Сделай Сам Свою Работу на 5

Культов на территории Египта





Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт международных отношений, истории и востоковедения

Кафедра востоковедения и исламоведения

Направление подготовки: 44.03.01 - Педагогическое образование (История с углублённым изучением Исламской цивилизации)

 

 

Курсовая работа

Религиозные воззрения древних египтян

 

 

Студент 1 курса 04.2-409 А.В. Феоктистов

«__» ________ 201_ г.

 

Научный руководитель

к.и.н., ст.преподаватель

«__» ________ 201_ г. Е.А. Венидиктова

 

 

Казань – 2015

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Раздел 1: Развитие и становление религиозных культов

на территории Египта ……………………………………………………….....6

Раздел 2: Реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) …………...…………………28

Заключение …………………………………………………..…………………35

Список используемых источников и литературы……………….……………37

 

Введение

Актуальность:



Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Мифология и религия Древнего Египта" в современной научной дисциплине, с другой стороны, ее некоторой незавершённостью в исследованиях. На основе египетской мифологии возникли и эволюционировали мифологии и культуры классической античности, оказавшие столь сильное влияние на формирование современных исторических, литературных и религиозных мифов и представлений.

Хронологические рамки:

Хронологическими рамками являются VI тыс. до н.э. – I тыс. н.э. В VI тыс. до н.э. происходит возникновение культов религиозного характера, в VI тыс. до н.э.- II тыс. до н.э. процветание религии.

Объект курсовой работы:

Культура Древнего Египта.

Предмет курсовой работы:

Религиозные верования, практиковавшиеся на территории Древнего Египта.

Цель курсовой работы:

Исследовать религиозные представления древних египтян.

Задачи:

1. Исследовать историю возникновения и существования религиозных культов Древнего Египта.



2. Рассмотреть процесс возникновения и формирования Религиозных воззрений.

3. Выявить роль египетской религии в развитии общества.

 

Характеристика источников:

Были использованы источники периода древнего царства и античности, в частности «Тексты пирамид»[1], содержат сведения о погребальном ритуале, ритуалах поклонения, также включают в себя религиозные гимны, магические формулы от бед и несчастий, молитвы и мольбы. «Книга мертвых» содержит описание обрядов, заклинаний и молитв, позволяющих умершему благополучно пройти суровые испытания в загробном мире, чтобы достичь вечного покоя.

Важные сведения о Египте содержатся в произведениях античных авторов. Большой интерес представляют труды Геродота[2], Диодора Сицилийского[3], и трактат Плутарха[4]. Особую ценность имеют сведения Геродота, в то время как он посещал Египет, знакомился с местной письменной традицией, осматривал многие храмы, города и местности, смог дать достаточно подробный очерк древнеегипетской истории, до сих пор являющийся одним из необходимых источников по истории Древнего Египта. В распоряжении современных ученых имеется огромный материал различных категорий источников, который позволяет изучать и реконструировать многие стороны египетской цивилизации.

Историографический обзор:

В написании курсовой работы были полезны для прочтения книги следующих авторов, как наиболее полно отражающие все интересующие нас вопросы, касательно религии Древнего Египта. Хотелось бы отметить «История древнего Востока» под редакцией Дьяконова И.М.[5]и «Древний мир» под редакцией Гладких В.Д.[6], как наиболее информативные и содержательные. Стоит также отметить значимость энциклопедий и справочников по данной проблеме, а именно энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона и Розали Дэвид[7]и мифологический словарь[8].



Практическая значимость:

Материалы курсовой работы могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям.

Структура курсовой работы:

Состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников литературы.

Раздел 1.Развитие и становление религиозных

культов на территории Египта

За время своего существования Древнеегипетская религия прошла колоссальную по времени фазу развития, начиная с додинастического периода, затрагивая этапы существования Древнего, Среднего и Нового царства и заканчивая временем принятия христианства. В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие номовых культов, совершающих поклонение специализированным богам. Подробнее разнообразие культов будет рассмотрено в первом разделе.

