Сделай Сам Свою Работу на 5

Очно-заочная форма обучения





Всего 108

Аудиторные занятия 26

Самостоятельная работа 82

Всего часов-108

 

Тема учебных занятий Количество часов Контрольные мероприятия
Всего самост раб. аудиторные занятия
Всего лекции групповые занятия лаборат Контр. точки рфераты курсовые раб Курс.проект зачет экзамен Контр.точк по рейт.-мод.сист
Геополитика как наука и учебная дисциплина                  
История формирования и развития геополитических идей                
Русская школа геополитики                
Концепция евроцентрализма и ее роль в геополитике             к/т№1
Геополитические аспекты глобализации                  
Глобализации и информационные войны                
Россия и запад в новых геополитических реальностях                
Россия и Содружество Независимых Государств (СНГ) в новых геополитических условиях               к/т№2
Образ России глазами иностранцев, или Менталитет и геополитика.                
Ислам как геополитический фактор в глобализирующем мире                
Геополитические сценарии развития России.                
Итого часов по курсу             А  

Заочная форма обучения



Всего 108

Аудиторные занятия 18

Самостоятельная работа 90

 

Тема учебных занятий Количество часов Контрольные мероприятия
всего Самост.раб. Аудиторные занятия
Всего лекции групповые занят лаборат Контр.раб рефер курсовые раб Курс.проекты зачет экзамен Контр.точк по рейт.-мод.сист
Геополитика как наука и учебная дисциплина                  
История формирования и развития геополитических идей                
Русская школа геополитики                  
Концепция евроцентрализма и ее роль в геополитике                  
Геополитические аспекты глобализации                  
Глобализации и информационные войны                
Россия и запад в новых геополитических реальностях     +            
Россия и Содружество Независимых Государств (СНГ) в новых геополитических условиях                  
Образ России глазами иностранцев, или Менталитет и геополитика.                
Ислам как геополитический фактор в глобализирующем мире                  
Геополитические сценарии развития России.                
Итого часов по курсу             5 курс  

 




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательная:

1. Василенко И.А. Геополитика современного мира, - М. Гардарики, 2006.



2. Василенко И.А. Политическая глобалистика. М., 2000.

3. Дугин А. Основы геополитики. М.,1999.

4. Панарин А.С. Глобальное политическое, прогнозирование. М., 2000.

5. Панарин А. Политология. М., 1999.

Дополнительная:

1. Бжезинский 3. Великая шахматная доска, М., 1998. (См:3аключ.)

2. Баталов Э. Новая эпоха - новый мир // Свободная мысль-ХХ1. 2001 .№1.

3. Востриков С.В. Россия в мире грядущего: прогнозы и перспективы // Социально-гуманитарные знания // 2001. №4.

4. Джон Колиманн. Комитет 300. Тайно мирового правительства. Перевод с англ. – М. «Витязь», 2006.

5. Замятин Д. Россия в пространстве метагеополитики // Свободная мысль-ХХ1. 2001.№4.

6. Зиновьев А. На пути к сверхобществу // Социально-гуманитарные знания. 2000. №3.

7. Ильинский И.М. О «культуре войны» и Культуре мира. М., 1999

8. Ю.Мигранян А. Конец России ? // Свободная мысль-ХХ1. 2002.№7.

9. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994.

10. Проскурин С. Современный миропорядок и Россия // Соц. гуманит. знания. 2000. №6.

11. Рогов С. 11 сентября 2001 г.: реакция США // США - Канада: эпи. 2000. №11.

12. Россия: выбран ли путь? Материалы конференции // Свободная мысль-ХХ1. 2001. №3.

13. Салмин А. Россия в новом европейском и мировом порядке // Полития. 2000. №2.

14. Соколов В. Контуры будущего мира // Мировая эконом, и межд. отн. 2001. №3.

15. Сергеев В.М., Полякова Т.В. Россия и новый мировой порядок // Полития. 2001. №4.

16. Уткин А.И. Главный процесс эпохи // США - Канада: эпи. 2001. №3.

17. Уткин А. Ракурсы глобализации//Полития. 2001. №4.

18. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. М., 2000.

19. Холмогоров Е.. Русский проект: реставрация будущего. М. Алгоритм, 2005.

20. Ш Шаповалов В.Ф. Истоки и смысл РФ, - М, «Фаир-Пресс», 2003.

