Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие № 3.





Тематика практических занятий.

Практическое занятие № 1.

Тема:«Психолингвистические проблемы семантики.

Психологическая структура значения слова в школе Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева.».

Задачи:

• углубить и расширить теоретические сведения о функциях слова (обозначения или предметная отнесенность, обобщения и абстрагирования).

• усвоить и развести базовые понятия темы: «значение - смысл слова», «предметная отнесенность слова», «категориальное понятийное значение слова».

• проследить пути развития предметной отнесенности и категориального значения слова у ребенка.

Понятийный аппарат: значение и смысл слова, внешний и внутренний характер связей за словом, семантические поля.

Вопросы для обсуждения:

• Характеристика функций слова.

• Теория значения в школе Л.С. Выготского.

• Этапы развития значения слова у ребенка.

• «Семантические поля» и методы их изучения.

• Методы исследования значений слов, понятий, лексики и семантики.

• Характер связей, стоящих за словом.

Варианты вопросов и заданий для контроля знаний.

1. Доказать, что предметная отнесенность слова имеет свой путь и обязательные условия развития.



2. Раскрыть положение о том, что значение каждого слова – продукт длительного развития; указать на этапы этого развития (по материалам статей А.Р. Лурия, Л.С. Выготского).

3. На каком этапе своего исследования развития значение слова приравнивается к понятию? Что означает выражение: «Овладел значением слова на уровне понятия?».

4. Определить системное строение значения слова, его структуру. Указать психические процессы, стоящие за значением.

5. Какие выделенные ребёнком признаки сравниваемых предметов (существенные признаки сходства и различия, несущественные признаки сходства и различия) свидетельствуют об овладении категориальным понятийным значением слов?

6. Закрепить теоретические сведения о характере многомерных связей, стоящих за словом; о строении «семантических полей» у ребёнка и взрослого; о системе психологических процессов, стоящих за словом в разные периоды (детства) развития ребёнка.

7. Указать задачи исследования «семантических полей» инструкций к методам, критерии анализа результатов.



8. Составить (письменно) научные определения базовых понятий темы: «Семантические поля», виды многомерных связей слова-звуковые, ситуативные, понятийные; схемы строения «семантических полей» у детей и взрослых, система психологических процессов, стоящих за значением слова - аффект, наглядные представления памяти, вербально-логические отношения; принципы организации словесных значений в языке - парадигматический и синтагматический.

9. Дать письменное описание методик исследования «семантических полей» или различных аспектов отношений между значениями слов:

 

• метода Осгуда;

• физиологического или объективного метода;

• метода ассоциаций и его различных модификаций.

10. Раскрыть задачи, которые решает ассоциативный метод:

а) выявление отношений между значениями слов;

б) выявление некоторых аспектов самих значений;

в) определение лексической сочетаемости;

г) установление структуры «семантических полей», видов ассоциативных связей (внешних и внутренних);

д) измерение степени смысловой близости либо отдалённых слов в рамках «поля»;

е) лингвистическое исследование словаря, его качественной и количественной характеристики;

ж) установление вероятности ассоциаций, их временной, характеристики, детерменированности.

Экскурс в профессиональное поле.

• Подтвердить этапы развития значений слов примерами из материалов обследования детей с ОПФР.

• Проблема формирования и передачи смысла при речевом общении, (у нормальных детей и детей с ОПФР).



• Нарушение в усвоении значений детей с ОПФР: феномен «отчуждения» звуковой оболочки слова от смысла; неточное употребление слов по значению; расширение, сужение и смешение значения слов.

• Проблема поиска методических путей при усвоении значений слов и понятий.

• Проблема усвоения значения слова как части общеречевого механизма.

Решение практических задач.

• Адаптировать методику исследования значений и понятий для детей с ОПФР (А.Р. Лурия).

• Определить особенности развития значения слов у детей с ОПФР.

• Наметить практические выводы для словарной работы с младшими учащимися специальных общеобразовательных школ .

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Лурия. А.Р. Язык и сознание. - М., 1979.