Развитие и становление религиозных культов на территории Египта

Развитие цивилизации, выраженно в различных аспектах, таких как совершенствовании орудий труда, формировании политических, экономических, социальных и межкультурных отношений, связанных прежде всего социально-сословной дифференциацией общества, зарождением гражданских объединений людей, которые сменились родоплеменными отношениями, которые привели к возникновению национальных или «этнических» религий. К религиям такого плана принято относить: древнеегипетскую, древнееврейскую, древнегреческую, древнеиндийскую, древнеримскую, древнеиранскую и др. Цивилизация Древнего Египта существовала более трех тысяч лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, cформировалось раннерабовладельческое государство Египет, ставшее в последствии одним из великих центров мировой культуры. Территория Древнего Египта представляет собой узкую ленту плодородной почвы протянутой вдоль берегов Нила «реки жизни», как её называют египтяне. Обширные поля Египта ежегодно покрывались водами нильского разлива который приносил на их землю плодородный ил и различные минеральные удобрения со дна реки, тем самым насыщая почву. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями, богатыми песчаниками, базальтом, диоритом, алебастром, которые представляли собой прекрасный строительный материал, так высоко востребованный в Египте во времена правления фараонов. К югу от Египта в Нубии были богатые золотые месторождения, а на синайском полуострове располагались месторождения меди.[9]

Обширную и насыщенную историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый – Древний (2800–2250 лет до н.э.), второй – Среднее Царство (2050–1700 лет до н.э.), третий – Новое Царство (1580–1070 лет до н.э.) Соответственно, каждому из периодов, существования цивилизации древних египтян, принадлежит своя собственная культура, свой собственный уклад жизни и религиозные воззрения имеющие сильное влияние на все стороны жизни этого народа. Процесс возникновения религиипроисходил совместно с появлением и формированием государства, был продолжительным по времени и представлял собой слияние и трансформацию культов этнических образований и родоплеменных верований, существовавших в стране. Как такового, общего понятия «Официальной религии Древнего Египта» не существовало в истории довольно долгий период времени. Лишь пройдя сложнейший путь трансформации она оформила себя как «Египетское вероучение, главным образом сводящееся к тому, что человеческая жизнь определяется противоборством добрых и злых богов, поэтому человек должен стремиться быть достойным того, чтобы после смерти получить все, что он только может себе пожелать, что есть приятного в жизни на земле, или хотя бы неким образом постараться избежать всего того что есть неприятного и пагубного.»[10]

К тому времени существовало множество религиозных культов посвящающих своё внимание лишь определенному кругу богов и богинь. Постепенно, маленькие культы были поглощены более крупными, из-за переселения религиозных носителей в новую среду, либо из-за разрастания более крупного культа на территории более мелкого. Причин исчезновения либо поглощения культа существует множество, т.к для каждого культа была своя собственная причина. Постепенным образом религиозные культы становились всё устойчивее и имели в своем числе огромное число последователей. Атеистические взгляды на то время не были столь востребованы народными массами как сейчас, религия была главным, ключевым звеном всей жизни египтян.

Религия Древнего Египта носила политеистический характер. Существовало огромное количество богов и богинь. В одной из статей договора Рамсеса 2 и Хеттского царя упоминается тысяча богов Египта. В религии отчетливо прослеживается влияние тотемизма. Подавляющее число божеств представлялось звероподобными – в виде сокола, быка, коровы и т.д

Египтяне предавали большое значение богам, связанным с Нилом (Сотис, Себек, Хапи) солнцем, источником жизни (Ра, Ре-Атум, Гор) и богам стражам загробного мира (Анубис, Осирис, Сокарис)[11]

