массовой информации, подконтрольна региональным и мировым финансовым олигархическим группам, истинным субъектам геополитики.

Месторазвитие – родина этноса, уникальное сочетание элементов ландшафта, где этнос сложился как система, исходный путь геополитической эволюции.

Номос – базовы принцип организации любого пространства – географического, социального, политического, экономического, культурного. Синонимичен понятию «порядок», «закон», «уклад».

Пассионари– люди, народы, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохраненя.

Пространство геополитическое – 1) регион, т.е. крупное географическое пространство, как правило, не совпадающее с государственными границами, на которое распространяется реальная власть конкретного исторического субъекта геополитики; 2) зона влияния субъекта геополитики, преследующего свои, жизненно важные (в его понимании) интересы; 3) многомерное мультиструктурное временное пространство земного шара, в котором противоборствуют геополитические субъекты с целью установления неформальной и формальной власти.

Регионализм – ориентация на автономность периферийных пространств, имеет несколько форм – экономическую, культурную, политическую и стратегическую.

Столкновение цивилизаций – теория перманентности и неснимаемости геополитических конфликтов на цивилизационном уровне.

Субпассионари – люди, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения.

Талассократия – власть посредством моря, или морское могущество, т.е характеристика государств и наций с доминированием мореплавания.

Теллурократия– власть посредством земли, или сухопутное могущество.

Фаза акматическая – колебания пассионарного напряжения в этнической системе (после фазы подъема) на предельном для данной системы уровне пассионарности. Период наивысшей пассионарной активности.

Фаза инерционная – плавное снижение пассионарного напряжения в этнической системе после надлома, установление относительной геополитической стабильности.

Фаза мемориальная – после фазы обскурации, когда отдельными представителями сохраняется культурная традиция. Отсутствие геополитической рефлексии.

Фаза надлома – резкое снижение уровня пассионарной напряженности после акматической фазы.

Фаза подъема – период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка, формирование субъекта геополитики, осознание и осмысление национальных, геополитических, жизненно важных интересов.

Широтная экспансия (экспансия по параллелям) – агрессивное покорение территорий, порождающее конфликтные ситуации, геополитическая стратегия наступательного характера.

Эволюция геополитическая – процесс пространственно-временной организации субъектом геополитики собственного месторазвития. Носит циклический характер.

Эфирократия– власть посредством надатмосферных пластов, доминирование космического оружия. Выступает как развитие талассократических и аэрократических тенденций.

 

Библиографический список

  Наименование В т.ч. наличие в библиотеке университета, экз.
а) основная литература
1. Василенко И.А. Геополитика современного мира: Учеб. пособие./ И.А. Василенко - М.: «Гардарики», 2007. -317 с.
2. Нартов Н.А. Геополитика: Учеб. для вузов./ Н.А. Нартов - М.: ЮНИТИ-ДАНА:Единство, 2007. -527 с.
3. Мухаев Р.Т. Геополитика: учебник для студ.вузов/ Р.Т.Мухаев. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 623с.
б) дополнительная литература (в т.ч. периодические издания)
  1. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология экономики и политики: в 3 т./ В.И.Жуков. – М.: Изд-во РГСУ, 2007. – Т.1: Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики. – 2007. - 553 с.
2. Россия на новом переломе: страхи итревоги/ Ин-т социологии РАН; под ред.М.К.Горшкова, Р.Крумма, В.В.Петухова. – М.: Альфа-М, 2009. – 159 с.
3. Практикум по дисциплине «Геополитика» (Электронный ресурс): направление Государственное и муниципальное управление/ Башкирский ГАУ, Каф. Государственного и муниципального управления; (сост. А.Р. Валиева). – Уфа: 2011. – 96 с.  
4. Журнал «Полис. Политические исследования».
5. Журнал «Государство и право».
6. Журнал «Вопросы истории»
7. Журнал «Мировая экономика и международные отношения»
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы  
Электронно-библиотечная система Башкирского государственного аграрного университета (http://biblio.bsau.ru/) -
Справочно-правовая система «Консультант-Плюс», СПС «Консультант-Плюс. Региональное законодательство»  
Справочно-правовая система «Гарант»  
г) электронные ресурсы
1. www.kremlin.ru – Президент РФ
2. www.government.ru – Правительство РФ
3. www.duma.gov.ru – Государственная Дума РФ
4. www.whitehouse.gov – Администрация Президента США
5. www.loc.gov/ - Библиотека Конгресса США
6. www.cabinet-office.gov.uk – Правительство Великобритании
7. www.un.org – Организация Объединенных Наций
8. www.europa.eu.int – Европейский Союз
9. www.iula.org/ - Международный союз местных властей
10.www.iiasiisa.be – Международный институт административных наук
11. www.refdesk.com – Общая информация о событиях в мире
12. www.worldbank.org – Всемирный банк
13.www.oecd.org – Организация экономического сотрудничества и развития
14. www.csis.org – Центр стратегических и международных исследований

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.