|
Ударение и его характеристика.
Содержание
Стр.
Введение3
Глава 1.Основные фонетические единицы языка 5
1.1. Звук как сегментная и суперсегментная единица языка 5
1.2. Слог как наименьшая сегментная единица 7
1.3. Ударение и его характеристики 10
Заключение12
Список литературы13
Введение
Актуальность проблемы исследования. Русский язык, как и всякий язык, - это прежде всего средство общения. М.В. Ломоносов в предисловии к «Российской грамматике» ( первое издание – 1755 г.) особо выделил именно это предназначение языка. Великий ученый отмечал, что человеческое общество без языка «подобно несобранной машине», части которой «лежали бы врозь и в бездействии». Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то сама жизнь людей была бы бесполезной, «едва ли не хуже жизни диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням». И далее Ломоносов продолжает: « Слово дано человеку, чтобы свои понятия сообщать другому». Знание языка предполагает, следовательно, определенную общность языкового выражения («изъяснения понятий») или, переходя к современной терминологии, общность языковой нормы [5; с.6].
Проблема исследования заключается в том, что уровень владения студентами русским языком недостаточен, в том числе по разделу «Фонетика».
Противоречие состоит в необходимости оперировать в процессе обучения младших школьников фонетическими понятиями русского языка и отсутствием у студентов необходимой языковой базы. Наличие противоречия определяет тему исследования «Проектная деятельность учителя на уроках обучения грамоте в послебукварный период ПНШ».
Цель исследования: подбор и классификация лингвистического материала, иллюстрирующего основные фонетические понятия русского языка.
Задачи:
1) Выбрать источники информации;
2) Изучить литературу по разделу «Фонетика»;
3) Систематизировать отобранный материал.
Методытеоретического исследования:
1. Изучение учебно – научной литературы.
2. Выборка информации.
3. Обобщение и систематизация материала.
Глава 1. Основные фонетические единицы языка.
Звук как сегментная и суперсегментная единица языка.
Понятие «звук» рассматривается учеными с разных позиций и на основе разных характеристик.
| Характеристики звука
| Современный русский язык 1часть
Е.И. Диброва
| Русский язык
Л.Л.Касаткина
| Современный русский язык П. А. Лекант
| Русский язык
А.В.Дудников
|
| Волновые колебания воздуха, воды и др.
| +
| +
| -
| -
|
| Высота
| +
| +
| -
| -
|
| Сила
| +
| +
| -
| -
|
| Длительность
| +
| +
| -
| -
|
| Тембр
| +
| +
| -
| -
|
| Сегментная единица
| -
| -
| +
| -
|
| Наименьшая звуковая единица
| -
| -
| -
| +
| Проанализировав учебные пособия по русскому языку Е.И. Дибровой, Л. Л. Кастакина, П. А. Леканта, А. В. Дудникова, мы составили обобщающую
Характеристики звука. Таблица 1
| таблицу.
Характеристика звука наиболее развернуто представлена в учебниках Е. И. Дибровой и Л. Л. Касаткина. В характеристику звука в этих учебниках входят понятия: высота «зависит от частоты колебаний: чем выше частота колебаний в единицу времени, тем выше звук; чем меньше приходится колебаний на это время, тем звук ниже» [3, с 292; 2, с 17]. Сила «зависит от амплитуды (размаха) колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. С силой звука связана его громкость» [3, с 292; 2, с 17]. Тембр «это индивидуальная особенность, окраска звука, определяемая его спектром, соотношением между основным тоном и обертонами» [3, с 293; 2, с 18]. Длительность «это его продолжительность во времени. Длительность звуков речи измеряется в тысячных долях секунды – миллисекундах (мс)» [3, 293; 2. 18], а также сообщается что «звук – это волновые колебания воздуха, воды и т. д.» [3, с 292; 2, с 17], чего нет в других приведенных нами учебниках.
Наименее развернуто характеристика звука дается в учебнике П.А. Леканта, где говорится, что «звук – это наименьшая сегментная единица»[4, с 85], и в учебнике А. В. Дудникова, где сообщается, что «звук – это наименьшая звуковая единица» [1, с 29].
Проведенный анализ позволяет дать следующее определение звука – это наименьшая сегментная единица, волновые колебания воздуха, наименьшая звуковая единица.
Слог как наименьшая сегментная единица.
Понятие «слог» рассматривается учеными с различных характеристик.
Характеристики слога. Таблица 2
| Проанализировав учебные пособия по русскому языку Е.И. Дибровой, Л. Л. Кастакина, П. А. Леканта, А. В. Дудникова, мы составили обобщающую таблицу.
