Сделай Сам Свою Работу на 5

Подбор материалов по теме и их использование





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

Р.А. Исляев

 

Геополитика

 

Методические указания
по выполнению контрольной работы
для студентов специальности 061000
«Государственное и муниципальное управление»

 

Санкт-Петербург


 

Одобрены на заседании кафедры ГМУ, протокол №2 от 15.03.2004 г.

 

Утверждены Методическим Советом ИГМУ, протокол №2 от 15.03.2004 г.

 

 

Геополитика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2007. – 15 с.

 

Методические указания знакомят студентов с организационной стороной выполнения контрольных работ, требованиями, предъявляемыми к содержанию и оформлению контрольных работ.

 

 

Составитель: д-р экон. наук, проф. Р.А. Исляев

 

 

Рецензент: д-р экон. наук, проф. В.Д. Сухоруков;

д-р фил. наук, проф. Ю.Н. Абабков



 

Ó Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики

2007г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 4

2. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОПОЛИТИКА». 5

3. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ.. 7

3.1. Подбор материалов по теме и их использование. 7

3.2. Оформление контрольной работы.. 9

4. УКАЗАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 10

5. УКАЗАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
БАЗЫ ДАННЫХ.. 12

РЕКОМЕНДуемая ЛИТЕРАТУРА.. 14

Приложение.................................................................................................. .15

 


ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания направлены на формирование у студентов навыков самостоятельного мышления в сфере государственного и муниципального управления, долго считавшейся прерогативой исключительно элитарного, можно сказать, эксклюзивного состава высшего эталона власти страны, геополитики.

Именно непонимание сути и содержания геополитики как предметной области знания и науки привели страну к тяжким геостратегическим последствиям; развалу СССР, изменению геополитического баланса сил на планете, созданию ситуации постбиполярного мира.



Результат: потеря геополитического и геоэкономического статуса страны, трансформация ее из мировой геополитической державы в региональное государство со статусом, требующем дополнительного уточнения.

В этой связи курс «Геополитика» и самостоятельная работа при написании контрольной работы представляются чрезвычайно важными для подготовки специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление» - 061000.

1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛЬ
ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Курс «Геополитика» направлен на изучение основных представлений о геополитике как науке, о геополитическом ^методе научного познания.

Важнейшими целями контрольной работы является:

- выработка умений проектировать;

- моделировать прогнозировать геополитические ситуации;

- принимать адекватные геополитические решения.

Методические указания направлены на решение следующих учебных задач, студент должен:

- овладеть знаниями о пространственных особенностях проявления различных геополитических факторов:

- экономических, политических, военно-стратегических, социальных, демографических, конфессиональных, национально-этнических, природных, экологических и других;

- научиться анализировать эти факторы, а также синтезировать их в процессе учета явлений, происходящих в различных государствах, их частях, группах и объединениях государств;

- научиться осознанно, на мировоззренческом и управленческом уровнях профессионального восприятия действительности, готовить и принимать ответственные геополитические решения; понимать последствия (ближние и отдаленные) таких решений;



- получить представления о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики и международном правовом пространстве, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;

- выработать умения и навыки при выделении теоретических и прикладных, аксиологических и инструментальных комплексов геополитического знания.

Развитие навыков:

- самостоятельной работы, в том числе подбора и анализа литературного, статистического, картографического, ведомственного и других материалов;

- логичного, профессионально-грамотного и достоверного использования имеющихся в пользовании работ и собственных позиций.

Предлагается студентам перечень тем контрольных работ, рекомендуемых кафедрой. По согласованию с преподавателем студенты могут выполнять контрольные работы на любую изрекомендованных тем, а также на другие темы, но обязательно соответствующие программе учебного курса «Геополитика» рекомендованных тем, а также на другие темы, но обязательно соответствующие программе учебного курса «Геополитика».

 

2. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОПОЛИТИКА»

1. Россия в новой системе международных отношений: Казахстан в системе территориального разделения труда.

2. Геоэкономические и геополитические особенности развития Африки.

3. Тенденции геополитического развития стран Средней Азии.

4. Современная система международных отношений и геополитика.

