Сделай Сам Свою Работу на 5

стадия «Экспериментирования».





ТЕМА «Социальная психология групп».

v Понятия и основные характеристики группы.

Группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются её членами с точки зрения других людей (Мертон).

Или

Группа -определенная система деятельности, заданная её местом в системе общественного разделения труда.

 

 

Основные характеристики группы:

§ Композиция группы (или её состав)- численность, возрастной, половой состав, национальность, социальное положение и пр.

§ Структура группы- функции, которые выполняют отдельные члены группы (структура предпочтений, власти, коммуникаций);

§ Групповые процессы – групповое давление, развитие и сплочение группы, процесс принятия группового решения.

 

Психологические характеристики группы:

· Групповые интересы;

· Групповые потребности;

· Групповые нормы;

· Групповые ценности;

· Групповое мнение;

· Групповые цели.

 

Положение каждого индивида в группе определяется следующими понятиями:

§ Статус - обозначает место индивида в группе, статус соединяет в себе объективно присущие индивиду характеристики, и субъективное восприятие индивида в группе;



§ Роль индивида в группе - содержание роли непостоянно, оно меняется от группы к группе, а также внутри самой группы; наиболее яркий пример- развитие семейных ролей (невеста, жена, мать, бабушка);

§ Система групповых ожиданий - от каждой роли в группе ожидается выполнение определенных функций;

§ Групповые нормы - определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение её членов;

§ Система санкций - совокупность механизмов, с помощью которых группа заставляет соблюдать групповые нормы её членов. Бывают : поощрительные и запретительные, позитивные и негативные.

v Классификация групп

Ø Большие(более 40 человек)– малые(от 2 до 20- 40 человек)

Ø Условные(создаваемые по определенному признаку: пол, возраст, профессия)- реальные

Ø Постоянные(рабочий коллектив) – временные (купе поезда)

Ø Искусственные(классы)– естественные(семьи)



Ø Организованные – стихийные

Ø Открытые – закрытые

Ø Формальные(на основании официальных документов) - неформальные

Также группы могут быть:

· Первичные (состоят из небольшого числа людей, между которыми имеются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи):

· Вторичные (образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей).

В критических и аварийных ситуациях люди отдают предпочтение первичной группе, проявляют преданность членам первичной группы.

· Референтные(реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом)

 

v Причины вступления в группу:

  • Как средство биологического выживания;
  • Как средство социализации и формирования психики человека;
  • Как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному;
  • Как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания;
  • Как средство ослабления неприятных чувств: страха, тревоги;
  • Как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций человека;
  • Как источник эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других людей;
  • Как средство информационного, материального и прочего обмена.

 

v Динамические процессы в группах.

Динамические процессы –совокупность психологических изменений, происходящих в группе за время её существования.



К динамическим процессам относят:

  • Образование малых групп;
  • Развитие групп (включая все этапы);
  • Процессы групповой сплоченности (выработка групповых норм, правил, ценностей);
  • Процессы лидерства и руководства;
  • Процессы принятия групповых решений;
  • Процессы группового давления и влияния людей друг на друга в группе.

 

Стадии развития группы:

Силу всякого коллектива составляет его сплоченность.

Сплоченность коллектива зависит от того на какой стадии развития он находится. Выделяют 5 стадий.

Стадия «притирка».

Люди знакомятся, приглядываются друг к другу, стараются показать своё «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах, при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении на этой стадии играет руководитель.

Стадия «конфликтная».

Наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, пользующийся авторитетом у большинства членов группы.

Открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значения личные взаимоотношения. Начинается борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможны противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

стадия «Экспериментирования».

Потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.

4 стадия «Опыт успешного решения проблем»-коллектив к проблемам подходит с одной стороны реалистически, с другой стороны творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому, каждый из которых гордится своей принадлежности к нему. Группа способна успешно решать совместные задачи.

5 стадия «МЫ»-внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Чем большее количество членов группы нравятся друг другу, удовлетворены своим пребыванием в группе, чем более чётко осознаются групповые цели тем выше уровень сплоченности группы. Слабые члены группы получают поддержку от группы, а не высмеиваются.

 

Далеко не все коллективы выходят на высшие (4 и 5 уровни).

Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе являются его социально- психологический климат - совокупность отношений членов группы:

1) к условиям и характеру совместной деятельности;

2) к коллегам, членам коллектива;

3) к руководителю коллектива

 

К числу основныхфакторов групповой сплоченностиотносятся:

 

· сходство главных ценностных ориентаций членов группы;

· ясность групповых целей, их принятие членами группы;

· демократический стиль управления;

· взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;

· отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;

· престиж и традиции группы.

 

Групповое давлениеобуславливает изменение поведения и установок человека под воздействием группы, способствуя конформизму и внушаемости своих членов.

 

Под воздействием других людей в группе происходят изменения активности членов; возможны

групповые феномены:

 

Феномен фацилитации - усиление энергии, улучшение результатов деятельности человека в присутствии других людей; (проявляется ярче, когда наблюдатели нам незнакомы и за ними трудно уследить)

Феномен ингибиции -затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности, когда за ним наблюдают.

Феномен групповой нормализации - изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы (формируется усредненный групповой стандарт);

Феномен групповой поляризации, экстремизации - приближение общегруппового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение более рискованное, чем принимаемое индивидуально.

Феномен группомыслия - даже группы с высоким уровнем компетентности и интеллекта, стремясь достичь согласия по обсуждаемому вопросу, могут принимать катастрофические решения, без критического осмысления альтернативных вариантов решения, подавляя творческие порывы отдельных её членов.

Феномен подчинения авторитету, в сочетаниис феноменом «атрибуции ответственности»,- когда человек приписывает ответственность за всё происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.