Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1.Возникновение и развитие жанровых форм путешествия





ПУТЕШЕСТВИЕ В ПЕРМСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 2007-2008 гг. : ЖАНРОВЫЙ АСПЕКТ

 

Дипломная работа

студентки 6 курса

специальности «Журналистика»

заочного отделения

филологического отделения

Тетериной Арины Алексеевны

 

Научный руководитель –

к.ф.н., старший преподаватель

кафедры журналистики

Власова Елена Георгиевна

 

Пермь 2008

Содержание

Введение…………………………………………………….......................3

Глава 1.Возникновение и развитие жанровых форм путешествия……………………………………………………………………..9

Глава 2. Жанровые формы путешествия в пермской периодической печати……………………………………………….............23

1. Общая тематическая характеристика жанра

путешествия в пермской периодике……………………………………..23

2. Путевой очерк в пермской публицистике …………………………....26

2.1.Прогулка по городу……………………………………………...........32

2.2.Путевые заметки………………………………………………............35

2.3. Путевой дневник ……………………………………………..............38

3. Информационно-рекомендательные жанры путешествия…………..39

3.1.Рекомендация………………………………………………………….42

3.2.Рейтинг………………………………………………………………...43



3.3. Обзор…………………………………………………………………..44

Заключение………………………………………………………………48

Список литературы…………………………………………………….50

Приложение …………………………………………………………….53

 

Введение

 

Путешествие – это одна из популярнейших тем как в художественной литературе, так и в современной публицистике. На полосах федеральных и региональных изданий всё чаще встречаются самые разнообразные путевые тексты, и связано это чаще всего с рекламной деятельностью печатных СМИ. На данный момент уже появился термин «travel-журналистика». Появление этой сугубо прикладной и узкопрофильной тематической сферы говорит о росте читательского спроса, а стало быть, и увеличении числа публикаций о путешествиях. Однако это не значит, что раньше не существовало текстов о путешествиях, просто сегодня публицистика путешествий вышла на совершенно новый уровень. Выросло количество телепередач о путешествиях, число печатных изданий, тематика которых связана исключительно с путешествием. Корифеями «travel-журналистики» в России являются журналы «Вокруг Света» и «National Geographic Traveler». За свою многолетнюю историю эти издания завоевали обширную читательскую аудиторию и стали в каком-то роде «законодателями мод» в сфере журналистики путешествий. В пермской периодике на данный момент не существует изданий подобного рода. Однако сама тематика путешествия довольно часто встречается на страницах региональных печатных СМИ.



Дипломная работа посвящена исследованию различных жанровых проявлений журналистского путешествия в пермской периодике. Мы попытаемся поразмышлять над сущностью самого путешествия в печати как темой, которая направлена на соотношение, сравнение местной культуры и культуры незнакомого пространства. Ведь через это сравнение происходит процесс самопознания, самоидентификации. Открывая для себя новые границы, мы больше узнаём сами себя.

Некоторые критики, например Н.Маслова, выделяют путешествие как отдельный своеобразный жанр, синтезирующий в себе информационное, аналитическое и образное начала.

Актуальность и новизна выбранной тематики связана с отсутствием системных исследований по данному вопросу. Нами были изучены диссертационная работа К.Панцерева «Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра», исследования жанра путевого очерка В.Кантаровича, В.Михельсона, В.Колосова, Н.Масловой, Д.Замятина. Эти работы позволяют нам глубже понять структуру и жанровое своеобразие очерка, но не дают представления о проявлении тематики путешествий в иных жанровых формах. В нашей работе мы попытаемся выявить эти жанровые формы, проанализировать то, как тема путешествия подаётся на региональном уровне. Таким образом, предметомнашего исследования являются путевые тексты пермской периодической печати за 2007, начало 2008 гг. объектом изучения – жанровые формы публикаций.



Цель дипломной работы – дать систематический анализ жанровых проявлений путешествия в пермской периодике. Для этого нам необходимо решить ряд задач:

1. Проследить историю формирования жанров путешествия в отечественной журналистике.

2. Дать характеристику путешествия как особой сферы современной журналистики.

3. Выявить жанровые формы путевых публикаций пермской периодики.

4. Рассмотреть целевую направленность текстов путешествий в пермской периодике.