Главным образом египтяне, как и множество других народов, живших как до становление цивилизации Древнего Египта, так и во время, там и после её уничтожения, сохранили в себе большую неотъемлемую часть первобытной религиозной среды, представляющейся как побочный продукт реального практического бессилия понять и объяснить физические и химические процессы в природе. Согласно концепции «До религиозного периода» в фазе существования человеческой расы имел место быть временной период, когда религиозных верований не было вовсе. Этот период был первостепенным, и о его существовании, мы можем судить лишь теоретически, без, каких-бы то ни было, вещественных доказательств. В последствии, в силу тех или иных причин, возникли религиозные верования, которые быстро, но уверенно проникли в сознание людей и прочно там укоренились.[12] Имеются сведения, что уже в эпоху неолита возникли сложные по своей структуре религиозные культы, главными божествами в которых были Небесная матерь, Небесный отец, Солнце и Луна (культ солнца). Характерной чертой также являлось полонение антропоморфным существам, несущим в себе характеристики и функции бога. У первобытных племен не было служителей культа. Позже, в ходе эволюции скомпоновались и упорядочились все религиозные обряды и религию в целом. С развитием социальной дифференциации на территории Египта, как в принципе в ряде других стран и государств выделяются жрецы, как отдельный слой населения, присваивающие себе исключительно-привилегированное права общение с духами и богами. Религиозные верования древнего Египта являются уникальными в своем роде. По праву можно сказать, что религия Древнего Египта – это грандиозное историческое явление. В ней переплетены такие формы как фетишизм, тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, космогония и культ, разнообразные по своему характеру и противоречивые мифы, а так же неотъемлемое взаимодействие религии с древним искусством, этикой и наукой. Они прошли долгий путь формирования в течении нескольких тысячелетий и сформировались под влиянием верований охотничьих, земледельческих и скотоводческих племен, проживающих на территории близ реки Нил. Религия Египта преимущественно носила консервативный характер. Медленное развитие государства, консервативный уклад жизни повлияли на длительное сохранение древнейших культов, в частности фетишизма и в особенности тотемизма.

Первоначальные верования народа древнего Египта складывались как верования «Племен охотников» или же «Охотничьих племен», этим можно объяснить обожествление животного мира, воплощение богов-покровителей в виде животных и антропоморфных существ наделенных некой мистической силой и способных прямым образом влиять на судьбы и уклад жизни людей. Животные в то время являлись неким живым воплощением фетиша. До обожествления животных, как впрочем и во время поклонения им, на территории Древнего Египта существовали культы полонения камням и прочим неодушевлённым предметам, по представлениям египтян символизирующих бога-покровителя, защитника или же злостного воина-карателя, которого необходимо было задобрить, чтобы обеспечить себе спокойную жизнь на несколько лет. Уже тогда египтяне понимали, что обеспечить себе покой и гармонию можно лишь на несколько лет, а никак не на все времена. Главным временным отрезком был сезон разлива Нила. Стоит отметить, что в некой мере на религиозные воззрения влиял и сам Нил, символизирующий реку жизни, которая в зависимости от сезона давала либо обильное количество урожая (милость богов), либо одаривала египтян засухой и голодом (гнев божества и кара). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь. Анимизм сохранился вплоть до позднего периода существования цивилизации, являлся неотъемлемой чертой древнеегипетской религии, и, с течением времени, лишь укрепил своё влияние ближе к концу существования цивилизации Древнего Египта в 1 в. н.э.[13]

Переход египтян от кочевого образа жизни к оседлому, и главным образом к обработке земли был переломным, именно он привел к обожествлению воды и земли, внес в пантеон уже существующих богов, новый кадры, которым была отведена роль покровительства скотоводства и земледелия. Культы местных божеств, зародившиеся в доисторической древности в форме тотемизма. Египетская религия уникальнейшим образом, создает впечатление вечности и редкой целостности.