21. лыков К. Какой быть ООН в XXI веке // Мировая экономика и межд. отн. 2001. №5.
СОДЕРЖАНИЕ

 

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине……...3

 

Цель изучения дисциплины……………………………………………………...4

 

Учебная программа дисциплины………………………………………………..4

 

Учебно-тематический план занятий…………………………………………...16

 

Перечень основной и дополнительной литературы…………………………..22


 

 

Российский государственный социальный университет

Факультет социологии и социального управления

 

 

Г.Ф. Шилова

 

Контрольно-измерительные материалы

Геополитика

Специальность №080504.65 (061000)

«Государственное и муниципальное управление»

 

Москва 2007

 

ББК

Ф

 

 

Контрольно-измерительные материалы подготовлены

д.и.н., профессор Шилова Г.Ф.

Контрольно-измерительные утверждены на заседании кафедры

Муниципального управления и социальной инженерии

факультета социологии и социального управления

протокол №1 от «16» января 2007 года

 


Планы групповых занятий

Семинар 1.Геополитика как наука и учебная дисциплина.

Цель: углубление и закрепление знаний о геополитике как науке и учебной дисциплине.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, методы и функции геополитики.

2. Предыстория геополитики: исторические и теоретические предпосылки геополитики.

3. Проблемы и современное состояние геополитической науки.

Темы докладов:

1. Взаимосвязь природы и политики как предмет познания.

2. Геополитика в системе современного обществознания.

3. Геополитика в России.

Формы текущего контроля знаний:

оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.

Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.

 

Семинар 2.История формирования и развития геополитических идей.

Цель: углубление и закрепление знаний об истории формирования и развития геополитических идей.

Вопросы для обсуждения:

1. Предыстория геополитики (географический детерминизм: персоналии и идеи - от Гиппократа до Ш.Монтескье и Г.Бокля).

2. Формирование, основные идеи (направления) и представители классической геополитики (от Ратцеля до Спайкмена).

3. Современные геополитические теории Запада.

4. Американские геополитические теории.

Темы докладов:

1. Европейские концепции геополитики.

2. Атлантизм.

3. Мондиализм.

Формы текущего контроля знаний:

оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.

Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.

 

Семинар 3. Русская школа геополитики.

Цель: углубление и закрепление знаний о русской школе геополитике.

Вопросы для обсуждения:

1. Предыстория и становление русской школыгеополитики: ее основные представители и идеи (от Филофея до славянофилов).

2. Культурно-цивилизационная концепция Н.Я.Данилевского и ее значение для геополитики.

3. Евразийство как русская школа геополитики.

4. Неоевразийство: основные идеи и представители.

Темы докладов:

1. Геополитические аспекты теоретических дискуссий западников и славянофилов.

2. Традиция географического детерминизма в России: Л.И.Мечникова и развитие географической школы.

3. Военная география и геополитика в исследованиях Д.А.Милютина.

4. Геополитические взгляды В.П.Семенова-Тян-Шанского.

5. Геополитические идеи русских философов Н.А.Бердяева, И.А.Ильина.

Формы текущего контроля знаний:

оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.

Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.

 

Семинар 4.Концепция евроцентристского мира и ее роль в геополитике.

Цель: углубление и закрепление знаний о концепции евроцентристского мира и ее роли в геополитике.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, основные причины формирования и эволюции евроцентризма.

2. Кризис евроцентристского мира: причины, геополитические последствия.

3. Крушение социализма и возрождение евроцентризма.

4. Роль идей евроцентризма, западноцентризма и атлантизма в геополитике.

Темы докладов:

1. Евроцентризм и колониальная экспансия в XIX веке

2. Крах социализма и концепция конца истории (Ф.Фукуяма) как попытка реванша западного либерализма и евроцентризма в новых условиях. Современное геополитическое мышление Запада.

3. Агрессивный атлантизм (З.Бзежинский).

Формы текущего контроля знаний:

оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.

Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.

Семинар 5.Геополитические аспекты глобализации.

Цель: углубление и закрепление знаний о геополитических аспектах глобализации.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие глобализации. Современные дискуссии о глобализации.

2. Глобализация информационных и социально-экономических процессов, экологических, демографических и др.проблем.

3. Геополитический вес стран в условиях глобализации. Проблема баланса сил. Глобализация и регионализация. Антиглобализм.

4. Геополитика и Культура мира

Темы докладов:

1. Римский клуб о «пределах роста» и геополитическое напряжение.

2. Терроризм как глобальная проблема.

3. Россия в условиях глобализации.

Формы текущего контроля знаний:

оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.

Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.

Семинар 6.Глобализация и информационные войны.

Цель: углубление и закрепление знаний о глобализации и информационных войнах.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «информационная война».

2. Информационные войны как одно из следствий глобализации.

3. Интернет: бесконтрольный прогресс информационных технологий или веление времени?

