Словосочетание и предложение
Тема 1. Синтаксис как учение о предложении и словосочетании
План
1.Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы.
2.Синтаксические связи и отношения.
3.Средства синтаксической связи построения синтаксических единиц.
Вопрос 1.Синтаксис (греч.»составление, построение, строй»). Синтаксис включает 2 основные части:1)учение о словосочетании и «0учение о предложении.
Синтаксическим единицами являются словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое.
В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ). На пример:
К завтрашнему дню синоптики обещали в крае повышение температуры
В этом предложении 9 слов, но 7 словоформ, то есть членов предложения, так как предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения. При этом совпадает количество словоформ и членов предложения.
А в предложении Вера должна была выступить с докладом - 6 слов, но 3 словоформы.
Из словоформ строятся словосочетания, из словосочетаний – предложения. Из простых предложений – сложные; из простых и сложных – сложное синтаксическое целое.
В начальной школе изучается словосочетание, простое предложение и на элементарном уровне – сложное предложение.
Вопрос 2.Основные виды синтаксической связи – сочинение и подчинение.
При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении – синтаксически неравноправные: один – как главный компонент, другой – как зависимый.
Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений. Подчинительной связью – словоформы в составе словосочетаний, а также части сложноподчиненных предложений.
Предложения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные характерны для грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого.
Непредикативные делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные определительные, объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами словосочетаний и предложений, как простых, так и сложных.
Вопрос 3. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц.
Для построения синтаксических единиц употребляются средства синтаксической связи: окончания, предлоги, союзы, частицы, местоименные слова, интонация, порядок слов.
Окончанияназывают служебной морфемой. Особенно важна роль окончаний при оформлении подчинительной связи: при согласовании и управлении.
Предлоги – дополняют и усиливают служебную роль окончаний. Например: На холодном сером мраморе листья желтые лежат.Связи и отношения между словоформами оформляются при помощи окончаний и предлога на.
Союзы - связывают однородные члены предложений, части сложных предложений, компоненты сложного синтаксического целого и выражают их грамматическое значение.
Например: подчинительные союзы когда, прежде чем, после того как и другие – выражают значение времени, так что – следствия, потому что, так как, ибо – причины.
Менее яркими сигнализаторами являются сочинительные союзы, но и они выражают смысловые отношения между компонентами.
Частицыи их сочетания могут образовывать нечленимые предложения. Например: Да. Нет. Вот ещё. Они могут оформлять синтаксические значения предложений, членов предложения, выступать как семантические конкретизаторы, самостоятельно выполнять функции средств связи и т.д.
Частицы не включаются в состав членов предложения, если оформляют грамматическое значение всего предложения. Например: Неужели у него никогда не проснётся совесть?
В остальных случаях частицы, как и предлоги, входят в состав членов предложения. Например: Её волосы как будто были посыпаны серебряной пылью.
Типизированные лексические элементы:
Местоименные слова: кто, что, который, этот, тот, там, туда и под.
Типизированные лексические средства принимают участие в построении простых предложений. Так, вопросительные местоименные слова являются одним из средств оформления вопросительных предложений.; безличные глаголы (светает, морозит) образуют центр односоставных безличных предложений и т.д.
Интонация.Является одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц.
Составные элементы интонации: мелодика, ритм, темп и тембр речи, логическое ударение.
Функция интонации:
А) показатель завершенности, целостности предложения в устной речи;
Б)оформляет типы простых предложений, выделяемых по цели высказывания;
В) придает им эмоциональную окраску;
Г)выражает синтаксические связи и отношения между членами предложения и т.д.;
Д)выражает речевой смысл предложения. В письменной речи интонационная характеристика дается с помощью спец.слов, выполняющих функции обстоятельств образа действия: с упреком, радостно, тихо, громко и т.п.
Порядок словв предложении. Выделяются 2 типа: прямой и инверсивный. При прямом – компоненты предложения занимают определенное место; при свободном – могут свое место менять.
Тема: Словосочетание
План
1.Вопрос о словосочетании в современном русском языке.
2.Типы словосочетаний:
А)по семантической спаянности : свободные и связанные;
Б)по структуре: простые и сложные;
Г)по стержневому слову: именные, глагольные, наречные;
Д)по типу синтаксической связи: согласование, управление, примыкание;
Е)по выражаемым смысловым отношениям: определительные, объектные, обстоятельственные, комплетивные.
