Изучение мотивационной сферы и временной перспективы личности
Даниленко А.В.
Кандидат психологических наук, доцент
+375 297923465
Кафедра психологии, старый корпус, ауд.207
Форма отчёта
Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:
1) название задания;
2) цель задания, краткое описание методики исследования;
3) анализ полученных результатов;
4) выводы по заданию – анализ достигнутой цели;
5) общий выводс рефлексией своей деятельности как практиканта.
6) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований, бланки опроса скрепляются в отдельный файл в конце отчета.
Требования по оформлению отчёта
Отчёт оформляется в отдельной тонкой папке с файлами, на листах А4 и сдаётся руководителю-психологу кафедры психологии (аудитория 207 ст.к.) в установленные сроки (в течение 3 дней после окончания практики).
Приложение к отчету протоколов исследования (заполненных учащимися (и только ими!) подготовленных Вами буклетов с неоконченными предложениями) является обязательным требованием для получения положительной отметки за психологическую часть практики.
В случае выявления одинаковых (списанных друг у друга, скопированных) отчетов они автоматически будут оцениваться на «неудовлетворительно».
Титульный лист оформляется следующим образом:
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Кафедра психологии развития
ОТЧЁТ
по психологической части практики
студента (ФИО)_____________________________________________
_____________________________________факультета________курса
Форма обучения (очная, заочная)_______________________________
Место прохождения практики _________________________________
(район, школа, класс)
Сроки практики ________________________
Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________
20___г.
ЗАДАНИЕ
Выполните задание, опишите результаты, сделайте выводы по заданию и в целом по практике (с анализом своей деятельности, что понравилось, а что нет, чего удалось достичь, а чего нет, по каким причинам, что хотелось бы изменить или усовершенствовать). Бланки ответов и заданий прилагаются к отчету в отдельном файле.
Изучение личности учащихся
Личность – психическое новообразование индивида, приобретаемое им в общении и в совместной с другими людьми деятельности. Личность обнаруживает себя в качественно новом уровне саморегуляции. Этот новый уровень саморегуляции позволяет человеку осознавать собственную систему мотивационных образований и преднамеренно воздействовать на нее в соответствии с теми ценностями и личностными смыслами, которые были присвоены субъектом. В структуру личности входят потребностно-мотивационная сфера и самосознание (или образ-Я). В эмоционально-волевых процессах раскрывается динамика функционирования личности.
Изучение мотивационной сферы и временной перспективы личности
Цель: изучить временную перспективу учащихся с помощью методики неоконченных предложений Ж. Нюттена.
Сущность человека как личности выражается в способности быть субъектом сознательного ответственного поведения, совершать обдуманные поступки, принимать решения. Особенности потребностно-мотивационной сферы личности определяют «направление», в котором человек движется. Иерархичная структура мотивов обеспечивает подчинение отдельных сиюминутных желаний определенным ведущим мотивам. Устойчивость и структурированность потребностно-мотивационной сферы личности обеспечивает устойчивость поведения человека.
Временная перспектива – одна из ведущих характеристик личности, которая выражается в способности человека мысленно представить своё будущее. Особенности временной перспективы выступают одним из факторов, обеспечивающих способность к планированию как отдельных деятельностей, так и целостной жизни. Глубина временной перспективы выступает в качестве необходимого условия развития личности, а также ее способности к самоорганизации. Особое значение характеристики временной перспективы приобретают в контексте проблемы профессионального самоопределения. Отношение учащегося к отдельным предметам и учению в целом во многом определяется способностью «увидеть» предъявляемые учебные задания в перспективе своего будущего. Расширение временной перспективы может рассматриваться как одно из направлений работы по оптимизации личностного развития учащихся, а также профилактике девиантных форм поведения.
Содержание задания: выявить особенности временной перспективы двух подростков, различающихся по какому-либо признаку (пол, успеваемость, интересы, поведение и т.д.): выявить содержание мотивов; описать ведущие мотивы (описать иерархию мотивационных образований); определить наличие и специфику мотивов нравственного содержания. Результаты исследования соотнести с реальным поведением и успеваемостью учащихся, высказать предположения о возможных причинах проблем школьников, предложить варианты оказания помощи.
Процедура исследования. Исследование проводится с каждым испытуемым отдельно. Ученику предлагают буклеты с неоконченными предложениями и просят их завершить. Буклет изготавливается таким образом, чтобы на каждой странице было написано только одно предложение с тем расчётом, чтобы испытуемый при их завершении каждый раз переворачивал страницу и не видел уже сделанных записей. Исследователь не должен помогать ученику заполнять буклеты.
Инструкция испытуемому: «На каждой странице обеих книжечек, напечатано начало фразы. Закончи эту фразу так, как тебе хочется. Не надо долго думать над ответом. Надо писать то, что первым пришло в голову, когда ты примеришь эти первые слова к себе. Старайся отвечать так, чтобы каждая страница была понятна сама по себе». Буклеты можно делать из разрезанных пополам тонких тетрадей.