«Египетская мифология эпохи Древнего царства «III тыс. лет до н. э.» насквозь пронизана идеологией жёсткой стратификации общества деспотической царской власти. Наиболее важные культы здесь это, во-первых, культ мёртвого царя – вождя и мёртвого бога плодоносящей земли – Осириса и, во-вторых, солнечный культ. Очень разнообразны локальные пантеоны. Отличительной особенностью египетской религии выступал культ поклонения животным. Животных и птиц, а также крокодилов бальзамировали и хоронили в особых гробах на специально отведенных для этого кладбищах. Уже в раннее время египетская религия приобретала в основном все характерные черты, которые были ей свойственны на всем дальнейшем пути существования. Они несомненно подвергались некоторым изменениям, но они не носили такого характера который мог бы привести их к качественно иному состоянию. Стоит подчеркнуть, что гос. религии, в современном понимании в Египте никогда не было, как не было и единой церковно-религиозной организации, следовательноне существовало обязательных для всей страны религиозных догматов и воззрений. Полная свобода культов. Египетская религия представляет собой сложнейший феномен, соединяющий в себе часть противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разных регионах, в разное время и под воздействием разных факторов.»[14]

Культ Животных.

Многие исследователи религии Древнего Египта считали, что египтяне почитали животных за их отличительные способности организма, не свойственных человеческому. Лишь спустя какое-то время животных стали почитать как земных воплощений божеств, вместилищ их души и воли. Обожествление животных считалось некой эволюционной чертой развитие религии, как таковой. Животные приравнивались к богам, а после наделялись способностями людей, их разумом, волей, хитростью и коварством. Таким образом появлялся совершенно новый продукт, сочетающий в себе только лучшие, или же худшие и пагубные, характеристики. Сверх-существо, достойное преклонения и поклонения.

Государство Египта состояло из гос-территориальных единиц – Номов, в каждом из которых был свой бог-покровитель и специальное животное для почитания. Каждому ному «оказывало покровительство» определенное животное, птица, пресмыкающееся, земноводное или же насекомое, полностью берущее на себя ответственность за жизнь народа проживающего в нем.

Крупный рогатый скот почитался и обожествлялся, символизируя и воплощая в себе символы «изобилия и плодородия». Обычно, бык олицетворял собой мужской принцип, возрождающуюся силу, а также плодовитость, способность к продолжению рода и бессмертию. Бык также выступал как символ земли и подземного царства. На территории Египта, основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет, где египтяне уделяли скотоводству больше времени, нежели чем в Верхнем Египте, в связи с большим количеством земли, которая была пригодна и использовалась под пастбища. Существовал целый культ поклонения Небесному Быку, центры которого располагались в городах Инбу-хедж (Мемфис), Иуну (Гелиополь), а также Иуни (Гетмонтис), располагавшийся на территории Верхнего Египта. Божествами выступали Священный бык Апис, Мневис (божество, единосущное Апису, почитался главным образом в Гелиополе, в качестве воплощения бога Ра), Бухис (воплощение бога войны Монту, центр культа располагался в городе Гермонте (Армант)), Хатхор (богиня неба, любви, женственности, красоты, почиталась главным образом, как небесная корова, родившая солнце, дарующая жизнь), Нут (богиня неба воплощалась в образе небесной коровы-матери), Хнум (бог-творец, который вылепил человека на гончарном круге из глины, изображался в облике человека с головой барана или быка с закрученными рогами, смотрящими в противоположные стороны)

Стоит отметить также, что существовали культы поклонения гиппопотамам. Эти огромные животные обитали преимущественно в мелких водоемах и мешали охотиться египтянам на птиц и ловить рыбу. Натолкнуться на гиппопотама в воде египтяне было хорошей приметой, также было большой честью погибнуть от его клыков. Египтяне верили и в то, что гиппопотамы символизируют собой облик злого возмездия за нарушения, слуг Сета. Египтянами также почиталась Таурт (богиня-покровительница рождения, новорожденных и беременных женщин, изображалась главным образом как стоящая на двух задних конечностях самка гиппопотама или крокодила.) В некоторых мифах и сказаниях в роли гиппопотамов могли выступать враги, слугиСета, верховного бога Ра, а также Хора(Гора). [15]

«Решим наш спор путём состязания: обернёмся гиппопотамами и бросимся в Нил. Кто вынырнет раньше, чем пройдёт три месяца, тот будет считаться проигравшим, и его противник получит сан владыки.»[16]

Данная цитата из древнеегипетского мифа повествует нам о том, что боги во время состязания обращались в более крупных и сильных животных дабы одержать победу друг над другом. Также в этом высказывании явно прослеживается уважение и почитание гиппопотамов за их отличительные способности, умение долго находиться под водой и способность к состязательности.

