Сделай Сам Свою Работу на 5

Трудовая гипотеза Энгельса





Труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык. Теорию выдвинул немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895), друг и последователь Карла Маркса.

В связи с трудовой теорией происхождения языка следует прежде всего назвать
незаконченную работу Ф. Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". В "Введении" к "Диалектике природы" Энгельс разъясняет условия появления языка:
"Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась о ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи…"Вертикальная походка была в развитии человека а предпосылкой возникновения речи, и предпосылкой расширения и развитии сознания.
Революция, которую человек вносит в природу, состоит, прежде всего, в том, что труд человека иной, чем у животных, - это труд с применением орудий труда, и притом изготовляемых теми, кто ими должен владеть, а тем самым труд прогрессирующий и общественный. Какими бы искусными архитекторами мы ни считали муравьёв и пчёл, но они не ведают, что говорят: их труд инстинктивный, их искусство не сознательное, и они работают всем организмом, чисто биологически, не применяя орудия труда, а потому никакого прогресса в их труде нет.
Первым орудием человека стала освободившаяся рука, иные орудия труда развились как добавление к руке (палка, мотыга, грабли); ещё позднее человек перекладывает тяжесть труда на слона. Верблюда, лошадь, а сам управляет ими, наконец. Появляется технический двигатель и заменяет животных.
Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путём модуляций для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим". Таким образом, язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания. Но не как индивидуальное свойство той или иной вочеловечившейся особи.
Энгельс пишет: "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг человека постепенно превратился в человеческий мозг".





В современном языкознании оспаривается идея об одновременном возникновении языка и мышления и предлагается с опорой на новейшие данные антропологии, лингвистики и палеоневрологии, реконструирующей особенности мозга, теория глоттогене́за (от греч. glotta – язык и génesis происхождение), разрабатываемая в ХХ веке. Исследователями выдвинуто предположение, что «у предков человека, как и у современного человека в эмбриональном и раннем развитии, раньше формируются зоны правого полушария, отвечающие за семантику жестов иероглифического (<cимволического>) типа и слов звукового языка, потом задние (затылочно-теменные) зоны левого полушария, которые ответственны за словесное называние отдельных предметов, позднее всего передние (височно-лобные) зоны левого полушария, занятые построением синтаксических сложных структур» [ЛЭС: 108–109].
Эти наблюдения позволяют отнести возникновение звукового языка в его членораздельной, близкой к современной форме к периоду около 100 тысяч лет назад.
Кроме того, среди исследователей глоттогенеза сформировалось направление, сторонники которого придерживаются идеи о происхождении языка из одного источника, т. е. идеи моногенéза /от греч. monos – один , génesis – происхождение/, высказанную в 20-е годы итальянским учёным А. Тромбетти (1866-1929), а в 60-е годы подкрепленную данными сравнительно-исторического языкознания американским исследователем М. Сводешем (1909-1967). В отечественной лингвистике в русле данной гипотезы работает группа учёных под руководством С. А. Старостина, возглавляющего в настоящее время российско-американский проект этимологического изучения всех языковых семей.



21. Фонетика как наука. Звук и аспекты его изучения

Фонетика (от др.-греч. phone 'звук, голос') — наука о «зву­ковом материале» языка, об использовании этого материала в значащих единицах языка и речи, об исторических изменениях в этом материале и в приемах его использования. Звук – «природная материя» языка, материальная оболочка морфем, слов и предложений. Звуки и другие звуковые единицы (например, слоги), а также такие звуковые явления, как ударение и интонация, изучаются фонетикой с нескольких разных точек зрения: 1) с точки зрения их физических (акустических) признаков; 2) с точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слу­ховом восприятии, т. е. в биологическом аспекте; 3) и самое главное — с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функ­ционирования языка как средства общения. Последний, третий аспект исследования звуковой материи языка, который можно назвать функциональным, выделился в современном языковедении в особую область — фонологию.

