Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть II. Группы бессоюзных сочетаний в предложениях





Часть I. Бессоюзные соединения предложений

Бессоюзные соединения (сочетания) предложений - это особые синтаксические образования, в большей или меньшей степени соотносительные со сложными предложениями, но отличающиеся от них отсутствием союзной или местоименной связи между частями. Объединение предложений в бессоюзное сочетание осуществляется посредством интонации и, в одном случае, при помощи специального грамматического оформления сказуемых. Предложения, входящие в бессоюзное сочетание, характеризуются смысловой взаимосвязанностью либо единством текстообразующей функции, т. е. совместным участием в образовании некоторой относительно законченной части текста и одинаковым отношением к этому образуемому ими целому. Взаимосвязанность предложений в составе бессоюзного сочетания выявляется в существующих между ними отношениях, аналогичных или близких тем отношениям, какие имеют место в сложных предложениях с союзной или местоименной связью частей; это отношения условные, временные, причинно-следственные, уступительные, целевые, определительные и др. Бессоюзный способ соединения предложений хорошо иллюстрируется следующим отрывком из романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени":



«Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве; я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы: я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял; и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили; я начал обманывать...»

Ср. примеры из других речевых сфер:

[Булычов:] Тебя чем деньги беспокоят? Боишься - умру - пропадут? (Горьк.);

Не смейся, горох; не лучше бобов: размокнешь, надуешься - лопнешь (посл., Даль).

 

Взаимосвязанность предложений имеет место и в бессоюзных сочетаниях, построенных по принципу перечисления:



«Гриша не шевелился; из груди его вырывались тяжелые вздохи; в мутном зрачке его кривого глаза, освещенного луною, остановилась слеза» (Л. Толст.);

«Слева - мост и канава; Направо - погост и застава; Сзади - лес; Впереди - Передаточная колея» (Пастерн.).

 

Бессоюзный способ соединения предложений ограничен преимущественно рамками разговорной речи. Смысловая емкость и яркая стилистическая окрашенность бессоюзия создают также условия для его использования в художественной литературе как эстетического, изобразительного приема. Конструктивные возможности бессоюзия при этом иногда расширяются, а некоторые принципы бессоюзного соединения предложений становятся характерными приметами газетной, научной, нейтрально-повествовательной речи. В результате столкновения двух начал - разговорного и книжного - картина стилистических функций бессоюзия может оказаться иногда достаточно сложной; соответственно возникает необходимость дифференцированного подхода к оценке каждого отдельного типа бессоюзного соединения.

 

Часть II. Группы бессоюзных сочетаний в предложениях

Бессоюзные сочетания предложений подразделяются на две неравные по объему группы. Первую группу составляют сочетания, компоненты которых связаны не только содержательно и интонационно, но и грамматически - формами синтаксических наклонений; ко второй группе относятся предложения, между которыми имеется только содержательная и интонационная связь или связь, предопределенная единством описания (повествования).



 

В предложениях первой группы реализуется один из видов условного значения; средством его выражения является форма синтаксического условного накл. в обусловливающей части, соотнесенная с формами сослагательного или изъявительного наклонения в части обусловленной:

«Не постой за волосок - бороды не станет» (посл.; здесь и везде далее в этой главе пословицы и афористические формулировки народных примет приводятся в записях В. Даля);

«Не явись я к назначенному сроку, место займет другой» (Достоевский);

«Продолжись это состояние еще четверть часа, я уверен, что умер бы от волнения» (Л. Толст.).

Сочетания этой группы обладают признаками сложного предложения как синтаксической единицы: связь здесь семантически специализирована, поскольку имеет грамматически выраженный характер; эта связь равноценна связи, оформляемой подчинительными союзами условной семантики и потому также является подчинительной; соответственно и части таких сочетаний могут быть противопоставлены одна другой как главная и придаточная (последняя - обусловливающая).

 

По отношению к бессоюзным сочетаниям второй группы термин "сложное предложение" неприменим, а складывающиеся внутри них отношения не могут быть дифференцированы на синтаксические отношения сочинения и подчинения; возможна только смысловая квалификация этих отношений. В ряде случаев такая квалификация опирается на устойчивые элементы структуры бессоюзного сочетания, специфические схемы предложений-частей, порядок их расположения и регулярные (частотные) соотнесения в оформлении сказуемых. Все это может создавать предпосылки для прочного, порой однозначного, сопоставления некоторых видов бессоюзных соединений со сложными предложениями с тем или иным сочинительным или подчинительным союзом, однако грамматической значимости, равной значимости союзного средства, ни один из перечисленных выше критериев не имеет. Так, например, в рамках бессоюзия достаточно отчетливо обнаруживают себя сопоставительные отношения. Их признаком является параллелизм структуры взаимосвязанных частей, свойственный в той же мере и сложным предложениям с союзом а:

«- Все-таки когда-нибудь да мы разойдемся: вы богаты - у вас есть Петровское, а мы бедные - у маменьки ничего нет. Вы богаты - мы бедны: эти слова и понятия, связанные с ними, показались мне необыкновенно странны» (Л. Толст.).

