Сделай Сам Свою Работу на 5

Чего ждать потребителю от ценовой конкуренции на книжном рынке?





Задание 2

(Выполняют 6 человек)

Какие отличия имеет российская экономика от других аналогов (Рассмотреть, США, ЮАР, Китай, Перу, Россию, одну из стран ЕС)? Ответы запишите в виде следующей таблицы, поэлементно рассмотрев составляющие рыночной системы.

 

Элементы рыночной системы Особенности в рассматриваемом регионе
Частная собственность  
Государство  
Домохозяйства  
Фирмы  
Капитал  
Труд  
Земля  
Научно-технический прогресс  
Информация  
Свобода предпринимательства  
Конкуренция  
Функции денег  

 

Задание 3

Можно ли гарантировать право собственности на программное обеспечение?

(выполняют 2 человека)

1. В России действует Закон РФ от 23.09.1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Между тем существует мнение, что слабая защита прав собственности в данной области способствует большему экономическому прогрессу. Как Вы расцениваете такое мнение? (Доказать или опровергнуть данное утверждение при помощи анализа соответствующих статистических данных.)



2. Правильно ли утверждение, что защита прав собственности в области ПО достигается не за счет закон, а за счет постоянного технологического лидерства? (Доказать или опровергнуть данное утверждение при помощи анализа соответствующих статистических данных.)

3. Понятие «собственность» выражается по Рональду Коузу в «пучке» прав, независимо от того, идет ли речь о несложных материальных активах или же о таком сложном нематериальном активе, как ПО. Проследите, каким образом расщепляются права собственности на ПО в реальной действительности в США и России?

Задание 4. Проблемная ситуация. (Выполняют 2 человека.)

«Зроблено» в Италии.

По некоторым оценкам, Россия до 17 августа 1998 г. потребляла около 85% всего украинского швейного псевдоимпорта. Неожиданным результатом российского кризиса стало полное уничтожение подпольного швейного бизнеса на Украине.

Столицей подпольного украинского швейного бизнеса был Харьков. Здесь было сосредоточено около трех десятков промышленных швейных предприятий, на которых работали дешевые и хорошо подготовленные кадры, хватало здесь и «челноков», закаленных в польско-турецких рейдах и готовых поддержать приличные объемы сбыта. К тому же от Харькова рукой подать до российской границы.



Чтобы открыть в Харькове «швейку» в начале 1990-х годов, требовалось всего 10 – 15 тыс. долл. Эта сумма включала в себя не только начальные затраты на аренду помещения, закупку техники, сырья, зарплату, регистрацию фирмы, но и расходы на взятки для представителей исполнительной власти различного ранга. Техника закупалась на государственных швейных фабриках, поэтому на девять десятых технический арсенал большинства частных цехов состоял из проммашин производства белорусского предприятия «Орша». Цеховики почти не использовали некачественное местное сырье. Основная часть материалов привозилась из Турции, однако что касается качества и соответствия моде, харьковские цеховые «кутюрье» опережали своих зарубежных коллег. Во-первых, халтура в рядах цеховиков не практиковалась, так как реализаторы вмиг могли переметнуться к конкуренту. Во-вторых, харьковские короли «швейки» находились в непосредственной близости к рынкам сбыта и с легкостью подстраивали свое производство под текущий спрос, а турки и китайцы могут оперативно менять ассортимент и фасоны лишь непосредственно в сезон пошива.

Легальным производителям было трудно конкурировать с цеховиками, по той причине, что в большинстве случаев у цеховиков не было необходимости беспокоиться по поводу реализации своей продукции, и они имели возможность сосредоточиться исключительно на производстве. Большая часть псевдоимпортной продукции попала через налаженную сеть реализаторов вовсе регионы европейской части России. Товар завозился преимущественно частными лицами в объемах от 15 – 30 до 4000 шт. Небольшие партии везли железной дорогой или автомобилями. Для транспортировки тысячных партий курток и дубленок реализаторы нанимали специальные автобусы. В этом случае товар, как правило, доставлялся прямиком на оптовые рынки Москвы, где сдавался российским коллегам средним и крупным оптом. Уже оттуда он поступал в российскую глубинку. Отпускная цена производителя в Харькове и розничная на каком-нибудь тамбовском вещевом рынке могли отличаться в три раза. Реализаторы, которым товар отдавался обычно на консигнацию, играли роль еще и своеобразной цеховой агентуры, изучающей спрос в различных регионах Украины и России и определяющей, какие модели и из каких материалов окажутся ходовыми в этом сезоне.



