Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.01 ЭКОНОМИКА





Рег. №

 

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

Программа и методические указания

по подготовке к междисциплинарному экзамену

для студентов всех форм обучения

 

Направление подготовки 38.03.01 (080100) – Экономика

Профиль подготовки – Экономика предприятий и организаций

Отраслевая специализация – (туризм и гостинично-ресторанный бизнес)

 

Квалификация (степень) - бакалавр

 

Санкт-Петербург


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГЭУ

в качестве методического издания

 

Составитель:

д-р экон. наук, проф. В.С. Боголюбов

Рецензент:

д-р экон. наук, проф. С.А. Боголюбова

 

 

Подготовлено на кафедре

сервисной и конгрессно-выставочной деятельности

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

© СПбГЭУ, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….4

2. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ.... 4

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.01 ЭКОНОМИКА………………………………………………………………..6



3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА 9

Приложение1……………………………...…………………....……………..13

Приложение 2. 17

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Программа и методические указания по подготовке к междисциплинарному экзамену для студентов всех форм обучения составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01Экономика (квалификация «бакалавр») от 12 ноября 2015 г. № 1327 и в соответствии с рабочим учебным планом направления 38.03.01(080100.62) – Экономика (профиль – Экономика предприятий и организаций (туризм и гостинично-ресторанный бизнес)), утвержденным ректором СПбГЭУ.

Междисциплинарный экзамен по направлению подготовки является частью итоговой государственной аттестации, включающей в себя также Подготовку и защиту выпускной квалификационной работы по указанному направлению подготовки.

Междисциплинарный экзамен (МЭ) проводится с целью проверки теоретических знаний в профессиональной сфере студентов, получающих квалификацию бакалавр экономики. Задачей Междисциплинарного экзамена является комплексная индивидуальная оценка качества обучения студентов по направлению подготовки 38.03.01 - Экономика (квалификация - бакалавр). Задачами Междисциплинарного экзамена также являются:



- оценка уровня освоения учебных дисциплин, определяющих компетенции выпускника;

- определение соответствия подготовки выпускника квалификационным требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

К экзамену допускаются студенты, не имеющие академических задолженностей и закончившие полностью теоретическое обучение по направлению подготовки, по всем дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом.

Для проведения итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки приказом ректора вуза утверждается государственная экзаменационная комиссия.

СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

Содержание Междисциплинарного экзамена должно обеспечить уровень усвоения студентами материала, предусмотренного основной образовательной программой, охватывать все минимальное содержание дисциплин, установленное ФГОС ВО, а также контроль выполнения требований к уровню подготовки студентов, подтвердить их соответствие квалификационной характеристике и требованиям к профессиональной подготовленности бакалавра, изложенным в соответствующих пунктах ФГОС направления подготовки.



При подготовке и проведении государственного экзамена по направлению подготовки учитываются основные виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности. Среди них можно выделить:

расчетно-экономическая деятельность:

- подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий туризма;

- проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;

- разработка экономических разделов планов предприятий гостинично-ресторанного бизнеса и туризма различных форм собственности;

аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

- поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

- обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

- построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов в сфере туризма, анализ и интерпретация полученных результатов;

- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы развития туризма на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;

- подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;

- проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;

- участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

организационно-управленческая деятельность:

- участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;

- организация выполнения порученного этапа работы;

- оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;

- участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий туризма различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. с учетом правовых, административных и других ограничений;

педагогическая деятельность:

преподавание экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования, среднего профессионального образования, среднего общего образования, дополнительного образования.

Для решения профессиональных задач бакалавр экономики по туризму и гостинично-ресторанному бизнесу должен:

- владеть методами сбора, хранения, обработки и анализа информации, информационно-методического обеспечения, применяемыми в туристской деятельности;

- уметь анализировать и оценивать туристскую деятельность, рынки туристских услуг, продвижение и доведение туристских услуг до потребителей;

- уметь прогнозировать результаты туристской деятельности, конъюнктуру рынков и номенклатуру услуг;

- уметь организовывать и планировать деятельность организации (предприятия) по комплексному обслуживанию клиентов (потребителей) с целью удовлетворения потребностей в туристских услугах;

- уметь применять нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность организации (предприятия) гостиничного бизнеса и туризма;

Базовыми профессиональными дисциплинами являются: Макроэкономика, микроэкономика, менеджмент, маркетинг, методы эффективного управления в ТиГРБ, анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности в ТиГРБ, организация производства в ТиГРБ, маркетинг в ТиГРБ, финансовый менеджмент, экономика гостиничного предприятия, экономика туристской фирмы, экономика туристских рынков, экономика инноваций и изменений, экономика гостиных комплексов, экономика круизно-транспортных туристских предприятий, .