5. Проанализировать композиционные, стилистические, языковые особенности путевых публикаций пермских изданий.

Материалом исследования послужила пермская периодика 2007-2008 гг.: газеты – «Звезда», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Деловое Прикамье», «Business Class», «Пермские новости», «Капитал-викли», журналы – «Шпиль», «Компаньон», «Сити», «Выбирай», «Я покупаю», «Экшн», «Банзай», «Бизнес-журнал». У каждого из этих изданий собственная политика: «Выбирай», «Сити», «Я покупаю» - сугубо рекламные пермские проекты, «Компаньон» и «Шпиль» видят среди своей целевой читательской аудитории так называемую интеллектуальную и творческую элиту региона, деятелей искусства, науки и политики, газеты «Звезда», «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты» позиционируют себя как общественно-политические издания, «Экшн» - как информационно-имиджевый журнал.

Фронтальный просмотр показал, что путешествия активны в журнальной периодике, причем как общего характера («Пермский Экшн»), так и делового («Компаньон»). Одной из основных площадок развития современного путешествия стали информационно-рекламные журналы («Я покупаю», «Сити»). Среди газет по публикациям путешествий лидируют – общеполитические издания («Звезда», «Аргументы и факты»)

При характеристике разнообразия форм путешествия мы используем понятия «жанр» и «жанровая форма». В.Д.Пельт в книге «Дифференциация жанров газетной публицистики»[1] даёт следующее определение жанру: «Жанр можно определить как исторически сложившуюся литературно-публицистическую форму, обладающую определенными устойчивыми признаками. Жанр – одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли... Жанр как особый вид произведения, обладающий определенными признаками и соответствующей структурой, в каждой конкретной публикации несет в себе неповторимые своеобразные черты, диктуемые требованием дня, особенностями фактического материала, самобытностью автора». Д.Туманов отмечает, что жанр – это устойчивая категория, «органичное единство содержания и формы, где приоритет всегда отдаётся содержанию, идее».[2] Именно содержание, как отмечают исследователи, определяет форму текста, его объём и композиционные признаки. Таким образом, форма – это некий каркас жанра, его внешний признак, обусловленный идеей. Жанровая форма подчёркивает идею, делает её удобной для восприятия. Тепляшина, подчёркивая жанровую устойчивость, говорит о том, что «для публицис­тики характерны размытость жанровых границ, по­явление новых жанровых вариантов и, как следствие, перестройка всей системы жанров. На этом фоне чёткое жанровое определение публицистики осложняется многообразием ее бытования — это и средства массовой коммуникации, и беллетристика. Как видим, одна из особенностей публицистики в ее «промежуточ­ности», отсюда и трудности с определениями и жанровыми ха­рактеристиками». Ссылаясь на исследование Н.Лейдермана, Тепляшина говорит о том, что жанр – авторская «форма художественного мышления», «каждый текст модифицирует свой жанр, в результате жанровая модель является для текста всего лишь рабочим материалом».[3] Определённый жанр, впитывая в себя признаки ещё нескольких, сохраняет свою основу, не теряет своих формообразующих качеств, но наполняется новым актуальным содержанием, порождает новые жанровые формы.

Кроме того, при характеристике жанрового разнообразия путевых публикаций мы опираемся на работы по жанровой типологии А.А.Тертычного, Л.Е.Кройчик, М.И.Шостак.

Исходя из проведенного нами фронтального обследования пермских периодических изданий, мы выделяем две основные жанровые группы путевых публикаций: очерковые и информационно-рекомендательные путешествия. Для путешествий очерковых свойственна общность художественных, информационных и аналитических признаков, а так же глубокая субъективность повествования, не просто наличие авторского «Я», а постоянное его проявление в оценках, суждениях, манере изложения. Публикации, которые мы относим ко второй жанровой группе, чаще встречаются в рекламной периодике. Информация здесь - не объект для глубокого журналистского анализа, а «чистый» продукт. Исходя из личного опыта или той информации, которую автор получил в различных турагентствах, выстраивается путевой текст. Автор рекомендует читателям выгодные условия туристического отдыха, составляет рейтинг заграничных гостиниц, ресторанов, развлечений, даёт совет, как лучше использовать свободное время в чужой стране, какие достопримечательности стоят внимания туриста. Характерный для очеркового путешествия репортажность, т.е. прием совместного движения в пространстве, в текстах этой группы чаще редуцирован.

