Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3 – 4. 18 век. Развитие методики естествознания В.Ф.Зуевым.(2 ч)





Цель:Познакомить студентов с работами В.Ф.Зуева, его взглядами на развитие естествознания

Вопросы к теме:

1.
Каково значение педагогической деятельности В.Ф.Зуевадля становления отечественной методики естествознания?

2.
Как назывался учебник написанный Зуевым?

3.
Какова роль этого учебника для истории методики естествознания?

ХУШвекв школах древней Руси преподавания каких-либо предметов о природе не было. Обучали чтению церковных книг, письму и пению в церкви.
Преподавание естествознания в русских школах введено в конце ХУШ века. Для использования естественных богатств и развития экономики страна нуждалась в грамотных людях, и правительство Екатерины II было вынуждено открыть народные училища («главные»—5-летние и «малые»—2- летние) и учительскую семинарию "(1783).
В народных училищах и в учительской семинарии впервые стало преподаваться естествознание. Для составления учебника по естествознанию, проведения уроков в училище и чтении лекций в учительской семинарии был привлечен академик Васи­лий Федорович Зуев (1754—1794).
В 1786 году им напечатан без указания фамилии учебник в двух_книгах «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи». С этого года, можно считать, началась история русской методики преподавания естествознания. Автору учебника пришлось впервые решать все основные методические задачи.
Своим учебником В. Ф. Зуев положил начало естествознанию как учебному предмету При отборе объектов изучения и изложении учебного материала автор не придерживался господтвующей тогда систематики, а дает живое описание растений и животных, в первую очередь имеющих значение для человека.
Таким образом, впервые было обозначено различие между школьным предметом и наукой и сделан методический отбор объектов изучения в школе
С учебника В. Ф. Зуева начинается методика естествозна­ния.
Во второй половине XVIII века в науке о природе на многие годы утвердилось описательно-систематическое направление. Выдающийся шведский естествоиспытатель и натуралист Карл Линней (1707—1778) явился основоположником этого направ­ления и в 1735 г. выпустил небольшую книжку «Система при­роды». Во второй половине XVIII века она превратилась в мно­готомный труд, в котором в строгой системе были расположены и кратко описаны все известные тогда растения, животные и минералы. Ученые отыскивали новые виды растений и живот­ных, кратко их описывали и помещали в «Систему природы».
В конце XVIII и в начале XIX века описательно-системати­ческое направление





проникло и в школьное естествознание.
В начале XIX века география как учебный предмет была введена во всех средних учебных заведениях. В большинстве учебных заведений России в течение первых тридцати лет XIX века изучали географию по учебникам Е. Ф. Зябловского. Учебники содержали достоверные данные и соответствовали состоянию географической науки того времени, но они были пе­регружены фактическим материалом, особенно номенклатурны­ми данными, и содержали мало объяснений.
Наряду с учебниками Е. Ф. Зябловского использовались учебники К. П. Арсеньева, которые содержали больше мате­риала объяснительного характера; в них показывались также некоторые связи хозяйственной деятельности человека с приро­дой, но этого было явно недостаточно. В изучении предмета также преобладала зубрежка.
География стала предметом второстепенным, и преподава­ние ее велось только в начальных классах. Но социально-демо­кратические изменения в стране, активное развитие естественных наук к началу 60-х годов XIX века способствовали вос­становлению в школе естествознания как необходимого пред­мета.
На развитие методического направления в естествознании и географии того времени большое влияние оказали прогрес­сивные педагоги, выступавшие за возможность давать детям правильные научные взгляды на природу



