Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 8. Психологические особенности отдельных





видов спорта высших достижений................................. 293

Г. М. Гагаева. [Психологический анализ трудностей

в футболе].......................................................... 293

Б. И. Новиков. Предыгровые состояния футболистов

высшей квалификации....................................... 303

A. В. Родионов. Психология спорта высших

достижений......................................................... 308

Г. В. Яроцкий, И. П. Волков. Как формируется личность
спортсмена-победителя в плавании?................ 323

Е. Р. Яхонтов. [Командная сплоченность

баскетболистов]................................................. 332

B. А. Таймазов. Английский бокс:

смысловая структура среднедистанционного боя . . 339

А. А. Колешао. Психологические особенности

спортивной борьбы............................................ 346


6 Содержание

Раздел 9. Психология спортивного общения и спортивного
зрелища......................................................................... 351

А. Н. Николаев. [Влияние факторов «чужого поля» на
выступления футболистов]. . . •........................ 351

A. Л. Меньщикова. Публичность соревнований как фактор

психологического воздействия на личность
спортсмена......................................................... 355

B. И. Румянцева, Л. М. Руйбите. [Восприятие и понимание



друг друга в спортивном общении].................. 361

Краткие сведения об авторах................................... 367

Библиография............................................................... 372


Спорт на рубеже веков

Психологию спорта прежде всего интересуют закономерности психической деятельности человека в процессе его подготов­ки к соревнованиям и участия в них.

Соревнование — квинтэссенция спорта. Однако этим зна­чение научно-практических знаний в области психологии спор­та не ограничивается. Доказано педагогической практикой, что решение многих актуальных ныне задач нравственного, патрио­тического и эстетического воспитания подрастающего поколе­ния наиболее успешно достигается средствами коллективного физического воспитания в спорте.

По всеобщему убеждению специалистов, работающих в сфе­ре физического воспитания, спорт служит для подрастающего поколения прекрасной моделью предстоящей ему жизненной борьбы за свое место в обществе, является своего рода «аре­ной» для самоутверждения и публичной демонстрации своей активной жизненной позиции. «Также известно, что серьезная любовь к спорту составляет удел весьма даровитых народов», — писал в 1911 г. в своей статье «Психология спорта» петербург­ский земский врач В. Ф. Чиж1.



Настоящая хрестоматия — это коллективный труд трех по­колений спортивных психологов, сформировавшихся и рабо­тавших в институтах физкультуры, в университетах и в научно-исследовательских центрах СССР в XX в. Их общее мнение о том, что психология спорта — молодая, перспективная и быстро развивающаяся наука, актуально и в наши дни. Именно благо­даря усилиям этих авторов учебный курс психологии спорта ныне преподается в физкультурно-педагогических вузах стра­ны и на всех факультетах физического воспитания и психоло­гических факультетах университетов в России.

Труды отечественных ученых по психологии спорта способ­ствовали прогрессу в смежных областях психологической нау­ки: психологии труда, педагогической, инженерной, космиче­ской, социальной, дифференциальной психологии, и тем са­мым продолжают работать на ее научный престиж за рубежом.


Чиж В. Ф. Психология спорта. — СПб., 1911 (Отдельный оттиск). — С. 6.


8 Спорт на рубеже веков


Спорт на рубеже веков 9


 


Данная дисциплина является ныне ведущей при подготовке бу­дущих преподавателей и тренеров по спорту. Знания по психо­логии спорта весьма полезны спортивному менеджеру и спор­тивному судье, тренеру и учителю физкультуры, каждому со­знательному и вдумчивому спортсмену, любому молодому и взрослому человеку, желающему развить свою волю, усовер­шенствовать свои спортивно-важные качества, развить себя физически, психомоторно и духовно. Чувство самодостаточ­ности, единства души и тела, приобретенное на тренировках и в соревнованиях, пригодится человеку и в жизни после окон­чания спортивной карьеры. Все выдающиеся политики совре­менного мира в той или иной мере были и остаются по стилю своей жизни, мышления и даже в повседневном деловом обще­нии спортсменами.