5. Геостратегическая политика Китая.

6. Закавказье: новая геополитическая динамика.

7. Геополитические ориентации стран Черноморского бассейна.

8. Основные идеи и их генезис в геополитике.

9. Геополитика стран Балтии и Северной Европы.

10. Геополитика и геоэкономика Норвегии.

11. Геополитические и геоэкономические тенденции инвестиционной деятельности Швеции в России.

12. Геополитическое положение Индии.

13. НАТО и геополитика Украины.

14. Основные идеи Карла Хаусхофера и их влияние на дальнейшее развитие геополитики.

15. Учение Хэлфорда Джона Маккиндера и его влияние на дальнейшее развитие геополитических идей.

16. Швейцария и её роль в геополитической системе Европы.

17. Геополитическое и геоэкономическое значение Европы.

18. Геополитические и геоэкономические особенности развития Дальневосточного региона Российской Федерации.

19. Геополитические особенности развития США.

20. Геополитические и геоэкономическое особенности развития Италии,

21. Страны Бенилюкса. Их роль в ЕС.

22. ЕС как инструмент геополитических целей.

23. Геополитические и геоэкономические особенности развития Германии.

24. Геополитические и геоэкономические особенности Болгарии.

25. Геополитические и геоэкономические особенности развития Чешской Республики.

26. Геополитические особенности развития Молдовы.

27. Геополитические и геоэкономические особенности развития Литвы.

28. Геополитические и геоэкономические особенности развития стран Балтийского региона.

29. Геополитические ориентации Турции.

30. Геополитические и геоэкономические особенности развития Греции.

31. Геополитические и геоэкономические особенности развития Австрии.

32. Геополитика Японии и Азиатско-тихоокеанский регион.

33. Геополитические и геоэкономические особенности развития Польши.

34. Геополитика и общественное развитие Японии.

35. Геополитические и геоэкономическне особенности развития Эстонской Республики.

36. Геополитические и геоэкономические особенности развития Латвийской Республики.

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Подбор материалов по теме и их использование

Выбрав тему работы, студент должен, прежде всего, ознакомиться с методическими указаниями, чтобы знать, каков общий характер вопросов, подлежащих отражению в контрольной работе, накакие вопросы следует обратить внимание при изучении источников информации. Изучив исходные материалы и сделав из нихнеобходимые выборки (выписки, ксерокопии, распечатки и т.п.), студент должен составить план (структуру) работы с учетом требований Рабочей программы дисциплины «Геополитика», данных методических рекомендаций и специфики конкретной темы. На основе согласованного с преподавателем плана (структуры) работы студент приступает к выполнению контрольной работы.

Основные информационные, в том числе литературные источники, приведены в соответствующем разделе методических рекомендаций. Однако следует учитывать, что наука геополитика и соответственно учебная дисциплина «Геополитика» являются новыми в сфере научного познания и учебном плане. И поэтому, литературы, источников информации, относящихся непосредственно к ним, пока издано недостаточно. В то же время, много различной литературы, информации, публицистических и иных материалов периодической печати, в той или иной мере освещающих многообразные аспекты геополитики. Студент должен найти за счет самостоятельного целевого поиска источников по теме, в том числе и в смежных науках.

При поиске источников следует использовать предметный каталог библиотеки, поиск по ключевым словам, словосочетаниям, варианты компьютерныхбез данных, включая INTERNET, материалы СМИ.

Одна из ключевых особенностей геополитики – необходимость всестороннего учета специфики развития каждой страны в ее исторической, политической, географической, экономической, военно-стратегической, природной, экологической, конфессиональной, национально-этнической и других жизненно-важных сферах, включая и внутригосударственные различия. Изучение и построение геополитических алгоритмов использования ресурсных возможностей стран и регионов мира для нужд собственного государства.

