Сделай Сам Свою Работу на 5

События IV крестового похода





Папа Иннокентий III взошел на папский престол в январе 1198 г. Для христианского Востока это было нелегкое время. Иерусалим в 1187 г. был захвачен Саладином, христиане Святой Земли были в бедственном положении. В первые годы понтификата Иннокентия III еще продолжается попытка Генриха VI, сына императора Фридриха I Барбароссы, осуществить новый Крестовый поход – она, однако, заканчивается полной неудачей. Положение католической диаспоры на Востоке всерьез волнует Папу Иннокентия. В этой ситуации, он принимает на себя задачу призвать Европу к новому Крестовому походу, тем самым возвращаясь к примеру начала крестоносного движения, когда Папа Урбан II считал, что ведение святой войны в защиту христианского мира является ответственностью именно престола св. Петра. В 1198 г. Папа направляет энциклику западным архиепископам, сообщая им о своем намерении призвать христиан к новому Крестовому походу. Он призывает воителей Европы направить стопы на Восток, для защиты Святой Земли. Дата начала нового похода назначена на март 1199 г. Принявшим Крест обещаются обычные условия – полная индульгенция, папская протекция их владений на время их отсутствия, отсрочка выплаты долгов. Папа продолжает своими посланиями призывать духовенство Западной Европы содействовать организации похода. В конце концов, в конце 1199 г. он предпринимает беспрецедентный шаг: он сообщает, что направит десятую часть собственных доходов, а также доходов кардиналов и римского духовенства за следующий год на нужды похода, и приказывает всему клиру Католической Церкви сделать то же самое с сороковой частью их доходов. Монашеские ордена обязаны отдать одну пятидесятую часть своего дохода за 1200 г. Все эти меры, однако, оказываются недостаточны, пока во время рыцарского турнира в Шампани в ноябре 1199 г. крест не принимает граф Тибо Шампанский и некоторые другие крупные феодалы. Лишь к 1200 г. формируется заметное крестоносное ополчение. Внутреннее устройство крестоносного войска следует обычной феодальной модели – иными словами, оно не было единым, достаточно организованным и дисциплинированным. Численность войска к концу 1200 г. близилась к 10.000. Хотя, как кажется, у войска не было единого главы, как минимум, неформальное лидерство в нем принадлежало графу Тибо.





Весной 1202 г. ополчение начинает собираться в Венеции. Венецианцы селят их на небольшом острове близ города. Свою часть обязательств Венеция исполнила. А крестоносное войско не могло исполнить свою – дело в том, что вследствие обычной недисциплинированности феодального войска не все участники похода собрались в Венеции – многие отправились в другие порты, чтобы самостоятельно ехать на Восток. У крестоносцев сложилось мнение, что дож хочет уморить их голодом.

Крестоносцы оказались в безвыходном положении. И вот в этой ситуации дож Дандоло делает им «интересное предложение, от которого они не смогут отказаться»: Венеция готова предоставить им отсрочку по уплате суммы, которую они задолжали. За это крестоносцы должны были… совершить поход к берегам Далмации и завоевать для Венеции город Задар, поделив между крестоносцами и венецианцами захваченное при этом добро. Задар был христианским городом, признававшим ранее власть республики св. Марка, но в 1183 г. перешедшим под власть короля Венгрии.

Летом 1202 г. в Венецию прибыл папский легат Пьетро Капуано, имевший намерение, по поручению Папы, принять участие в руководстве Крестовым походом. Однако венецианцы отвергли его участие и ему пришлось возвратиться в Рим. Причина этого поступка – венецианцы опасались, что легат помешает им захватить Задар, и опасения эти были справедливы, поскольку он противился походу в Далмацию, требуя направления войска в Египет. Примерно во время всех этих споров и колебаний в Венеции впервые появляется посольство от царевича Алексея Ангела и Филиппа Швабского, предлагающее крестоносцам отправится по пути в Святую Землю в Константинополь и восстановить права Алексея на престол.