Ушедший XX в. не зря называют «веком спорта», ибо спорт стал всепланетным «послом мира» и интернациональным явле­нием, сближающим все народы, требующим от всех государств сокращения вооружений, прекращения войн, т. е. Олимпий­ского мира. Это иллюстрируется «Монбланом» фактов, и в част­ности, например, тем, что футбол, как наиболее популярный вид спорта, был официально заявлен в качестве претендента на Нобелевскую премию мира за 2001 г.

Спорт оказывает влияние на людей и общество посредст­вом своих социальных функций, ведущая из которых сконцен­трирована в его социализирующем воздействии на природно обусловленное стремление людей к соперничеству, к борьбе и соревнованию друг с другом в общении и совместной деятель­ности. Спорт учит корректному общению, служит самоутвер­ждению человека как деятеля, о чем писал еще в конце XIX в. Пьер де Кубертен в «Оде спорту»: «Ты устраиваешь праздники для тех, кто жаждет борьбы, и для тех, кто жаждет этой борь­бой насладиться...Ты осеняешь лаврами лишь того, кто борол­ся за победу честно, открыто, бескорыстно... Ты верный, неиз­менный спутник жизни. Нашему телу и духу ты щедро даришь радость бытия»1.


Однако наступление современной эпохи профессионально-коммерческого спорта серьезно пошатнуло его олимпийские идеалы и воспитательные позиции, породило стремление лю­дей к наживе в спорте, что заставляет МОК ужесточать для спортсменов меры антидопингового контроля, требовать от го­сударств разработки законодательной базы по спорту. Свою мощную лепту в развитие психологии современного спорта вносят СМИ, прежде всего спутниковое телевидение, которое превратило в конце XX в. нашу планету в обозримую для всех землян «спортивную арену». Однако по каналам СМИ ныне распространяется и такая информация, которая развращает молодежь и представляет спорт лишь как культ силы и выгод­ный шоу-бизнес.

Отметим, что в XXI в. спорт все более будет приобретать черты акмеологической деятельности1, ибо он уже дифферен­цировался на массовый спорт и спорт высших достижений. По­следний теперь четко разделяется на олимпийский и профес­сиональный спорт, которые уже не противостоят друг другу, а «обмениваются» спортсменами и опытом в искусстве сорев­новаться. У многих предпринимателей в сфере спорта теперь возникает соблазн «мутить воду» ради финансовых выгод, смешивать олимпийский спорт с профессиональным, игнори­ровать научный подход к спорту как социальному явлению. Ра­боты авторов данной хрестоматии, воспитанных на олимпий­ских идеалах спорта, позволяют поддерживать чистоту научно-исследовательского подхода к спорту как к педагогическому инструменту общества.

Популярность спорта растет: в развитых странах мира он стал массовым и рекреационным, т. е. оздоровительно-развле­кательным, где и сохраняется понятие о «спортсмене-любите­ле». Но это понятие уже не применимо к участникам даже ре­гиональных международных соревнований и национальных чемпионатов. Примером роста массовости рекреационного спорта являются не только западные страны, но и Китай, Ко-


 


Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. — М.: Радуга, 1982.-С. 18-19.


Греческое слово «акме» означает «вершина»; все люди стремятся к своим вершинам в избранной деятельности, а в спорте — прежде всего!


10 Спорт на рубеже веков


Спорт на рубеже веков 11


 


рея, Япония, Австралия, где развитие спорта, как это было и в бывшем СССР, есть государственная политика.

Спорт высших достижений культивирует профессиональ­ное отношение к спорту, что отразилось и на исследованиях по психологии спорта и способствовало возникновению в конце XX в. многообразных по профилю специалистов, делающих карьеру в области спорта, — менеджеров, специалистов по свя­зи, рекламе, питанию, допинговому и медицинскому контро­лю, спортивных менеджеров и маркетологов, организаторов спортивных зрелищ, спортивных врачей, физиологов, психо­логов спорта и пр., что превратило спорт в особый вид спор­тивного труда как для специалистов, так и для самих спорт­сменов.

