Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие монополии и ее разновидности





Антимонопольное законодательство: опыт западных стран, процесс развития в России

 


Содержание

 

Введение. 3

1 Сущность и значение антимонопольного законодательства. 5

1.1 Понятие монополии и ее разновидности. 5

1.2 Необходимость антимонопольного регулирования. 8

1.3 Цели антимонопольного регулирования. 9

1.4 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях 12

2 Особенности антимонопольного законодательства в зарубежных странах и в России. 14

2.1 Антимонопольное законодательство зарубежных стран. 14

2.2 Антимонопольное законодательство в России. 19

2.3 Федеральная антимонопольная служба России. 26

Заключение. 30

Список использованных источников. 31

 


Введение

 

В современном мире внутренняя экономическая политика государств направлена на обеспечение честных условий конкуренции.

Конкуренция – это такая цивилизованная форма борьбы за существование на рынке. Стремление обойти своего конкурента, не уступить; не отстать от него, именно это создаёт мощный стимул для экономического роста и прогресса в целом.

Но может ли конкуренция существовать в условиях монополии? Само установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции. Ситуация монополии нуждается в регулировании, в чем и заключается актуальность данной темы работы.



На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

Монополия является понятиям, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия – это когда существует только один производитель товара на рынке и одновременно существует большое количество потребителей товара.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.



С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей антимонопольного законодательства в России и зарубежных странах.

В работе были поставлены и решены следующие задачи:

· рассмотрение сущности, роли и целей антимонопольного регулирования,

· рассмотрение особенностей антимонопольного законодательства в зарубежных странах,



· рассмотрение особенностей антимонопольного законодательства в России, выявление его недостатков и перспектив совершенствования,

· рассмотрение назначения и функций Федеральной антимонопольной службы России.

 


Сущность и значение антимонопольного законодательства

Понятие монополии и ее разновидности

 

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий [8, с. 46]. Для того чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов [8, с. 47]:

1. С точки зрения рыночной структуры.

2. С точки зрения рыночного поведения.

3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Можно привести и другое определение монополии: монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают [9, с. 108].

Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама и т.д.). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами [9, с. 110]:

• монопольно высокими ценами

• ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Итак, можно привести следующие признаки монополии [11, с. 94-95]:

1) монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей;

2) производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители);

3) вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров; могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

• крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств,

• система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

4) мнопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов);

5) при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага;

6) нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом;

7) сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая [8, с. 55-56].

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.