Флот венецианцев и крестоносцев покинул порт 8 октября 1202 г. и направился к берегам Далмации. В ночь с 10 на 11 ноября 1202 г. он прибыл под Задар. Надеясь остановить захватчиков, жители Задара повесили на стены распятия, но их надежды были тщетны. Несмотря на все споры, город был осажден и захвачен большей частью войска. Его укрепления были срыты венецианцами, и завоеватели расположились в нем двумя отдельными лагерями. Между прочим, стоит отметить и то, что взятую в городе добычу бароны – вожди похода – удержали между собой, ничего не отдав простым воинам. Реакция Папы на захват города была гневной. Поскольку ранее Папа запрещал атаковать Задар под страхом отлучения, участвовавшие во взятии города крестоносцы и венецианцы, нарушив запрет, без всякого дополнительного формального решения оказывались под папским интердиктом (отлучением от Церкви).

В 1195 г. в Византии происходит очередной государственный переворот. Алексей, брат императора Исаака II Ангела, свергает его и узурпирует трон под именем Алексея III. Самого Исаака он бросает в тюрьму, безжалостно ослепив его; в заключении находится и сын Исаака, другой Алексей. Юный наследник престола успешно бежит из под стражи на Запад (весной 1202 г.), где и пытается искать помощи, чтобы возвратить себе престол. В Европе он сперва посещает Папу Иннокентия, прося о помощи его. Папа ему отказывает и принимает довольно холодно. Холодность эта связана с несколькими причинами. Одна из них заключается в том, что Алексей находится в родственных связях с домом Штауфенов (его сестра замужем за Филиппом Швабским), с которым Святой Престол в это время находится в остром конфликте. Вторая причина явствует из того, что Папа Иннокентий в это время пытается самостоятельно достичь своей цели – признания примата Римской Церкви греками – дипломатическим путем. Папа в действительности тайно планировал поход к Константинополю в сговоре с другими участниками или как минимум в намерении. Как уже указывалось, Папа Иннокентий, запрещая перед взятием Задара крестоносцам под страхом отлучения нападать на любой христианский город, уже знает о возможности решения направить поход к Константинополю – и, таким образом, в своем запрете имеет в виду также и византийскую столицу. В этот момент стали активно прибывать послы царевича Алексея с просьбой помощи в возвращении трона. Эти предложения действительно выглядели весьма привлекательно. С одной стороны, трудно было сомневаться в том, что (взятое вне связи с целью похода и крестоносными обетами) дело было весьма благим – ведь речь шла о восстановлении на престоле законной власти и низвержении жестокого узурпатора. Во-вторых, для войны в Святой Земле нужны были средства, которых не хватало – немалые средства нужны были и для погашения долга перед Венецией. Наконец, царевич обещал устранить греческую схизму и восстановить единство греческих Церквей с Римом (подписать унию), да и поддержать крестоносное войско 10.000 воинов – существенная помощь. Осознавая невозможность Алексея выполнить эти обещания, Папа решает не пытаться воссоединить церкви дипломатическим путем и прощает крестоносцев. Что касается венецианцев, то они оставались отлученными. Это, однако, создавало трудность – ведь без их помощи крестоносцы не могли добраться до Святой Земли.

Войско отплывает из Задара в начале апреля 1203 г. Дандоло и Бонифацио Монфераттский несколько задерживаются, чтобы присоединиться к войску вместе с царевичем Алексеем, в Драче, население которого, по их прибытии, признает власть царевича. Там же войско сталкивается с очередной проблемой – бароны, противившиеся походу к Константинополю, отказываются ехать дальше. Вождям похода, вместе с епископами и Алексеем, удается уговорить их остаться с войском до дня св. Михаила (29 сентября), на условии торжественного обещания, что после этого им в любое время дадут транспорт для отправления в Святую Землю. С Корфу войско отплыло в сторону Константинополя в канун Пятидесятницы (24 мая 1203 г.).

Когда о приближении войска стало известно узурпатору Алексею III, он, как рассказывают участники, направил к ним своих посланников, пытаясь откупиться. Но это оказалось не совсем удачным. Исполняя свою часть договора с царевичем, крестоносцы взяли город силой. Это была первая осада и первое взятие крестоносцами Константинополя в целях восстановления Исаака II на престоле. Обещание вождей крестоносцев Алексею IV было, таким образом, исполнено.