Однако специфика любой страны (государства) может быть понятаи убедительно показана только на основе сравнения с другими странами, их группами, в необходимых случаях - частями (городами, субрегионами, агломерациями и т.п.) отдельных государств, а также на фоне общемировых показателей развития и проявления отдельных геополитических факторов.Поэтому,сравнительный метод широко используется в разработке проблем и обоснований для целей геополитики. Соответственно, такие сравнительно-аналитические материалы должны использоваться студентами для выполнения контрольных работ. Эту задачу можно успешно решать только при наличии конкретного информационно-аналитического материала, в том числе статистического, позволяющего выявить требующие геополитического учета особенности развития стран и регионов.

Поэтому, в контрольной работе надо использовать материалы статистических ежегодников и справочников. При этом следует использовать как данные предыдущих периодов развития государств, так и современные информационные массивы.

Для того, чтобы выявить, понять и верно оценить особенности и тенденции развития конкретных государств (отдельных регионов), групп государства (стран), следует сопоставить в динамике за ряд лет статистические и полученные на их основе расчетные данные (например, за 1960, 1970. 1980. 1985, 1990, 1995, 2000 годы). На этой основе может быть выполнена оценка темпов динамики показателей, изменения структурных характеристик, а также ориентировочные прогнозы этих изменений.

При сопоставлении количественных показателей по двум или более государствам (регионам) необходимо приводить данные, как правило, за одни и те же годы для всех стран и регионов. Приводя те или иные статистические данные, студент должен указывать, к какому году они относятся и из какого источника заимствованы, либо они являются результатом собственных расчетов, тогда требуется указывать первоисточник информационной базы.


Оформление контрольной работы

Контрольная работа должна быть набрана и оформлена на компьютере в текстовом редакторе WORD. Объем работы не должен превышать 25 стандартных (формат А4) страниц (28-30 строк; 60 знаков в строке). Работа должна быть опрятной, шрифт – кегль 14. Все страницы должны быть пронумерованы в верхней части листа по центру, обязательные поля по левому краю страницы (3-4 см) для пометок рецензента. Работе должен предшествовать титульный лист, который является первой страницей (номер страницы на нем не ставится), он оформляется согласно образцу, утвержденному кафедрой (см. Приложение 1). После титульного листа на 2-й странице должна быть помещена аннотация к работе (не более 20-ти строк), она должна отражать основное содержание курсовой работы.

На 3-й странице должен быть помещен план (структура) контрольной работы. Перед началом каждого раздела нужно писать его номер, соответствующий структуре, и название.

В конце работы приводится список использованной литературы и других источников информации (не менее 25 единиц источников). Список оформляется с соблюдением библиографических правил:

- все источники приводятся в алфавитном порядке (по начальным буквам фамилий авторов; если автор не указан или у книги более трех авторов – по начальным буквам названия книги);

- в списке указываются фамилии и инициалы всех авторов (если их не более трех), полное название книги (как оно написано на ее титульном листе), фамилия и инициалы ответственного (если книга является коллективной работой), номер издания книги (если оно не первое), название издательства, выпустившего книгу, место и год издания, а также общее количество страниц в книге. Если в список включается статья, указывается фамилия и инициалы автора; название статьи, название журнала или сборника берется в кавычки (например, «Международная жизнь»), год издания, том или номер журнала;

- название книги или статьи не следует заключать в кавычки, после года издания слово «год» или сокращение «г» не пишутся, а ставится точка.

В состав контрольной работы могут быть включены таблицы. Если они помещены непосредственно в тексте, то входят в нормативный объем работы; если они скомпонованы в виде приложений, то помещаются в конце работы и в ее нормативный объем не входят.

В работу могут включаться различные графические материалы: графики, диаграммы, картодиаграммы и т.п. Они также могут оформляться в качестве приложений.

 

4. УКАЗАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В контрольной работе, независимо от избранной темы, должны быть выполнены три содержательных раздела (главы):

1. Общие теоретико-методологические позиции, которые применительно к теме работы отражают современные научные взгляды на проблемы геополитики.

2. Изложение конкретного эмпирического материала по теме.

3. Прогнозный раздел с элементами проектирования. Помимо этих разделов в работе должны присутствовать:

- введение (цели, задачи работы, актуальность выбранной темы; основные ограничения, принятые авторомпри выполнении работы);

- заключение (основные выводы для целей управления, предложения по дальнейшей разработке темы). Во всех трех разделах, после каждого параграфа (пункта, подпункта), студент должен сформулировать резюме (выделяется жирным или полужирным, не более 10 строк), которое отражает суть и основные положения, позиции параграфа (пункта, подпункта).