В свою очередь в группе очеркового путешествия мы выделяем следующие жанровые формы: прогулка по городу, путевые заметки, путевой дневник; в информационно-рекомендательной группе – рекомендация, рейтинг, обзор.

В первой главе мы обзорно рассмотрим, как видоизменялась подача путевых текстов в истории отечественной словесности, как путевые публикации эволюционировали от формы древнерусских хождений до современных путевых очерков. Задачей обзора стало выявление многообразия жанровых форм путешествий и тенденций их использования в современной журналистике. Актуальность данного обзора связана с отсутствием системных исследований по этому вопросу.

Вторая главапосвящена непосредственному анализу путевых текстов пермских печатных изданий. Исходя из просмотренных нами 150 путевых публикаций, мы выявили ряд общих тематических и жанровых тенденций. В первом параграфе данной главы даётся общая тематическая характеристика путешествия в пермских печатных СМИ, выявляются основные тематические группы, связанные с векторами направления путешествия: путешествие внешнее (экзотическое, культурно-ознакомительное, рекреационное, общее) и внутреннее (городское, природно-ландшафтное). Мы также поразмышляем над путешествием как знакомством с новым пространством сквозь призму авторского видения. Второй параграф посвящён очерковому путешествию. Здесь мы акцентируем внимание на самом жанре путевого очерка и его жанровых проявлениях в пермской периодике. В последнем параграфе основной главы мы обратимся к информационно-рекомендательному путешествию. Рассмотрим, как тема путешествия проявляется в информационных жанрах – рекомендация, рейтинг, обзор. Публикация материалов этой жанровой группы чаще всего связана с выполнением рекламного заказа.

В заключении мы подведём некоторые итоги нашего исследования, сделаем выводы, касающиеся жанровых и тематических проявлений путешествия в пермской периодике.

Список литературы включает в себя 53 источника, среди которых учебные пособия, сборники, публикации пермских СМИ, интернет-сайты.

В приложениипредставлены пермские публикации, являющиеся образцами выявленных жанровых разновидностей (путевой очерк, путевые заметки, прогулка по городу, рекомендация, рейтинг, обзор).

Практическое значение данной работы заключается в перспективе использования выделенных тенденций и жанровых форм студентами специальности «Журналистика», а так же авторами, практикующими в сфере журналистики путешествий.

 

Глава 1.Возникновение и развитие жанровых форм путешествия

Цель данного обзора – проанализировать сложившиеся в истории литературы и журналистики жанровые формы путешествия. Актуальность задачи связана с отсутствием системных исследований по этому вопросу. Существуют отдельные работы Д.Замятина, В.Красовского, А.Тарасова, Н. Прокофьева, Я.Лурье. Эти исследователи, обращаясь к путешествию, акцентируют внимание либо на отдельном историческом периоде развития путешествия, либо на смысловой нагрузке феномена путешествия.

О феномене путешествия и его значении в русской литературе много размышлял крупнейший исследователь Д.Замятин: «Через путешествия география видит, описывает себя. Путешествие – это письмо в движении, порождающее образы стран, городов, местностей, проникающие в литературу, изменяя её. Литература в свою очередь создаёт жанры и каноны, - рамки осознания образов путешествий. Посредством литературных произведений Россия осознавала и осмысляла огромные, слабо освоенные пространства. Русская литература развивалась, трясясь в карете по пыльным просёлкам и трактам. Отсюда важность для её понимания путевых заметок, писем, очерков, дневников. Впустив в себя образы путешествий, русская литература не могла не измениться. После Хлебникова, Мандельштама, Платонова географические образы стали естественным литературным средством отношения к миру. Путешествие как образ-архетип вошло внутри литературы, став основой почти всех литературных жанров».[4]