Основным препятствием для реализаторов на пути в российскую столицу и регионы была российско-украинская граница. Здесь приходилось инвестировать хороший процент еще не полученной выручки. При вывозе товара за пределы Украины пошлина не взималась, однако уплачивался сбор за таможенное оформление, а товар декларировался. А впереди реализатора ожидала российская таможня, которая для такого вида украинского импорта подразумевала уплату 5 экю за каждый килограмм груза свыше 50 кг. Но это было мелочью по сравнению с введенным в начале 1997 г. 20%-ным НДС на украинский импорт в Россию.

Уплачивать все сплошь пошлины и сборы в обеих странах было невыгодно и весьма хлопотно, так что почти все реализаторы пользовались услугами третьих лиц, которые, как правило, являлись представителями правоохранительных или таможенных органов. За пересечение границы без декларирования взималось 2 – 3 долл. С единицы товара (дубленки, куртки). Примерно такой же была «мзда» за легализацию товара для продажи на территории России.

Сезон пошива 1998/99 стал полным провалом для теневых швейных магнатов. Почти весь товар остался на складах. Заранее закупленное и неиспользованное сырье пытались сбыть по бросовым ценам. Очень сильно подешевело оборудование для пошива одежды: если до 17 августа швейная машина 1022 М производства АО «Орша» продавалась за 390 долларов, то к концу года ее можно было купить уже за сотню.

Швеи остались без заработка, попытки цеховиков реализовать свою продукцию в розницу на местных рынках были практически безуспешны. Поскольку харьковские цеховики работали преимущественно на импортном сырье и выплачивали все накладные расходы (в том числе взятки городским чиновникам и пограничникам) в долларовом эквиваленте, то после девальвации рубля они мгновенно оказались за чертой рентабельности. Как сказал один из предпринимателей (владелец цеха средней величины), российский рынок отпал как таковой. Если девять десятых всей нашей продукции вывозилось в Россию, то сейчас все остается на Украине. Украина же является компактным ограниченным рынком, и поэтому ожидать здесь таких объемов реализации, как в России, не стоит, альтернативных же рынков сбыта для всей продукции мы пока не видим».

 

Вопросы

1. Проанализируйте перечень затрат на открытие швейного производства и определите, какие из них относятся к постоянным, а какие к переменным.

2. В чем заключались конкурентные преимущества харьковских нелегальных производителей псевдоимпортной верхней одежды?

3. В августе 1998 г. Российская Федерация отменила ставку НДС на украинский импорт. Однако на подавляющее большинство реализаторов это не произвело никакого впечатления. Почему?

4. Почему после августовских событий 1998 г. Реализация псевдоимпортной верхней одежды в России стала нецелесообразной?

5. Насколько правы теневые швейные магнаты, решившие продавать закупленное и неиспользованное сырье по бросовым ценам? Имела ли значение цена закупки при принятии этого решения? Почему?

6. Что такое необратимые затраты? Каковы необратимые затраты цеховиков в связи с закупкой сырья, оказавшегося впоследствии ненужным?

7. Как кризис украинского подпольного швейного бизнеса сказался на рынке труда? Рынке швейного оборудования? Рынке транспортных услуг? Рассуждения проиллюстрируйте графиками.

8. Каковы экономические последствия торговли контрафактной продукцией[1] для фирм, производящих оригинальную продукцию?

 

 

Задание 5. Проблемная ситуация. (Выполняет 1 человек.)

 

Мнение экспертов.

В ежемесячных «Мониторингах социально-экономического развития Российской Федерации» эксперты Министерства экономического развития РФ на протяжении уже многих лет повторяют мысль о непрерывно ухудшающемся соотношении между темпами прироста производительности труда и реальной заработной платы в промышленности. По их выкладкам в 2005 г. отставание производительности от реальных заработков составляло 0,3 процентных пункта, в 2006 г. – уже 4,9, а в 2007 г. и вовсе угрожающие 8,6 процентных пункта. С ними полностью солидарны аналитики Всемирного банка. В своих докладах по России они также постоянно выражают обеспокоенность по поводу слишком вялой динамики производительности труда и слишком активной динамики реальной заработной платы. Если в 2003 г., по оценкам, разрыв между темпами прироста производительности и реальных заработков не превышал полутора раз, то в 2007 г. достиг почти трех[2].

Вопросы

 

1. Определите значение таких понятий как «минимальный размер оплаты труда (МРОТ)», «минимальная зарплата», «прожиточный минимум», «минимальная потребительская корзина». Назовите их величины в денежном эквиваленте в России.