На развитие спорта развитые страны ныне денег не жалеют, ибо затраты окупаются сторицей: спортивные зрелища и сам дух спорта интегрирует нацию, способствует развитию между­народного бизнеса и кросс-культурному обмену, культивиру­ет в людях стремление к успеху в карьере, здоровому образу жизни, создают жизнерадостное мировосприятие и заряжают спортивных болельщиков оптимизмом. Не только искусство спортсмена, но и психология спортивных болельщиков ныне влияет на успехи спортсменов.

Благодаря спутниковому телевидению, стремящихся к сво­ему «акме» выдающихся атлетов планеты теперь могут наблю­дать миллиарды спортивных болельщиков, а вершины миро­вых спортивных рекордов неуклонно поднимаются, где же их пределы? Знание психологии соревнующегося спортсмена ны­не становится объективно необходимым для подготовки его к участию в соревнованиях. Спортивная психология в XXI в. становится акмеологическим инструментом эффективной тре­нировки и достижения успеха в соревнованиях.

Именно соревнования предъявляют к психике и к организ­му спортсмена достаточно жесткие требования, адаптировать­ся к которым помогает научно обоснованная система и методы спортивной тренировки.

В настоящей хрестоматии представлены труды отечествен­ных специалистов по психологии спорта, опубликованных ими


в различные периоды становления отечественной науки о спор­те начиная с 1952 г. (XV Олимпийские игры в Хельсинки) — дебюта советского спорта на мировой арене. Мы включили в хрестоматию работы не только российских ученых и основа­телей психологии спорта в Москве и Ленинграде (А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, Е. П. Ильин, Г. Д. Горбунов, О. В. Черникова и др.), но и труды авторитетных в советскую эпоху специалистов-психологов, совместными усилиями которых психология спорта утверждала себя как научная и учебная дисциплина на обшир­ном спортивно-педагогическом пространстве бывших советских республик — Литвы, Грузии, Армении, Белоруссии, Украины (Ю. Ю. Палайма, Л. М. Руйбите, Р. А. Пилоян, А. А. Лалалян, Г. М. Двали, А. А. Колешао и др.)

На развитие психологии спорта мощно влияет и возникшая в последней четверти XX в. экономическая инфраструктура спортивного бизнеса в зрелищных видах спорта, бурно процве­тает спортивный шоу-бизнес, а успехи национальных сборных команд стали беззастенчиво и напрямую использоваться не только в рекламе потребительских товаров, но и в политической и дипломатической деятельности. В довершение коммерциа­лизации спорта его главное мероприятие — спортивное зрели­ще, приобрело свойство дорогого товара. Услуги же спортив­ных специалистов и классных спортсменов ныне стоят немало, матчевые гонорары спортсменов-профессионалов измеряются миллионами долларов.

Среди позитивных тенденций — возникновение адаптивно­го спорта для инвалидов, систематическое проведение планет­ных Параолимпийских игр для инвалидов, что, безусловно, требует от психологов спорта внимания к этим новым пробле­мам спортивной жизни на планете. Таковы тенденции разви­тия современного спорта по планете на рубеже веков.

Будем надеяться, что данная книга хотя бы частично вос­полнит тот острый дефицит в научно-психологических знани­ях о закономерностях спортивной деятельности, о психолого-педагогических методах спортивного воспитания, обучения, тренировки и психологической подготовки спортсменов к со­ревнованиям, который возник в конце XX в. в России в связи


12 Спорт на рубеже веков

с политическими изменениями, т. е. в тот период прошлого де­сятилетия, когда именно спорт и спортсмены продемонстриро­вали свою социально-психологическую устойчивость и надеж­ность в стремлении не уронить чести Отечества на междуна­родной спортивной арене в трудные годы Перестройки.