Вот какое определение путешествию как своеобразному литературному жанру дают авторы «Большой литературной энциклопедии»: «Путешествие — наравне с хроникой — одна из форм изложения научной литературы, именно форма изложения географических и этнографических сведений». Авторы статьи о путешествии представляют краткий обзор формирования путешествия в мировой литературе: «Со временем путешествие как форма изложения оказывает огромное влияние на развитие художественной литературы, выступая в качестве одного из наиболее распространенных способов композиции в повествовательных и описательных жанрах. Уже в античной литературе засвидетельствованы две типичных формы художественного путешествия. Путешествие в качестве основного сюжетного стержня авантюрной эпопеи («Одиссея») и романа как авантюрного (поздние греческие романы), так и нравоописательного, сатирического («Сатирикон» Петрония) стремится создать фикцию реальности изображаемого….» Авторы энциклопедии выделяют ещё одну линию литературного использования путешествия — «вымышленное путешествие». В качестве примера такого путешествия приводятся сочинения Сирано де Бержерака, Вольтера и Г. Уэльса. В обзоре отмечается, что путешествие так же используется в описательных жанрах, «от излюбленных «прогулок» ложноклассической и сентиментальной поэзии (Брокес, Делиль, кладбищенская поэзия) до путешествия как скрепляющего стержня очерковой литературы («Путешествие в Арзрум Пушкина, «Фрегат Паллада» Гончарова)».[5]

В русской литературе путешествие как специфический текст нашло отражение в паломнических хождениях. Целью «хождений» было описать свой путь к святым местам, паломничества совершались людьми верующими. Первыми русским паломниками большинство исследователей называют писателя игумена Даниила и архиепископа Антония. Игумен Даниил совершил паломничество в Палестину ещё в 12 веке и описал своё путешествие в знаменитом «Хожении». Один из крупнейших исследователей древнерусской литературы А.Тарасов отмечает: «Хожение» игумена Даниила, очень популярное на Руси (сохранилось более 150 его списков) стало образцом для всех последующих русских произведений жанра «хождений». Несмотря на точность и ясность описания паломничества в «Хожении», на множество интереснейших и увлекательных подробностей, неизвестны ни точные годы паломничества игумена, ни его продолжительность. Ничего не сообщают об игумене-паломнике Данииле и другие средневековые источники».[6] Следующими после Даниила, описавшими своё паломничество, стали архимандрит Агрефений и диакон Игнатий Смолянин. Таким образом, в 12 веке сложился жанр паломнического путешествия. Н.И. Прокофьев в исследовании «Хожение. Путешествие и литературный жанр»[7] говорит о том, что люди стали путешествовать много раньше, и путевые записки, надо полагать, велись и в 10—11 веках. Хорошо известно, например, знаменитое путешествие княгини Ольги в Константинополь (957 г.), о чем рассказано в ранних летописях.

Авторы энциклопедии «Религия» А.А. Грицанов и Г.В.Синило пишут: «В 15 веке число путешествий возрастает и, хотя литературная форма подачи «хождений» остаётся неизменной, меняется манера повествования, путешественник всё больше углубляется в описания подробностей своего странствия».[8] Именно в 15 веке появляется знаменитое «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Путевые заметки, созданные Никитиным во время поездки в Индию, считаются неоспоримой вершиной этого жанра. Произведение это, как отмечают критики, относится к «хождениям» светским. Светские путевые записки уже освобождены от библейских мотивов, в них преобладают описания событий, произошедших во время путешествия, репортажный стиль повествования, описания местных обычаев. В них в большей степени прослеживается авторское «Я». Как отмечает Я.С.Лурье, «литературное значение «Хожения за три моря» определяется именно тем обстоятельством, что оно было совершенно неофициальным памятником, свободным от канонов и традиций древнерусской церковной литературы. Сходство «Хожения» Никитина с «хожениями» паломников было чисто внешним — путешествие его, как мы знаем, имело не «деловой» и не религиозно-ритуальный, а совершенно личный характер. Записывая свои впечатления на чужбине, А.Н., вероятно, надеялся, что «Хожение» когда-нибудь прочтут «братья рустии християне»; опасаясь недружественных глаз, он записывал наиболее рискованные мысли не по-русски». [9]