Фонетика имеет большое практическое значение. Без нее были бы невозможны правильная методика обучения письму и чтению, поста­новка произношения при изучении неродного языка, создание рацио­нальной системы письма для бесписьменных языков и усовершенство­вание существующих систем письма, успешное лечение дефектов речи и т. д. При изложении различных вопросов фонетики приходится во многих случаях пользоваться специальными видами письма — той или иной научной транскрипцией. Это связано с тем, что в обычном письме между буквой и звуком часто нет однозначного соответствия. Например, в русском письме один и тот же звук нередко ' записывается разными буквами (скажем, буквой в в слове плечевой и буквой г в слове чего), и наоборот, одна и та же буква читается как разные звуки (скажем, буква г в словах игра, чего, легкий, снег).

22. АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА

Каждый звук, произносимый нами в речи, как и всякий звук вообще, есть физическое явление — колебательное движение, переда­ваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человече­ским слухом. Это колебательное движение характеризуется определен­ными физическими (акустическими) свойствами, рассмотрение которых и составляет физический, или акустический, аспект в изучении звуков языка и речи. Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук называют музыкаль­ным тоном или просто тоном (таков, например, звук струны скрип­ки). Если же, напротив, колебание является неравномерным, неперио­дическим, мы имеем дело с шумом (таков, например, звук удара молотком). В языковых звуках используются и в той или иной пропор­ции сочетаются элементы тона и шума, причем тоны возникают в ре­зультате колебания голосовых связок в гортани, а также ответных (резонаторных) колебаний воздуха в надгортанных полостях, тогда как шумы — главным образом в результате преодоления воздушной струёй разного рода преград в речевом канале. Гласные — это в основном тоны, глухие согласные (например, [k], [t], [f]) — это шумы, а среди других согласных в так называемых сонантах ([r], [l], [n], [m] и др.) тон преобладает над шумом, тогда как в звонких шумных ([g], [d] и т. д.), напротив, шум преобладает над тоном.

Звуки характеризуются высотой, зависящей от частоты колебаний (чем больше колебательных движений в единицу времени, тем выше звук), и силой (интенсивностью), зависящей от амплитуды (размаха) колебания. Они обладают также большей или меньшей длительностью (долготой). Но, бесспорно, наиболее важным для языка различием звуков является различие их тембра, т. е. их специфической окрас­ки. Именно тембр отличает [i] от [а] и от [о], [1] от [n] и от [d] и т. д.

Специфический тембр каждого звука создается главным образом резонансными характеристиками, иначе — допол­нительными тонами, которые наслаиваются на основной тон (возни­кающий в результате колебания голосовых связок), а также на шумы. Явление резонанса состоит в том, что колебания звучащего тела вызы­вают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в полом сосуде, в замкнутом пространстве и т. д. (ср. явление эха, на­блюдаемое в горах, на лесных полянах и т. д., но не на ровном поле). При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки, причем благодаря разнообразным движениям ор­ганов речи (языка, губ, нёбной занавески и т. д.) форма и объем резо­натора, а отчасти и степень упругости его стенок меняются, что и ведет к появлению то одних, то других (разных по высоте и интенсивности) резонаторных тонов. Этим, собственно, и создается качественное раз­нообразие звуков нашей речи.

23. Артикуляционный аспект

Артикуляционный аспект фонетики изучает строение и работу произносительного аппарата, включающего следующие органы.
1. Легкие, поставляющие необходимую для образования звуков воздушную струю.
2. Гортань, в которую воздушная струя через бронхи и трахею попадает из легких. Гортань представляет собой трубку, образуемую соединением трех хрящей. Основной частью гортани с точки зрения образования звука являются голосовые связки - две упругие складки, двигающиеся под действием заключенных в них мускулов. Различают три основных положения голосовых связок:- Голосовые связки расслаблены, разомкнуты, голосовая щель (пространство между ними) при этом широко раскрыта, и воздушная струя проходит через нее беспрепятственно. Никакого звука при этом не образуется. Таково состояние голосовых связок при физиологическом (не речевом) дыхании и при произнесении глухих согласных.