Доктор психологических наук, профессор И. П. Волков


Часть I

Общетеоретические основы психологии спорта


Раздел 1. Наука психологии спорта 15


Наука психологии спорта

Т. Т. Джамгаров

Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений1

Соревновательная деятельность спортсменов является основ­ным объектом исследований в психологии спорта и практиче­ского приложения психологических рекомендаций. Эффектив­ность научных поисков в этой области, успешность интерпре­тации эмпирических данных и действенность практических рекомендаций в существенной мере зависят от степени систе­матизированное™ сведений об общих и специфических психо­логических особенностях соревновательной деятельности в различных видах спорта. Поэтому разработка достаточно уни­версальной, имеющей корректные основания психологической систематики видов спорта и соревновательных упражнений остается актуальной в научном и прикладном отношениях за­дачей (А. Пуни, М. Ванек, Б. Крэтти и др.). Только такая си­стематика может выявить цельную картину общности и раз­личий психологического содержания соревновательной дея­тельности в различных видах спорта.

Разработка любой классификации или систематики пред­полагает, во-первых, определение ее целей, во-вторых, уточне­ние и, если необходимо, ограничение ее объектов, в-третьих,


выбор и обоснование того признака (критерия), который будет положен в основу различения и объединения объектов.

Цель приводимой здесь систематики состояла в том, чтобы на основе установления общности и различий в некоторых за­данных правилами условиях соревнований, определяющих главные психологические особенности соревновательной дея­тельности спортсменов (команд) в разных видах спорта, пред­ставить их в строго упорядоченной системе, отвечающей прин­ципам и требованиям научной классификации и систематики.

При определении объектов систематики были взяты только те виды спорта, которые характеризуются активной двигатель­ной деятельностью спортсменов с предельным проявлением физических и волевых качеств1. Анализу не повергались виды спорта, связанные с управлением средствами передвижения, с модельно-конструкторской деятельностью, с абстрактно-логи­ческим обыгрыванием противника, а также все виды стрельбы и различные многоборья. Все группы соревновательных упраж­нений были представлены в исходном перечне объектов систе­матики в максимально укрупненном виде. Так, например, в ка­честве единых объектов рассматривались все виды легкоатле­тических прыжков, все виды ходьбы и бега на средние и длин­ные дистанции, все виды плавания независимо от дистанции и способа и т. д.

Наиболее сложным и ответственным всегда является вы­бор признака, по которому сравниваются, а затем и группи­руются изучаемые объекты. В качестве такого признака в при­водимой систематике избрано взаимодействие спортсменов. Основанием для такого выбора явились следующие соображе­ния. А. Н. Леонтьев пишет: «Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности —- среди окружающих лю­дей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром»2. Нетрудно дога-


 


Джамгаров Т. Т. Психологическая систематика видов спорта и соревнова­тельной деятельности // Психология и современный спорт. — М.: ФиС, 1982. - С. 12-20.


1 Советская система физического воспитания. — М: ФиС, 1975. — С. 331. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Госполитиздат, 1975. - С. 82.


16 Часть I. Общетеоретические основы психологии спорта


Раздел 1. Наука психологии спорта 17


 


даться, что спортивная, особенно соревновательная, деятель­ность протекает преимущественно именно в условиях «откры­той», непосредственной коллективности. Все ее участники и творцы — спортсмены, тренеры, научные работники, спортив­ные руководители и организаторы, судьи, врачи, массажисты, специалисты, ответственные за материально-техническое и ин­формационное обеспечение тренировочных занятий и сорев­нований, и другие — вступают между собой в определенное многоплановое взаимодействие. Психологические особенности этого взаимодействия являются одной из важнейших характе­ристик спортивной деятельности.