После этого крестоносное войско, по просьбе императора, покинуло город и расположилось в его предместье, ожидая исполнения обещаний Алексея. Папе Иннокентию III были направлены послания. Папа написал Алексею IV, что надо поскорее исполнять обещание насчет унии. Средств на выплату крестоносцам не было, и в последующие месяцы между августом 1203 и мартом 1204 г. отношения между императорами и крестоносным войском стремительно ухудшались. Алексей IV выплатил крестоносному войску часть обещанной суммы. В марте 1204 года Алексей IV отправился в рейд по окрестным землям для сбора денег на уплату крестоносцам.

Не имея средств, император Алексей IV категорически отказался исполнять обязательства, которые он принимал на себя по договору, скрепляя их клятвой на святынях. Фактически, это лишало крестоносное войско возможности двинуться в Святую Землю – для этого не было ни средств, ни необходимой провизии. В этой ситуации у крестоносцев не было иного выхода, кроме как начать военные действия, чтобы взыскать обещанную плату.

Феодальные рыцари, с их рыцарской культурой, укорененной в чести, считали, что их нападения на византийские территории есть естественное следствие бесчестного отказа Алексея IV исполнить свое клятвенное обещание. В ходе военных действий, как сообщает Виллардуэн, греки пытались сжечь латинский флот, хотя и безуспешно.

Между тем, народ Константинополя был недоволен действиями императоров Исаака II и Алексея IV, особенно ограблением храмов с их стороны. Это было использовано теми, кто сам желал захватить власть. Созревал заговор. Во главе его стоял уже упоминавшийся нами Алексей Дука по прозвищу Мурзуфл, который зверски убил Алексея и заточил Исаака в темницу.

Произошедшее ставило латинское войско в совершенно новую ситуацию. С одной стороны, смерть не исполнявшего свои обязательства Алексея IV делала бессмысленным продолжение «контрибуционной» войны. Необходимо было выяснить, не согласятся ли его правопреемники уплатить по договору. С другой стороны, престол занял жестокий узурпатор. С точки зрения баронов и рыцарей он не имел, в отличие от Алексея IV, никаких прав на престол. У крестоносцев оставался единственный способ получить то, что принадлежало им по праву, а заодно и наказать узурпатора, убившего своего господина – взять город силой. При этом, между прочим, смертью Исаака II и Алексея IV заканчивалась династия Ангелов. Наследника престола не было (претендовать на него в принципе могла лишь Ирина, супруга Филиппа Швабского и сестра Алексея IV). Таким образом, наказав узурпатора и получив законно причитающееся имущество, можно было в действовавших тогда правовых рамках установить новую власть в лице латинского императора.

В марте 1204 г. дож Дандоло, со стороны венецианцев, и Бонифацио, Бодуэн д’Эно, Луи де Блуа и Гуго де Сен-Поль, со стороны остальных крестоносцев, заключают договор. Он определяет порядок командования на время приступа, порядок распределения добычи, гарантию восстановления прежних привилегий венецианцев в византийских землях, порядок выборов латинского императора (и латинского патриарха, на что, как мы увидим ниже, завоеватели не имели никаких прав).

13 апреля 1204 г., когда крестоносцам удалось овладеть Константинополем.

Город, фактически, не был захвачен, но сдался в определенный момент сражения. Утром 13 апреля, к Бонифацио пришла делегация уважаемых горожан и константинопольского духовенства, чтобы передать ему город. Он вступил в город с процессией. Улицы были заполнены горожанами, желавшими с готовностью провозгласить его императором на его пути к св. Софии, где предполагалось короновать его. Бонифацио был весьма склонен принять это предложение, но не мог – условия выбора нового императора определялись ранее подписанным договором.

Затем войско и латинские беженцы ворвались в город, одержимые жадностью, похотью и ненавистью к тем, от кого прежде они долгое время терпели обиды (как всегда, толпа винит всех, не разбирая правых и виноватых – так было и во время константинопольских погромов, когда греческая толпа расправлялась с латинянами).

