Сделай Сам Свою Работу на 5

Работы, направленные на языковое просвещение учеников.





Я группа

Работы общего характера, формирующие общую лингвистическую компетенцию учащихся.

1. Индивидуальное сообщение об ученом-филологе.

2. Работа с лингвистическими терминами.

3. Сообщения учащихся о различных словарях, краткие рассказы о слове с помощью словаря.

Я группа

Работы, включающие элементы этимологического анализа слов.

1. Словесные раскопки (ученики, опираясь на этимологические словари, определяют происхождение данного слова, подбирают однокоренные слова).

2. В музее слов (сообщение ученика об этимологии изучаемых слов).

3. К истокам слова (обращаясь к истории языка, учитель сообщает ученикам слово-подсказку, помогающее лучше запомнить словарное слово).

Я группа

Орфографические упражнения.

1. «Солнышко» (индивидуальная работа со словарными словами, записанными на мини-карточках). В старших классах эта же работа носит название «Грамотей».

2. Орфографическая зарядка (групповая или индивидуальная работа со словами на различные правила).

3. Встреча с новыми знакомыми (разнообразные упражнения с новыми словами с подключением разных видов памяти).



4. Встреча со старыми знакомыми (различные виды словарных диктантов).

5. Проверка по орфографическому словарю записанных ранее словарных слов.

6. «Корректор» (хорошо успевающий ученик проверяет работу одноклассника).

Я группа

Занимательные упражнения – шарады, логогрифы, метаграммы.

Я группа

Упражнения по формированию навыков культуры речи.

1. Игра «Диктор» (индивидуальная работа учащихся с мини-карточками или мини-текстом с целью овладения орфоэпической нормой).

2. Упражнения по лексике:

– Справочное бюро (ученик рассказывает о незнакомом слове с помощью толкового словаря, а также выполняет дополнительные грамматические задания).

– Эрудит (старшеклассники объясняют лексическое значение слов, записанных на мини-карточках).

– Верно ли? (Блицигра по определению лексического значения слов с последующей проверкой.)

– Различайте паронимы.

– Узнайте слово по иноязычному корню и запишите однокоренные.

– Аукцион «трудных» слов (ученики подбирают как можно больше слов с данным корнем).



– Почему мы так говорим (устные сообщения ребят о происхождении фразеологизмов).

3. Упражнения, способствующие овладению морфологической нормой.

4. Тренировочные упражнения на составление словосочетаний, предложений с деепричастными оборотами, однородными членами и т.п.

5. «Редактор» (в группе или индивидуально ученик проводит анализ неправильно построенных синтаксических конструкций, исправляет речевые ошибки).

6. Работа с художественным текстом как образцом правильной, выразительной речи.

Я группа

Работы, направленные на языковое просвещение учеников.

1. Проведение устных лингвистических журналов и мини-журналов «Говорите правильно!», «Правильно ли мы говорим по-русски?».

2. Создание рукописных журналов «Родничок» с лучшими творческими работами учеников.

3. Оформление красочных рукописных поэтических сборников со стихами изучаемых на уроках литературы поэтов.

4. Выпуск лингвистических бюллетеней «К истокам слова», «Почему мы так говорим?».

5. Выпуск стенных газет о русском языке.

6. Оформление в классе (школе) уголка по культуре речи.

7. Обзоры научно-популярных книг по культуре речи.

Предлагаемый блок работ является мобильным и динамичным, названные работы могут быть проведены в разноуровневых классах при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка. Большинству работ даны интересные названия, привлекающие внимание школьников, вызывающие активность детей при их выполнении. Образцы карточек для индивидуальной и групповой работы, а также работы в парах даны в Приложении 3.



Содержание урока «Встреча со словом» составляют 5–8 работ, взятых из каждой группы предложенной классификации. Такой урок – это игра со словом. В нем каждый ребенок проявляет себя в интересной для него деятельности, развивает такие качества, как общительность, раскованность, умение и желание взаимодействовать в коллективе. Разработки некоторых уроков см. в Приложении 1 и 2.