Как уже было отмечено, психологию спорта в первую оче­редь интересует соревновательная деятельность. По своей психологической сущности это не что иное, как сложное, мно­гоаспектное, регламентированное правилами взаимодействие спортсменов и команд. Без этого взаимодействия (соперников или партнеров по команде) акт спортивного противоборства не­возможен. Конкретные формы субъектно-объектных отноше­ний или взаимодействий зависят от особенностей спортивной деятельности, определяющих в существенной мере психологи­ческую специфику разных видов спорта, а отсюда и возмож­ность их сравнения, объединения и систематизации. Предла­гаемый вариант систематики соревновательных упражнений в качестве признака, как уже указывалось, имеет параметр взаи­модействия спортсменов в процессе соревнований, которое вы­ступает в двух основных формах: с противником — в форме про­тивоборства (соперничества) и с партнерами — в форме взаи­модействия (сотрудничества). Это определяет две плоскости, два аспекта рассмотрения параметров взаимодействия спорт­сменов.

Первый аспект.Противоборство соперников или команд может иметь непосредственный характер или быть опосредст­вованным. При непосредственном противоборстве в качестве основного признака выступает одновременность их действии (взаимодействии), развертывающихся на одном «спортивном поле», т. е. имеет место пространственно-временное единство взаимодействия противоборствующих сторон.


При опосредствованном противоборстве соперники также, как правило, действуют на одном «спортивном поле», но раз­новременно, последовательно, поочередно. В принципе един­ство «спортивного поля» здесь может и не соблюдаться (на­пример, в телевизионных матчах по акробатике, по прыжкам на батуте и др.).

Во всех случаях противоборства — будь то схватка боксеров на ринге или телевизионный матч по акробатике — между со­перниками имеется психический контакт. Причем для опосред­ствованного противоборства он является единственной формой взаимодействия соперников в процессе соревновательной борь­бы, так как физического контакта между ними нет.

При непосредственном противоборстве кроме психического контакта взаимодействие соперников проявляется в различных видах физического контакта. Для ряда спортивных игр (фут­бола, хоккея на льду, регби, гандбола, баскетбола, водного по­ло, хоккея на траве) и для всех единоборств (бокса, борьбы, фехтования) этот контакт может быть определен как жесткий, так как правилами соревнований предусмотрено применение различных приемов силового воздействия на противника (бло­кировки, остановок, оттеснения и т. д.), особенно в боксе, где главным оружием являются удары.

Физический контакт проявляется и в играх через сетку (во­лейболе, теннисе, бадминтоне), но он не носит жесткого харак­тера, так как реализуется через мяч (волан). Поэтому в этих ви­дах спорта контакт определяется просто как физический.

Третий вид физического контакта — условный (во всех ви­дах бега, плавания, гонок на лыжах, бега на коньках, вело­сипедного спорта, гребли и др.). Условность заключается в том, что хотя спортсмены соревнуются одновременно и рядом (на параллельных дорожках, на одной лыжне, на одном треке и т. д.), каждый из них практически не может физически воз­действовать на соперника, мешать ему, задерживать его. Одна­ко борьба за опережение противника приближает противобор­ство в этих видах спорта по типу контакта к физическому. Это находит свое выражение в пространственно-временном взаи­модействии соперни ков, когда в каждый момент соревнования спортсмен может оценить свое положение относительно сопер-


18 Часть I. Общетеоретические основы психологии спорта


Раздел 1. Наука психологии спорта 19


 


ников, принять тут же необходимые меры для реализации сво­его тактико-технического, функционального и волевого потен­циала в соответствии со складывающейся обстановкой.

Второй аспект.В отличие от отношений противоборства, конфликтности, соперничества, характеризующих взаимодей­ствие противников, взаимосодействие партнеров по команде состоит в объединении их усилий для достижения общей це­ли — спортивной победы. Взаимосодействие, или сотрудниче­ство, в зависимости от вида спорта и предусмотренных прави­лами условий может протекать в различных формах.