2.Глухов В.П. Основы психолингвистики: уч. пос. для студ. пед. Вузов /В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с; - (Высшая школа).

3.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997., с. 320.

4.Шахнарович A.M., Тарасов Ю.Б. Теоретические и прикладные проблемы речевой коммуникации. - М., 1989., с. 472.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие /В.А. Маслова. - Мн.: ТетраСистема, 2004. - 256 с.

2. Психолингвистика: Уч. пос. для вузов /Под ред. Т.Н. Ушаковой, - М.: ПЕРСЭ, 2006.-416 с.

Практическое занятие № 2.

Тема: «Психологическая структура процесса восприятия и понимания речи»

Задачи:

- уточнить и расширить знания о деятельностном и уровневом характере процесса восприятия и понимания речи;

- углубить сведения о механизмах обработки речевого сигнала в процессе смыслового восприятия; об условиях понимания фонем, слов, предложений, текстов.

- показать условия и факторы, определяющие понимание различных языковых единиц.

- учить устанавливать связи между различными трактовками уровней восприятия и понимания речи.

Понятийный аппарат:импрессивная речь, фонематическое восприятие, значение слова, парадигматический и синтагматический принципы отношений языковых единиц, восприятие речи; моторная, акустическая, «анализ через синтез» теории восприятия речи.

Вопросы для обсуждения:

• Уровни восприятия и понимания речевого сообщения.

• Механизм обработки речевого сигнала.

• Принципы классификаций уровней понимания текста

• Методы исследования импрессивной речи.

Варианты вопросов и заданий для контроля знаний.

1. Законспектировать главу «Исследование импрессивной речи» по книге А.Р. Лурия «Высшие корковые функции человека» с. 381 397, 446 - 450. М., 1973

2. Письменно дать определения двух видов (способов) организации речи, связного высказывания — синтагматического и парадигматического (из различных научных источников), привести свои примеры синтагм и парадигм.

3. Адаптировать языковой материал и приемы исследования импрессивной речи применительно к младшим школьникам с проблемами в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).

4. Перечислить виды парадигматических компонентов (логико-грамматических конструкций), входящих в структуру сложных фраз. Охарактеризовать отношения между явлениями окружающей действительности, стоящие за этими конструкциями, соотнести их между собой (пространственные, временные, сравнительные, причинно-следственные, инвертированные, атрибутивные, и др.)

5. Проследить влияние различных дефектов психофизического развития на особенности понимания речи. Указать конкретные единицы языка, понимание которых страдает у детей с ОПФР.

6. Охарактеризовать уровни понимания смысла воспринятого текста у детей с ОПФР.

7. Изучить методы исследования импрессивной речи в психологической литературе.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. 1 Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 416 с.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1973

3. Жинкин И.И. Речь как проводник информации М., 1982

4. Зимняя И. А. О смысловом восприятии речи. В кн. «Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку» /Под ред. А.А. Леонтьева М., 1972. С. 17-22.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Слобин, Грин «Психолингвистика». М., 1971

2. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. - М., 1988

Практическое занятие № 3.

Тема:Психологическая структура процесса порождения речи. Методики исследования детской экспрессивной устной речи.

Задачи:

1. Уточнить и расширить знания о психолингвистических механизмах онтогенеза речевой деятельности ребёнка.

2. Развивать умения и устанавливать связи между различными факторами в речевом развитии (предметным действием, эмоциональной и познавательной активностью, социальным опытом, потребностью содержательного общения со взрослыми, различными видами деятельности, когнитивным развитием).

3. Закрепить сведения о принципах периодизации речевого развития ребёнка и о различных подходах к объяснению психолингвистических механизмов онтогенеза.

Понятийный аппарат: эмоциональная и коммуникативно-познавательная активность, речевая интенция, теория врожденных знаний языка, семантические «универсалии», эвристический принцип усвоения языка ребёнка, соотношение факторов наследственности и окружающей среды в овладении языком, реактивная сущность работы речеязыковых структур; механизмы развития словаря, грамматического строя звукопроизносительной стороны речи, семантическая категоризация языковых структур, принципы развития ранней детской речи, уровень речевого развития, языковая способность, языковая активность.