Уроки «Культура речи» в 10–11-х классах из-за ограниченного количества часов в учебном плане проводятся 1 раз в 1–2 месяца. Традиционно выделяются два уровня культуры речи: ортологический (правильное словопроизношение, словоупотребление и словообразование) и коммуникативно-стилистический (точная, выразительная речь, выбор уместных в данной речевой ситуации языковых средств). В связи с этим все перечисленные упражнения по культуре речи можно разделить на две группы, причем упражнения каждого вида представлены на уроках в равном объеме.

Работа по повышению уровня культуры речи не ограничивается уроками «Встреча со словом» и «Культура речи». Дидактический материал, накопленный нами, систематизирован и ежедневно используется на уроках русского языка. В полном объеме используем и тот небольшой, по нашему мнению, материал по культуре речи, который содержится в учебниках русского языка для 5–9-х классов под редакцией Т.Ладыженской. В работе со словом используются возможности учебников для 5–6-х классов под редакцией П.Леканта.

Внеклассная работа по данной теме включает в себя разработку тематического планирования и проведение курса по выбору «Культура речи» в 8-х и 9-х классах и элективного курса в 10-м классе. В рамках предметных декад традиционными стали конкурсы на лучшего грамотея или диктора, викторины по культуре речи для классов разных параллелей, проведение старшеклассниками устных журналов для школьников средних классов, выпуск стенных газет и информационных бюллетеней, шуточные инсценировки, воспитывающие отрицательное отношение к различным нарушениям языковых норм. Всячески поощряется активность учащихся в работе с книгами о слове, в изготовлении карточек с заданиями по культуре речи, которые используем в качестве дидактического материала. Старшеклассники выступают с докладами «Секреты русской речи» на школьной научно-практической конференции.

Надеемся, что наш многолетний опыт окажет помощь в работе учителя-практика.

 

4. Стилистические упражнения – это упражнения, в процессе выполнения которых школьники закрепляют знания о функциональных стилях речи и учатся выявлять и анализировать стилистические свойства языковых единиц.

Виды стилистических упражнений:

1) стилистический анализ текста (частичный и полный);

2) редактирование чернового текста;

3) сопоставление текстов разных функциональных стилей на одну тему;

4) конструирование предложений (текстов) в соответствии со стилистическим заданием;

5) стилистический этюд (короткие самостоятельные высказывания учащихся в устной или письменной форме в заданном стиле и жанре речи).

5. Среди ошибок, связанных с недостаточно развитым языковым стилистическим чутьём, наиболее распространены следующие:

Тип ошибки Примеры
Стилистически немотивированное использование экспрессивных средств (эпитетов, сравнений и др.). Баллада Жуковского звенит как колокольчик. Титанические усилия учителей принесли свои плоды: успеваемость учеников явно возросла в прошлом году.
Смешение разностильной лексики, в частности, немотивированное использование разговорной или книжной лексики. Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не родня(слово не мотивировано не только по смыслу, но и стилистически – оно относится к разговорной лексике).
Неблагозвучие, которое создается скоплением гласных, шипящих и т.д. А у Андрея Болконского... Это величайшее произведение, изображающее лучших людей того времени, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее человечества.
Нарушение общей функционально-стилевой целостности произведения. Например, тема сочинения требует эмоционального выражения своих впечатлений, а воплощена она сухим научным или канцелярским стилем.

Различные типы стилистических ошибок могут обыгрываться в речи, в частности, в художественных текстах. Так, в «Сказке о тройке» А. и Б. Стругацких высмеивается страсть чиновников к составлению ненужных памяток, инструкций. На двери лифта висело объявление, в котором сообщалось, что там «нельзя заниматься сном и совершать подпрыгивание». В данном случае обыгрывается не только абсурдность содержания инструкции, но и канцелярский приём расщепления сказуемого:

спать – заниматься сном, подпрыгивать – заниматься подпрыгиванием.

