Формы и методы работы офицеров при приведении частей в различные степени боевой готовности и в боевой обстановке.
Современный бой, даже с применением лишь обычных средств поражения, оказывает сильное воздействие на психику воинов. Не так-то просто идти в атаку за разрывом своих снарядов или бороться с танками противника, находясь в обороне. Каждый командир обязан помнить об этом и стремиться приближать любое занятие к условиям реального боя. Но как бы ни была похожа обстановка на боевую, она психологически не одинаково воспринимается воином в сравнении с реальной. На учении солдат не видит убитых товарищей, не слышит стона раненных. Поэтому-то все окружающее он воспринимает со значительной долей условности, которая затрудняет решение учебных и воспитательных задач. Полностью преодолеть это чувство, конечно, нельзя, но ослабить его влияние необходимо.
Прежде всего каждый командир обязан неустанно бороться с упрощенством и послаблениями, умело выбирать время и место тактического занятия или учения. Необходима вдумчивая и всесторонняя подготовка руководителя, так чтобы каждый учебный вопрос отрабатывался в новой, сложной обстановке. При выполнении различных тактических задач надо постепенно наращивать психические и физические нагрузки. Для формирования у обучаемых верного представления о реальной обстановке не менее важно умело применять средства имитации. Встречается порой и такие командиры, которые перенасыщают занятия мерами психологического воздействия на людей, упуская из виду, что такого рода злоупотребления, особенно при обучении молодых солдат, могут привести к появлению у них боязливости, малодушия.
Арсенал приемов, способствующих ускоренному формированию нужных боевых и психологических качеств у воинов, достаточно широк. Здесь и сокращение сроков выполнения задач при недостатке информации, и встреча непредвиденных препятствий и заграждений в процессе учебного боя, и выполнение функциональных обязанностей в сложных погодных условиях, при длительной активной работе в средствах защиты или полной изоляции от коллектива. В укреплении психологической устойчивости военнослужащих существенное значение имеет система обучения их выполнению в различных экстремальных условиях.
Отсутствие опыта альтернативной работы с людьми привело к крайне низкой результативности в борьбе с негативными явлениями в воинских коллективах. Приходится многое переосмысливать и принимать решения уже в процессе работы с личным составом, причем в сложных условиях военного строительства с учетом ряда объективных и субъективных факторов. К наиболее характерным из них можно отнести следующие:
- отсутствие механизма практической реализации государственной идеи о необходимости и высокой общественной значимости защиты Отечества;
- потеря прежних нравственных ориентиров, идеалов и неопределенность новых, обусловленных возникновением идеологического вакуума;
- отставание воспитательной работы, как основополагающего компонента морально-психологического обеспечения, от доминирующих в армии и на флоте процессов, связанных с их реформированием;
- потеря чувства социальной значимости и престижности защитника Родины;
- сложные социально-бытовые условия, в которых оказались офицеры, прапорщики, весь личный, состав.
Жизнь заставляет возвращаться к этим проблемам по мере того, как усугубляются последствия поверхностного к ним отношения. Можно предположить, что морально-психологическое обеспечение призвано охватить практически всю духовную сферу воинской деятельности, все уровни психики военнослужащих и гражданского персонала. Конечной целью такой деятельности должно быть надежное функционирование военнослужащих в экстремальных условиях воинской службы в мирное время и в боевой обстановке.
Результаты проведенного в войсках исследования показали, что морально-психологическое обеспечение есть специфическая деятельность командиров, штабов, воспитательных органов по целенаправленному воздействию на сознание и психику личного состава в целях Нормирования моральной готовности к безусловному выполнению поставленной задачи в мирное и военное время в любых условиях обстановки, а также психологической устойчивости.
Большое влияние на боевую активность и самоотверженность воинов оказывает осознание ими справедливости целей войны, значимости выполняемых ими задач, а также воздействие коллектива, пример поведения и слова командира, товарищей по оружию, боевые успехи. Эти факторы активизируют моральные и психологические качества, поднимают уровень мотивации и укрепляют боевой дух воинов, повышают устойчивость и эффективность их боевой деятельности.
Особенно сильное положительное влияние на психику воинов в бою оказывает личный пример командира. Проявление командиром невыдержанности, малодушия может мгновенно и резко отрицательно сказаться на психическом состояние и поведении подчиненных, и, наоборот, решительность действии, самообладание, твердость, уверенность офицера помогают подчиненным в сложных условиях проявлять инициативность, смелость, храбрость, мастерство.
Сильное влияние слова и примера мужественного поведения командира, а также товарищей по оружию на психику и деятельность воинов в условиях боя объясняется тем, что они возбуждают нравственные чувства, мышление и воображение, активизируют прежний опыт, взгляды, убеждения, идейные мотивы.
Вывод.
ТАКИМ ОБРАЗОМ:
На основании изложенного можно выделить некоторые наиболее типичные приемы управления поведением подчиненных со стороны командира в процессе ведения боя:
- своевременная постановка новых задач, внесение ясности в ситуации, указание лучших способов действии;
- обеспечение непрерывного, активного и контролируемого ведения боевых действии;
- поддержание у подчиненных на высоком уровне чувства долга, патриотизма, ненависти к врагу, чувства коллективизма;
- оказание поддержки подразделениям и отдельным воинам, попавшим в трудное положение;
- личный пример, мужества, выдержки, дисциплинированности;
- проведение целесообразной расстановки боевого актива.
Преодолеть возникшую у того или иного воина крайнюю напряженность можно путем переключения его на привычные действия, отвлечения внимания от объекта, вызвавшего тяжелое состояние внушения уверенности, обострения чувства долга, товарищества.
Конечно, морально-психологическое состояние личного состава зависит не только от воспитательной работы, но и от многих других факторов и условий деятельности всех должностных лиц, т.е. система воспитания личного состава необходима, но она должна быть лишь частью системы воздействия на сознание и психику военнослужащих, так как не может решать все проблемы подготовки сознания, морали, психики людей к воине. Поэтому необходимо говорить не просто о моральном факторе в воспитательной работе, а о самостоятельном виде обеспечения деятельности войск как в мирное, так и в военное время, т.е. морально-психологическом обеспечении.
Библиографический список
1. Боевой устав Сухопутных войск. Часть 1 (дивизия, бригада, полк).
2. Бублик Л.А., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: ГАВС, 1994.
3. Добровольская М.К. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) Военная мысль, 1995, №2.
4. Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. Учебное пособие. - М.: ГАВС, 1994.
5. Азаров В.М. Морально-психологическое обеспечение личного состава Объединенной группировки войск (сил) в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Военная мысль. – 2000. № 5.
6. Гареев М.А. Некоторые проблемы подготовки Вооруженных сил к локальным войнам. Военная мысль. – 2000. № 1.
7. Зеленков М.Ю. Система морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил. Военная мысль. – 2000. № 6.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|