Современному читателю довольно сложно даётся громоздкий стиль древнерусских «хождений». Вот как анализирует жанровое своеобразие «хождений» Н.И.Прокофьев: «Повествование в хожениях ведется от первого лица. Такая манера изложения вытекает из природы жанра. Монологическая речь повествователя лежит в основе построения хожений: очерковые зарисовки в хожениях объединены между собою не только логикой самого путешествия, но и единым монологическим повествованием, плавным и неторопливым, эпически величавым. Язык хожений избегает абстракций, он точен и по своей лексике и изобразительным средствам. Его определения не претендуют на оригинальность, сегодняшнему читателю они напоминают постоянные эпитеты устной народной поэзии — в них обычно указывается на материал, из которого сделан предмет, на его объективные качества: «столпи камени багряна, красни велми, аспиду подобии»; «вырезаны псы крылаты и орли крылаты камены, и бораны камени» (Аноним). Лишь изредка встречаются оригинальные метафорические обороты. Характерная особенность языка хожений — присутствие иноязычной лексики и фразеологии. Рассказывая о некоторых предметах и событиях, особо их волнующих, писатели-путешественники отступали от принципа простоты, прибегали к высокому стилю — к усложненному синтаксису, ритмическому строю речи, к аллитерациям».[10]

В 16-17 вв. появляется «хождения» Трифона Коробейникова, Василия Гагары, Федора Котова, Андрея Игнатьева, Иоанна Множинского и других авторов. Автор диссертационной работы «Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра» К.Панцерев относит «хождения» к «праочерковым явлениям». Именно первые древнерусские путевые произведения стали основой для формирования жанра путевого очерка.

Позднее описания путешествий можно встретить в судовых журналах, дневниках, мемуарах участников морских и сухопутных экспедиций. В энциклопедии «Великие тайны прошлого» под редакцией Н.Ярошенко опубликованы выдержки из путевых заметок Жана Лаперуза, Людвига Лейхгардта, Джона Франклина, Джеймса Кука. В дневнике, который Лейхгардт ведёт путешествуя по Австралии, он рассказывает о сезоне бесконечных дождей, болезни участников экспедиции, голоде: «Чтобы хоть чем-то наполнить голодный желудок, я глотал голубиные кости и ноги… Удивительно, как быстро человек перестаёт быть разборчивым в еде». В этот же период появляются рассказы об авантюрных пиратских путешествиях. В книге «Пираты Америки» Александр Эксквемелин, служивший лекарем на пиратском судне, описал быт, нравы, приключения, которые происходили во время путешествия с флибустьерами. Плавая с морскими разбойниками, автор сам участвовал во многих предприятиях. Он без прикрас рассказал о бесчинствах, творимых пиратами.

В художественной литературе появляются самые разные путевые произведения. В «Сентиментальном путешествии» Л.Стерн описывает города Франции и Италии, в которых побывал Йорик, рассказывает о его встречах. Однако, география мест – не главное в идее романа. Описания городов носят условный характер. Используя жанр путевых заметок, автор углубляется в эмоциональное состояние. Путешествие происходит во внутренний мир героя. Критики утверждают, что форма «Сентиментального путешествия» Стерна стала основой для повести Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор учебника «Краткий очерк истории русской культуры» В.Долгов говорит о том, что именно благодаря жанру обычных путевых заметок повесть, «по недосмотру цензоров» была допущена к печати.[11] Жанр путевых заметок был выбран Радищевым для изложения философских взглядов, для того, чтобы показать широкую панораму жизни русских людей. Путевые заметки Радищева наполнены обличительным содержанием. Автор осуждает положение дел в России: бедность, тяжёлый труд и главное – бесправность простых крестьян. «Письма русского путешественника» Карамзина также были написаны под влиянием Стерна. В этих путевых заметках можно встретить упоминания о Стерне, цитаты из его произведения. Как и в романе «Сентиментальное путешествие», география мест в «Письмах русского путешественника», казалось бы, носит условный характер. Карамзин называет своё путешествие «по ландшафту моих воображений», что опять же роднит произведение Карамзина с романом Стерна. Однако в «Письмах…» содержится не только ориентация на сентиментализм. О.Лебедева в учебнике «История русской литературы 18 века» отмечает влияние на форму повествования «Писем…» «классического географического путешествия»: «Вследствие синтеза различных традиций европейской литературы путешествий в произведении Карамзина отчетливо наметился универсализм жанровой структуры его варианта записок о путешествии. Скрещивание традиций чувствительной, географической и философско-публицистической разновидностей жанра путешествия способствовало органичности синтеза субъективного (эмоционального), объективного (описательного) и рационально-аналитического аспектов повествования. Наложение же двух форм повествования от первого лица — записок о путешествии и эпистолярия как бы удвоило субъективный, подчеркнуто личностный характер повествования».[12] Произведение Карамзина наполнено описаниями быта, традиций, образа жизни жителей Европы. Автор уделяет большое внимание искусству, истории, культуре разных стран. Произведение богато большим фактическим материалом. Именно поэтому многие критики отмечают информационность как главный пласт повествования. О.Лебедева пишет: «Весь огромный материал личных впечатлений от знакомств и встреч, восхищение произведениями искусства и великолепными пейзажами, размышления о сути европейской цивилизации и законах государственного устройства европейских стран, анализ фактов их истории на фоне современной политической злобы дня и практическое знакомство с четырьмя типами национального характера — все это создало документальную основу «Писем русского путешественника», ставших для русских читателей 18-19 вв. энциклопедической картиной жизни европейских стран на рубеже столетий. Материал личных впечатлений органично дополнен в «Письмах...» неисчерпаемой книжной эрудицией Карамзина».[13] Ориентация Карамзиным на фактический материал (писатель часто обращается к путеводителям, географическим картам), на достоверность, даже документальность и в то же время на эмоциональное состояние души придаёт произведению неповторимое жанровое и художественное своеобразие.

