Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие корпоративной социальной ответственности в России





 

В России история развития «корпоративной социальной ответственности» насчитывает всего около 10 лет. у крупных компаний стал возникать интерес к выработке продуманной политики социальной ответственности, к созданию ясной стратегии участия в жизни общества. При активном содействии бизнес-ассоциаций, в частности, Ассоциации менеджеров, Российского союза промышленников и предпринимателей, фонда «Евразия», журнала «Эксперт» началось обсуждение концепции социальной ответственности применительно к России, стартовала работа по созданию кодекса корпоративной этики, общепризнанных правил и принципов в экологической политике.

Однако в последние годы с активным выходом российских компаний на международный рынок назрела необходимость в пересмотре подходов российских компаний к взаимоотношениям и своей ответственности перед обществом. Соответственно, возник интерес компаний, правда, пока только крупных, к выработке продуманной политики социальной ответственности, к созданию ясной стратегии участия в жизни общества. При активном содействии бизнес-ассоциаций, в частности, Ассоциации менеджеров, Российского союза промышленников и предпринимателей, других организаций - CAF, фонда «Евразня», журнала «Эксперт» началось обсуждение концепции социальной ответственности применительно к России, стартовала работа по созданию кодекса корпоративной этики, общепризнанных принципов в экологической политике.



В период зарождения «нового» капитализма в России (так называемая фаза «дикого» капитализма) социальная ответственность бизнеса существовала в основном в виде благотворительности, носила случайный характер и во многом зависела от личных пристрастий и интересов руководителей компаний. Поддержку получали те, кто лучше всех «выжимали слезу» из новоявленных Мамонтовых и Морозовых. Одним из основных факторов для принятия решений об оказании помощи был эмоциональный.

«Дикая» благотворительность стала первой стадией в развитии социальной ответственности компаний в России. В это время финансовая поддержка нуждающимся, как правило, оказывалась из «черной кассы», а сами благотворители предпочитали оставаться неизвестными для сообщества во избежание проблем с проверяющими государственными органами.



 

Параллельно с этим в стране процветала «филантропия по-советски», основанная на оставшихся в наследство советских представлениях о социальной помощи, и работающая по принципу «латания дыр» в рухнувшей государственной социальной системе.

Обязательными элементами «филантропии по-советски» являлись:

ориентация бизнеса на социальные запросы государства (добровольная или принудительная - «благотворительный рэкет»);

шефство над государственными социальными учреждениями (особенно со стороны градообразующих предприятий);

обеспечение сотрудников компаний и их семей.

При этом от 70 до 90% бюджета, выделяемого компаниями на «социалку», расходовались на социальный пакет для работников, а остальная часть уходила на взносы в социальные программы и проекты, инициируемые государством, или на спонтанно возникающие спонсорские проекты.

Традиционный подход компаний во взаимодействии с обществом обычно сочетал в себе и «дикую» благотворительность и «филантропию по-советски». На определенном этапе развития бизнеса в стране к плюсам традиционного подхода можно было отнести:

полный контроль над использованием средств;

оперативность реагирования на прямые запросы;

налаженные отношения с властными структурами,

В то же время действия компании в социальной сфере при таком подходе никак не связывались в обществе с ее именем, и не работали на укрепление корпоративной культуры, поскольку не воспринимались сотрудниками как долгосрочные.



Стабилизация социально-экономической ситуации в России, укрепление бизнес-сектора, рост амбиции российских компаний на международной арене стали предпосылками для системных изменений в их деятельности.

Характерными тенденциями в российском бизнес сообществе последних лет являются легализация компаний и более углубленная специализация, выход на международный рынок. Появляются крупные производственные градообразующие компании, получающие в придачу к возможности заниматься бизнесом все социальные проблемы в регионах присутствия.

Потребность российского бизнеса в получении общественного признания и закреплении на внутреннем и внешнем рынках является стимулом для изменений в подходе компаний к взаимодействию с обществом.