Основная проблема захвата Константинополя в 1204 г. – это проблема разорения и ограбления христианских храмов и допущенных в них кощунствах. Как христиане, рыцари не имели права прикасаться к церковному имуществу.

Таким образом, в результате четвертого крестового похода вновь проявились стремления епископства и Папы Римского воссоединить Римскую и православную Церкви, что на мой взгляд, также могло повлиять на изменение первоначальной цели крестового похода – похода на Святую землю против мусульман. Константинополь – основной и богатейший центр православия пал, был разграблен, множество его жителей были убиты, но он уже не смог восстановить своего величия вплоть до захвата турками-османами в 1453 году. Основным последствием этого крестового похода стало начала заката Византии – основного религиозного противника Папы Римского, а также начало роста торгового и политического могущества республики св. Марка.

 

Хроники Робера де Клари

Как основной источник я решил взять хронику Робера де Клари “Завоевание Константинополя”. По моему мнению, в ней наиболее четко отражаются все тончайшие детали этого похода. Хроника была написана в 13 веке и ее автор является участником описываемых им событий. Но в тоже время, автор почти нигде не подчеркивает личный характер свидетельства хроники и тщательно избегает упоминания о себе в первом лице. Даже перечисляя рыцарей, участвовавших в крестовом походе, он не включает себя в этот список. Вероятно, первоначально история крестового похода частями рассказывалась аудитории самим Робером де Клари, а уже потом была записана каким-нибудь грамотным человеком и отредактирована автором. В пользу этой гипотезы свидетельствуют часто встречающиеся речевые обороты, в которых присутствуют слова “слышать” и “говорить”. Повествователь находит нужным время от времени возвращать слушателей к прерываемой им самим хронологической нити рассказа или, напротив, предупреждать их о своем намерении отойти от основного сюжета. Показателем того, что первоначально произведение Р. де К. представляло собой живой рассказ или серию таких рассказов, служат и логические разрывы в хронике, резкие, внешне бессвязные переходы от одних ситуаций к другим, неожиданно меняющиеся декорации и действующие лица. Возможно также, что записки Р. де К. изначально являлись произведением, предназначенным для чтения вслух – читаемой рыцарской эпопеей. Должно быть, запись этих рассказов и произведено-то была не по собственной инициативе автора, а по настоянию его слушателей, которые порекомендовали или попросили записать все то, что он видел и слышал. Рассказ Р. де К. – это искренняя апология рыцарского героизма, но характер повествования противоположен виллардуэновскому. Автор зачастую неточен в хронологии – датировка событий у него всегда приблизительная: “прошло немного времени”, “ а потом случилось однажды” и т.д. Необходимо, однако, принимать во внимание общий характер хроники как своеобразного памятника исторической мысли 13 века; Р. де К. предлагает в определенной мере новеллистическую, сдобренную его собственными вымыслами версию событий. Он не стремится к педантичной точности и строгой последовательности. В тех же случаях, когда ему не достает непосредственного знания, он, как человек малообразованный, обращается к легендарной традиции, поверьям, словом, в плане исторической достоверности к сомнительным источникам информации. Труд Робера де Клари не единственное произведение, созданное крестоносцем, вернувшимся с Востока; подобно другим участникам событий, пикардиец хотел лишь описать увиденное – без какой – либо задней мысли; толчком к написанию хроники послужили только переполнявшие рыцаря впечатления, простодушное, естественное желание приобщить к ним тех, кто не побывал в Константинополе. Ни о каких глубинных, социально – политических корнях его замысла не может быть и речи, – таковых будто бы и не существовало. Хроника – первый историко-литературный труд, созданный на разговорном французском языке севера страны в 13 веке. Чрезвычайно существенная черта духовного и культурного облика хрониста – его наблюдательность, острота социального зрения. У Р. де К. отсутствует особая глубина и основательность субъективного восприятия религиозных идей. Хотя влияние богословской литературы и официальной крестоносной проповеди сказывается в определенных местах хроники, но в достаточно дозированной мере, и не им определяются основные направления мысли автора. Помимо существенно снизившегося к началу 13 века общего накала былого крестоносного энтузиазма, это обстоятельство объясняется еще и низким уровнем образования хрониста. Он по-своему убедительно рассказал историю завоевания Константинополя крестоносцами, но так, как это способен был сделать человек невысокой культуры, зато наделенный богатым воображением. Портретные зарисовки у хрониста схематично иконописны. В основном же автор остается на почве традиции, предполагавшей символизированное, условно стилизованное, фиксированное в общепринятых эпитетах описание действующих лиц. Совершенно иные качества повествователя обнаруживает Р. де К., рассказывая о Константинополе. Здесь он умеет превосходно поведать именно то, что, с его точки зрения, заслуживает внимания аудитории, может вызвать ее восхищение и что надлежит возвеличить перед слушателями. В этих описаниях ярко проявляется одаренность хрониста как безыскусного рассказчика. Из хроники следует, что автора восторгали не сами по себе произведения искусства – ему не дано было их понять, а лишь те аксессуары памятников архитектуры, скульптуры, прикладных искусств и т.д., которые более всего поразили провинциального французского рыцаря. Он увидел в Константинополе, прежде всего богатство – мрамор и порфир колонн, драгоценные камни, украшавшие оклады икон, и золото алтаря в храме св. Софии, сотню лампадных люстр на его своде. Взглядом грабителя Робер оценивает каждый светильник – в 200 марок серебра. Подобно всей титулованной и нетитулованной, крестоносной деревенщине, Робер был изумлен, прежде всего, византийской роскошью, обилием золота, великолепием мозаик, громадностью общественных сооружений. Об этом хронист и стремится рассказать в первую очередь таким же, как он, провинциальным мелким феодалам. Повествование Робера де Клари “ Завоевание Константинополя” наиболее приближено к исторической правде и не имеет себе равных в латинской хронографии 13 века.