В форме поэмы описал путевые впечатления своего героя Байрон в знаменитом «Паломничестве Чайльд Гарольда». Поэт рисует яркие пейзажи, рассказывает об архитектуре, нравах и быте Албании, Испании, Греции, Бельгии… Многие исследователи сходятся в том, что произведение это ни что иное как обозрение международных событий. Глазами разочаровавшегося и пресытившегося светскими удовольствиями юноши видит читатель Европу, объятую военными конфликтами. Возможно, именно «Путешествие Чайльд Гарольда» Байрона стало одним из побудительных мотивов для написания Пушкиным «Путешествия в Арзрум». В.Вересаев в книге «Пушкин в жизни» пишет: «В то время путешествие было одним из самых популярных жанров литературы и жизни. Байрон, заманчивым примером, ввел скитания, особенно по Востоку, в биографию поэтов; убегая от "надменной" (Гончаровой), от шпионов и властей, Пушкин направлялся по традиционному маршруту». Во время путешествия по Закавказью, участия в турецкой войне Пушкин вёл путевые записи, которые стали основой для написания «Путешествия в Арзрум».[14] Один из крупнейших исследователей пушкинского творчества Ю.Тынянов отмечает: «Главная стилистическая черта «Путешествия…»: объективность рассказа, нейтральность авторского лица. Автор как бы отказывается судить о иерархии описываемых предметов и событий, о том, что важно и что не важно, в итоге чего получается искажение перспективы. «Нейтральность» авторского лица, его нарочитая, намеренная «непонятливость» превращается у Пушкина в метод описания».[15] Отрывки из произведения Пушкина были напечатаны в «Литературной газете» под заголовком «Выдержки из путевых записок», а позднее, как отмечает Тынянов, с «цензурными изъятиями, поправками и искажениями» в «Историческом вестнике». Авторская позиция в «Путешествии…» созерцательная. Герой, от имени которого ведётся повествование, не выносит суровых оценок, не воспевает подвигов, он лишь наблюдает, а иногда иронизирует по поводу происходящего.

В 19 веке появляется множество произведений, пронизанных мотивом путешествия, приключений, авантюр – «Моби Дик» Мелвилла, «Остров сокровищ» Стивенсона, «Итальянское путешествие» Гёте и т.д. В 20 веке – путешествия, которые воспринимаются читателем как научно-популярный жанр: «Аку-Аку» и «Путешествие на «Кон-Тики» Т. Хейердала, «За бортом по своей воле» А. Бомбара, «Вокруг света за китами» Б. А. Зенковича, «Себя преодолеть» Ф. Чичестера. Наряду с, так называемыми, документальными путешествиями и художественными произведениями, фабулой которых является путешествие, особый читательский интерес привлекает путевой очерк.

