|
Производные и непроизводные слова.
Вопрос 7.
(Источник учебник Маслова.)
Понятия производного слова и непроизводности имеют разный смысл в синхроническом(рассматриваем язык в одну определенную эпоху) и диахроническом(развитие на протяжении какого-то отрезка времени) языкознании.
Синхронический подход: производным признается слово , которое было образовано от существовавшего в ту же эпоху,в том же языке другого слова, связанного с ним формально и по смыслу. Слово признается непроизводным, если нет «производящего» слова, которое могло бы смотивировать его появление.
При синхроническом анализе двух слов выделяют:
1) производящую словообразовательную основу
2) словообразовательный форматив (специфическую часть, которой производное слово отличается от своего производящего)
При выделении основы и форматива важно учитывать исторические и живые чередования фонем, а также возможные сдвиги ударения. Производящая основа обязательно содержит корень (а в сложном слове корни). Кроме того, она может содержать те или иные аффиксы.
скорый → скорость →скоростной → скоростник. (Производящая основа «скор» с последующим прибавлением аффиксов.)
Непосредственно производящую основу и ближайший (последний) словообразовательный форматив называют непосредственно составляющими анализируемой производной основы (НС).
В качестве производящей основы может выступать не только основа производящего слова, но и отдельная словоформа: ничего→ ничегошеньки.
Кроме суффиксальных есть и другие виды производных слов:
1) префиксальные (нести-унести)
2) префиксально-суффиксальные (волга- поволжье)
3) производные с помощью морфем-операций (голый- голь)
Морфологическая конверсия(описана советским языковедом А.И. Смирницким) суть конверсии в том, что образование слова происходит без помощи специального словообразовательного аффикса одной только сменой парадигмы: master 'хозяин, мастер' — (to) master 'овладеть, справиться', в русском супруг — супруга
Синтаксическая конверсия (сигналом образования производного слова является только изменение синтаксической сочетаемости): наречие позади, сочетающееся с глаголом (остался позади), и образованный от него предлог позади, употребляемый с род. п. существительного (позади дома).
Образование сложных слов:
1) стяжение словосочетаний (мой до дыр- Мойдодыр(К.Чуковский), не забудь меня- незабудка)
2) сложение основ (Новгород, лесостепь)
3) сложение основ + «внешний» аффикс (железнодорожный)
+формообразовательная парадигма ( голубоглазый, дровосек)
Есть случаи, стоящие при синхроническом подходе к вопросам словообразования на грани между производностыо и пепроизводностью. Примером могут служить глаголы обуть и разуть. Исторически они являются префиксальными производными от восстанавливаемого праславянского *uti, вероятно значившего 'надевать (обувь)' Так как производящее слово утрачено, оба глагола должны были бы перейти в класс непроизводных слов, но этому препятствует их четкая взаимная соотнесенность(такие слова называют «производными от связных основ»)
Диахронический подход: производным признается слово, которое когда-то в прошлом было образовано от другого, позже исчезнувшего или потерявшего с ним смысловую связь, и соответственно было когда-то мотивировано, хотя позже утратило свою мотивировку. (Утраченную мотивировку выявляет этимологический анализ, вскрывая былую производность слов)
(Источник интернет.)
Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная (ночь,стол,читать). Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс ( Брат□, ночь□, стен-а, окн-о)
Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов) (прилагательное ночной образовано от существительного ночь ) Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.
Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк-а), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к-а – усекается глагольный суффикс -а-).
При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.
Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова (соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – вершиной гнезда является существительное соль). Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда. Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.
Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально
1) В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным – существительное женского рода.
Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.
2) В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:
пе-ть → пе-ни[j]-е (действие по глаголу), береж-лив-ый → береж-лив-ость□ (отвлечённый признак).
3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:
защищать → защищаться; умыть → умыться.
4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:
пис-а-ть→ за-пис-а-ть→ за-пис-ыва-ть; чит-а-ть → про-чит-а-ть → про-чит-ыва-ть.
5) Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:
хороший → хорошо; весёлый → весело.
| В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению (агит-ирова-ть – агит-атор□ («лицо,которое агитирует») глагол-производящий)
Иногда производная основа может быть даже проще производящей( входить-вход)
1) При одинаковой сложности в паре: лицо мужского пола – лицо женского пола – производящим является существительное мужского пола:
худож-ник□ → худож-ниц-а («женщина-художник».
2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида – бесприставочный глагол совершенного вида – производящим признается глагол несовершенного вида:
реш-а-ть → реш-и-ть.
3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:
за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть.
4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:
бег, торг, выход, осада.
Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:
беж-а-ть → бег□, торг-ова-ть → торг□, вы-ход-и-ть → вы-ход□, осад-и-ть → осад-а.
5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:
синь, тишь, рань.
Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:
син-ий → синь□, тих-ий → тишь□, ран-н-ий → рань□.
|
Вопрос 8.
( учебник Маслова)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|