2. Сравните производительность труда и МРОТ в России с аналогичными показателями в других странах мира (Рассмотрите такие страны как Ирландия, Бельгия, Люксембург, США, Франция, Армения, Казахстан, Беларусь, Болгария.).

3. Сравните величины МРОТ у нас со странами, имеющими схожий уровень ВВП на душу населения (В качестве таких стран рассмотрите Польшу, Литву + отдельно проанализируйте Болгарию).

4. На основе проведенного экономического анализа сделайте вывод, согласны ли Вы с мнением экспертов Министерства экономического развития РФ и Всемирного банка, представленного выше.

 

Задание 6. Проблемная ситуация. (Выполняет 1 человек.)

Чего ждать потребителю от ценовой конкуренции на книжном рынке?

В 2004 г. одна из старейших оптовых книготорговых фирм «Топ-книга» (Новосибирск) начала реализацию амбициозной программы экспансии. К концу 2006 г. она планировала открыть по всей России 400 новых магазинов обычного типа и 40 крупных дискаунтеров (магазинов сниженных цен). Ставка, однако, сделана не только, а, может быть, и не столько на число торговых точек. Главное средство борьбы – сверхнизкие цены. Пятую книгу о Гарри Поттере «Топ-книга» продавала по цене 156 руб., в то время как в других магазинах Москвы цены колебались в пределах 270 – 326 руб.

Случались и вовсе удивительные вещи. После выхода на экраны одного из самых удачных российских кино-бестселлеров «Ночной дозор» резко подскочил спрос на книгу С. Лукьяненко, по которой был снят этот фильм. Книготорговцы надеялись на большие доходы от продажи книги. Однако «Топ-книга» установила в рознице цену на 30% меньшую, чем цена прайс-листа издательства. Невероятно, но факт: вместо того, чтобы дважды накинуть наценку (в оптовом и розничном звене) фирма сбывала «Ночной дозор» розничным покупателям значительно дешевле, чем они смогли бы его купить напрямую, без всяких посредников. (! «Топ-книга» действовала не так уж расточительно. Как крупный клиент сама она получала от издательства скидку в 42%.)

И это не отдельные исключения, а общая стратегия. Как утверждают конкуренты, «Топ-книга» систематически продает по бросовым ценам наиболее ходовые книги, тогда как на остальные книги держит нормальные цены. ««Топ-книга» делает наценку 150% от цены поставки на весь ассортимент, - говорит глава конкурирующей компании «Прода-ЛитЪ», - а на хиты наценка составляет 75%[3]. Но я все равно не могу понять позицию этой компании, демпингующей [т.е. неоправданно снижающей цены] на хитах, на которых мы все должны зарабатывать. Это не поддается здравому смыслу. Такую тактику можно объяснить как «зачистку» всех конкурентов».

Книготорговый бизнес не принадлежит к числу самых доходных. Хорошую прибыль большинству фирм приносит только продажа бестселлеров, когда удается быстро сбыть большое число книг. И вот «Топ-книга» ставит их перед дилеммой: или сохранять цены на нормальном уровне и смириться с тем, что бума продаж не будет (большую часть бестселлеров покупатели приобретут по низким ценам у «Топ-книги»). Или сбросить цены до равного с ней уровня и продавать много книг … но почти без прибыли. Неудивительно, если под напором «Топ-книги» многие конкуренты захотят покинуть рынок.

 

Вопросы

1. Выигрывают или проигрывают в настоящее время потребители от острой конкурентной борьбы на книжном рынке?

2. Сохранится ли ситуация в будущем, если «Топ-книге» удастся устранить конкурентов? Каков в этом случае будет уровень цен?

3. Как отразиться возможный успех Топ-книги на издательствах (поставщиках книг). Отразите данную ситуацию графически.

4. Согласны ли Вы с мнение конкурентов, что цель «Топ-книги» – «стать супермонополистом. А после выполнения этой задачи поставит всех поставщиков в кабальные условия»?

5. Можно ли считать конкурентную стратегию «Топ-книги» честной?

6. Должно ли государство вмешаться в описанную ситуацию?

 


[1] Контрафактная продукция – это продукция, выпущенная с неправомочным использованием товарных фирменных знаков в целях введения потребителей в заблуждение.

[2] Капелюшников Р.И. Производительность труда и стоимость рабочей силы: как рождаются статистические иллюзии? // Вопросы экономики. – 2009. – №4. – С. 59 – 79.

[3] Торговая наценка не является чистой прибылью торговой фирмы, из нее надо покрывать расходы на оплату труда продавцов, аренду помещений и т.п. Поэтому высокая абсолютная величина наценок не должна удивлять. Куда важнее сравнительные уровни наценок на разные книги.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.