К.Панцерев чётко разграничивает очерк и путевую литературу: «Принципиальное различие между произведениями, написанными в стиле литературы путешествий, и путевыми очерками заключается в том, что в последних автор начинает занимать более активную позицию, постепенно превращаясь из беспристрастного наблюдателя в непосредственного участника описываемых событий. Автор начинает делиться с читателем своими размышлениями. Он – главное действующее лицо, стержень всего произведения».[16] Вот как определяет жанровое своеобразие самого путевого очерка Г.Колосов в исследовании «Очерк и жизнь»: «Путевой очерк – одна из наиболее открытых форм выражения художника-публициста. Писатель вступает в нём в непосредственное общение с читателем, свободно излагая материал. Он может соединять в одно элементы истории, статистики, естественных наук, высказывать свои взгляды по тем или иным вопросам политики, рассказывать о личных приключениях, чувствах и мыслях, столкновениях с встреченными людьми…».[17]

Как путевой очерк определяют большинство критиков цикл произведений И.Бунина «Тень птицы», хотя сам автор характеризует его как «путевые поэмы». И.Бунин не просто описывает путешествие, в цикле он передаёт собственные ощущения. Читая «Тень птицы», ты как будто начинаешь чувствовать дуновение ветра, ощущать запахи, а перед глазами открываются неповторимые пейзажи Востока. Недаром исследователь И.Карпов говорит о том, что автор создаёт неповторимый «зрительный, цветовой, слуховой образ мира».[18] Н.Прокофьев проводит очень интересное сравнение цикла «Тень птицы» и произведения Даниила «Игумен русской Земли»: «Разумеется, Бунин ближе современному читателю по языку и стилю, но Даниил не уступает Бунину в мастерстве. Хотя Даниил был во власти религиозно-символического мировоззрения эпохи и верил в реальность библейской истории о происхождении Мертвого моря, однако в описании увиденного он, преодолевая мировоззренческую ограниченность своего времени, стремился опираться на опыт, стремился к четкости и объективной ясности: описания у Даниила просты и весомы, они материализованы, объективны и лапидарны». Автор подчёркивает, что Бунин, как и Даниил, опирается на практический опыт восприятия окружающего мира. Однако для Бунина это естественно — он писатель другого времени, другой, реалистической школы. Н.Прокофьев отмечает: «Принципы реалистического письма предполагают, помимо правдивого воспроизведения действительности, и особое, авторское, отношение к ней. Этот субъективизм описания более всего отличает писателя Бунина от писателя игумена Даниила, сдержанного в передаче собственных чувств. У Бунина не только красочная гамма богатая, но и музыкальная тональность речи. Изощренность художника требовала того субъективизма,который позволял глубже постигать эстетическую сущность жизни. Субъективное и объективное восприятие мира слиты у него воедино. Это нашло свое выражение в богатстве эпитетов, передающих оттенки зрительных, слуховых и осязательных впечатлений. Бунинского богатства и изощренности изобразительных средств у Даниила, конечно, нет. Красоту природы он выражает традиционными определениями: красна, зело красна, благословенна. Этого лаконизма и скупости требовала эстетика его времени. Лишь изредка Даниил пользуется конкретно-выразительными эпитетами. Но у него есть поэзия простоты и ясности, которая помогала древнерусскому писателю создавать четкие, запоминающиеся картины».[19] Оба автора в своё время побывали в одних и тех же местах, и каждый из них в своей неповторимой манере попытался отразить увиденное. Можно сказать, что произведение Даниила стало своего рода прообразом очерка Бунина.

Двадцатый век ознаменован появлением путевых очерков Н.Михайлова, Б.Полевого, О.Игнатьева, В.Маевского, Ю.Жукова, М.Кольцова, Б.Стрельникова и т.д. Многолетние наблюдения В.Пескова, его долгие путешествия по разным уголкам мира вылились в документальную повесть «Таёжный тупик». Свои путевые очерки автор постоянно публиковал в «Комсомольской правде». Опираясь на дневниковые записи, создала свой очерк «Путешествие в Армению» М.Шагинян. Подробно описывает ход антифашистской войны в Испании М.Кольцов в книге «Испанский дневник». «Испанский дневник» - это собрание избранных очерков, корреспонденций, репортажей, которые автор передавал в «Правду».

