Сделай Сам Свою Работу на 5

Автоматический переход права на земельный участок при продаже находящейся на нем недвижимости





 


АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПРИ ПРОДАЖЕ НАХОДЯЩЕЙСЯ НА НЕМ НЕДВИЖИМОСТИ

В соответствии со ст.55 Кодекса Республики Беларусь о земле от 04.01.1999 № 226-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20 октября 2006 г., далее - КоЗ) при переходе права собственности на строение или сооружение вместе с этими объектами переходит и право пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком (его частью). Размер земельного участка (его части) определяется в установленном порядке с учетом целей, для которых использовались эти строения и сооружения.

На практике до 1 января 2008 г. регистрация перехода права на земельный участок (либо регистрация прекращения права одного пользователя и возникновения права другого пользователя) осуществлялась на основании документов, предусмотренных законодательством о земле. При продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, требовалось принятие органом, к компетенции которого относилось изъятие и предоставление земельных участков, решения о передаче права на участок приобретателю либо об изъятии участка у отчуждателя и предоставлении земельного участка приобретателю. С учетом того что в ряде случаев лица, зарегистрировавшие переход права на капитальное строение, не обращались за принятием решения о передаче им земельного участка в дальнейшем, Законом РБ от 20.10.2006 № 170-З п.5 ст.10 Закона РБ от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 7 мая 2007 г., далее - Закон) был дополнен частью второй, согласно которой государственная регистрация перехода права собственности на капитальное строение стала возможной только одновременно с регистрацией прав приобретателя на земельный участок. Основанием для обращения приобретателя в компетентный орган являлся зарегистрированный договор, в соответствии с которым право собственности перешло от отчуждателя к приобретателю.



Как установлено п.12 Указа Президента РБ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее - Указ № 667), вступившего в силу с 1 января 2008 г., не требуется принятие местным исполнительным комитетом решения об изъятии и предоставлении земельного участка либо переходе права на него в случае перехода права на расположенное на нем капитальное строение (здание, сооружение), в т.ч. не завершенное строительством законсервированное, к другому лицу, если при этом не изменяются целевое назначение земельного участка, вид вещного права на него, его размер и границы. В этом случае государственная регистрация перехода права на земельный участок осуществляется в установленном законодательством порядке на основании документов, представленных для осуществления государственной регистрации перехода права на такое капитальное строение (здание, сооружение).



Таким образом, при приобретении капитального строения, расположенного на земельном участке, и соблюдении иных условий, необходимых для перехода права собственности, государственная регистрация договора об отчуждении капитального строения и государственная регистрация основанного на таком договоре перехода права и перехода права на земельный участок осуществляются одновременно на основании заявления о государственной регистрации, поданного приобретателем капитального строения.

Возможность применения нормы п.12 не ставится Указом № 667 в зависимость от даты подписания договора об отчуждении капитального строения (до или после 1 января 2008 г.), в связи с чем при представлении в организацию по государственной регистрации такого договора, подписанного как до, так и после вступления в силу Указа № 667, регистрация перехода прав на земельный участок может быть осуществлена без принятия местным исполнительным комитетом решения об изъятии и предоставлении земельного участка либо переходе права на него.



Буквальное толкование нормы п.12 Указа № 667 позволяет сделать вывод о том, что подобным образом переходит право только на земельный участок, на котором находится отчуждаемое капитальное строение. В случае если наряду с участком, на котором находится здание (сооружение), отчуждателю ранее были предоставлены иные земельные участки, в т.ч. и для целей обслуживания этого капитального строения, права на эти участки могут быть переданы или прекращены только в общем порядке путем издания местным исполнительным комитетом соответствующего решения.

На практике также нередки ситуации, когда право собственности на объект переходит от одного лица к нескольким и, наоборот, от нескольких лиц к одному. Законодательно порядок определения размера долей в праве на земельный участок не урегулирован. На практике участники права общей долевой собственности на капитальное строение составляют и подписывают соглашение об установлении размера долей в праве на земельный участок. Поскольку четких требований к форме и содержанию такого соглашения не установлено, размер доли в праве на земельный участок может быть определен в заявлении о государственной регистрации, подписанном всеми лицами, которые приобретают доли в праве на земельный участок, и лицами, доля в праве которых изменяется. Размер долей также может быть определен в договоре, в соответствии с которым возникает общая долевая собственность на капитальное строение либо на основании которого происходит перераспределение размера долей в праве. В том случае, если на основании договора общая долевая собственность на здание (сооружение) прекращается в результате приобретения одним лицом всех ранее зарегистрированных долей в праве собственности, переход права на земельный участок от группы лиц к одному лицу может быть зарегистрирован на основании его заявления.

В случаях осуществления регистрационных действий на основании договора об отчуждении капитального строения организация по государственной регистрации в течение 5 рабочих дней со дня совершения регистрационного действия уведомляет о переходе права областную (Минскую городскую) землеустроительную и геодезическую службу, соответствующий местный исполнительный комитет и территориальные налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

Указанное выше правило не действует в случаях, когда при переходе права на расположенное на земельном участке капитальное строение изменяются целевое назначение земельного участка или вид вещного права на него либо его размер и (или) границы. В такой ситуации регистратор осуществляет государственную регистрацию только договора, после чего судьба земельного участка решается местным исполнительным комитетом на основании обращения приобретателя в общем порядке.

