Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы и методы работы офицеров при приведении частей в различные степени боевой готовности и в боевой обстановке.





Современный бой, даже с применением лишь обычных средств поражения, оказывает сильное воздействие на психику воинов. Не так-то просто идти в атаку за разрывом своих снарядов или бороть­ся с танками противника, находясь в обороне. Каждый командир обязан помнить об этом и стремиться приближать любое занятие к условиям реального боя. Но как бы ни была похожа обстановка на боевую, она психологически не одинаково воспринимается воином в сравнении с реальной. На учении солдат не видит убитых товарищей, не слышит стона раненных. Поэтому-то все окружающее он воспринимает со зна­чительной долей условности, которая затрудняет решение учебных и воспитательных задач. Полностью преодолеть это чувство, конеч­но, нельзя, но ослабить его влияние необходимо.

Прежде всего каждый командир обязан неустанно бороться с упро­щенством и послаблениями, умело выбирать время и место тактичес­кого занятия или учения. Необходима вдумчивая и всесторонняя под­готовка руководителя, так чтобы каждый учебный вопрос отрабаты­вался в новой, сложной обстановке. При выполнении различных так­тических задач надо постепенно наращивать психические и физичес­кие нагрузки. Для формирования у обучаемых верного представления о реальной обстановке не менее важно умело применять средства имитации. Встречается порой и такие командиры, которые перенасы­щают занятия мерами психологического воздействия на людей, упус­кая из виду, что такого рода злоупотребления, особенно при обу­чении молодых солдат, могут привести к появлению у них боязливости, малодушия.



Арсенал приемов, способствующих ускоренному формированию нуж­ных боевых и психологических качеств у воинов, достаточно широк. Здесь и сокращение сроков выполнения задач при недостатке инфор­мации, и встреча непредвиденных препятствий и заграждений в про­цессе учебного боя, и выполнение функциональных обязанностей в сложных погодных условиях, при длительной активной работе в средствах защиты или полной изоляции от коллектива. В укрепле­нии психологической устойчивости военнослужащих существенное значение имеет система обучения их выполнению в различных экстремальных условиях.



Отсутствие опыта альтернативной работы с людьми привело к крайне низкой результативности в борьбе с негативными явлениями в воинских коллективах. Приходится многое переосмысливать и принимать решения уже в процессе работы с личным составом, при­чем в сложных условиях военного строительства с учетом ряда объективных и субъективных факторов. К наиболее характерным из них можно отнести следующие:

- отсутствие механизма практической реализации государственной идеи о необходимости и высокой общественной значимости защиты Отечества;

- потеря прежних нравственных ориентиров, идеалов и неопределенность новых, обусловленных возникновением идеологического вакуума;

- отставание воспитательной работы, как основополагающего ком­понента морально-психологического обеспечения, от доминирующих в армии и на флоте процессов, связанных с их реформированием;

- потеря чувства социальной значимости и престижности защитника Родины;

- сложные социально-бытовые условия, в которых оказались офицеры, прапорщики, весь личный, состав.

Жизнь заставляет возвращаться к этим проблемам по мере того, как усугубляются последствия поверхностного к ним отношения. Можно предположить, что морально-психологическое обеспечение призвано охватить практически всю духовную сферу воинской деятельности, все уровни психики военнослужащих и гражданского персонала. Конечной целью такой деятельности должно быть надежное функционирование военнослужащих в экстремальных условиях воинской службы в мирное время и в боевой обстановке.



Результаты проведенного в войсках исследования показали, что морально-психологическое обеспечение есть специфическая деятель­ность командиров, штабов, воспитательных органов по целенаправленному воздействию на сознание и психику личного состава в це­лях Нормирования моральной готовности к безусловному выполнению поставленной задачи в мирное и военное время в любых условиях обстановки, а также психологической устойчивости.

Большое влияние на боевую активность и самоотверженность воинов оказывает осознание ими справедливости целей войны, зна­чимости выполняемых ими задач, а также воздействие коллектива, пример поведения и слова командира, товарищей по оружию, боевые успехи. Эти факторы активизируют моральные и психологические качества, поднимают уровень мотивации и укрепляют боевой дух воинов, повышают устойчивость и эффективность их боевой деятель­ности.

Особенно сильное положительное влияние на психику воинов в бою оказывает личный пример командира. Проявление командиром невыдержанности, малодушия может мгновенно и резко отрицательно сказаться на психическом состояние и поведении подчиненных, и, наоборот, решительность действии, самообладание, твердость, уверенность офицера помогают подчиненным в сложных условиях проявлять инициативность, смелость, храбрость, мастерство.

Сильное влияние слова и примера мужественного поведения командира, а также товарищей по оружию на психику и деятельность воинов в условиях боя объясняется тем, что они возбужда­ют нравственные чувства, мышление и воображение, активизиру­ют прежний опыт, взгляды, убеждения, идейные мотивы.

Вывод.

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

На основании изложенного можно выделить некоторые наиболее типичные приемы управления поведением подчиненных со стороны командира в процессе ведения боя:

- своевременная постановка новых задач, внесение ясности в си­туации, указание лучших способов действии;

- обеспечение непрерывного, активного и контролируемого ведения боевых действии;

- поддержание у подчиненных на высоком уровне чувства долга, патриотизма, ненависти к врагу, чувства коллективизма;

- оказание поддержки подразделениям и отдельным воинам, попав­шим в трудное положение;

- личный пример, мужества, выдержки, дисциплинированности;

- проведение целесообразной расстановки боевого актива.

Преодолеть возникшую у того или иного воина крайнюю напря­женность можно путем переключения его на привычные действия, от­влечения внимания от объекта, вызвавшего тяжелое состояние внушения уверенности, обострения чувства долга, товарищества.

Конечно, морально-психологическое состояние личного соста­ва зависит не только от воспитательной работы, но и от многих других факторов и условий деятельности всех должностных лиц, т.е. система воспитания личного состава необходима, но она должна быть лишь частью системы воздействия на сознание и пси­хику военнослужащих, так как не может решать все проблемы подготовки сознания, морали, психики людей к воине. Поэтому необхо­димо говорить не просто о моральном факторе в воспитательной работе, а о самостоятельном виде обеспечения деятельности войск как в мирное, так и в военное время, т.е. морально-психологическом обеспечении.

 

Библиографический список

1. Боевой устав Сухопутных войск. Часть 1 (дивизия, бригада, полк).

2. Бублик Л.А., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: ГАВС, 1994.

3. Добровольская М.К. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) Военная мысль, 1995, №2.

4. Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. Учебное пособие. - М.: ГАВС, 1994.

5. Азаров В.М. Морально-психологическое обеспечение личного состава Объединенной группировки войск (сил) в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Военная мысль. – 2000. № 5.

6. Гареев М.А. Некоторые проблемы подготовки Вооруженных сил к локальным войнам. Военная мысль. – 2000. № 1.

7. Зеленков М.Ю. Система морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил. Военная мысль. – 2000. № 6.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.