Но параллельное построение частей характерно также для соединений, строящихся с участием двух форм сравнительной степени и выражающих отношения, близкие к подчинительным отношениям, оформляемым союзом чем ... тем:

«Реже видишь - больше любишь» (посл.);

«Больше почет, больше хлопот» (посл.).

Вместе с тем параллелизмом структуры могут сопровождаться и условные отношения:

«Будешь жив, будешь сыт» (посл.),

а также отношения противительные:

«Не хвались серебром, хвались добром» (посл.)

и перечислительные:

«В воде движенье, на земле шум, в воздухе трепет». (Акс.)

 

Совокупностью двух устойчивых признаков характеризуются бессоюзные соединения предложений с условным значением, структура которых индивидуализирована как со стороны оформления сказуемых в обусловливающей части, так и со стороны порядка следования частей. Однако и эти признаки не однозначны. Так, например, форма сослагательного наклонения в обусловливающей части, уже сама по себе хорошо предсказывающая условные отношения, все же не является грамматическим показателем этих отношений, поскольку она может быть использована также в бессоюзных соединениях с целевым значением. Еще менее однозначен порядок следования предложений, поскольку он, во-первых, недостаточно стабилен (для условных конструкций можно говорить лишь о преимущественной препозиции обусловливающей части), а, во-вторых, сам по себе не дает оснований для противопоставления одного значения другому (в данном случае условного - временному). Условные отношения могут соединять предложения, одно из которых (обусловливающее) или оба (и обусловливающее и обусловленное) являются инфинитивными. При бессоюзии эта возможность реализуется очень широко, тем не менее самостоятельным показателем условного значения инфинитив не является. Таким образом, за одним исключением, грамматическая связь между частями бессоюзного соединения отсутствует.

 

В бессоюзных сочетаниях предложений устанавливаются разнообразные смысловые отношения. В общих чертах эти отношения близки к отношениям, выражающимся в сложном предложении средствами сочинительной или подчинительной связи, однако, как уже сказано, полного совпадения здесь нет. Различия состоят в следующем:

1) Значения бессоюзных соединений менее дифференцированы. Без опоры на дополнительные средства здесь, как правило, могут быть выделены только самые общие типы отношений, которые в сложном предложении дифференцируются несколькими, порой далекими друг от друга союзами. Так, например, значение обусловленности при бессоюзии может включать в себя, помимо разных видов условности и уступительности, временную взаимообусловленность и функциональную зависимость одного признака от другого:

 

«Тише едешь - дальше будешь» (посл.)

 

Предпочтительность:

 

«Перед охотой ссориться - лучше дома остаться» (посл.)

 

а также неопределенность и обобщенность, которые в сложном предложении передаются средствами относительного подчинения; ср. варианты пословиц:

 

Волком родился, овцой не бывать и: Кто волком родился, тому овцой не бывать; Что с возу упало, то пропало и: Упало, пиши пропало; Что скоро, то не споро и: Скоро - не споро; Где дрова рубят, тут и щепа валится и: Лес рубят - щепки летят (имеется и союзный вариант с временным значением: Кого в наше время удивишь этой старой-престарой сказкой про щепки, которые летят, когда лес рубят! Абр.).

Ср. еще: (Что) подальше положишь, (то) поближе возьмешь; (Что) легко добыто, (то) легко и прожито; (Что) не дорого дано, (того) не больно и жаль; (Что) написано пером, (того) не вырубишь топором; (Чего) не нашел в себе, (того) не ищи в других.

 

2) Возможности выражения некоторых значений средствами бессоюзия ограничены. Таковы, прежде всего, разделительное и сравнительное значения, а также значения целевое и уступительное, которые выражаются в основном в сложном предложении с помощью союзов и в простом предложении средствами словосочетательной связи. Варьирование с бессоюзием ограничено у отмеченного в п. 1 вида относительного подчинения. В то же время есть и такие случаи, когда бессоюзный способ соединения предложений не обнаруживает соотносительности с союзной связью. Этот вид бессоюзия соединяет такие предложения, из которых одно сообщает о каком-либо конкретном действии или состоянии субъекта, а второе - о некоторой ситуации, воспринимаемой этим субъектом одновременно с данным действием (состоянием) или вслед за ним:

 

«Поднимаешься на гору - там равнина» (Акс.);

«Он в залу; дальше: никого» (Пушк.).

 

Соединения этого типа близки к изъяснительным предложениям, строящимся с участием глаголов со значением восприятия (Поднимаешься на гору и видишь, что там равнина), однако из-за отсутствия глагола вставка союза здесь оказывается невозможной.

 

Таким образом, соотносительность союзной связи и бессоюзия не является полной.

