Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная психология образования





Программа учебной дисциплины

по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»

магистерская программа «Школьная психология»

 

Разработчик:

 

Васюта Галина Георгиевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития ГОУ ВПО «ВГПУ».

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц II семестр  
 
Аудиторные занятия (всего) 30 / 0,9 30 / 0,9  
В том числе:
Лекции 10 / 0,3 10 / 0,3
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С) 10 / 0,3 10 / 0,3
Лабораторные работы (ЛР) 10 / 0,3 10 / 0,3
Самостоятельная работа (всего) 78 / 2,1 78 / 2,1
В том числе:
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат
Другие виды самостоятельной работы 42 / 1,1 42 / 1,1
Вид промежуточной аттестации – зачет с оценкой 36 / 1 36 / 1
Общая трудоемкость часы зачетные единицы  
 

5. Содержание дисциплины



5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Введение в социальную психологию образования Социальная психология образования как новое научное направление психологической науки и практики, являющееся одним из методологических, теоретических и практических оснований развивающего образования. Объект и предмет социальной психологии образования. Система образования в России: проблемы и перспективы. Основные типы образовательных учреждений. Понятие о социально-психологических аспектах образовательного процесса. Психологическая служба в системе образования и перспективы ее развития. Специфика и основные направления социально-психологических исследований в образовании. Основные методы социальной психологии образования. Основные направления работы психолога в образовании. Новейшие направления и методы работы социальных психологов и педагогов в образовании. Активные методы социально-психологического обучения.
2. Психология субъектов образовательного процесса Психология субъекта в образовательном пространстве. Реализация субъектно-личностного подхода в образовании. Учащийся как субъект образования. Особенности социально-психологической работы с детьми разного возраста в различных образовательных учреждениях. Степень влияния на учащихся различных факторов социального окружения. Социально-психологические характеристики учащихся как факторы образовательного процесса. Социально-психологическая адаптация учащегося в разных условиях и уровнях образования. Школьная дезадаптация. Социальная психология девиаций в образовании. Профилактика асоциального и антисоциального поведения учащихся. Родители ребенка (или замещающие их лица) как активные участники образовательного процесса. Соответствие образовательных услуг запросам и ожиданиям родителей. Согласованность взаимодействия образовательного учреждения с родителями. Семья как важнейший институт социализации. Работа психолога с семьей ребенка как важная составляющая часть работы психолога в образовательном учреждении. Основные направления работы психолога с семьей ребенка в системе образования. Педагоги как субъекты образования. Представления педагогов о системе образования и значимости своей профессии. Профессионально важные личностные качества педагога. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Барьеры педагогической деятельности. Осознание своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей как субъекта педагогической деятельности. Социально-психологические проблемы профессионализации личности учителя. Психолог как субъект образования. Профессиональная позиция. Личностные особенности практического психолога образования. Социально-психологические вопросы профессиональной подготовки психологов и педагогов.
3. Социальная психология групп в образовании Социально-психологическая характеристика групп и коллективов учащихся. Поэтапное развитие учебной группы как коллектива. Социально-психологические особенности детских, подростковых и юношеских коллективов. Проблема межгрупповых отношений. Влияние положения в группе на развитие личности. Социометрический статус и его детерминация: влияние особенностей личности, успеваемости, индивидуально-психологических особенностей. Роль психолога и учителя в оптимизации положения учащегося в группе. Сплоченность учебной группы (школьного класса), готовность оказать помощь друг другу. Ценностно-ориентационное единство группы. Группировки в учебной группе. Значение референтности учебной группы для личности. Социально-психологический климат в учебной группе. Понятие педагогического коллектива. Социально-демографические и психологические особенности педагогического состава в образовательных учреждениях разного типа. Формальная и неформальная структура педагогического коллектива. Социально-психологическая адаптация учителя в педагогическом коллективе. Факторы, определяющие положение педагога в педагогическом коллективе. Личностное и профессиональное развитие педагога. Психология «педагогической команды». Сплоченность и ценностно-ориентационное единство педагогического коллектива. Оценка психологического климата в педагогическом коллективе.
4. Общение и взаимодействие субъектов образовательного процесса Общение и социализация личности. Общение детей друг с другом как фактор их психического развития. Возрастная динамика потребности в общении в онтогенезе и психологических особенностей общения учащихся. Влияние отношений между учащимися на эффективность обучения и образования. Осознание и переживание детьми своих отношений со сверстниками. Межличностное восприятие учащимися друг друга. Гендерный аспект взаимного восприятия и взаимоотношений в группе учащихся. Психология взаимодействия между учащимися в образовательном процессе. Социально-психологические особенности взаимодействия между учащимися и педагогом. Коммуникации в образовании: техники и технологии, барьеры и их преодоление. Межличностные взаимодействия субъектов учебной деятельности. Стили педагогического взаимодействия. Отношение учащихся к учителю в связи со стилем его деятельности. Влияние стиля на межличностные отношения учащихся. Социальная психология межличностного познания в образовательном процессе. Механизмы социальной перцепции, их специфика в образовательном процессе. Самопрезентация педагога и продуктивность его деятельности. Педагогическая деятельность и педагогическое общение. Структура, функции и направленность профессионально-педагогического общения. Понятие эффективного педагогического общения. Средства и техники профессионально-педагогического общения. Своеобразие педагогического общения в условиях разных типов образовательных учреждений. Особенности педагогического общения в средней школе в условиях разных форм обучения. Специфика педагогического общения в высшей школе. Психологические барьеры в педагогическом общении и взаимодействии: распознавание и преодоление. Ситуации затрудненного педагогического общения. Общение в конфликтных педагогических ситуациях. Проблема эмоционального выгорания педагога. Пути и приемы профилактики эмоционального выгорания. Способы повышения коммуникативной компетентности педагога.
5. Социально-психологические проблемы образовательной среды Социально-психологические составляющие образовательной среды. Современные концепции образования. Профессиональные установки студентов. Целевые установки учителей. Социально-психологические модели организации учебного процесса. Актуальные теоретические и практические проблемы социальной психологии образования на пути к интеграции в мировое образовательное пространство – проблемы и перспективы изменения образовательной среды. Новые ценностные парадигмы в педагогике и психологии. Изменения в педагогическом мышлении в период смены образовательных парадигм. Феноменология основных категорий социальной психологии в образовании и процессов развития целеполагания, мотивации и управления в образовательной среде. Методы и технологии, обеспечивающие успешную профессиональную деятельность магистров психологии образования.

