Предмет естествознания. Культура и естествознание
Естествознание в современном понимании – совокупность наук о природе (естественных наук), взятых в их взаимосвязи, как целое.
Наука (лат. scientia, от scire – знать) – термин, используемый в самом широком смысле для обозначения обобщаемого и систематизируемого знания в любой области.
Усилия, направленные на систематизацию знаний, могут быть прослежены с доисторических времен – наскальных рисунков палеолита, вырезанных на кости или камне знаков, оставшихся о неолитических цивилизаций.
Самые древние из известных письменных записей результатов научного осмысления мира обнаружены на глиняных досках Древней Месопотамии: это данные астрономических наблюдений, списки веществ, признаки болезней, математические таблицы. Другие письменные источники, датирующиеся приблизительно 2000 годом до нашей эры, свидетельствуют, что вавилоняне в то время знали теорему Пифагора, умели решать квадратные уравнения, разработали систему счисления по основанию 60. Именно из нее возникли современные способы измерения времени и углов (60 минут в часе, 60 секунд в угловом градусе). Примерно к этому же периоду относится папирус, обнаруженный в долине Нила. В нем содержатся сведения относительно лечения ран и болезней, определения объема части пирамиды. Некоторые из современных единиц длины могут быть обнаружены в египетских прототипах. Современный календарь – косвенный результат астрономических наблюдений древних греков.
Во все времена естествоиспытатели пытались выявить сущность явлений природы, их законы, и на этой основе предсказывать новые явления. Это – познавательная сторона естествознания. Но не менее важна и прикладная сторона: на основе знания явлений природы, умения их предсказывать и описывать, человек раскрывает возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ. Заметим, что сначала появляется практический интерес, связанный с обеспечением существования человека, семьи, группы, общества. А потом – любопытство, попытки обобщения и систематизации…
Познание законов природы и создание на этой основе картины мира – непосредственная, ближайшая цель естествознания. Содействие практическому использованию этих законов – конечная задача. …
Независимо от предмета исследования все науки о природе основываются на наблюдении или эксперименте. Сначала человек - исследователь, естествоиспытатель – взаимодействует с изучаемым явлением или объектом. Происходит установление фактов, их накопление. По мере этого возникает необходимость изложения полученных результатов и их первичной систематизации. Это эмпирический уровень исследования (от греч. empeiria – опыт).
Затем возникает необходимость объяснения обнаруженных фактов, обобщения полученных результатов. Результатом обобщения является формулирование гипотез…, их анализ, постановка новых уточняющих наблюдений и экспериментов, выявление ранее не известных закономерностей и законов и, наконец, появление теории…, объясняющей рассматриваемые явления и эффекты, дающей направление новых экспериментов и наблюдений. Это теоретический уровень исследования. Эмпирический и теоретический уровни естествознания взаимосвязаны и обуславливают развитие друг друга. …
В течение тысячелетий существовала одна наука о природе и обществе – натурфилософия… (от лат. natura – природа, греч. phileo – люблю и sophia – мудрость).
Самостоятельные науки, занимающиеся изучением тех или иных сторон природы, отдельных групп явлений, возникли не так давно.
Природа едина. Это человек, исследователь, выбирает способы ее описания. Понятно, что разделение естествознания на самостоятельные науки связано с выделением специфических предметных областей. При этом наши представления о природе могут быть получены только при объединении результатов разных наук.
И мы должны понимать, что наука порождена материальной и духовной культурой, является ее неотъемлемой частью и непосредственно связана с экономическим развитием общества (зависит от него в ближней перспективе и определяет – в дальней).
Выделение и объединение самостоятельных наук идет разными путями. Например, может быть сформулирован предметный подход, соответствующий последовательной связи объектов природы, их развитию и переходу одних в другие.
Естествознание может быть искусственно разделено на органическое и неорганическое, так как природа может рассматриваться (в некотором приближении) как живая и неживая. Тогда мы можем рассматривать естествознание как цепочку:
Физика → Химия → Неорганическая (неживая
природа) → Органическая (живая природа) → Биология
Этот же принцип может быть положен в основу рассмотрения разных по масштабу явлений природы, например:
Астрономия → Геология → География → Биология
Возможно множество вариантов, границы между частными науками являются искусственными, установленными человеком исходя из тех или иных соображений. Именно здесь возникают пограничные, наиболее интенсивно развивающиеся области знаний, такие как физическая химия, химическая физика, биофизика, физика белка, астрофизика, химия и физика планет и т.п. Именно на границах возникают вопросы, не имеющие на сегодняшний день ответа, в том числе один из ключевых, волнующих человечество: «Как из набора сложнейших многоатомных органических молекул образуется живая клетка?»
Физика, химия, геология и биология относятся к фундаментальным отраслям современного естествознания и образуют стержень классификации естественных наук. Сегодня к этим наукам необходимо добавить психологию – науку, имеющую дело со всевозможными разумными существами.
В настоящее время естествознание имеет три главных направления. Условная классификация их может быть такова:
· изучение очень большого,
· изучение очень малого,
· изучение очень сложного.
Изучением очень большого занимается астрономия. … Астрономия сосредотачивает внимание не только на огромных расстояниях, но и на продолжительных отрезках времени. Как развивалась и развивается Вселенная? Что ожидает нас в будущем? Каково наше собственное положение во Вселенной? Единственны ли мы во Вселенной?
Изучением очень малого занимается физика. … Атомы, их строение, взаимодействие, более мелкие структурные единицы материи – сложнейшие объекты исследований. В физике особенно велика роль модели объекта или явления. Именно здесь, в силу относительной простоты рассматриваемых объектов, появляется понятие математической модели. В чем причина возникновения сил? Что такое законы сохранения?
Область очень сложного принадлежит биологии. Как из химических элементов, атомов возникает живая клетка, многоклеточный организм, мышление – где связь живого и мира атомов, каково влияние Космоса? …
Естественные науки – вместе с науками о человеке и обществе, искусством, литературой, религией – являются составными частями общечеловеческой культуры. … Гуманитарные науки, искусство, литература, религия сильно влияют на формирование мировоззрения естествоиспытателей. Особенно ярко это проявляется в трудах И. Кеплера (1571-1630), Т. Браге (1546-1601), Г. Галилея (1564-1642) и др. Альберт Эйнштейн (1879-1955) писал: «Музыка и исследовательская работа в области физики различны по происхождению, но связаны между собой единством цели – стремлением выразить неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга».
… Область науки рациональна, построена на строгом анализе и синтезе знаний (независимо от объекта исследования – природы, человека или общества). Сфера искусства опирается на эмоциональное восприятие мира.
«…Деление образов мышления, тем самым и наук, по предмету изучения неправомерно. Гораздо удобнее деление по способу получения первичной информации. Тут возможны два подхода: чтение книг или выслушивание сообщений (легенд, мифов и т.д.) и наблюдение, иногда с экспериментом, – пишет Л.Н. Гумилев. – Первый способ соответствует гуманитарным наукам, царицей коих является филология. Второй - естественным наукам, которые следует подразделить на математизированные и описательные. Математизированные имеют дело с символами, описательные – с феноменами. К числу последних относятся география и биология». …
…если наука обеспечивает непрерывное и поступательное движение общества, его текущее направление, то искусство непрерывно дает ему мечту, мерку идеала, и побуждает людей вперед. Оно служит стимулом движения, тогда как логика и наука дают ему конкретное, связанное с прошлым и из него вытекающее направление и формы. … (с. 8-17)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|