Используя в модифицированном виде понятийный аппа­рат социальной психологии, относящийся к различным фор­мам организации совместной деятельности людей (в частно­сти, концепцию Л. И. Уманского'), необходимо прежде всего выделить совместные взаимосвязанные действия партнеров (все виды спортивных игр, парные игры в теннисе, парное фи­гурное катание на коньках, парные и групповые упражнения в акробатике, командные упражнения в художественной гимна­стике и др.). Основные признаки таких действий — их одно­временное осуществление на одном поле, возможность партнё­ров определенным образом согласовывать их и помогать друг другу, объединять и взаимодополнять усилия как для повыше­ния эффективности действий, так и для противодействия ко­манде противника.

В ряде видов спорта взаимосвязанность действий партне­ров приобретает особое качество — синергизм, проявляющийся в строгой синхронизации движений и (в большинстве случа­ев) в прямом объединении и взаимодополнении усилий. На­пример, в гребле (кроме одиночек), гонках на тандемах, ко­мандной гонке преследования, синхронных прыжках на батуте и др. В этих спортивных упражнениях взаимодействие партне­ров реализуется по типу совместных синергических действий.

Взаимодействие партнеров может протекать в форме со­вместно-последовательных действий, аналогом которых в тру-

1 Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-пси­хологических феноменов // Методология и методы социальной психоло­гии. - М.: Наука, 1977. - С. 57-58.


цовой деятельности является работа на конвейере. В спорте

(

такое взаимодействие характерно для различных эстафет, со­вокупный результат в которых определяется степенью эффек­тивности последовательных действий партнеров по команде.

В значительном числе видов спорта соревновательная дея­тельность носит индивидуальный характер. Спортсмены состя­заются в них один на один (бокс, фехтование, одиночный раз­ряд в теннисе, велосипедный спринт и др.), или одновременно с несколькими соперниками (гребля на судах-одиночках, пла­вание и бег и др.), или выступают поочередно (спортивная гим­настика, тяжелая атлетика, все виды прыжков и метаний, сла­лом и др.). Однако в большинстве случаев индивидуальные до­стижения официально или неофициально (как, например, на Олимпийских играх) суммируются в общий спортивный ре­зультат команды по данному виду спорта или даже по группе видов спорта. В таких случаях действия спортсменов правиль­нее определить как совместно-индивидуальные.

В итоге анализа по указанным признакам соревновательных упражнений и видов спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, все их множество удалось свести к 9 группам, различающимся особенностями взаимодействия спортсменов-соперников и партнеров.

При рассмотрении данной систематики необходимо иметь в виду, что в ней представлена наиболее общая, «укрупненная» группировка, вовсе не исключающая дальнейшей детализации, деления на подклассы и т. д. с учетом других признаков, харак­теризующих психологические особенности деятельности спорт­сменов в различных видах спорта. Однако и при такой относи­тельно грубой систематизации и несмотря на существенные раз­личия биодинамических, биоэнергетических и иных характе­ристик соревновательных упражнений, включенных в каждую отдельную группу, деятельность спортсменов в них в психоло­гическом отношении имеет важные общие черты. Это является в определенной мере подтверждением предположения об осо­бой значимости характера взаимодействия противников и парт­неров.

Так, например, для упражнений IX группы, несмотря на их разнообразие, характерно проявление спортсменами преиму-


20 Часть I. Общетеоретические основы психологии спорта

щественно «монофронтальной» (Ш. Надирашвили) психиче­ской активности, направленной на повышение продуктивно­сти собственной деятельности. Поэтому независимо от того, идет ли речь о выступлении гимнаста, прыгуна на лыжах или тяжелоатлета, внутренняя психическая структура их соревно­вательной деятельности будет включать такие моменты, как максимальная концентрация внимания, специальная настрой­ка непосредственно перед выходом на старт, приемы самокон­троля за ключевыми элементами техники упражнений, умение противостоять сбивающим воздействиям и др.