Вопросы для обсуждения

1. Проблемы соотношения факторов наследственности и сферы в развитии речи и языка.

2. Психофизиологические механизмы, обеспечение в раннем речевом развитии.

3. Периодизация развития эмоциональной и коммуникативно-познавательной активности ребёнка до 2 лет.

4. Становление и динамика становления форм общения детей со взрослыми, потребности в содержании общения.

5. Появление новых функций и форм речи в связи с ведущей деятельностью внутри в каждого возраста.

6. Роль когнитивного развития в овладении речи и я зыком.

Варианты вопросов и заданий для контроля знаний.

1. Охарактеризуйте психофизические механизмы, участвующие в раннем речевом развитии (по Лурия).

2. Проследите 2 пути становления фонемного строя языка (по В.И. Бельтюкову).

3. Как образуется у ребёнка «перцептивная карта» фонем родного языка? Опишите концепцию В.И. Бельтюкову.

4. В чём заключается механизм обогащения и развития семантических структур языка?

5. Раскройте механизмы развития словаря.

6. Сравните подходы к оценке механизмов речевого онтогенеза A.M. Шахноровича, М.И. Лисиной, А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, Е.Н. Винарской (составление кластеров)

7. Каковы ступени осознания языковой деятельности ребёнком?

8. Какие когнитивные процессы стоят за способностями замечать, зменять и обобщать структурные вариации языка?

9. В чём сущность теории врождённого знания языка?

10. Кто из учёных считает, что генетические корни языка следует искать в тех формах конкретных их действий, в которых осуществляется отражение внешней действительности и формирование субъективного образа объективного мира, основных приёмов общения ребёнка с окружающими?

11. Докажите, что онтогенез языковой способности – сложнейшая взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребёнка, поэтапно развивающегося, с другой, - процессы развития предметных (орудийных) действий, предметной и познавательной деятельности ребёнка.

12. Приведите примеры семантических «универсалий», необходимых для овладения языком, проследите их связь с предметным действием.

13. В чём заключается эвристический принцип в усвоении языка ребёнком? С чем связаны различия языкового развития детей?

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Речь и общение/ Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1984.

2. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Просвещение, 1978.

3. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности, гл. 3. - М.: Наука, 1973.

4. Шахнарович A.M., Негневицкая Е.Н. Язык и дети. М.: Просвещение, 1981.

5. Винарская Е.И. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии, гл. 3. -М.: Просвещение, 1987.


ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

Тема:Психолингвистические проблемы семантики. Психологическая структура значения.

Задачи: формировать умения студентов исследовать категориальные значения и понятия у детей с ОПФР; определять этапы овладения значениями слов детьми, уровень овладения понятиями; определять характер познавательных процессов, стоящих за значением слова; намечать этапы словарной работы с детьми, исходя из результатов обследования значений и понятий.

Содержание:

1. Проведение психологического констатирующего исследования понятий и значений слов у детей, оформление протокола исследования с анализом полученных результатов.

 

Метод и его содержание Ответ ребенка Характер связей за словом. Уровень сформированности значения слова (понятия)
     
     
     
     

2. Выявление особенностей усвоения значений слов у обследуемых детей.

3. Комментарий к выявленным особенностям усвоения значений слов у детей с ОПФР (в сравнении с нормально развивающимися детьми):

•причины нарушения значений слов, первичность или вторичность, характер нарушений;

•нарушение в усвоении значений детей с ОПФР: феномен «отчуждения» звуковой оболочки слова от смысла; ненужное употребление слов по значению; расширение, сужение и смешение значения слов.

4. Прогноз отрицательного влияния выявленных нарушений в усвоении значений слов на дальнейшее речевое развитие ребенка.

5. Основные выводы по занятию:

- Технология обследования усвоения значения слова.

- Причины нарушения развития значений и понятий.

- Принцип предупредительного подхода к детям с ОПФР при проведении словарной работы.