Лабораторный практикум





№ п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудо-емкость (часы/зачетные единицы)
1. Введение в социальную психологию образования Методы социальной психологии образования 2(ЛПЗ)+ 10(СРС)
2. Психология субъектов образовательного процесса Личностные особенности практического психолога образования. 2(ЛПЗ)+ 10(СРС)
3. Социальная психология групп в образовании Оценка психологического климата в учебной группе и в педагогическом коллективе. 2(ЛПЗ)+ 10(СРС)
4. Общение и взаимодействие субъектов образовательного процесса Самопрезентация педагога и продуктивность его деятельности. 2(ЛПЗ)+ 10(СРС)
5. Социально-психологические проблемы образовательной среды Профессиональные установки студентов. 2(ЛПЗ)+ 10(СРС)

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Акопов Г.В. Социальная психология образования. – М.: Флинта; МПСИ, 2000.

2. Журавлев А.Л. Социально-психологическое пространство личности [электронный ресурс] / А.Л.Журавлев, А.Б.Купрейченко. – М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2012. – URL: http://www.iprbookshop.ru/15647. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

3. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании [электронный ресурс]. – М.: Пер Сэ, 2008. – URL: http://www.iprbookshop.ru/7440. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

4. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. – СПб.: Питер, 1999.

5. Социальная психология образования / под ред. А.Н.Сухова. – М.: МПСИ, 2005.

 

б) дополнительная литература

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства [электронный ресурс]. – М.: Пер Сэ, 2008. – URL: http://www.iprbookshop.ru/7439. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

2. Акмеология / под общ.ред. А.А.Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004.

3. Акопов Г.В. Социальная психология высшего образования. – Самара: Изд-во СГПИ, 1993.

4. Акопов Г.В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса / Г.В.Акопов, А.В.Горбачева. – М.: Машиностроение, 2003.

5. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект-пресс, 2005 (1997).

6. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2004.

7. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Академия, 2009.

8. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1996.

9. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: КАНОН-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

10. Девиантное поведение детей и подростков в современных социокультурных условиях [электронный ресурс] / В.В. Семикин [и др.]. – СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013. – URL: http://www.iprbookshop.ru/21445. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

11. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф.Зимбардо, М.Ляйппе. – СПб.: Питер, 2000.

12. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования // Современная психология: справочное руководство / отв.ред. В.Н.Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С.668–680.

13. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Мн.: ТетраСистемс, 2000.

14. Коломинский Я.Л. Социальная психология развития личности [электронный ресурс] / Я.Л.Коломинский, С.Н.Жеребцов. – Минск: Вышэйшая школа, 2009. – URL: http://www.iprbookshop.ru/20142. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

15. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика: справочно-энциклопедическое издание / М.Ю.Кондратьев, В.А.Ильин. – М.: ПЕР СЭ, 2007.

16. Кондратьев М.Ю. Психология отношений межличностной значимости / М.Ю.Кондратьев, Ю.М.Кондратьев. – М.: ПЕР СЭ, 2006.

17. Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении [электронный ресурс]. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – URL: http://www.iprbookshop.ru/7433. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

18. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества. – М.: МПСИ, 2006.

19. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы / Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2001.

20. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. – СПб.: Питер, 2001.

21. Немов Р.С. Психология: кн.2. Психология образования. – М.: Просвещение; Владос, 1994.

22. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: СПбГУП, 2003.

23. Педагогическая деятельность // Социальная психология / под ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.460–468.

24. Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004.

25. Прикладная социальная психология в образовании // Социальная психология / А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.; под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – М.: Академия, 2001. – С.576–582.

26. Психология и культура / под ред. Д.Мацумото. – СПб.: Питер, 2003.

27. Психология педагогического взаимодействия / под ред. Я.Л.Коломинского. – СПб.: Речь, 2007.

28. Росс Л. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Л.Росс, Р.Ниссбет. – М.: Аспект Пресс, 2000.

29. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М. Академия, 2005.

30. Современная социология образования / отв.ред. А.М.Осипов, В.В.Тумалев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

31. Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения [электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (11 апреля 2013 г., Кемерово) / Е.Л. Кудрина [и др.]. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2013. – URL: http://www.iprbookshop.ru/29704. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

32. Социальная психология и образование // Немов Р.С. Социальная психология / Р.С.Немов, И.Р.Алтунина. – СПб.: Питер, 2008. – С.326–329.

33. Социальная психология личности / отв. ред. М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова. – М.: Наука, 1979.

34. Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе [электронный ресурс]. – М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2008. – URL: http://www.iprbookshop.ru/15596. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

35. Триандис Г.С. Культура и социальное поведение. – М.: ФОРУМ, 2007.

36. Фернхем А. Личность и социальное поведение / А.Фернхем, П.Хейвен. – СПб.: Питер, 2001.

37. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Институт Психотерапии, 2002.

38. Шамионов Р.М. Подготовка компетентностного и конкурентноспособного специалиста: проблемы психологического образования // Компетентностный подход как фактор повышения качества современного образования. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С.7 – 10.

39. Шамионов Р.М. Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии личности в образовании // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 4. – С.61 – 69.

40. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: Владос, 1995.

41. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе [электронный ресурс]: монография. – М.: Логос, 2012. URL: http://www.iprbookshop.ru/13012. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

42. Исаев Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах [электронный ресурс] / Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013.. – URL: http://www.iprbookshop.ru/34940. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

 

 

Критериальная база рейтинговой оценки по дисциплине «Социальная психология образования» в соответствии с Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов ГОУ ВПО «ВГПУ» от «31» августа 2009 г.:

 

Вид учебной деятельности студента Баллы
Работа на практических занятиях до 10 баллов
Работа на лабораторно-практических занятиях: 1. Методы социальной психологии образования 2. Личностные особенности практического психолога образования 3. Оценка психологического климата в учебной группе и в педагогическом коллективе 4. Самопрезентация педагога и продуктивность его деятельности 5. Профессиональные установки студентов до 20 баллов
Контрольные мероприятия (2 в семестр) до 10 баллов
СРС (проверяется на практических занятиях): 1. Введение в социальную психологию образования 2. Психология субъектов образовательного процесса 3. Социальная психология групп в образовании. 4. Общение и взаимодействие субъектов образовательного процесса 5. Социально-психологические проблемы образовательной среды до 20 баллов
Зачет с оценкой до 40 баллов
Итого 100 баллов

Студент, набравший 30 баллов, допускается к сдаче зачета с оценкой.

Студент, набравший 91 – 100 баллов - «отлично»,

76 – 90 – «хорошо»,

61 – 75 – «удовлетворительно»,

60 и менее – «неудовлетворительно».

б) контроль в периоды рубежных срезов

Рубежный контроль включает в себя результаты выполнения контрольных работ, которые включают вопросы закрытого (выбор правильного ответа из предложенных вариантов) типа. Собеседование по результатам выполнения заданий позволяет самому обучающемуся адекватно оценить успешность освоения курса. Рубежные срезы рекомендуется провести дважды в семестр.

б) промежуточная аттестация

В соответствии с Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов ГОУ ВПО «ВГПУ» от 31 августа 2009 г. производится оценка студентов на зачете.

При семестровой аттестации студентов критериями выставления оценки на зачете выступает степень полноты освоения студентом основного содержания дисциплины, изученной в семестре:

– оценка 35–40 баллов выставляется студенту, обнаружившему всестороннее осознанное систематическое знание учебно-программного материала и умение им самостоятельно пользоваться, проявляющему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, умеющему свободно выполнять практические задания, освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины, в их значении для приобретаемой профессии;

– оценка 26–34 баллов выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему предусмотренные программой задачи, усвоившему основную рекомендованную литературу, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учёбы и профессиональной деятельности; знания и умения студента в основном соответствуют требованиям, установленным выше, но при этом студент допускает отдельные неточности, которые он исправляет самостоятельно при указании преподавателя на данные неточности;

– оценка 15–25 баллов выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, обладающему необходимыми знаниями, но допускающему неточности при ответе или выполнении заданий; студент показывает осознанное усвоение большей части изученного содержания и исправляет допущенные ошибки после пояснений, данных преподавателем;

– оценка 1–14 балловвыставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; при этом студент обнаруживает незнание большей части изученного в семестре (экзаменуемого) материала, не справляется с решением практических задач и не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.