Школьное естествознание и методика его преподавания
во второй половине XIX в.
В 60-е годы XIX в. обозначилось значительное оживление общественной и педагогической мысли, что нашло отражение в школьном естественно-научном образовании и методике преподавания естествознания. С общим подъемом общественной мысли связана проблема воспитания у молодого поколения материалистического мировоззрения на базе знаний о природе. Школьники учатся объяснять явления природы на основе непосредственных наблюдений, осмысливать взаимосвязи между ними. В то время получило широкое распространение учение Ч. Дарвина о происхождении видов и об эволюции как историческом развитии живого мира.
Одним из первых пропагандистов идей Ч. Дарвина был ученый-ботаник, профессор Петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов. По мнению А.Н. Бекетова, образовательное значение естествознания заключается главным образом в том, что оно развивает логическое мышление, приучает мыслить доказательно, индуктивно. Ученый резко выступал против догматического обучения. Изучение естествознания А.Н. Бекетов предлагал вести с широким использованием наглядных пособий, в том числе с постановкой опытов. В своем школьном учебнике ботаники (1868) он разработал и описал серию опытов по физиологии растений.
Наглядности преподавания много внимания уделял Карл Карлович Сент-Илер. Он считал, что дети могут получить полноценные знания, если при изучении вопроса используются натуральные объекты. Он первый поднял вопрос об организации самостоятельных занятий по зоологии. В учебнике зоологии (1866) в главе «Для молодых читателей моих» он дал подробные рекомендации по содержанию животных в домашних условиях, уходу и наблюдению за ними, написал ряд планов для наблюдений.
Бекетов А.Н. распространил идеи немецкого педагога-естественника Августа Любена («любеновское направление»). А. Любен писал о полезности обучения естественной истории. Первое место в изучении естествознания он отводил самостоятельной работе учащихся в школе и на экскурсиях, говорил о необходимости развития у детей исследовательских навыков. Растения и животные изучаются наглядно, по возможности на подлинных, натуральных объектах или, в крайнем случае, на хороших изображениях. По мнению Любена, естествознание имеет все возможности для воспитания эстетического восприятия природы, для упражнения в правильном мышлении и обучения умению сравнивать.
«Любеновское направление» нашло отклик среди русскихпедагогов-естественников. Начался активный перевод учебных книг Любена. По его методу были написаны учебники: по ботанике – Н.И. Раевским, А.Н. Бекетовым; по зоологии – Д.С. Михайловым, К.К. Сент-Илером, И.И. Мечниковым.
Однако на практике оказалось, что Любеновская теория чаще всего трудно применима, так как в школах не всегда содержались в полном объеме натуральные объекты и наглядность. Кроме того, в учебниках Любена, как и прежде, большое внимание уделялось морфологии и систематике.
На решение этих проблем была направлена деятельность замечательного педагога-естественника Александра Яковлевича Герда. В созданных Гердом книгах, методических трудах, опубликованных в журнале «Учитель», а также в его преподавательской деятельности четко прослеживаются передовые для того времени педагогические идеи развивающего обучения:

·
изложение учащимся учебного материала о природе на эволюционной основе, формирование у них «правильного мировоззрения»;

·
внедрение «восходящего порядка» в изучении живых организмов;

·
активное развитие самостоятельности и самодеятельности учащихся в процессе обучения естествознанию;

·
использование объяснительного и исследовательского подходов в обучении школьников;

·
обучение детей с опорой на ранее приобретенные знания;

·
непосредственное общение с живой природой в форме экскурсий, практических работ и путем демонстрационных опытов на уроках;

·
овладение в начальной школе знаниями «о земле, воздухе и воде»;

·
внедрение комплексного подхода к изучению природы на начальном этапе обучения в школе;

·
обоснование преемственности в изучении природы от начального курса о неживой природе к курсам ботаники, зоологии и другим естественно-научным курсам в старших классах;

·
внедрение экологической направленности в содержание образовательного процесса;

·
развитие идеи об обобщающем курсе по естествознанию для последнего года обучения в общеобразовательном заведении.


Герд попытался построить курс естествознания на эволюционной основе. Он был воплощен в превосходно написанных А.Я. Гердом учебнике зоологии для средних учебных заведений и самообразования и «Кратком курсе естествознания»для школ. А.Я. Герд написал также первый специальный методический труд для учителей «Предметные уроки» (1883).
Имена А.Я. Герда и В.Ф. Зуева вскоре после их кончины были незаслуженно забыты.
Но к концу XIX в. благодаря работам А.Я. Герда четко обозначилась особая научная область в педагогике – методика обучения естествознания. Однако научные и методические решения в области этой науки не были востребованы школой, так как уже с 1871 г. естествознание вновь было изъято из числа предметов, преподаваемых в средней школе, и сохранялось лишь в некоторых частных учебных заведениях. И только в 1901 г. естествознание снова стали преподавать в школе в младших классах.