В среде крупных российских корпораций начинается широкое обсуждение темы корпоративной социальной ответственности, инициаторами которого выступают профессиональные объединения предпринимателей. В ряде корпораций происходит реструктуризация деятельности и органов управления в области корпоративной социальной политики. Появляются корпоративные программы, использующие новые социальные технологии.

Характеристиками новых подходов компаний к развитию социальной сферы являются:

наличие продуманных приоритетов в корпоративной социальной политике и ясного обращения к аудиториям;

сочетание политики и обращения с продуктом или бизнесом компании:

конкурсный отбор программ для социальных инвестиции;

связь корпоративных социальных программ с имиджем и брэндами компании.

Социально ответственный на примере публичной компании Google

В последнее время наблюдается усиленное внимание международного бизнес- сообщества и широкой общественности к принципам этики бизнеса, наиболее обсуждаемым из которых в последнее время является принцип корпоративной социальной ответственности. В конце 60-х — начале 70-х годов XX в. в США, Великобритании, Японии и Германии стала формироваться концепция социально ответственного бизнеса. Она звучала следующим образом: бизнес должен не только заботиться о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, в охране окружающей среды. Очевидно, что любая компания стремится к максимальной эффективности, которая позволяет производить и продавать качественную продукцию. Однако деятельность коммерческих организаций имеет также ярко выраженную социальную составляющую. Сегодня корпоративно социальная ответственность - это добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Иными словами, это своеобразный общественный договор между бизнесом, потребителями и властью, цель которого – способствовать благу всего общества

В 1998 году, когда была основана компания Google, еѐ девиз звучал следующим образом: «Миссия Google – организовать всю имеющуюся в мире информацию, сделав еѐ доступной и удобной для использования». В этом и заключалась первоначальная концепция корпоративной социальной политики данной компании. Однако, на сегодняшний день, когда число сотрудников Google достигает 57148 человек; чистая прибыль составляет 17,727 миллиардов долларов; в 2010 году, по версии BrandZ, Google является самым мощным и самым дорогим брендом в мире; в 2011 году Google был признан компанией с наилучшей репутацией, опередив Microsoft, Sony и другие компании то с уверенностью можно сказать, что корпоративно социальная политика получила новые направления. В 2004 году Google создала некоммерческое благотворительное ответвление — Google.org (Google Foundation), со стартовым капиталом около 1 млрд долл. Основными направлениями деятельности этой организации являются информирование общества и способствование решению проблем в областях изменения климата, глобального здравоохранения и нищеты. Одним из первых его проектов являются работы в области гибридных и электрических транспортных средств.

В феврале 2010 года компания Google пожертвовала 2 млн долл. на поддержку Википедии. Деньги направлены Фонду Викимедиа. Полученные деньги фонд направил на эксплуатационные расходы, включая инвестиции в техническую инфраструктуру, и на развитие и поддержку энциклопедии. В октябре 2005 года был открыт Google Foundation — благотворительный фонд, начальный капитал которого составил 90 млн долл. + 1 % годовых доходов (около 1 млрд долл). Основные направления деятельности — борьба с бедностью, экологическая энергетика. Корпорация Google работает над созданием автономных автомобилей, способных передвигаться без участия человека. Разработчик роботов-автомобилей для Google — Себастьян Трун, профессор Стэнфордского университета, директор Stanford AI Lab. На днях очередной благотворительный проект реализовала и компания Microsoft. Подразделение корпорации Microsoft Research выдало гранты на общую сумму 1,7 миллионов долларов на выдающиеся исследования в области здравоохранения, образования и цифровых технологий. Поощряются исследования и идеи того, как технологии могут помочь людям в отсталых и слаборазвитых странах, как сделать для них доступными компьютеры и информационные технологии. Можно сделать вывод, что корпоративно социальная ответственность компании Google касается многих областей жизни людей. Google пытается сделать жизнь общества проще, безопаснее и интереснее. "Мы хотим создать компанию, которая делает добрые дела для мира, - отмечают в своем заявлении Брин и Пейдж. - Мы надеемся, что когда-нибудь организация превзойдет сам Google по значимости своего вклада в решение мировых проблем, распространяя инновации и предоставляя значительные ресурсы для решения острых проблем, существующих на планете".