Существовал культ почитания змей, но не как перво-врагов бога Ра, а как живого воплощения царской власти, их отличительных регалий мудрости, коварства и неограниченной власти. Апоп, огромный змей, воплощающий в себе мрак и абсолютное зло, являлся некой силой, олицетворяющий все остатки Хаоса, которые смогли выжить и сформироваться в некой противовесной силе вселенской гармонии и порядка, которую воплощал в себе Ра. В «Книге преодоления Апофиса» содержатся многочисленные заклинания, которые якобы применяли жрецы для сражения с Апопом, если же он все-таки выйдет наружу, в Египет, дабы свершить свою миссию — поглотить солнце и повергнуть Землю в вечный мрак.

«Он, великий Ра, Поражает злотворящего змея, Разрубает позвоночник его, И огонь пожирает его.»[17]

Сведения о противоборстве и бое между богом Ра и змеем Апопом мы главным образом получаем из «Книги мертвых Амдуат[18], седьмой час ночи…», в ней рассказывается о путешествии Ладьи бога Ра по загробному царству, дабы возродить солнце и позволить ему сиять над головами людей еще один день. Данные миф символизирует извечную борьбу за лучшее будущее, за Эдем на земле. Но стоит также отметить, что Ра является неким образом непоколебимости, он сам не бросается в бой с Апопом, а лишь не воспрещает его богам-детям усыпить его используя магические заклинания или уничтожить его на один день, разрубив на сотни кусочков. В данной ситуации ярко выраженно отношения между главным богом и его соратниками, также можно проследить явную связь бога Ра, его поведения и поведения фараонов любого периода царствования. Как Ра не вступает первым в явный бой с силами тьмы, так и фараон не идет вперед самым первым в бой, а сперва выпускает своих воинов пехоты или конницы.

«Это огромный змей, который подстерегает Великого Бога, лежа на песчаной отмели посреди русла реки, по которой должно проследовать. Все это пространство заполнено изгибами тела Апописа(Апопа), это чудовище выпило воду из реки, оставив илистое русло. Почувствовав приближение солнечной процессии, Апопис поднимается и издает ужасающий рык.Тем временем Великий Бог направляется к нему, также готовый к битве. Нос его барки превращается в великого змея Мехен, экипаж частично сменяется, и в носовой части барки появляются две новые фигуры: Изида и Хека - Великий Маг. Иногда в его роли выступает бог Сет, а иногда - сам усопший, который должен бороться с врагом Солнца. До непосредственной борьбы богов дело не доходит, поскольку солнечная барка минует опасное место окольным путем. Однако Изида и Хека покоряют врага, используя магические заклинания, в результате которых Апопис утрачивает всю свою силу. Тогда на него кидаются божества более низкого ранга: одни его связывают, другие режут на куски. Можно предположить, что Апопис отдает воду, которую выпил, хотя в тексте об этом не говорится.»[19]

Амаунет, представляла из себя воплощение женской формы бога Амона. Данная богиня изображалась с головой змеи или же в образе змеи и являлась одной из богинь «Гермопольской Великой Восьмерки». Была в последствии вытеснена Мут, парой Амона. Змея в древнем Египте почиталась как символ высшей божественной и царской мудрости, неограниченной власти и вселенского знания бытия, но змеи могли выступать и как символы мрака, хаоса и тьмы, разрушения и разложения. Атрибутом божественной власти был символ круга, божественного солнечного диска, с обвитой вокруг него змеей. Богиня Уаджит (Уто) изображалась в виде красной кобры, считалась покровительницей всего Нижнего Египта и правителей-фараонов. Две змеи на короне – Ноус и Логос символизировали власть над Верхним и Нижним Египтом. Змея с головой льва олицетворяла защиту от духов. Хаухет (богиня, ассоциирующийся с постоянством времени и вечности, изображалась как змея или змееголовая женщина), Меритсегер (покровительница кладбищ и гробниц) Буто (богиня-змея защитница)