Во введении должны быть кратко определены основные цели и задачи конкретной контрольной работы, показана актуальность ее темы. Необходимо также возможно более четко сформулировать основные ограничения работы, т.е. назвать те вопросы, которые в той или иной степени относятся к ее теме, но автором не рассматриваются (например, в связи с ограничением объема работы, недостаточной изученностью того или иного вопроса, более тесной связью каких-либо вопросов с другими темами и т.п.).

В первом разделе контрольной работы следует использоватьв первую очередь теоретико-методические работы, указанные в рабочей программе курса по дисциплине «Геополитика». Кроме того, на основе консультаций с преподавателем и работы с библиографическими указателями дополнительно привлекается литература по избранной теме. Таким образом, первый раздел выполняется в основном в результате использования теоретико-методологических материалов.

Основной замысел первого раздела заключается визложенииобщетеоретических основ исследуемой геополитической ситуации в конкретной стране или регионе мира. Необходимо четко представлять,каков геополитическийгенезис ситуации, т.е. исторические предпосылки возникновения сложившейся геополитической обстановки. Влияние каких геополитических идей оказывало и оказывает давление на менталитет народа, управленческих, в том числе региональных и государственных элит.

Во втором разделе излагаются результаты конкретного исследования по избранной теме. В этом разделе осуществляется анализ статистических и конкретных фактических материалов, выявление вытекающих из анализа тенденций геополитического развития и геополитической ситуации. Преимущественно в этом разделе целесообразен сравнительный анализ, а также отражение дискуссионных аспектов темы.

Второй раздел должен быть посвящен более конкретному рассмотрению особенностей геоэкономического и геополитического развития страны, ситуации – предмета исследования. Разносторонний, многофакторный геополитический анализ должен быть направлен, прежде всего, на научное обоснование для целей принятия адекватных управленческих решений по избранной студентом проблеме (теме контрольной работы).

Третий раздел контрольной работы должен быть посвящен анализу тенденций геополитического развития, построению модельных конкретно-исторических и прогнозных (краткосрочных до 1 года, среднесрочных – 5-10 лет и долгосрочных – 10-20 и болеелет) конструкций баланса геополитических сил в рассматриваемом регионе мира, либо на планете в целом. Естественно, проектные разработки должны осуществляться на фоне учета внутренних геополитических факторов как тормозящих, так и ускоряющих проявление процессов и явлений в геополитическом поле Вашего исследования.

Студент в третьем разделе, с учетом уже изложенного, дает конкретные рекомендации для лиц, принимающих геополитические управленческие решения.

В заключении должны быть по пунктам сформулированы основные выводы по теме. Выводы должны носить краткий, лаконичный и вполне понятный для управления характер.

Помимо введения, трех глав и заключения контрольная работа должна иметь приложения.

Приложение 1.

В данном приложении должны быть сформулированы, также как и в заключении, основные положения темы исследования. При этом студент их формулирует с учетомтого, что Приложение 1 -это краткий, на 7-10 минут (не более!) текст выступления по защите контрольной работы.

Приложения 2, 3, 4 и более.

Эти приложения посвящены графическому, втом числе и картографическому отображению конкретных геополитических ситуаций с целью демонстрации пространственных особенностей геополитической обстановки, а также для более убедительной и наглядной аргументации автора исследования.

Приложения 2, 3, 4 должны быть выполнены в соответствующем выбранном графическом редакторе.

 

5. УКАЗАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
БАЗЫ ДАННЫХ

При формированиибазы данных для контрольных работ и последующей работы с ними нужно соблюдать ряд правил.

1. Для формированиянеобходимой для выполнения контрольной работы базы данных требуется определенный минимум статистической информации – абсолютных показателей или переведенных в относительные величины. Их анализ позволяет получить конкретные результаты, которые даютдостаточно объективную и достаточно достоверную характеристику явлений и процессов.