I БУКЛЕТ
Я надеюсь…; Я очень хочу…; Я намереваюсь…; Я мечтаю…; Я стремлюсь…; Я буду очень доволен (-льна)…; Я хочу…; Я все сделаю для того, чтобы…; У меня есть большое желание…; Я бы хотел(а) быть способным (ной)…; Я бы так хотел (а)…; Я стремлюсь…; Я решил (а)… ; Я буду очень рад (а), если…; Я имею определенное намерение…; Я сделаю все возможное, чтобы…; Я буду очень рад (а), если мне разрешат…; Я бы ничего не пожалел (а) для того, чтобы…; Я всем сердцем надеюсь…; Всеми своими силами я стремлюсь….
II БУКЛЕТ
Больше всего я буду расстроен (а), если…; Я не желаю…; Я буду протестовать, если…; Мне не понравится, если…; Я стараюсь избежать…; Я боюсь, что…; Я буду очень жалеть, если…; Я не хочу…; Мне не нравится думать о том, что…; Я бы не хотел (а)….
Анализ полученных результатов осуществляется путём приписывания каждому высказыванию испытуемого двух кодов: временного кода и кода анализа содержания.
Операция временного кодирования состоит в том, что каждому мотивационному объекту, каждому событию, цели, о которой думает, мечтает субъект, даже если он не указывает точного времени его наступления, приписать свой временной знак, который можно более или менее точно установить, имея представление о социокультурной жизни субъекта, рассуждая приблизительно следующим образом: «Если предположить, что человек будет жить обычно, нормально, так, как большинство людей его социальной группы, когда случится то событие, или будет достигнута та цель, о которой пишет этот человек?» Или для отрицательного суждения: «Когда то, чего хочет избежать субъект, его настигнет?»
Для временного кодирования используются следующие термины-символы:
Т – (теперь) настоящий момент;
Д – (день) в интервале дня;
Н – (неделя) в ближайшую неделю;
М – (месяц) в ближайший месяц;
Г – (год) в течение года, через год;
О – (обучение) в период обучения;
В – (взрослость) в период продуктивной жизни, или взрослости;
С – (старость) в период старости;
Ж – (жизнь) весь период предстоящей жизни или локализация во времени затруднена.
Использование временного кода позволяет измерить глубину временной перспективы человека. Можно вычертить временной профиль, когда на оси абсцисс откладываются соответствующие временные индексы, а на оси ординат – процент высказываний, в которых встречались мотивационные объекты с соответствующими временными индексами.
Код анализа содержания приписывается мотивационным объектам и характеру активности, которая устанавливается в отношении этого объекта. Например, если человек пишет о желании помогать своим родителям, то «родители» выступают в роли объекта, а активность субъекта, связь, которую он устанавливает с данным объектом, может быть охарактеризована как активность помощи, альтруизм.
Можно выделить 4 основных категории объектов:
1) «Я», сам человек, завершающий неоконченные предложения;
2) другие люди (мать, отец, друзья, любимая девушка, просто люди и др.);
3) объекты природы;
4) различные идеальные объекты (наука, свобода, любовь, независимость и др.).
Формы активности, которые субъект устанавливает с объектами, необходимо выделить самостоятельно и отнести их к одной из 10 категорий активности:
1. Тот или иной аспект личности самого субъекта.
2. Активность, связанная с саморазвитием, самореализацией, развитием всей личности или каких-либо её сторон.
3. Всякая активность, направленная на то, чтобы что-то сделать. В эту категорию входит и активность вообще, и профессиональная деятельность, и учёба.
4. Всё, что касается контактов с другими людьми, общения.
5. Активность, связанная с познанием, получением информации.
6. Мотивация, связанная с идеальными (трансцендирующими) объектами (религия и т.д.).
7. Мотивация, связанная со стремлением к обладанию определёнными материальными ценностями.
8. Активность, связанная с отдыхом, развлечениями.
9. Всё, что касается процедуры и ситуации тестирования.
10. Бессмысленные или неклассифицируемые объекты.
Например, завершённое предложение «Я надеюсь хорошо написать контрольную работу» может быть проанализировано следующим образом: временной код – Н (неделя), если контрольная работа ожидается в течение недели; код содержания – идеальный объект (контрольная работа), характер активности – учёба (3 категория). После кодирования каждого ответа можно посчитать частоту встречаемости различных встречаемых категорий мотивационных объектов, категорий характера активности и соотнести их с временными кодами. Далее необходимо сделать вывод о мотивационной направленности испытуемого и особенностях его временной перспективы. Полученные результаты можно соотнести с особенностями образа Я испытуемого, его поведением, особенностями учебной деятельности и на этой основе выработать направления оказания помощи в случае необходимости.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|