Изменение вида права может произойти в случае приобретения капитального строения лицом, которому в соответствии с законодательством участок не может принадлежать на том же праве, что и отчуждателю, с учетом видов прав, установленных подп.1.1 п.1 Указа № 667 для различных категорий правообладателей. Так, вид права изменяется при приобретении капитального строения, расположенного на участке, предоставленном отчуждателю в пользование, индивидуальным предпринимателем, иностранным гражданином или юридическим лицом, не являющимися резидентами Республики Беларусь, которым земля не может принадлежать на таком праве. Кроме того, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или иностранный гражданин не могут быть субъектами права пожизненного наследуемого владения или права собственности на земельные участки при приобретении у граждан жилых домов, расположенных на таких участках.

Вместе с тем в настоящее время существует ряд ситуаций, в которых возможность применения п.12Указа № 667 вызывает затруднения. Рассмотрим эти ситуации.

 

1) Отчуждение изолированного помещения обладателем вещного права на земельный участок или доли в праве на него при условии, если земельный участок был предоставлен (передан) для обслуживания этого помещения или здания (сооружения), в котором оно расположено.

С одной стороны, п.12 Указа № 667 предусматривает возможность перехода права на земельный участок без принятия местным исполнительным комитетом решения только в случае отчуждения капитального строения, расположенного на указанном земельном участке, что позволяет сделать вывод о невозможности перехода прав на землю в случае отчуждения изолированного помещения.

С другой стороны, Государственный комитет по имуществу полагает, что регистрация такого перехода прав возможна в силу того, что изолированное помещение является частью капитального строения (здания, сооружения). При этом если изолированное помещение поступает в общую долевую собственность нескольких лиц либо отчуждатель изолированного помещения сохраняет право или долю в праве на иное изолированное помещение, расположенное в этом капитальном строении, то доли этих лиц в праве на земельный участок могут быть определены указанным выше путем. В силу норм части второй ст.55 КоЗ, устанавливающей возможность перехода прав на земельный участок в случае отчуждения части капитального строения, данная точка зрения представляется верной.

2) Возможность регистрации перехода права на земельный участок в случае перехода права на капитальное строение не на основании сделки (например, при передаче здания (сооружения) в качестве дивидендов) либо смены лица, которое будет осуществлять эксплуатацию объекта, не связанной с переходом права собственности, однако затрагивающей иные вещные права (например, закрепление собственником имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, учредителем которых такое лицо является; изъятие учредителем у своего унитарного предприятия или учреждения капитального строения; передача здания (сооружения) из хозяйственного ведения или оперативного управления одного субъекта права другому в пределах одного собственника).

Исходя из буквального толкования п.12 Указа № 667, не устанавливающего конкретно вид права нового владельца капитального строения, но предусматривающего переход этого права, регистрация перехода права на земельный участок в случае, если переход происходит не на основании сделки, возможна. Вместе с тем в случаях возникновения или прекращения иных вещных прав без перехода права собственности на объект регистрация перехода права на земельный участок, считаем, не будет возможной.

Позиция Государственного комитета по имуществу такова, что в указанных случаях регистрация осуществляться должна. Данное мнение представляется верным в связи с тем, что в ситуации с переходом, например, права хозяйственного ведения от одного унитарного предприятия к другому, принадлежащему тому же собственнику, на основании п.12 Указа № 667 регистрация должна осуществляться, а остальные случаи являются схожими, в связи с чем по аналогии должны осуществляться те же действия.

3) Отсутствие критериев для установления регистратором изменения целевого назначения, размера участка и (или) его границ, вызывающее трудности в применении нормы п.12 Указа № 667 в полном объеме.

Как правило, земельный участок предоставляется для целей строительства и (или) обслуживания капитального строения. Регистратор при государственной регистрации создания земельного участка вносит в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним информацию о цели его предоставления и о целевом назначении такого земельного участка. Сведения о цели предоставления вносятся в регистр исходя из текста решения уполномоченного органа об изъятии и предоставлении земельного участка, а о целевом назначении - в соответствии с Единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров РБ от 05.07.2004 № 33. Согласно указанной классификации все назначения земельных участков, предоставляемых (передаваемых) для размещения объектов недвижимости, начинаются словами «земельный участок для размещения» и соответственно охватывают все цели предоставления такого участка: строительство, обслуживание, строительство и обслуживание. Вместе с тем в свидетельстве (удостоверении) о государственной регистрации, являющемся документом, удостоверяющим право на земельный участок, указывается цель предоставления. Таким образом, если капитальное строение, отчуждаемое в соответствии с договором, завершено строительством и расположено на земельном участке, который ранее был предоставлен только для строительства или для строительства и обслуживания этого здания, можно сделать вывод о том, что назначение земельного участка меняется, поскольку после ввода объекта в эксплуатацию на земельном участке будет осуществляться только обслуживание этого здания (сооружения).

Поскольку в большинстве случаев регистраторы не обладают специальными познаниями в области землеустройства, без доведения до их сведения четких критериев определения ситуаций, в которых должны изменяться границы и (или) размер участка, регистраторы будут совершать регистрацию перехода права на участок одновременно с переходом права на капитальное строение без принятия местным исполнительным комитетом соответствующего решения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.