Вопросы, выносимые на итоговый государственный междисциплинарный экзамен, отражают дидактические единицы, входящие в содержание учебных дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Рабочие программы по дисциплинам учебного плана, перечень вопросов, включаемых в экзаменационные билеты и рекомендуемая литература для изучения этих дисциплин имеются на выпускающей кафедре, в библиотеке и известны студентам.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.01 ЭКОНОМИКА

В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).

Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

способностью выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-4).

Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» должен обладать профессиональными компетенциями (ПК),соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

расчетно-экономическая деятельность:

способностью собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);

способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);

способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);

способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность:

способностью организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);

способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);

педагогическая деятельность:

способностью использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных организациях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12);

способностью принимать участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13).

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА.

Междисциплинарный экзамен проводится: для студентов очной формы обучения в 8 семестре, для студентов заочной формы обучения – в 10 семестре.

Ежегодно за шесть месяцев до даты приема государственного междисциплинарного экзамена на заседании выпускающей кафедры обсуждаются, корректируются и утверждаются состав и содержание вопросов и задач, включаемых в итоговый экзамен, а также предлагается состав экзаменационной комиссии. Характер указанных корректировок своевременно доводится до сведения студентов

В период подготовки к экзамену, проводимому для выпускников, студентам предоставляются необходимые консультации по дисциплинам, вошедшим в итоговый междисциплинарный экзамен.

Государственный экзамен по направлению подготовки может проводиться в письменной или устной форме на основе разработанных и утвержденных на заседании кафедры экзаменационных задач или вопросов.

Проведение итогового государственного междисциплинарного экзамена на основе экзаменационных заданий в письменной форме.

Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) на своем заседании осуществляет перевод бальной оценки всех ответов в стандартную оценку, принятую в высшей школе, и дает заключение о соответствии подготовки выпускников требованиям ФГОС ВО по дисциплинам, вынесенным на итоговый государственный экзамен.

Оценка отлично проставляется, если выпускник получил от 85 до 100 баллов, хорошо – не менее 85 баллов, удовлетворительно – не менее 70 баллов, неудовлетворительно – 55 баллов и менее.

Оценка «отлично» – ставится при полных, исчерпывающих, аргументированных ответах на все основные и дополнительные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться логической последовательностью, четкостью выражения мысли и обоснованностью выводов, характеризующих знание литературы, понятийного аппарата и источников нормативно-правовых актов, умения ими пользоваться при ответе.

Оценка «хорошо» – ставится при полных, аргументированных ответах на все основные и дополнительные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться логичностью, четкостью, знанием понятийного аппарата и литературы по теме вопроса при незначительных упущениях или неточностях.

Оценка «удовлетворительно» – ставится при неполных или слабо аргументированных ответах, характеризующих общее представление и элементарное понимание существа поставленных вопросов, понятийного аппарата и обязательной литературы.

Оценка «неудовлетворительно» – ставится при незнании студентом существа экзаменационных вопросов.

В настоящей программе даны общие требования по специальной подготовке (по разделам). В приложении дается перечень вопросов, включаемых в экзаменационные билеты.

Студентам группы раздаются экзаменационные задания, которые выполняются ими на специальных экзаменационных листах. После получения экзаменационного задания студент знакомится с ним в течение 15 минут и уточняет с экзаменатором возникшие вопросы.

По истечении срока проведения экзамена, выполненные экзаменационные задания сдаются председателю ГЭК. Проверку экзаменационных заданий проводит экзаменационная комиссия. Председатель экзаменационной комиссии распределяет работы между членами комиссии.

Экзаменатор после проверки задания проставляет оценку и ставит свою подпись. В случае неудовлетворительной или отличной оценки председатель экзаменационной комиссии перепроверяет работу, и оценка выставляется за двумя подписями – председателя ГЭК и экзаменатора.

Проведение итогового государственного экзамена по направлению подготовки на основе экзаменационных вопросов может проходить как в письменной, так и в устной форме.

Перечень экзаменационных вопросов носит междисциплинарный характер и разрабатывается на основе дисциплин, вошедших в основную образовательную программу направления подготовки. Список рекомендуемой литературы и сами экзаменационные вопросы утверждаются на заседании кафедры в начале учебного года. Примерный перечень вопросов итогового государственного экзамена представлен в Приложении №1.

На основе утвержденных вопросов формируются экзаменационные билеты, включающие в себя 2 вопроса (один теоретический по направлению подготовки, один по профилю) и задачу, и подписываются председателем ГЭК. Экзаменационные билеты хранятся на кафедре в запечатанном конверте, который открывается председателем ГЭК в аудитории перед началом проведения экзамена.

При проведении итогового государственного экзамена в письменной форме студентам, после получения экзаменационного билета, дается время (1,5 – 2 часа) на написание развернутых ответов по вопросам билета на специальных проштампованных листах. На каждом экзаменационном листе студент пишет свою фамилию и ставит подпись. После окончания времени на письменные ответы студенты сдают свой билет и работу в государственную экзаменационную комиссию.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.