Стилистические ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их. Вот почему необходимо тщательно следить за своей речью и с этой точки зрения.

Типы ошибок выделяются автором в зависимости от того, какое требование хорошей речи оказывается нарушенным:

1. Ошибки, нарушающие ясность речи(смещение логического ударения). Неправильное понимание значения словоформы, ошибочная смысловая связь слов, ошибочно-смысловое разъединение слов.

2. Ошибки, нарушающие коммуникативную точность речи: смешение слов, схожих по значению. Слов одного семантического поля.

3. Нарушения требования краткости: лишние слова.

4. Нарушения требования полноты речи: пропуск необходимого элемента речевой цепи, двойное использование зависимого элемента.

5. Нарушение логики: сопоставление несопоставимого, различение тождественного, выведение невыводимого, мнимое противопоставление.

Особенно удачна квалификация грамматических ошибок такого типа, как ошибочная смысловая связь слов. Достоинство такого подхода проявляется в возможности указать причины ошибок и дать алгоритм их устранения в большом числе(более 50 ) грамматических конструкций. Например:

Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы. Стараясь сохранить стиль романа;

Мы читали описание фашистских зверств Ильи Эренбурга; К писателю приходили письма с пожеланиями избавления от болезни и долгой жизни; Медвежатам подсовывали бочку с гвоздями, которые потом входили в бешенство от бол, и т.д.

Согласно нормативной классификации это разные грамматические ошибки, так как нарушена структура разных языковых единиц. При коммуникативно-психологическом подходе это одна ошибка и устраняется одним и тем же способом.

Функциональный подход к классификации речевых нарушений нашел отражение работе С.А. Арефьева. Ученый-методист анализирует типичные стилистические ошибки учащихся через призму функциональных стилей: ошибка, по ее мнению, - отклонение от норм функционального стиля.

Рассмотренные подходы к классификации речевых ошибок не исключают, а дополняют друг друга. Предоставляется методически целесообразным ознакомить учащихся с речевыми ошибками, опираясь на нормативную классификацию С.Н. Цейтлин и коммуникативно- психологическую классификацию Б.С. Мучника. Однако при организации работы по развитии речевого сомоконтроля и проверке творческих работ школьников следует учитывать положения, высказанные другими авторами.

В культуре речи для обозначения таких нарушений закрепился термин «коммуникативная неудача». Так, в качестве недочета следует рассматривать неудачное употребление местоимения она в работе ученицы: «Романтична и далека от жизни любовь Ларисы к Паратову. Героиня говорит о нем: «Идеальный мужчина». Но знает ли она, что значит «идеальный мужчина», когда Лариса фактически не ведает бездуховного мира людей». В последнем предложении следовало бы употребить сначала имя собственное, а затем уже его заместитель.( Отметим, что глагол ведает употреблен некорректно).

Об актуальности ознакомления учащихся с классификацией ошибок и необходимости систематического проведения работы по развитию речевого самоконтроля говорит тот факт, что все типы речевых нарушений, представленные в современных классификациях ошибок, встречаются с разной частотой в сочинениях старшеклассников.