- Голосовые связки сближены, сомкнуты и напряжены. Голосовая щель при этом закрывается, образуя преграду на пути воздушной струи. Под давлением выдыхаемого воздуха голосовые связки раздвигаются, пропускают некоторое количество воздуха и снова сближаются. Затем под давлением воздушной струи они опять раздвигаются, пропуская небольшую порцию воздуха, и вновь сдвигаются. Этот цикл движений повторяется с большой быстротой почти периодически. В итоге воздух выходит из гортани толчками. В пространстве над голосовыми связками возникают ритмически чередующиеся сгущения и разрежения воздуха, т.е. колебания. Так образуется звук, точнее музыкальный тон, голос. Наличие голоса характеризует гласные и звонкие согласные. Изменение основного тона голоса создает мелодику речи.

- Голосовые связки могут быть расслаблены, а голосовая щель сужена. В этом случае при прохождении воздушной струи возникает шум трения. Так возникает шепотная речь.
3. Надгортанные полости - полость глотки, полость рта и полость носа. Все они выполняют роль резонаторов. Именно с резонаторными полостями связано понятие артикуляции в собственном смысле слова. Глотка в образовании звуков русского языка играет незначительную роль. Основная роль в звукопроизводстве принадлежит полости рта. Ротовой резонатор все время меняет свою конфигурацию благодаря движениям языка и губ. Наиболее подвижным органом в полости рта является язык. Своим корнем (основанием) он соединен с надгортанником. Сторона языка, обращенная к нёбу, называется спинкой. В фонетике принято (разумеется, условно) различать переднюю часть спинки, обращенную к передним зубам, среднюю часть, обращенную к твердому нёбу, и заднюю, лежащую напротив мягкого нёба. Самая передняя часть языка называется кончиком. С движениями языка в целом и его частей связана тончайшая дифференциация звучаний.
Переднюю границу ротового резонатора образуют губы - верхняя и более подвижная нижняя. При образовании согласных последняя смыкается с верхней губой или сближается с верхними зубами. При образовании гласных губы вытягиваются в трубочку, округляются или растягиваются в стороны.
Неподвижной передней границей ротового резонатора являются зубы - верхние и нижние. При сближении или смыкании с зубами передней части спинки языка или нижней губы возникает характерный для согласных шум.
Верхней границей ротового резонатора и одновременно границей между полостями рта и носа является нёбо - твердое и мягкое. Твердое нёбо начинается за альвеолами - бугорками над верхними зубами.
Оно условно подразделяется на переднее и среднее нёбо. Мягкое нёбо (оно же заднее нёбо) - это мышечное образование, составляющее границу заднюю границу полости рта. Оно заканчивается маленьким язычком. Мягкое нёбо иначе называют нёбной занавеской. В опущенном положении нёбная занавеска открывает воздушной струе доступ в полость носа; так произносятся носовые звуки. При поднятой нёбной занавеске воздух в полость носа не попадает; так произносятся все остальные звуки. Полость носа при опущенной нёбной занавеске выполняет роль резонатора. К музыкальному тону и возникающему в полости рта шуму присоединяется специфический призвук - носовой резонанс.
В зависимости от роли органов речи в звукообразовании они разделяются на активные и пассивные. Активные (или действующие) органы совершают те или иные движения, необходимые для образования звуков речи. К ним относятся голосовые связки, нёбная занавеска, язык и губы. К неподвижным, пассивным органам относятся твердое нёбо, зубы и полость носа.

24. Классификация гласных

 

При произнесении всех гласных звуков прежде всего напряжены и колеблются голосовые связки. Кроме того, активно артикулирует спинка языка передней, задней, реже средней частью. Именно положение языка (подъём и ряд) служит основанием для классификации гласных звуков.