^ Методика обучения естествознания в первой половине ХХ в.
Первые годы ХХ в. характеризуются активной борьбой передовых педагогов-естественников за введение естествознания в школу, за высокий уровень содержания биологических знаний и активные методы обучения.
Глубокие изменения, происходившие в экономической и социальной жизни общества, создали новые условия для быстрого научно-технического прогресса. Начинают открываться различные частные гимназии, реальные и коммерческие училища, которые дают детям более широкое образование. Под давлением общественности Министерством народного просвещения в 1901 г. утверждается программа естествознания для первых трех классов средней школы, подготовленная Д.Н. Кайгородовым. Она была составлена не по предметам, а по природным сообществам (лес, сад, луг) – «общежитиям». Эту систему Кайгородов заимствовал из работ немецкого педагога Фридриха Юнге. Свои методические советы Юнге включил в книгу «Очерки методики естествознания в статьях и примерах» (1893). Изучение природы по «общежитиям», по мнению Юнге, было средством конкретизации идеи единства природы. Кайгородов не учел в своей программе разницу между климатическими условиями Германии и России, а также использовал в программе антропоморфическое и теологическое толкование природных явлений. Это был значительный шаг назад по сравнению с уже сложившейся направленностью биологического образования.
Министерство народного просвещения было вынуждено пересмотреть программу Д.Н. Кайгородова в 1904 г. В её основу была положена схема. Разработанная А.Я. Гердом.
В 1907 г. вышла первая отечественная общая методика естествознания Валериана Викторовича Половцова – «Основы общей методики естествознания», в которой автор изложил целостную систему знаний по методике и методических принципов:

 

·
формы должны изучаться в связи с их отправлениями;

·
образ жизни животного или растения должен изучаться в связи со средой его обитания;

·
для изучения в школе надо выбирать те организмы, которые дают богатый биологический материал.


В своей методике В.В. Половцов впервые собрал весь опыт, накопленный многими поколениями ученых и учителей в области теории преподавания естествознания, обосновал и развил ряд методических положений. Он активно отстаивал материалистический подход в объяснении природных явлений. Разработанный В.В. Половцовым «биологический метод» ориентировал на экологический подход в обучении естествознания. Все работы Половцова нашли широкое использование в практике обучения. Его «Основы общей методики…» переиздавались в 1914, 1923 и 1924 гг.
Наряду с В.В. Половцовым над вопросами содержания и построения курса работали и другие крупные методисты-естественники – Л.С. Севрук, Б.Е. Райков, К.П. Ягодовский, В.А. Герд, Л.Н. Никонов, В.Ю. Ульянинский и другие. Все они поддерживали идеи Половцова.
В начале ХХ в. в преподавании школьного естествознания были достигнуты определенные успехи, однако все начинания в большинстве случаев оставались частным делом отдельных прогрессивных педагогов.
После Октябрьской революции 1917 г. многочисленные сословные школы сменила единая трудовая общеобразовательная школа. Естествознание стало одним из основных учебных предметов и получило название «Биология». В 1918-1920 гг. были созданы первые программы по биологии, переизданы многие учебники и общая методика В.В. Половцова.
Основной задачей содержания биологии были воспитание диалектико-материалистического и атеистического мировоззрения, обучение в тесной связи с производительным трудом и воспитание самостоятельности учащихся в приобретении знаний.
В 20-е годы велись активные поиски новой структуры биологического образования. Большое участие в разработке новых программ приняли члены Общества распространения естественно - исторического образования (ОРЕО), видные ученые-биологи В.М. Шимкевич, Н.П. Книпович, методист Б.Е. Райков. На обучение и воспитание учащихся значительное влияние оказывали биостанции юных любителей природы (с 1920 г. Биостанция юных натуралистов), биосады.
В 20-30-е годы ведущей проблемой биологического образования стало осуществление единства теории и практики. В связи с этим Государственный ученый совет Народного комиссариата в 1923 г. издал программы для советской трудовой школы. Учебное содержание распределялось не по предметам, а по трем производственным темам: природа, труд, общество:

в 5 классе тема «Связь деревни с городом»;

·
в 6 – «Индустриализация СССР и интенсификация сельского хозяйства»;

·
в 7 – «Империализм и борьба рабочего класса»;

·
в 8 – жизнь Земли;

·
в 9 – «Основы эволюционного учения».