В циклических видах спорта и соревновательных упражне­ниях, сущность которых состоит в опережении противников в процессе преодоления различных но протяженности дистан­ций (ходьба, легкоатлетический бег, гонки на лыжах, бег на коньках, индивидуальная гонка преследования и спринт в ве­лосипедном спорте, плавание, гребля на судах-одиночках), до­минирующей также является «монофронтальная» психическая активность спортсменов, направляемая на поддержание необ­ходимой скорости передвижения, на контроль за собственной техникой, на регуляцию физических и волевых усилий в усло­виях нарастающего утомления и т. д.

Однако обстановка непосредственной борьбы, связанная с тем, что спортсмены соревнуются на одной или параллельных дорожках, на одной лыжне или треке, является мощным мо­билизующим фактором и в то же время требует постоянного контроля за действиями противников, за изменениями сорев­новательной ситуации и соответствующим изменением своих действий. Таким образом, в этих видах соревновательной дея­тельности имеются элементы «бифронтальной» психической активности спортсменов.

Упражнения ациклические (парное фигурное катание, ко­мандные упражнения в художественной гимнастике) со мно­гих точек зрения мало чем отличаются от соответствующих упражнений в их одиночном варианте. Однако при парном ка­тании и при выполнении гимнастами групповых упражнений проявляется качество, определяемое непосредственной взаи­мосвязанностью действий партнеров. Психическая активность спортсменов приобретает в еще большей мере «бифронталь-


Раздел 1. Наука психологии спорта 21

гый» характер, так как они должны не только программиро­вать и регулировать свои действия, но теснейшим образом со­гласовывать их во времени, в пространстве, по амплитуде, уси­лиям, выразительности и другим параметрам с действиями партнеров. Это определяет требования к структуре психиче­ских качеств спортсменов и соответственно к методам и прие­мам их формирования и совершенствования.

Наиболее отчетливо «бифронтальная» психическая актив­ность проявляется в единоборствах, где спортсмены стремятся те только повысить эффективность своих действий, но одно­временно блокировать, снижать результативность действий фотивника. Разумеется, это не единственный элемент психо­логической характеристики спортивных единоборств, проте-<ающих в условиях непосредственного жесткого физического контакта между противниками. Вместе с тем планирование сво-лх действий и предвосхищение действий противника, быстрые целесообразные ответные действия, объективная необходи­мость действовать агрессивно (в спортивном смысле) и лока­лизовать агрессивность соперника и т. д. отражают общие за­кономерности «бифронтальной» активности соревновательной деятельности спортсменов-единоборцев.

В командных спортивных играх активность спортсменов приобретает еще более многообразный характер и включает: программирование, контроль и регуляцию собственных инди­видуальных действий; реализацию группового взаимодействия в команде; блокирование, затруднение действий игроков и ко­манды противника в целом. Эти моменты, а также возрастаю­щее значение социально-психологических детерминант опре­деляют специфические особенности психологического содер­жания и структуры соревновательной деятельности спортсме­нов в командных играх.

Предложенный вариант систематики спортивных упраж­нений и видов спорта не претендует на исчерпывающее и окон­чательное решение проблемы их классификации. Однако и в этом виде систематика может рассматриваться в качестве «ба­зовой» и быть практически полезной при определении общей стратегии и конкретных направлений дальнейших исследова­ний. <...>


22 Часть I. Общетеоретические основы психологии спорта

А. Ц. Пуни

[Предмет психологии спорта]1

Психология физического воспитания и спорта — одна из са­мых молодых отраслей психологической науки. Она изучает закономерности проявления и развития психики, формирова­ния психологии деятельной личности в специфических усло­виях физического воспитания и спорта.

<...> К физическому воспитанию и спорту приложимы все категории, характеризующие психологическую структуру про­фессиональной деятельности людей: ее идейная направлен­ность, потребности, цели, мотивы, средства, продукт (резуль­тат). Однако в психологической структуре многообразных ви­дов деятельности, в том числе физического воспитания и спор­та, существует нечто общее, но существуют и различия.