Вопрос 1. Вопрос о словосочетании давно привлекал языковедов. Существует множество подходов к трактовке его природы.
Современное языкознание опирается на учение о словосочетании академика В.В.Виноградова:
1)словосочетание не результат дробления предложения на части, оно также как и слова, входит в состав предложения в качестве его конструктивных элементов;
2)к числу словосочетаний не относятся:
-подлежащее и сказуемое,
-сочинительные ряды слов, то есть группы однородных членов,
-полупредикативные соединения (сочетание обособленных членов предложения с пояснительными словами: песня, прослушанная жюри);
-существительные с производным предлогом: в течение часа;
-аналитические формы: было трудно, был грустным, будем петь, выше всех, более красивый,
Е)фразеологические обороты.
Особенности словосочетания.
Словосочетание и слово
Общие признаки:
1)Не является коммуникативной единицей, входит в речь только в составе предложения;
2)как и слово, не имеет предикативное значение, интонации сообщения,
3)выступает как номинативное средство языка,
4)имеет систему форм.
Отличие:
1)словосочетание более сложной структуры, образуется на основе подчинительной связи между знаменательными словами,
2)дают более развернутое название предметов,
3)более конкретное название предметов.
Словосочетание и предложение
Общее
Состоят из совокупности компонентов
Отличие
1)предложение – коммуникативная единица, словосочетание – номинативная,
2) предложение завершено и обладает законченной интонацией, словосочетание – нет.
Вопрос 2.
А.
По семантической спаянности словосочетание может быть синтаксически свободным и синтаксически связанными.
Свободные: каждый компонент выполняет роль отдельного члена предложения.
Например: Пела песню малышка с бантиками. – малышка –какая? – с бантиком – свободное, несогласованное определение.
Связанные: Это словосочетания, которые выступают в качестве одного члена предложения, потому что главное слово не способно в таких словосочетаниях конкретизировать значения другого слова.
Например: Вошел мальчик с голубыми глазами. – мальчик – какой? – с голубыми глазами. Мальчик – какой? – с глазами - бессмысленно!
Б.
По структуре словосочетание может быть простым и сложным.
Простые – включают в свой состав два компонента, между которыми устанавливаются один вид смысловых отношений.
Как правило, простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: дом возле дороги, известный всем, подойти к дому.
При этом один из компонентов простого словосочетания может представлять собой синтаксически неделимое сочетание, которое выступает как один член предложения:
1)начал читать роман – главный компонент словосочетания – начал читать – сказуемое – что? – роман;
2)но синтаксически неделимым может быть и зависимый компонент: женщина - какая? лет сорока; человек – какой? - независимых взглядов;;
3) аналитические формы слова также являются одним компонентом: пусть позвонит мне, буду говорить правду, менее интересный роман.
В простых словосочетаниях всегда между компонентами устанавливается один вид смысловых отношений.
Сложные словосочетания состоят из трех и более компонентов, между которыми два и более видов смысловых отношений.
Например:
интересная книга для детей : интересная книга – определительные отношения, книга для детей – объектные отношения;
завершить строительство дома: завершить строительство – объектные отношения, строительство дома – объектные отношения.
Сложные словосочетания можно разложить на столько простых, сколько в них видов смысловых отношений.
В.
По стержневому слову выделяются:
1.Именные. Они делятся на:
А)субстантивные – с именем существительным в роли главного слова: весенний ветер, крыша дома, желание нравиться и т.д.;
Б)адъективные –с именем прилагательным в роли главного слова: красный от смущения, очень забавный, давно известный и т.д.;
В)с именем числительным в роли главного слова:: два студента, двое мальчиков, первый в списке.
Такие словосочетания в составе предложений обычно выполняют функцию одного члена предложения.
2.Местоименные –с местоимением в роли главного слова: кто-то из ребят, что-то важное, каждый из нас и т.д.
3.Глагольные - образуют самую большую группу.
У глагола самые широкие валентные возможности. Он сочетается с наречием, с существительным:
читать – быстро, книгу.
К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с причастием, деепричастием в роли главного слова. Например: прочитанный накануне, побелевший от снега, вспоминая о детстве.
4.Адвербиальные -с главным словом наречием: очень вкусный, близко от школы.
5.С главным словом - категорией состояния.Например: мне грустно, хорошо на улице, трудно с ребенком.
Г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|