Подъём языка – это степень приподнятости части спинки языка к твердому небу (иначе – степень открытости ротовой полости: верхний, средний и нижний). Это движение языка по вертикали. Относительно числа положений по подъёму в разных языках существуют расхождения: например, в английском языке их 4. а во французском – 5.
Рядом называется та часть спинки языка, которая приподнята при произнесении гласного звука: классически выделяют три части или ряда: передний ряд, средний и задний. Это горизонтальное положение языка. Однако в некоторых языках насчитывается большее число позиций, например, в английском языке различаются гласные переднего ряда и гласные переднего ряда, отодвинутого назад. Есть особенности, касающиеся и гласных заднего ряда.
Для характеристики гласных звуков учитывается также работа губ (лабиализация). Между тем следует отметить, что в английском языке в большинстве случаев губы в образовании гласных звуков не участвуют.
В некоторых языках, в частности во французском, в польском и других, к производству гласных подключается носовая полость и звуки приобретают носовой тембр, например: франц. mot [mO] слово и mon [mõ] мой; sa [sa] еë и sang [sã:] кровь и другие.
При характеристике гласных учитывается долгота и краткость гласных, так как во многих языках этот признак является смыслоразличительным, как английский [i] и [i:], например: sleеp [sli:p] – сон, а slip [slip] – сдвиг.

25. Классификация согласных

Основанием для классификации согласных служат четыре основных артикуляционных признака: способ артикуляции, активный орган, место артикуляции, работа голосовых связок.
Способ артикуляции определяется по характеру прохода воздушной струи при произнесении звука. По этому признаку звуки разделяются на две группы. Первая группа – смычные, при их образовании органы речи смыкаются, закрывают проход воздушной струе, образуя преграду, которая преодолевается при помощи взрыва.
Это смычные взрывные согласные как русского, так и английского языков: [б] [п] [д] [т] [г] [к]. Сюда же относятся аффрикаты – звуки, при произнесении которых приступ начинается со смычки, но не завершается взрывом, а переходит в щель: [ts], [t∫], [d]. К смычным также относят сонорные согласные [м], [н], [ŋ], их называют также смычно-проходными.

Вторую группу составляют щелевые согласные, так как органы речи при их образовании образуют узкую щель и воздушная струя проходит через нее с трением, в результате чего образуется звук. Эти согласные также называются фрикативными /от лат. глагола fricāre – тереть/: [в], [в’], [ф], [ф’] [с], [с’], [з] [з’], [ж], [ш], [х]. Щелевыми считаются английские сонорные [r], [l], [j], [w].
Место артикуляции – это точка, где органы на пути воздушной струи смыкаются или образуют щель. При этом один из органов обычно бывает активным, а другой – пассивным. По данному признаку согласные делятся на губно-губные [п] [п’] [б] [б’] [м] [м’] или губно-зубные [ф] [ф’] [в] [в’], межзубные [θ] [ð]. По работе части языка выделяются переднеязычные зубные [д] [т] [д’] [т’] и альвеолярные[d][t] а также небные [ш] [ж] [ч], среднеязычный [j] и заднеязычные [г] [к] [х] [ŋ]. Кроме того, есть увулярный [R] французский и фарингальный [h].

По типичному соотношению шума и голоса в образовании согласного нужно учиты­вать деление на сонанты (голос преобладает над шумом) и шумные и, далее, деление шумных на звонкие (произносимые с участием голоса), например русские или французские [b],[d], [g], [z], и глухие (произносимые вовсе без голоса), например [р], [t], [k], [s]. Группа сонантов может рассматриваться как в некотором роде промежуточная между гласными и шумными согласными. При произ­несении сонантов преграда имеет место, но либо она является более слабой, чем у шумных согласных, либо воздушная струя не преодоле­вает, а обходит эту преграду.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.