 

Все бессоюзные сочетания предложений подразделяются на две группы: 1) сочетания с двусторонним отношением частей, их направленностью друг на друга и 2) сочетания с односторонним отношением частей, из которых первая является независимой, а вторая характеризует (определяет, распространяет, обосновывает) первую. В сочетаниях первой группы устанавливаются условные, уступительные, временные, сопоставительные и противительные отношения, а также отношения несоответствия и сравнительные. К этой группе можно отнести и сочетания, образующиеся по принципу соединительного или, реже, разделительного перечисления, особенностью которых является не смысловая взаимообусловленность частей, а их функциональная взаимодополнительность, т. е. их одинаковое отношение к образуемому целому. Вторую группу составляют сочетания, в которых устанавливаются отношения определительные, изъяснительные, целевые, следственно-результативные, обоснования и пояснительные.

Бессоюзие заключается в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного. Отсутствие союзов придает высказыванию динамичность, стремительность, позволяет одной фразой передать насыщенность картины. Например, А. Пушкин, описывая поездку Лариных «на ярманку невест», рисует калейдоскоп быстро сменяемых картин, впечатлений, набегающих на путешественников:

«Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах...»

Рисуя картину Полтавского боя, А. Пушкин также использует бессоюзные конструкции, передающие стремительность происходящего:

«Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон...»

Бессоюзное соединение однородных членов создает впечатление незаконченности, неисчерпанности перечисляемого ряда, а подчас подчеркивает логическую неоднородность соединяемых понятий:

«Повсюду под ленивым ветром вертящиеся крылья мельниц, мызы, хуторки, домики с крутыми черепичными кровлями, с гнездами аистов, ряды невысоких ив вдоль канав.» (А. Толстой)

«Это все перед домом; а посмотрели бы, что у него в саду! Чего там нет! Сливы, вишни, огородина всякая, подсолнечники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно и кузница.» (Н. Гоголь)

Такие конструкции характерны для спокойной повествовательной речи.

В художественных произведениях авторы нередко используют многосоюзие, заключающееся в намеренном использовании одного и того же союза, чтобы выделить (логически и интонационно) соединяемые ими члены предложения и усилить выразительность речи. Повторяющиеся союзы, во-первых, подчеркивают незаконченность ряда, а во-вторых, выражают значение усиления:

«Она и боялась-то его, и не смела плакать, и прощалась с ним, и любовалась им как. в последний раз.» (И. Тургенев)

«Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...» (А. Пушкин)

«Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.» (В. Короленко)

В стихотворении «Дорожные жалобы» А. Пушкин использует эту фигуру:

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

Конструкции с многосоюзием чаще встречаются в эмоциональной речи.

Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создает особый стилистический эффект:

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнем,

Ни остротою, ни умом,

Ни общежития искусством...

(А. Пушкин)

Вот, например, как использует многосоюзие и бессоюзие И. Северянин в стихотворении «Моя Россия »:

Моя безбожная Россия, Священная моя страна! Ее равнины снеговые, Ее цыгане кочевые, — Ах, им ли радость не дана? Ее порывы огневые, Ее мечты передовые, Ее писатели живые, Постигшие ее до дна! Ее разбойники святые, Ее полеты голубые, И наше солнце и луна! И эти земли неземные, И эти бунты удалые, И вся их, вся их глубина! И соловьи ее ночные, И ночи пламно-ледяные, И браги древние, хмельные, И кубки, полные вина! И тройки бешено-степные, И эти спицы расписные, И эти сбруи золотые, И крыльчатые пристяжные, Их шей лебяжья крутизна! И наши бабы избяные, И сарафаны их цветные, И голоса девиц грудные, Такие русские, родные, И молодые, как весна, И разливные, как волна, И песни, песни разрывные, Какими наша грудь полна, И вся она, и вся она — Моя ползучая Россия, Крылатая моя страна!

 

Заключение

 

Бессоюзный способ соединения предложений ограничен преимущественно рамками разговорной речи. Смысловая емкость и яркая стилистическая окрашенность бессоюзия создают также условия для его использования в художественной литературе как эстетического, изобразительного приема. Конструктивные возможности бессоюзия при этом иногда расширяются, а некоторые принципы бессоюзного соединения предложений становятся характерными приметами газетной, научной, нейтрально-повествовательной речи. В результате столкновения двух начал - разговорного и книжного - картина стилистических функций бессоюзия может оказаться иногда достаточно сложной; соответственно возникает необходимость дифференцированного подхода к оценке каждого отдельного типа бессоюзного соединения.

 

Список литературы

 

1. Карцевский С. О. Бессоюзие и подчинение в русском языке. - Вопросы языкознания, 1961, № 2.

 

2. Коротаева Э. И. Союзное подчинение в русском литературном языке XVII века. М. - Л., 1964.

 

 

3. Стилистика русского языка : учебник / М.Н. Кожина, P. Дускаева, В.А. Салимовский. — М. : Флинта : Наука, 2008.

 

4. Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. (Сложное синтаксическое целое). М., 1973.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.