Устроиться работать в компанию очень сложно. Туда берут только профессионалов. При приеме на работу внимательно смотрят на твои знания по математике, а так же на средний балл в школе. Подводя итоги, стоит сказать, что публичная компания Google – одна из наиболее быстроразвивающихся компаний, которая следит за своей репутацией, жизнью, здоровьем и досугом своих сотрудников. А также Google активно осуществляет многие проекты по улучшению жизни всех людей нашего общества. Работать в Google – престижно, однако для устройства следует быть профессионалом с высокими оценками со школы, большим опытом и первоклассными знаниями по математике.

Заключение

 

Повсеместно термин «социальная ответственность» вошел в обиход в 70-е годы ушедшего века. Как правило, под ним подразумевают именно корпоративные обязательства. В соответствии с данной концепцией организации должны учитывать интересы всего общества, а не только собственные. Это значит, что они должны отвечать за то, какое влияние их деятельность оказывает на заказчиков, поставщиков, акционеров и другие стороны, участвующие в рабочем процессе.

При этом принятые обязательства могут выходить (и даже должны) за рамки тех, что установлены законом. То есть социальная ответственность менеджмента – это в том числе и самостоятельное принятие мер по улучшению жизни и работающих на компанию людей, и всего общества. Компания обязана также и отчитываться перед обществом за совершенные действия, постоянно вести учет. Таким образом, социальная ответственность корпорации, как концепция, должна учитывать экологическое, экономическое и другие виды влияния своей деятельности на те или иные заинтересованные группы или же на все общество. Основными принципами ведения такого рода учета служит целый ряд разработанных стандартов отчетности и руководств. Импульсы для принятия обязательств корпорациями Решение о том, чтобы социальная активность использовалась на практике, принимается организациями под влиянием целого ряда стимулов.

1.Этическое потребительство. Влияние информированности пользователей об экологической или социальной стороне принятых ими решений о покупке. социальная ответственность менеджмента

2.Глобализация. Многие корпорации стремятся присутствовать на мировых рынках, чтобы оставаться конкурентоспособными.

3.Уровень образования общества и его осведомленность. Использование сети Интернет и средств массовой информации для повышения собственной популярности и активности.

4.Законодательство. Регулирование государством процессов, касающихся ведения бизнеса.

5.Вынужденное несение ответственности за последствия кризисов. Социальная ответственность государства Она является более общим понятием, по сравнению с обсуждаемым выше. Об ее эффективности можно судить по той политике, которую оно внедряет. Так, чем она жестче, тем уровень ответственности государства перед социумом ниже.

И, наоборот, чем лучше она продумана, тем меньше представители бизнеса нарушают законодательство, и тем больше граждане поддерживают правительство.

Характеристиками новых подходов компаний к развитию социальной сферы являются: наличие продуманных приоритетов в корпоративной социальной политике и ясного обращения к аудиториям; сочетание политики и обращения с продуктом или бизнесом компаний; конкурсный отбор программ для социальных инвестиций; связь корпоративных социальных программ с имиджем и брендами компаний. Деловое сообщество России, совершенствуя свою социальную стратегию, разрабатывает и внедряет механизмы согласования интересов в диалоге «бизнес-общество-государство», выходит на этап формирования консолидированной позиции социально ответственного бизнеса.

Таким образом, корпоративная ответственность сегодня становится современным стилем деловой активности, который оказывает значимое влияние на процесс принятия управленческих решений с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Корпоративные социальные программы становятся необходимым условием устойчивого ведения бизнеса и одновременно фактором повышения социальной стабильности и уровня жизни.

 

 

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.