Неповторимо репортажное описание разных сторон жизни чужой страны в «Одноэтажной Америке» И.Ильфа и Е.Петрова. Подмечая детали поведения разных людей, авторы раскрывают характер рядового американца, отличный от русского менталитета, характер целой нации: «Если с Робертсами происходит в жизни беда, то редкий из них будет искать корни постигшего его несчастья. Это не в характере среднего американца. Когда его дела идут хорошо, он не скажет, что его кто-то облагодетельствовал. Он сам сделал себе деньги, своими руками. Но, если дела идут плохо, он не станет никого винить».[20]

Интересно, что многие критики выделяют «путешествие» как совершенно отдельный, самостоятельный жанр, синтезирующий в себе различные жанровые формы. Н.М.Маслова, выделяя маршрут путешествия как главное тематическую направленность путевого текста в книге «Путевые заметки как публицистическая форма», пишет: «Маршрутом объединяются разнородные элементы путешествия (репортажные эпизоды, беседы с людьми, исторический анализ, портретные зарисовки и т.д.), которые, будучи отобраны для произведений, предполагают использование в каждом случае особых жанровых форм. В «путешествии» поэтому есть репортажные, очерковые, статейные элементы, интервью, зарисовки. Это переплетение форм связано с особенностями предмета, характеризующимися как его универсальность».[21] Таким образом, можно сделать вывод, что публицист выбирает для себя ту жанровую форму, которая наиболее подходит для раскрытия темы и проблематики его «путешествия», будь то классический очерк, заметки или форма дневника. По мнению Н.М.Масловой, «путешествие» - не подборка разножанрового материала, а произведение, в основе которого лежит то, чего нет в других жанрах, принцип, если так можно выразиться, панорамы, творцом которого является публицист-очевидец. Многообразие формы подчёркивает этот признак. Части «путешествия» лишь восходят по особенностям своей формы к различным жанрам публицистики, не являясь ими. Наконец, части произведения неотъемлемы друг от друга и составляют органичное целое».[22] Таким образом, здесь мы имеем дело не с разрозненной совокупностью различных жанровых элементов, а со стилевой многоплановостью, гармоничным сочетанием наиболее подходящих для автора жанровых средств. Но в какой бы форме не предстал бы перед нами жанр путешествия, его определяющей чертой, как отмечают исследователи, служит наличие в произведении автора-очевидца. Именно поэтому путевые тексты, как правило, глубоко субъективны. Через географическое перемещение, через описываемые события, подмеченные детали, способы постановки проблемы происходит процесс самоидентификации, раскрытие авторской личности. В.Канторович в исследовании «Заметки писателя о современном очерке» подчёркивает: «Автор «путешествия», герой «путешествия» не скрыт за огромным количеством разнообразного, разнохарактерного материала, его отношением проникнуто всё произведение, его позиции и мировоззрение, профессиональная специализация определяют выбор маршрута, темы, его «Я» постоянно ощущается в компоновке общезначимых фактов, явлений, событий, в их комментарии, в авторском прогнозировании, в их отдельной очевидности».[23]

Исходя из проведённого исторического обзора сложившихся в литературе и публицистики жанровых форм, можно сделать следующие выводы:

Обзор показал, что исследователи, говоря о путешествии, имеют в виду именно художественное или очерковое путешествие. Используя работы В.Кантаровича, Д.Замятина, Н.Масловой для характеристики современного путевого очерка, мы, тем не менее, подчеркнем, что очерк сегодня является только одним из жанров целой сферы журналистики путешествий.

Путешествие является своеобразным приёмом, с помощью которого автор не только открывает географическое пространство, но и акцентирует внимание на актуальных общественных проблемах, наглядно представляет сложившуюся ситуацию.

Автор путевой литературы не может быть равнодушным к описываемым событиям. В исследуемых путевых текстах всегда сильное проявление авторской позиции.

В путевой литературе прошлого мы можем выделить те стилистические особенности жанра путешествия, которые характерны для публицистики наших дней - это обзор событий, информационность, репортажный стиль повествования, образность языка.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.