Литература:

1. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М., 1999

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1963

3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1998

4. Леонтьев А.А. Теоретические основы речевой деятельности. М.,1973 (гл. 13)

5. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1969, М., 1999

6. «Теория речевой деятельности»/Под ред. A.M. Леонтьева. М., 1973

7. Фрумкина P.M. Психолингвистика. М., 2001

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Тема:Психологическая структура процесса восприятия и понимания речи. Методы исследования понимания речи.

Задачи:

§ углубить сведения о механизмах обработки речевого сигнала в процессе смыслового восприятия; об условиях понимания фонем, слов, предложений, текстов;

§ показать условия и факторы, определяющие понимание различных языковых единиц;

§ научить адаптировать языковой материал и приемы исследования импрессивной речи применительно к детям с проблемами в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта);

§ сформировать практическое умение обследовать понимание речевых единиц у детей с различными проблемами развития;

§ научить анализировать полученные результаты и делать выводы.

Содержание:

1. Изучить методы исследования импрессивной речи в психологической литературе, составить конспекты и подготовить адекватную методику исследования понимания речи, применительно к данному ребенку.

2. Провести психологическое констатирующее исследование состояния импрессивной речи детей, оформить протокол исследования с анализом полученных результатов. Ограничить объем исследования понимания языковых единиц логико-грамматичекими конструкциями, связными текстами, включая пословицы, поговорки, метафоры, басни, сказки. В дальнейшем, сохранить протокол для экзамена.

Инструкция Ответ ребенка Вывод
1. Исследование логико-грамматичеких структур а) б) в) г)...    
2. Исследование понимания текста (включая пословицы, метафоры, басни, сказки)    

Литература для конспектирования методов исследования импрессивной речи:

1. Лурия А.Р. «Высшие корковые функции человека» (глава «Исследование импрессивной речи») с. 381 - 397, 446 - 450. М., 1973;

2. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов (Блок 2. Импрессивная речь).

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Тема: Психологическая структура процесса порождения речи. Экспрессивная речь детей.

Задачи:

- Уточнить и расширить знания о психолингвистических механизмах онтогенеза речевой деятельности ребёнка.

- Развивать умения и устанавливать связи между различными факторами в речевом развитии (предметным действием, эмоциональной и познавательной активностью, социальным опытом, потребностью содержательного общения со взрослыми, различными видами деятельности, когнитивным развитием).

- Закрепить сведения о принципах периодизации речевого развития ребёнка и о различных подходах к объяснению психолингвистических механизмов онтогенеза.

- Формировать умения адаптировать методику исследования экспрессивной речи у детей.

- Учить анализировать и квалифицировать полученные продукты речевой деятельности детей.

Содержание:

1. Подобрать методику (включая наглядный материал) исследования экспрессивной речи детей:

> Серии сюжетных картинок разной степени сложности (не менее 5 серий) для составления повествовательных рассказов;

> Примерные темы для составления описательного рассказа (например, «Мая мама», «Мое любимое животное» и т.п.);

> Примерные темы для составления рассуждения (например, «Нравится ли тебе ходить в детский сад?» и т.п.);

2. Исследовать экспрессивную речь (её номинативную, предикативную и коммуникативную функции, особенности операций порождения связного речевого высказывания, текстов различных семантических структур) у детей. Оформить протокол исследования с анализом полученных результатов.

Содержание методов исследования процесса порождения самостоятельного речевого высказывания Содержание высказываний ребенка Анализ текста
     
     
     

3. Проанализировать состояние речевых функций и качество продуктов речевой деятельности детей с нормой и ОПФР, используя следующие параметры анализа: Объем и полнота текста ребенка;

• Логичность и связность;

• Сохранение последовательности событий;

• Синтаксическая структура предложения (простые нераспространенные, распространенные, сложные, с прямой речью и т.п.);

• Степень варьирования структур предложения (изменяет ли форму);

• Использование различных видов межфразовой связи - союзы, частицы, слова и словосочетания, лексические повторы, двусоставные предложения, вопросительные и восклицательные предложения и т.п.

• Качественный и количественный состав словаря (подсчитать количество неповторяющихся слов, анализ слов по частям речи).

• Наличие аграмматизма.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.