| Характеристики слога
| Современный русский язык 1часть
Е. И. Диброва
| Русский язык
Л.Л.Касаткин
| Современный русский язык П. А. Лекант
| Русский язык
А.В.Дудников
|
| Экспираторная теория
| +
| +
| -
| -
|
| Сонорная теория
| +
| +
| +
| -
|
| Динамическая теория
| +
| +
| +
| -
|
| Сегментная и суперсегментная единица
| -
| +
| -
| -
|
| Слоговость\ неслоговость
| +
| +
| +
| -
|
| Волна силы, интенсивности
| +
| +
| +
| -
|
| Закрытые\ открытые
| -
| -
| +
| +
|
| Прикрытые\ неприкрытые
| -
| -
| +
| -
| Характеристика слога наиболее развернуто представлена в учебниках Л. Л. Касаткина и П. А. Леканта. В характеристику слога, в этих учебниках входят описания нескольких современных теорий слога: экспираторная «экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха» [3, с 318], сонорная «сонорная теория слога, основанная на акустических критериях, по этой теории слог – это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный – слоговой (слогообразующий) звук, остальные звуки неслоговые.» [3, с 321; 4, с 98], динамическая «на учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории – слог волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога – слоговой, менее сильные – неслоговые».[3, с 318; 4, с 98]. Также в этих учебниках сообщается о том, что слог – волна силы, интенсивности. В учебнике Л. Л. Касаткина говорится, что «слог представляет собой сегментную и суперсегментную единицу» [3, с 317], чего нет у П. А. Леканта и у других авторов. П. А. Лекант классифицирует слоги по концу/началу: закрытые, открытые, прикрытые и неприкрытые. «Открытым называется слог, оканчивающийся слоговым звуком, закрытым – слог, оканчивающийся неслоговым звуком. Прикрытым называется слог, начинающийся неслоговым звуком, а неприкрытый – начинающийся слоговым звуком»[4, с 98]. Наименее развернуто, характеристика слога представлена в учебнике Е. И. Дибровой, где дается описание трех современных теорий слога, сообщается о слоговости и неслоговости, и говорится, что слог – волна силы, интенсивности, что наблюдается и у Л. Л. Касаткина и П. А. Леканта.
Самая краткая характеристика слога дается в учебнике А. В. Дудникова, где говорится, что «слог – это один гласный звук или сочетание гласного звука с одним или несколькими согласными звуками, произносимые одним выдыхательным толчком». [1, с 31]. Даются понятия открытого и закрытого слога, что мы видим и у П. А. Леканта.
Проведенный анализ позволяет дать следующее определение слога – это наименьшая сегментная единица, волна силы и интенсивности, один гласный звук или сочетание гласного звука с одним или несколькими согласными звуками, произносимые одним выдыхательным толчком. Слоги бывают закрытыми, открытыми, прикрытыми и неприкрытыми.
Ударение и его характеристика.
Понятие «ударение» рассматривается учеными с разных позиций и на основе разных характеристик.
Характеристики ударения. Таблица 3
| Проанализировав учебные пособия по русскому языку Е.И. Дибровой, Л. Л. Кастакина, П. А. Леканта, А. В. Дудникова, мы составили обобщающую таблицу.
| Характеристики ударения
| Современный русский язык 1часть
Е. И. Диброва
| Русский язык
Л.Л.Касаткина
| Современный русский язык П. А. Лекант
| Русский язык
А.В.Дудников
|
| Выделение одного из слогов
| +
| +
| +
| +
|
| Подвижное \неподвижное
| +
| +
| +
| -
|
Характеристика ударения представлена в анализируемых нами учебниках одинаково, за исключением А. В. Дудникова. В учебниках Е. И. Дибровой, Л.Л. Касаткина, П. А. Леканта говорится о том, что «словесное ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое. Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные – безударные»[2, с 53; 3, с 323; 4, с 100].
В учебнике А. В. Дудникова говорится что «ударение – это выделение одного из слогов более сильным произношением гласного звука. Слог, на который падает ударение, называется ударным слогом, остальные слоги безударные.»
Мы узнали, что ударение бывает подвижное и неподвижное. Русское ударение бывает трех типов: словесное, логическое и эмфатическое.[2, с 68; 3, с 333; 4, с 104].
Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова. Что же касается служебных слов, они так или иначе объединяются со знаменательными словами, образуя единое фонетическое слово с одним ударением [2, с 68; 3, с 333; 4, с 104].
Логическое ударение в отличает от словесного выделяет не слоги, а целые слова в предложении. Такое ударение может падать на любое слово речевого такта[2, с 68; 3, с 333; 4, с 104].
Эмфатическое ударениеслужит для подчеркивания эмоциональной стороны слова. Достигается это обычно долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного [2, с 68; 3, с 333; 4, с 104].
На основе анализа мы выяснили, что ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударение бывает словесное, логическое и эмфатическое. Также русское ударение бывает подвижное и неподвижное.
Заключение
Таким образом, проведенная работа показала, что для оперирования в процессе анализа языковых фактов необходимо наличие у студентов определенной языковой базы.
Мы подобрали и классифицировали научный материал, иллюстрирующий различные понятия, раздела «Фонетика» русского языка.
В ходе работы над рефератом мы предложили обратились к учебникам таких авторов, как А. В. Дудников, Л. Л. Касаткин, П. А. Лекант, Д. С. Светлышев, , Е. И. Диброва.
Задача
1. Выбрать источники информации;
2. Изучить литературу по разделу «Фонетика»;
3. Систематизировать отобранный материал.
Цель реферата достигнута.
В курсовой работе мы предполагаем изучение методического аспекта изучения фонетических понятий в начальной школе.
Список литературы
1. Дудников А. В. и др. Русский язык: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений/А. В. Дудников, А. И. Арбузова, И. И. Ворожбицкая. – 6-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1988. – 416 с.
2. Диброва Е. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; Под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
3. Касаткин Л. Л. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др.; Под ред. Л. Л. Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 768 с.
4. Лекант П. А. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; Под ред. П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 560с.
5. Светлышев, Д.С. Современный русский язык/ Д.С. Светлышев.- М.: Просвещение, 1986.-336 с.
6. http: //padeji.ru/phonetic/udarenie
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|