Для сравнений и сопоставлений полезно часть важнейшей информации включитьв базу данных в виде абсолютных показателей. Примером могут служить территориальные параметры и численность населения страны и ее регионов, производство важнейших видов продукции (важнейших – для страны, важнейших – для отдельных регионов), масштабы важнейших ресурсов и т.п.

Абсолютные показатели могут использоваться при оценках по-тенциалов, расчетах обеспеченности ресурсами, разработке балансов и т.п. В случае необходимости, абсолютные данные могут быть преобразованы в относительные. Однако необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, в силу сложившихся традиций, по многим вопросам и аспектам социально-экономического развития информация, выраженная в абсолютных показателях, является практически недоступной для студентов, Кроме того, далеко не все данные в абсолютных показателях обеспечивают необходимую сопоставимость явлений и процессов, оказываются недостаточными для выполнения необходимой аналитической работы. Поэтому приходится чаще пользоваться разнообразными относительными данными. Они получаются путем преобразования имеющихся в распоряжении студентов абсолютных показателей, либо извлекаются из литературы, статистических справочников и т.п.

2. При формировании исходной базы данных необходимо использовать правило «необходимого минимума». При наличии избыточной информации значительная (иногда – подавляющая) ее часть остается невостребованной. Одновременно практика показывает, что даже при самой избыточной информации в базе данных остаются «белые пятна» - информационные пробелы. Кроме того, избыток исходной информации препятствует ее обзору, систематизации и необходимой для выполнения работы выборке. Поэтому, при формировании базы данных необходимо на основе плана контрольной работы подготовить предварительный перечень необходимой статистической информации (наименования показателей, базовые годы). В ходе последующего подбора материала и работы с ним будет происходить дополнение базы данных, систематизация их и сортировка.

3. В составе базы данных целесообразно выделять группы показателей, В настоящее время существуют различные методы математической обработки крупных массивов случайно (или произвольно) собранных данных, позволяющие систематизировать эти данные не толькопо частным, но и по интегральным признакам. Подобные группировки показателей пригодны для последующего применения широкого спектра методов экономико-математического (в частности – кластерного) анализа. Однако массив базы данных, используемый в контрольных работах, обычно не настолько велик, чтобы требовать применение сложных методов. Поэтому, при формировании групп показателей наиболее применимы два принципа. Во-первых, группы следует выделять путем включенияв них функционально однородных показателей (илиих систем), Например, показателей, позволяющих дать комплексную динамическую характеристику политического и социально-экономического развития стран (государств) и регионов. Решив эту задачу, студент получает возможность сопоставить особенности развития стран (государств), регионов, темпы, масштабы и пропорции развития.

4. Распространенным, но ошибочным является представление о том, что база данных должна формироваться только за счет количественных показателей (преимущественно – статистических), относительно легко поддающихся формализации и последующей математической обработке.

На самом деле, важную роль при формировании базы данных для выполнения контрольной работы не только может, но и должно играть накопление фактологического материала. При наличии достаточного массива такой информации, возможно применение методов формализации и последующей группировки фактов для целей геополитической и социально-экономической интерпретации. Наиболее распространенными среди методов формализации являются методы классификационных и типологических группировок.

Фактический материал и его интерпретация приобретают особое значение при дефиците репрезентативной количественной информации или при полной ее сопоставимости.

 

РЕКОМЕНДуемая ЛИТЕРАТУРА

1. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2002.

2. Дергачёв В.А. Геополитика: Учебное пособие. – Киев: Вира-Р, 2000.

3. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

4. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира: Учебник. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000.

5. Родионова И.А. Политическая карта мира: Учебно-справочное пособие по географии. – М.: Московский Лицей, 1999.

6. Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2000,

7. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. – М.: Издатель Соловьёв; Алгоритм, 2001.

8. Александр Дужа. Основы геополитики: Учебное пособие. Геополитическое будущее России. – М: Аркогея, 1997.

9. Нартов Н. А. Геополитика: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Староверова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.

10. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник. / Под ред. С.Б. Лаврова. – М.: Гардарики, 2002.


Приложение 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.