В учебном процессе явно переоценивались силы учащихся и недооценивалась роль педагога (например, в изложении нового материала). Закрепление знаний рассматривалось как вредная зубрежка – учащиеся самостоятельно должны добывать знания исследовательским путем на экскурсиях, опытных участках, в общественно полезной работе.
В 1929 г. на смену исследовательскому методу пришел метод проектов, согласно которому школьники должны были изучать биологию в процессе выполнения работ по животноводству и растениеводству. Классно-урочная система упразднялась, практиковалось «бригадное» обучение. Главным недостаткомэтой программы было то, что учащиеся не получали систематических знаний о живом мире. Это привело к тому, что школу оканчивали неграмотные в области биологии люди.
В 1931-1932 гг. вышло правительственное постановление «О программах и режиме работы школы», которое обязывало Наркомпрос создать программы, обеспечив в них четко очерченный круг систематических знаний. Основной формой организации учебной работы был выбран урок под руководством учителя по строгому расписанию занятий и с постоянным составом учащихся. В школе восстановилось предметное обучение.
В помощь учителю с 1935 г. начал регулярно издаваться журнал «Биология и химия в школе», а с 1937 – «Биология в школе». С 1937 г. стали открываться институты усовершенствования учителей. Было издано много учебников и частных методик по отдельным курсам. Значительный вклад в методику обучения биологии внесли: П.И. Боровицкий, Б.В. Всесвятский, В.Н. Вучетич, М.М. Беляев, Н.М. Верзилин, Н.А. Рыков, М.В. Корсунская и другие.
В 1944 г. была организована Академия педагогических наук, созданы научно-исследовательские институты, была открыта аспирантура для подготовки научных кадров. Методика обучения биологии стала оформляться как учебная дисциплина педагогического вуза.


Тема 7-8 Философские и естественно-научные основы педагогической теории К.Д.Ушинского. (2 ч)

Цель:Ознакомть студентов с работами К.Д.Ушинского, его взглядами на развитие методики изучения природы

Вопросы к теме:

1.Как развивалось в России общественно-педагогическое движение во второй половине 19 века?

2.В чем сущность педагогической теории К.Д.Ушинского?

3. Роль теории К.Д.Ушинского в истории методики естествознания.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824—1870)—крупней­ший методист и педагог в области начального обучения. Он придавал большое значение изучению естествознания и геогра­фии в начальных классах для развития логического мышления, воображения и языка младших школьников. По мнению К. Д. Ушинского, «логика природы есть самая доступная и са­мая полезная логика для детей» (Ушинский К. Д- Собр. соч. —М.; Л., 1949. Т 5. — С. 26).
Говоря о значении изучения детьми природы, он отмечал, что дети должны зорко смотреть на изучаемый предмет, «заме­чать его особенности — словом, учиться не только думать, но и созерцать, и прежде даже созерцать, чем думать». К.Д. Ушин­ский предлагал начать школьную географию с изучения своей местности (принцип краеведения). Под влиянием этих идей в России стали появляться новые учебники географии, основан­ные на краеведческих принципах. Дальнейшее развитие школь­ного естествознания связано с появлением нового биологиче­ского направления, основанного на эволюционном учении, при­знающем развитие органического мира и объясняющем особен­ности строения растений и животных их предшествующим исто­рическим развитием. Больщое влияние на его развитие оказали учение Ч. Дарвина об эволюции органического мирз и его книга «Происхождение видов».


Тема 9-10. Герд А.Я. – основоположник отечественной методики естествознания как науки (2 ч)

Цель:Познакомить студентов с системой методической работы А.Я Герда

Вопросы к теме:

1.
В чём сущность курса естествознания, разработанного А.Я.Гердом?