синтаксические ошибки лексические ошибки стилистические ошибки
1. В структуре словосочетания. нарушение управления. Например: Нам, молодому поколению, нужно позаботиться о будущем своей стране. ( О будущем чего? - страны.) 1. Употребление слова в несвойственном ему значении. Например: Люди продолжают носить цветы на моголу неизвестного солдата и молиться за успокоение (упокоение) их душ 1. использование слов иной стилевой окраски. например: Представители «темного царства» взяли под свой контроль город Калинов.
2. Двойное использование зависимого слова. Например: Наташа никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. (Не оценивает что? Не вдумывается во что?) 2. Нарушение лексической сочетаемости. Например: Этот период потрясали войны и революции ( В этот период Россию потрясали...) 2.Неоправданный повтор слова. Например: Лирические отступления - замаскированная позиция автора. В них он выражает свое отношение к природе, к обществу, к героям. Его отношение во многом перекликается с отношением героев к обществу.
3. Неправомерное объединение грамматических конструкций. Например: Этим автор показывает его человеком слова, а не дела (лишнее слово этим). («Показывает (кого? Кем?) его человеком слова», «показывает (чем? Что?) этим, что».)   3. Тавтология. Например: Безотрадна цветовая гамма цветов, использованная Ф.М. Достоевским в романе.
4. В структуре предложения Ошибки в построении предложения с деепричастием и деепричастным оборотом. Например: Видя, как матери ждут домой своих любимых сыновей, которые пропали без вести, сердце кровью обливается. (Сердце видит?)   4. Плеоназм. Например: «Война и мир» - величайшее грандиозное произведение XIX века.
5. Ошибки в построении предложения с однородными членами. Например: Москва - это символ всего русского народа, который пережил больше страданий, боли, чем кто-либо на Земле, и несмотря на сложную судьбу, сумевший сохранить достоинство, веру и любовь к жизни. (Который сумел)    
6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Например: В эти переходные периоды сталкивается старое и новое.    
7. Разрыв конструкций. Например: Действие повести В. Быкова происходит во время войны. Где встечаются два героя -Сотников и Рыбак.    
8. Неудачная замена знаменательного слова местоимением. Например:В рассказе «Невеста» главная героиня живет со своей матерью. Надя, так ее (кого? - героиню или мать?) зовут, не принимает ее взгляды на жизнь.    
9. Пропуск слова. например: После смерти на дуэли Ольга недолго горевала о Владимире. (смерти кого?)    
10. Нарушение порядка слов. Например : В «Белой гвардии» с исторической точки зрения были правдиво изложены все реалии советской жизни в нелегкие годы для нашей страны (... в нелегкие для нашей страны годы).    

Рассмотрим их виды.

Вывод: Причиной появления синтаксических ошибок чаще всего является сбой в речевом самоконтроле. Так, в предложении Множество человеческих пороков, изобличенных автором, вызывают, несомненное возмущение и негодование у читателя. Ученик способен сам заметить, что подлежащее множество употреблено в единственном числе, а сказуемое вызывают во множественном.

Таким образом, для успешной работы по исправлению и предупреждению ошибок в речи учащихся учитель должен понять причину появления той или иной ошибки. И методический подход к предупреждению ошибок самоконтроля должен быть разным: в первом случае - ликвидация пробелов в знаниях, во втором - развитие умений контроля и самоконтроля (активное участие школьников в проверке и оценивании ответов одноклассников и собственных ответов у доски, письменных работ).

Во-вторых, необходимо ознакомить учащихся с классификацией ошибок. Об этом говорит тот факт, что все типы речевых нарушений, представленные в современных классификациях ошибок, встречаются с разной частотой в письменных работах учащихся.

В-третьих, обучение преодолению ошибок можно представить в виде следующего алгоритма действий:

· Нахождение «сбоя» в употреблении;

· Определение характера сбоя;

· Установление механизма ошибки;

· Исправление ошибки;

· Определение программы работы над ошибкой.

Прежде всего необходимо научить человека наблюдать за своей речью и речью окружающих с точки зрения ее правильности; научить соотносить усваиваемые из учебников, справочников, словарей нормы с реальной речевой практикой; анализировать речевой поток. Далее осуществляется атрибутирование обнаруженного отступления: то, что выявлено в качестве нарушения нормы. Должно быть соотнесено с конкретными правилами.

Другой важный этап - исправление ошибки_-целесообразно дополнить рассмотрением и оценкой существующих вариантов употребления, а завершить все составлением программы работы над ошибкой. Опираясь на понимание характера ошибки и тех механизмов, которые привели к ее возникновению, нужно предусмотреть формирование устойчивых связей в сознании носителя языка, которые позволят ему не только устранять допущенную ошибку, но и не допускать других, подобных ей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.