Условия, отличающие физическое воспитание и спорт от других видов деятельности, существуют объективно. Физиче­ское воспитание и спорт, как всякая другая деятельность, пред­метны. Предмет их специфичен. Им является сам человек, зани­мающийся физической культурой и спортом. Он сознательно овладевает движениями своего тела, перемещениями его во вре­мени и пространстве с помощью собственных усилий. Он раз­вивает необходимые для этого физические качества (силу, бы­строту, ловкость, выносливость и др.) и в то же время совер­шенствует психические процессы, психические состояния и свойства личности. Он развивает свои способности к конкрет­ным видам упражнений и видам спорта. Он учится общаться с другими людьми и управлять самим собой в условиях взаим­ного содействия и противодействия. Во всем этом он стремит­ся познавать самого себя с целью самосовершенствования фи­зического, духовного, профессионального, спортивного. Таким образом, можно выделить следующие специфические условия спортивной деятельности:

Первое специфическое условиедеятельности в физиче­ском воспитании и спорте заключается в том, что предметом ее

1 Пуни А. Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта // Психо­логия: Учебник для техникумов ФК. — М.: ФиС, 1984. — С. 157-161.


Раздел 1, Наука психологии спорта 23

является сам занимающийся, самостоятельность его мыслей и действий. В то же время человек, занимающийся физической культурой и спортом, является предметом деятельности идел других людей: преподавателей физической культуры, тренеров, спортивных судей, партнеров по коллективу, спортивных про­тивников и др. Все они учат его технике физических и спортив­ных упражнений, спортивной тактике, заботятся о его идейном и нравственном воспитании, о развитии его двигательных и дру­гих способностей, содействуют или противодействуют в сорев­новательной борьбе.

Второе специфическое условиеотносится только к спор­ту. Оно заключается в том, что сущностью спорта является со­ревнование. Без соревнования нет и спорта. Пользуясь фило­софским термином, можно сказать, что соревнование — атри­бут, т. е. неотъемлемый признак спорта. Психологически оно характеризуется стремлением к достижению все более и более высокого спортивного результата в регламентированных пра­вилами условиях борьбы с другими людьми.

Третье специфическое условиедеятельности в физическом воспитании спортсменов экстра-класса ив профессиональном спорте высших достижений — необычные по интенсивности и длительности физические и психические напряжения. Необыч­ны они потому, что превышают границы повседневных напря­жений, нередко бывают околопредельными и даже предельны­ми для организма и психики спортсменов. Но они совершенно неизбежны и необходимы в физическом воспитании и тем бо­лее в спорте. Это связано с решением задачи укрепления здо­ровья, повышения работоспособности, развития физических и психических качеств — словом, разносторонним физическим и духовным совершенствованием человека, а в спорте — с повы­шением тренированности и ростом спортивных результатов. Нужно иметь в виду еще два возможных эффекта такого рода напряжений. Систематическое и разумное использование не­обычных напряжений в физическом воспитании и спорте при­водит к тому, что они становятся привычными, превращают в потребность занятия физической культурой и спортом. Это, не­сомненно, положительный эффект. Несистематическое и не­разумное использование подобных напряжений приводит к пе­ренапряжению разной степени, вплоть до такого, когда необхо-


24 Часть I. Общетеоретические основы психологии спорта

димы врачебная помощь и специальное лечение. Это эффект отрицательный, противоречащий оздоровительному назначе­нию физической культуры и спорта.

Четвертое специфическое условие деятельности в физи­ческом воспитании и спорте — ее продукт (результат). ■<.„> В спорте, кроме того, специфическим продуктом деятельности служит спортивное достижение. Оно нередко бывает рекорд­ным, несмотря на различный масштаб (начиная от достижений в соревнованиях по многоборью ГТО и кончая мировыми и олимпийскими рекордами).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.