2.
Какова заслуга А.Я.Герда перед начальной школой?Роль А.Я.Герда в развитии методики естествознания?
Герд Александр Яковлевич (1841 — 1888) — основоположник отечественной методики естествознания как науки, которую разрабатывал на основе дидактической системы К. Д- Ушнн-ского и идеи дарвинизма. Разработанный им курс естествозна­ния для средней школы начинался изучением неорганического мира, затем растений, животных, человека, Завершался курс изучением «Истории Земли», куда включались элементы эво­люционного учения. Для понимания жизни растений и живот­ных нужно было изучать живые организмы в условиях обита­ния, в естественных взаимоотношениях со средой и между со­бой. Такое обучение, как считал А. Я. Герд, должно иметь мес­то в преподавании естествознания. Он писал, что преподавание естествознания должно по возможности начинаться в саду, в по­ле, в лесу. Дети должны изучать естественные предметы в их естественной обстановке. Животное необходимо рассматривать в связи с условиями его жизни, растение — в связи с почвой, на которой оно произрастает. В этом заключалась сущность биологического направления в школьном естествознании.
А. Я. Герд разработал систему изучения природы в началь­ных классах, которая не утратила своего методического зна­чения и в наши дни. Им написан учебник «Мир божий» для учащихся II—III классов, состоящий из двух частей. Первая часть его «Земля, воздух и вода» предназначается для учащихся второго года обучения, вторая часть «Растения, животные и человек» — для школьников третьего года обучения. А. Я. Герд считал, что, прежде чем знакомить детей с миром растений и животных, им необходимо познакомиться с предметами и яв­лениями неживой природы, так как закон эволюции природы не может быть осознан учащимися без понимания тех взаимо­связей, которые существуют между неорганическим и органи­ческим миром и которые связывают неживую и живую природу (т. е. растения и животные) в одно целое. Знакомство с нежи­вой природой дает учащимся материал для наиболее полных наблюдений над растениями и животными. В противном случае изучение растений и животных сведется к простому перечисле­нию одних признаков, а такой способ преподавания не может сформировать целостного представления о природе. Для учите­лей им было написано методическое пособие «Предметные уро­ки в начальной школе» (1883), в котором объясняется, как сле­дует учить детей начальному естествознанию: какими пособиями пользоваться, какие опыты необходимо ставить, к каким выво­дам и обобщениям дети должны прийти, проводя наблюдения и опыты.
В статьях на методические темы А. Я. Герд отстаивал такие передовые методы обучения, как самостоятельные наблюдения учащихся, проведение лабораторных работ. Большое значение в изучении природы он отводил предметным урокам, на .которых дети работали с объектами природы, и экскурсиям в природу.
Л. Я. Герд считал, что дети, наблюдая природу или ее объ­екты под руководством учителя, должны учиться сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемое, делать выводы, обобщения и по возможности проверять их простыми, доступными для них' опытами.
А. Я. Герд, как и все лучшие педагоги того времени, цент­ральной фигурой в учебном процессе считал учителя, его зна-ния, эрудицию, умение быстро устанавливать контакт с детьми, хорошо владеть материалом. Он считал, что к своей работе учитель должен подходить вдумчиво, заранее планировать весь материал, обеспечивая правильную последовательность его изу­чения. А. Я. Герд требовал регулярного планирования каждого урока как средства наиболее рациональной организации учеб­ного процесса: «Преподавателю необходимо составлять кон­спекты уроков, т. е. накануне урока записывать в кратких вы­ражениях весь материал, в том порядке, в каком он намерен передать его детям. По этому конспекту преподаватель может тщательно обдумать каждую отдельную часть урока и какими приемами и вопросами удобнее всего довести до ясного созна­ния содержание всего урока» (Герд А. Я. О преподавании мииералогии//Учитель.— 1866. — № 5, 6).
Желая помочь учителю в планировании уроков, А. Я. Герд в методическом руководстве «Первые уроки минералогии» раз­работал планы всех уроков по курсу неживой природы. Анали­зируя их, следует отметить, что А. Я. Герд обращал внимание учителя на необходимость отбора материала, формулировки темы, перечисления оборудования, необходимого для демонст­рации опытов, наглядных пособий, требующихся для глубокой проработки учебного материала и записи хода урока. В част­ности, учитель должен в плане кратко изложить содержание вступительной беседы, связывающей новый материал с ранее изученным, затем сформулировать вопросы для беседы с уче­никами по изучению нового материала, располагая их в такой логической последовательности, чтобы учащиеся самостоятель­но пришли к правильному выводу. Вывод в общей форме так­же должен быть записан в плане. В плане отмечается также до­машнее задание.
Планы уроков, разработанные А. Я. Гердом по курсу не­живой природы, явились первым образцом системы преподава­ния учебного предмета.
Таким образом, А. Я. Герд, обобщив передовой педагогиче­ский опыт преподавания естествознания в школе того времени и свой собственный, впервые принципиально поставил и в со­ответствии с прогрессивными требованиями того времени ре­шил основные общие проблемы методики преподавания естест­вознания в школе, оформив* ее как педагогическую науку.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.