Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль стратегического управления в современных условиях





 

 

В соответствии с действующей теорией под управлением понимается процесс воздействия субъекта управления на объект с помощью прямых и обратных связей. Прямые связи представляют собой совокупность средств воздействия субъекта управления на объект, включая управляющие сигналы и механизмы их реализации, а обратные связи – информационные каналы, по которым передается информация о функционировании объекта и его реакции на управленческие решения.

Управление – это процесс принятия и реализации стратегических и тактических решений с заданной целью и с учетом факторов внешней среды и потенциальных возможностей системы.

Основными видами управления служат инновационный и персональный менеджмент, административное управление, финансовый менеджмент, производственный (хозяйственный) менеджмент и др. Одним из важнейших видов менеджмента является стратегический менеджмент (стратегическое управление). Его роль особенно повышается в современных условиях, когда происходит формирование рыночных, конкурентных отношений в различных сферах хозяйственной жизни, включая городское хозяйство.
Стратегическое управление – это важнейший вид управленческого процесса в социально-экономической сфере. Суть стратегического управления состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов. Другими словами, стратегический менеджмент представляет собой процесс выбора приоритетных сегментов рынка и путей (средств) их достижения.



В процессе стратегического управления необходимо ответить на важнейшие вопросы развития системы:

· Что?

· Как?

· для Кого?

Это означает, что надо определить сферу применения своих усилий и оценить целесообразность того или иного вида деятельности в соответствующем сегменте рынка. Далее необходимо обосновать способ организации выбранного дела, включая источники и механизмы привлечения ресурсов, применяемые технологии, технические средства и т. п. Продумать механизм распределения результатов деятельности между всеми участниками управленческого процесса, и, в частности, обосновать распределение доходов между сферой накопления и потребления. Отметим, что в условиях свободного или относительно свободного рынка стратегические вопросы определения курса организации решаются в зависимости от складывающихся рыночных параметров. На централизованно регулируемом рынке приоритетные сферы деятельности задают властные органы управления, но способ выделения приоритетных сфер должен быть преимущественно экономический, а не административный, т. е. основан на стимулах, а не на принуждении.



Основные элементы стратегии: цели, пути их достижения и механизм реализации.
Цели и функции стратегического управления. Одной из главных задач управления является определение целей, ради достижения которых функционирует и развивается хозяйственная деятельность в жилищной сфере.
Целеполагание – это исходный момент и важнейший этап в процессе управления, который имеет особое значение на этапе разработки и реализации стратегий. От правильности формулировки целей зависит эффективность формирования системы управления в целом, т. е. выбор важнейших задач, принципов, направлений развития и принятие конкретных управленческих решений. Целеполагание начинается с обоснования и выбора наиболее общей цели, выражающей предназначение управленческой системы. В литературе она называется по-разному: политика фирмы, философия организации, миссия. Применительно к управлению городским хозяйством будем использовать термин «миссия».
Миссия – это важнейшая цель управления в любой сфере деятельности, которая определяет его предназначение, принципы организации и направленность действий. В административной экономике определения миссии на уровне территориальных образований и конкретных организаций не требовалось и даже запрещалось, так как целевую функцию для каждой территории и организации формулировало государство с помощью мощного управленческого аппарата. При переходе к рыночной экономике миссию необходимо определять на всех уровнях управления, включая региональный и муниципальный.



От обоснования и формулировки миссии во многом зависит успех организации на рынке.

Все фирмы, добившиеся успеха, удачно определяли свою миссию. Но есть многочисленные примеры и неудачных стратегических установок, особенно в России. Применительно к управлению жилищным хозяйством миссия должна быть ориентирована на социальные установки, а также обязательно включать экономические аспекты функционирования предприятий и организаций. Структура миссии должна отразить следующие элементы стратегии: товар (услуги), цена, технология, структура управления, сбыт, реклама, потребитель, имидж организации.

Важнейшей целью управления жилищным хозяйством служит максимально полное удовлетворение потребностей населения в соответствующих услугах и ремонтных работах путем рационального использования имеющихся ресурсов. Для достижения этой цели возникает необходимость решения следующих задач:

· максимально полное обеспечение учета интересов населения в решении важнейших вопросов развития жилищного хозяйства;

· разработка экономически рациональной системы взаимоотношений между всеми участниками хозяйственного процесса на правовой основе;

· активное включение противозатратных рычагов хозяйствования;

· внедрение экономических стимулов повышения качества работ и услуг в жилищном хозяйстве;

· обеспечение надежности и устойчивости инженерных систем в домах (водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, канализационная система и др.);

· обеспечение устойчивого ресурсообеспечения жилищного комплекса за счет привлечения централизованных и нецентрализованных источников финансирования, развития материально-технической базы и улучшения системы подготовки кадров.

Миссия не должна полностью зависеть от текущего состояния жилищного хозяйства, а быть ориентированной в будущее, определяя общий курс развития данной сферы. Она обеспечивает основу для разработки стратегии развития и определения ключевых целей по всем функциональным и обеспечивающим подсистемам, отраслям и сферам муниципального хозяйства.

В связи с многообразием деятельности в области управления жилищным хозяйством целесообразна разработка системы целей и их упорядочение. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие методы для их достижения. Рекомендуемая классификация целей в жилищном хозяйстве представлена в таблице ниже.

 

 

Таблица 1.1.

Классификация целей управления городским хозяйством

 

Цели в управлении жилищным хозяйством настолько многообразны, что без их комплексной и системной иерархии и упорядочения не обойтись. Поэтому возникает необходимость формирования «дерева целей», для чего осуществляется их последовательная декомпозиция. Принципиальная схема «дерева целей» представлена на рисунке ниже.