Кроме культа змей существовало еще огромное количество культов. Стоит выделить культ Крокодилов, который почитался весь период истории существования Древнеегипетской цивилизации, это свидетельствует главным образом о постоянстве почитания крокодилов. Животное для поклонения было на протяжении всего периода одно, а вот «своеобразных носителей» воплощения бога-крокодила было несколько. Стоит выделить Себека (бога воды и разлива Нила), Себектета (гендерно-противоположная богиня, воплощающая в себе все функции и отличительные характеристики Себека), Амат (богини возмездия за грехи) и т.д. Этим животным возносились огромное количество почестей и жертвоприношений, вплоть до человеческих. Культ крокодилов был распространен на всей территории Египта, основными центрами культа в Верхнем Египте был город Небут, город Уасет, город Шена-хен.Греческий историк-исследователь Геродот, побывавший на территории Египта, а именно в городе Крокодилополисе в Файюмском оазисе, повествует нам о культе крокодилов, такими словами.

«69. Так вот, в иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других - нет. И с ними даже обходятся, как с врагами. Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу и, пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу...»[20]

Культ крокодилов преимущественно носил местный и локальный характер, поскольку в других номах возносили хвалу других категориям животных.

Особым образом среди иных культов выделяется культ поклонения кошкам. Кошки в Египте были не просто священным животным, они были сверхсвященными, обладали наивысшей стадией священства среди всех других животных. За убийство кошки подвергали смертной казни. При кончине кошки, хозяева обычно сбривали брови в память об усопшей, а погонщика, случайно переехавшего кошку на дороге забрасывали камнями, как прокаженного, тело мертвой кошки подвергали обряду мумификации, сходным с человеческим. «Кошкам оказывались особые почести, к ним были приставлены жрецы, жрицы и слуги. После смерти их погребали в больших каменных или деревянных саркофагах, в которые помещали украшения, амулеты и другие богатые подарки.»[21]В Бубастисе существовал некрополь мумифицированных кошек, посвящённых Баст (найден в 1887—1889 годах египтологом Э. Навиллем). Немецкие археологи подтвердили наличие здесь кремационных печей для кошек.

Огромное количество богов отожествлялось с кошками. Обликом грозных львиц были наделены богини Бастет (покровительница женской красоты, домашнего очага, радости, веселья, порядка, к концу Древнего царства в некоторых случаях Баст отождествлялась с Сехмет и Тефнут, в Новом царстве — с Мути, Хатхор. Бастет (греч.Бубастис) отождествлялась греками с Артемидой (реже — с Афродитой)[22]) Сехмет(богиней войны и палящего солнца), Тефнут (богиня влаги и жары, дождя, росы и плодородия), Пахт (богиня-львица, отожествляла своим обликом войну, грозу и дождь. Очаг культа был расположен преимущественно в Бени-Хасане), Мафдет ( богиня правосудия или казни, в процессе её культ был заменен на культ Баст в период Нового царства), Аби (бог смерти в период Среднего царства) Сешат (богиня письма в египетской мифологии, она представлялась в облике молодой женщины, с накинутой поверх рубашки шкуре пантеры.) и нубийская Шемемтет, о которой мало что известно, т.к. она в процессе формирования «Девятки богов» была отождествлена с Сехмет уже в период существования Древнего царства.