4. Информационные (сетевые) войны и установление нового мирового порядка, важнейшее средство проведения активной геополитики.

5. Информационно-психологическое оружие как разновидность «нелетального оружия массового поражения (ОМП)». Проблемы защиты в информационной войне.

Темы докладов:

1. Роль телевидения и компьютера в информационной войне.

2.Особенности информационной войны в России.

3.Информационные войны в будущем.

Формы текущего контроля знаний:

оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.

Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.

Семинар 7.Россия и Запад в новых геополитических реальностях.

Цель: углубление и закрепление знаний о России и Западе в новых геополитических условиях.

Вопросы для обсуждения:

1. Геополитические последствия распада СССР для современной России.

2. Проблема места и роли России в современном мире: геополитические интересы России в новом миропорядке.

3. Состояние, основные направления и принципы взаимоотношений между Россией и Западом.

4. Концепция возвращения в европейский дом: спасение или угроза для России.

Темы докладов:

1. Россия и США.

2. Геополитические проблемы впрограммах и предвыборных платформах политических партий современной России.

3. Геополитический статус России и положение славянских народов Центральной Европы.

Формы текущего контроля знаний:

оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.

Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.

 

Семинар 8.Россия и Содружество Независимых Государств (СНГ) в новых геополитических условиях.

Цель: углубление и закрепление знаний оРоссии и Содружестве Независимых Государств (СНГ) в новых геополитических условиях.

Вопросы для обсуждения:

1. Распад СССР и образование СНГ: перекройка геополитической карты мира.

2. Приобретения и проблемы СНГ (экономические, социальные, стратегические).

3. Россия и европейские страны СНГ (Украина, Белоруссия, Молдавия).

4. Россия и Центральная Азия (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Киргизия).

Темы докладов:

1. Крах Советского Союза и «геополитическое замешательство» (З.Бжезинский).

2. Россия и взрывоопасный Кавказский регион.

3. Средняя Азия - связующее звено между Европой и Юго-Восточной Азией.

Формы текущего контроля знаний:

оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.

Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.

Семинар 9.Образ России глазами иностранцев, или Менталитет и геополитика.

Цель: раскрытие образа России глазами иностранцев.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «образ России»

2. Факторы, определяющие формирование образа нашей страны и населяющих ее народов.

3. Складывание образа России (на примере российско-германских отношений).

4. Американские «русофилы» («геотерапевты») и «русофобы» («радикальные глобалисты») о современной России.

Темы докладов:

1. Образ России в зеркале общественных наук (философии, истории, филологии и т.д.)

2. Изучение образа России в общественном сознании иностранцев через призму структурного, многоуровневого подхода (верхнего, основного и глубинного).

3. Полемика в США по проблеме «российского имперского мышления» и «имперской угрозы» в посткоммунистической России.

Формы текущего контроля знаний:

оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.

Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.

Семинар 10.Ислам как геополитический фактор в глобализирующемся мире.

Цель: углубление и закрепление знаний о исламе как геополитическом факторе в глобализирующемся мире.

Вопросы для обсуждения:

1. Исламская цивилизация - антипод западной цивилизации. К вопросу о войне цивилизаций.

2. Исламский терроризм в структуре мирового терроризма.

3. Афганистан - плацдарм распространения исламского экстремизма.

4. Геополитическая ситуация в мире после теракта 11 сентября 2001 г.

Темы докладов:

1 С. Хантингтон о столкновении цивилизаций.

2. Сборник «Преодолевая барьеры» (под ред. С.П.Капицы) как воплощение рождения новой парадигмы глобальных отношений.

3. Исламский фактор как новый феномен геополитики.

Формы текущего контроля знаний:

оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.

Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.

 

 

Семинар 11. Геополитические сценарии будущего России.

Цель: углубление и закрепление знаний о геополитических сценариях будущего России.

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимосвязь экономического, социального, духовного и геополитического аспектов в политическом прогнозировании будущего мироустройства.

2. Сценарии будущего России: оптимистический и пессимистический (апокалиптический).

3. Альтернативные сценарии развития России:

а) Сценарий 1: «Растворение россиян во всеедином человечестве», или Мондиалистский проект.

б) Сценарий 2: «Цивилизационная регионализация России в рамках «нового мирового порядка».

в) Сценарий 3: «Коммунистическая реставрация в России».

г) Сценарий 4: «Консервативная революция в России».

Темы докладов:

1. Альтернативные сценарии развития России и «новой мировой порядок».

2. Специфика геополитической ситуации в России в начале XXI века.

3. Пути обеспечения национальных интересов России в условиях новой геополитической реальности.

Формы текущего контроля знаний:

оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.

Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.