 

Рис. 1.2. «Дерево целей» в системе управления жилищным хозяйством (ЖХ)

 

Основные требования, учитываемые при разработке «дерева целей»:

· общая цель – миссия – содержит описание конечного результата управленческого процесса;

· реализация подцелей обеспечивает достижение цели более высокого порядка;

· формулировки целей содержат желаемые результаты, а не способы их достижения;

· подцели каждого уровня не зависят друг от друга;

· основу «дерева целей» составляют задачи, определяющие содержание действий по достижению целевых установок;

· количество уровней декомпозиции зависит от сложности поставленных целей, масштаба хозяйственной деятельности и выбранного курса развития муниципального образования.

Разработка «дерева целей» позволяет четко ориентировать организацию в целом и ее структурные подразделения на достижение заданных результатов развития, сформулировать перечень конкретных задач и создать условия для их эффективного решения.

Важным аспектом методологии управления является изучение управленческих функций. Функции управления определяют типичное содержание различных видов управленческих решений, которые характеризуются однородностью целей, действий и способов их реализации. Они определяют общие задачи и направления управленческой деятельности.

Важнейшими функциями управления жилищным хозяйством служат: прогнозирование и планирование, организация и регулирование, контроль и анализ. Кроме того, необходимо учитывать и такие функции управления, как целеполагание, мотивация, делегирование прав и др. Виды и содержание основных управленческих функций приведены в таблице ниже.

 

Рис. 1.3. Основные функции управления жилищным хозяйством

 

Основными функциональными подсистемами стратегического управления жилищным хозяйством являются следующие: маркетинговая деятельность, программно-плановая и финансово-инвестиционная деятельность, инновационное управление, организация контроля за реализацией управленческих решений и ряд других. По каждой из них формулируются конкретные целевые установки и показатели, отражающие общую цель развития системы.

Так, в сфере маркетинга предусматривается достижение необходимого объема реализации продукции и услуг. В области программно-плановой деятельности намечаются важнейшие задания по выполнению производственной программы хозяйственного комплекса. В инновационной сфере устанавливаются целевые установки на обновление и совершенствование продукции для достижения конкурентоспособности организации. В области финансово-инвестиционной деятельности в качестве целевых установок предусматривается устойчивое ресурс обеспечение жилищного хозяйства и требуемые объемы привлечения инвестиционных ресурсов. В сфере контроля за выполнением управленческих решений и анализа их реализации намечаются целевые задания по повышению эффективности и результативности принятых решений.
Общая концепция и процесс стратегического менеджмента.

Формирование стратегического менеджмента основывается на определенной концепции, содержанием которой является формулировка основных целей и направлений стратегии. Концепция стратегического менеджмента, как и другие управленческие концепции, разрабатывается с учетом принципов системности и комплексности, целенаправленности, социальности и эффективности и ряда других. Но особое значение здесь имеют такие принципы, как ориентация на потребителей и адекватное реагирование на изменение внешней среды. Применение этих принципов позволяет строить всю управленческую систему, исходя из потребительского спроса, а также с учетом прогнозирования динамики изменений внешней среды и соответствующего принятия управленческих решений.
Основными элементами концепции стратегического управления служат цели, учет факторов внешней среды, реальная оценка и максимальное использование потенциала организации, механизм реализации принятых решений. Это означает, что при формировании системы стратегического управления необходимо предусмотреть разработку целевого блока, ориентированного на разрешение имеющейся проблемной ситуации организации, на прогнозирование факторов внешней среды и максимально возможного использования имеющихся ресурсов организации.

Эффективность разработанной концепции во многом будет зависеть от механизма ее реализации, включающего целый ряд обеспечивающих блоков и подсистем: нормативно-правовой, научно-методической, финансово-экономической, организационной, информационной, кадровой. Важнейшие элементы концепции представлены на рисунке:

Рис. 1.4. Основные элементы концепции стратегического управления

Результаты стратегического управления – определение стратегического курса системы (объекта, организации), выбор технологии деятельности, определение внутренней структуры, требования к персоналу, мотивация деятельности, источники ресурсов развития, механизм реализации стратегии. Главным результатом стратегии в жилищном хозяйстве является определение стратегической позиции, обеспечивающей жизнеспособность функционирования и развития системы в окружающей среде.

Процесс стратегического управления представляет собой последовательные этапы формирования и реализации стратегического плана организации. Поэтому нередко для обозначения процесса управления используются термины «планирование стратегии», или «стратегическое планирование».

Стратегическое управление – это определение миссии и целей системы, выбора стратегического курса и обоснование путей его реализации.

На первоначальном этапе «Миссия и цели организации» определяются предназначение и важнейшие ориентиры развития организации, рассчитываются целевые показатели на расчетный период. Этап «Оценка факторов внешней среды» направлен на учет нерегулируемых факторов. «Анализ сильных и слабых сторон организации» позволяет оценить имеющийся потенциал и степень его использования. На этапе «Формирование стратегических альтернатив и выбор варианта стратегии» осуществляется формирование, сопоставление и выбор наиболее эффективного управленческого решения. Этап «Управление реализацией стратегии» представляет собой комплекс мер по разработке и внедрению стратегических решений. «Оценка реализации стратегии и предложения по корректировке курса» включает определение эффективности реализованных мероприятий, разработку и обобщение аналитических материалов и формулировку предложений по корректировке стратегического курса организации.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.