 

Заключение

Таким образом основными первоначальными причинами IV Крестового поход были:

1) стремление западноевропейских феодалов и рыцарей обогатиться и получить земельные наделы на Востоке;

2) согласно энцикликам и призывам Папы Римского Иннокентия III вернуть Гроб Господень и освободить Святую землю от мусульман

Но неблагоприятное влияние Венеции в её стремлении отомстить Византии негативно повлияло на весь поход, при этом изменив его причины. Уже в 1202 году по сути, наметился крестовый поход скорее на Константинополь, чем на Святую землю. Его причинами были:

1) стремление Венеции отомстить Византии на унижение 1172 года;

2) желание Папы Римского и всего западноевропейского епископства воссоединить Римскую и Православную христианские церкви;

3) простое стремление рядовых крестоносцев пограбить.

Таким образом, основными последствиями IV Крестового похода были:

1) образование Латинской империи на Балканах, просуществовавшей до 1265 года как оплот Папы римского на Балканах;

2) огромный импульс торгово-экономического и политического развития республики св. Марка

3) начало постепенного упадка и краха Византийской империи, которую не спасла также новая династия Палеологов.

Главной особенностью хроники Робера де Клари является то, что ее автор был рядовым участником крестового похода, что он выходец из неродовитого рыцарства. Робер де Клари раскрывается как талантливый историк, который предельно четко раскрыл основные моменты крестового похода. Хроника Робера де Клари является важнейшим историко-литературным трудом начала 13 века. Прежде всего, выявляются побудительные мотивы, заставившие мелкое рыцарство принять участие в крестовом походе. Робер де Клари как бы представляет собой нравы и помыслы рядовых участников похода. В его произведении громко звучит голос недовольства верхушкой крестоносного воинства. IV крестовый поход коренным образом отличается от остальных грабительским характером.

 

Список использованной литературы

 

1. Васильев А. А. История Византийской империи: От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб, 2000.

2. Виймар П. Крестовые Походы: Миф и реальность священной войны. СПб, 2006.

3. Карпов С. П. Латинская Романия. СПб, 2000.

4. Лемерль П. История Византии / пер. с фр. Т.Б. Пошерстник // На перекрестке цивилизаций. – М.: Весь мир, 2006.

5. Мишо Ж.-Ф. История крестовых походов / пер. с фр. – Од.: Студия Негоциант, 2004/1884.

6. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. - М.: Мысль, 2001.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.