Львы, воплощали в себе могущество и безграничную мощь богов и фараонов. В Древнем Египте лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов — Вчера и Сегодня.[23]Кошки были покровителями фараонов, вместилищами их воли и желаний, главным образом из-за мистических представлений о кошачьих и появился продукт слияния человека и кота – сфинкс. Существо сочетающее в себе небывалую преданность, силу мощи и гармонию. Изображения сфинксов было очень популярно в древнеегипетском искусстве на всём периоде существования цивилизации Древних Египтян, даже в период Древнего царства. Одна из самых больших статуй того периода – Большой сфинкс в Гизе, охраняющий одно из чудес света– Великие пирамиды Гизы. Культ кошек был самым популярным во все периоды существования цивилизации Древнего Египта. Пережитки культа кошек сохранились и до наших дней, но не в столь ярко выраженной форме.

Стоит выделить также божеств, воплощающих в себе отличительные качества сокола или ястреба, их почитали во многих областях Египта и Нубии и связывали с солнцем и небом. Основным божеством-соколом был Хор (бог неба, солнца, покровитель династии фараонов.) Если рассматривать богов-соколов по определенной иерархии, где главное место было закреплено за Хором, то ниже по почетаемости, но не по значимости стояли: Хемен (божество-сокол, покровитель династии), Аш (бог-покровитель Ливийской пустыни), Монту (бог солнца и войны, почитаемый главным образом на территории города Ермонта), Нехбет (богиня, почитаемая в основном в Верхнем Египте в городах Эль-Каб, выполняла функции покровительства фараонам.) Немти (бог, почитавшийся как владыка Восточной пустыни, оказывал покровительство идущим через нее караванам к Красному морю, являлся ипостасью бога Сета.), Сокар (божество плодородия и покровитель мертвых, Бог зла, огня и грешников. Центром культа был Мемфис), Сопду (бог-защитник от врагов).

Помимо ярко выраженных культов животных с большим количеством воплощений одного животного множеством богов, существовало и несколько моно-богов, воплощений одного животного. К таким богам можно отнести Селкет (покровительницу мертвых, дочь Амон-Ра, почиталась преимущественно в Нижнем Египте, изображалась со скорпионом на голове.) Хатмехит (богиня-рыба, почитаемая в городе Пер-Банебджедете (Мендес) «Первая среди рыб», являлась богиней жизни и защиты.) Хепри (является утренней ипостасью солнечного бога, изображался в виде жука-скарабея.) Жук-скарабея был наиболее почитаем в Древнем Египте, главным образом потому, что египтяне считали, что жук-скарабей повторяет путь солнца. Скарабей почитался как живое воплощения бессмертия, новую жизнь и воскрешение Солнца. Дело в том, что скарабеи откладывают свои яйца в трупах мелких животных и в навоз, когда же из гниющего куска плоти вылупляются скарабеи, новая плоть приходит на смену старой, мертвой плоти, тем самым, данное явление воплощает собой некую вариацию жизненного круговорота.

Одно из важных мест в египетских верованиях занимал шакал, воплощенный в образе бога Анубиса. Анубису, как богу загробного мира, были отведены одни из самых важнейший и высоко почитаемых обязанностей, заключающиеся в сохранении вечного покоя умерших и всяческой помощи Осирису, заключающейся в подготовке тела усопшего к «возвращению на небо». Такие обязанности были не случайны. Дело в том, что шакалы по природе своей падальщики и питались на кладбищах, раскапывая свежие могилы.

Культ растений.

Кроме культа животных существовал также культ растений. Лотос (колыбель Ра) был наиболее почитаем во все периоды существования цивилизации египтян. Наиболее почитаемыми деревьями в Египте были финиковая пальма и сикомора. В глубокой древности богини ассоциировались с определенным деревом, растущим в той или иной местности. В процессе упразднения пантеона местных богов, богини деревьев объединились с высоко почитаемыми богинями, в частности с Нут и Хатхор, и теряли свою самостоятельность. Хатхор обожествлялась в Мемфисе с сикоморой, в Нижнем Египте Хатхор отожествлялась с финиковой пальмой, близ современного Ком-эль-Хисна, и т. д.[24] Объектами культа были также лук, чеснок и некоторые другие растения. В Мемфисе находилась священная роща деревьев посвященная богине Хатхор. Исчезновение того или иного вида животных или растений в Египте неизбежно вело к исчезновению его культа. (Такое произошло с павианом. Определенного места культа павиан не имел. Почитание павиана как земного воплощения бога Тота наблюдается в Гермополе, позже павианы вымерли на территории Египта и их культ был упразднен.) Следует обратить внимание и на то, что пережитки культа деревьев сохранялись и в мусульманском Египте до первой четверти XX в. В легенде о «небесном дереве жизни» образно прослеживается мысль, что дерево, как некий символ растительного мира необходимо для человека.

Культ воды.

Всеобщее почитание основных четырех стихий было широким образом распространено на территории Египта. В каждом номе существовали собственные боги для каждой отдельной стихии. Их почитали наряду с «Великой девяткой». Единым богом воды для всего Египта была обожествлённая форма реки Нил в лице Хапи (божество олицетворявшее ежегодный разлив Нила, богатого плодородным илом. Его имя означает «Единственно текущий», что подразумевает течение Нила. Так же известен как «Повелитель рыб и птиц болотных», «Повелитель реки несущей растения». Хапи изображали как полноватого мужчину с синей кожей и большим животом, который ходил в набедренной повязке.Культраспространен на Элефантине.

 

Заупокойный культ.

Отличительной чертой Египетских верований являлось вера в существование нескольких оболочек, из которых состоит человек. Каждая оболочка соответствовала в полной мере уровню существования и несла в себе отличительные свойства, которые египтяне пытались сохранить и воссоздать их в обратном порядке после смерти, в фазе воскрешения.

Сах была первой оболочкой и воплощалась в видимой части человека. Отличительной характеристикой сах было соприкосновение и взаимодействие с вещами, телесным миром.

Ку, а позднее Ка, Кэ была второй оболочкой и воплощала жизненную энергию человека, его душу. Ка была связана с ощущениями человека, телесными и духовными чертами характера.

Би, а позднее Ба, Бэ была третьей оболочкой и воплощала в себе оболочку подсознания, жизненную силу. Ба состояла из человеческих чувств, желаний, эмоций, также ба обладало способностью переселяться в другие тела.

Эб, а позднее Иб была четвертой оболочкой и воплощала в себе человеческое сознание, состояла из человеческих мыслей. Эб – это бессмертная душа, после смерти тела она возвращалась в обитель Осириса.

Эб также являлась и пятой оболочкой, но несла в себе другие свойства. Представляла из себя над-сознание, носитель определенной информации, которая после смерти перетекает в другую оболочку, тем самым образую нескончаемый потом информации. Также Эб несет ответственность за место и время рождения человека, его врожденные пороки и заболевания любого характера, от телесных, до духовных.

Эб также являлся и шестой оболочкой, но также несла в себе другие отличительные свойства. Воплощала в себе самосознание, именно благодаря ей, человек имел возможность наблюдать за течением своим мыслей, задумываться о своем существовании, смысле своей жизни.

Ах была седьмой оболочкой, воплощала в себе душу, которая даруется человеку после смерти, заместив Ка.

Египтяне всецело верили в то, что смерть это отделение Ка из тела умершего и уход ее долгое странствие в вечность. Тело же оставалось в мире, как оболочка, которую нужно было подготовить для возвращения души и последующего воскрешения и появления на суде Осириса. Основные сведения о суде мы получаем 125-я глава «Книги Мертвых». В ней рассказывается о том, каким образом происходит суд над умершим. Согласно тексту главы 125 главным судьей выступает Осирис, который занимает центральное место в зале суда. Рядом с ним стоят весы, при помощи которых Анубис и Тот взвешивают сердце покойного, кладя его на одну чашу весов. В противовес сердцу, на другую чашу весов ставится фигурка или перо Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила). На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в каждом смертном грехе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.