Сделай Сам Свою Работу на 5

Ударение и его характеристика.





Содержание

Стр.

Введение3

Глава 1.Основные фонетические единицы языка 5

1.1. Звук как сегментная и суперсегментная единица языка 5

1.2. Слог как наименьшая сегментная единица 7

1.3. Ударение и его характеристики 10

Заключение12

Список литературы13


 

Введение

Актуальность проблемы исследования. Русский язык, как и всякий язык, - это прежде всего средство общения. М.В. Ломоносов в предисловии к «Российской грамматике» ( первое издание – 1755 г.) особо выделил именно это предназначение языка. Великий ученый отмечал, что человеческое общество без языка «подобно несобранной машине», части которой «лежали бы врозь и в бездействии». Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то сама жизнь людей была бы бесполезной, «едва ли не хуже жизни диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням». И далее Ломоносов продолжает: « Слово дано человеку, чтобы свои понятия сообщать другому». Знание языка предполагает, следовательно, определенную общность языкового выражения («изъяснения понятий») или, переходя к современной терминологии, общность языковой нормы [5; с.6].



Проблема исследования заключается в том, что уровень владения студентами русским языком недостаточен, в том числе по разделу «Фонетика».

Противоречие состоит в необходимости оперировать в процессе обучения младших школьников фонетическими понятиями русского языка и отсутствием у студентов необходимой языковой базы. Наличие противоречия определяет тему исследования «Проектная деятельность учителя на уроках обучения грамоте в послебукварный период ПНШ».

Цель исследования: подбор и классификация лингвистического материала, иллюстрирующего основные фонетические понятия русского языка.

Задачи:

1) Выбрать источники информации;

2) Изучить литературу по разделу «Фонетика»;

3) Систематизировать отобранный материал.

Методытеоретического исследования:

1. Изучение учебно – научной литературы.

2. Выборка информации.

3. Обобщение и систематизация материала.

 

 


Глава 1. Основные фонетические единицы языка.

Звук как сегментная и суперсегментная единица языка.



Понятие «звук» рассматривается учеными с разных позиций и на основе разных характеристик.

  Характеристики звука Современный русский язык 1часть Е.И. Диброва Русский язык Л.Л.Касаткина Современный русский язык П. А. Лекант Русский язык А.В.Дудников
Волновые колебания воздуха, воды и др. + + - -
Высота + + - -
Сила + + - -
Длительность + + - -
Тембр + + - -
Сегментная единица - - + -
Наименьшая звуковая единица - - - +

Проанализировав учебные пособия по русскому языку Е.И. Дибровой, Л. Л. Кастакина, П. А. Леканта, А. В. Дудникова, мы составили обобщающую

Характеристики звука. Таблица 1
таблицу.

 

Характеристика звука наиболее развернуто представлена в учебниках Е. И. Дибровой и Л. Л. Касаткина. В характеристику звука в этих учебниках входят понятия: высота «зависит от частоты колебаний: чем выше частота колебаний в единицу времени, тем выше звук; чем меньше приходится колебаний на это время, тем звук ниже» [3, с 292; 2, с 17]. Сила «зависит от амплитуды (размаха) колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. С силой звука связана его громкость» [3, с 292; 2, с 17]. Тембр «это индивидуальная особенность, окраска звука, определяемая его спектром, соотношением между основным тоном и обертонами» [3, с 293; 2, с 18]. Длительность «это его продолжительность во времени. Длительность звуков речи измеряется в тысячных долях секунды – миллисекундах (мс)» [3, 293; 2. 18], а также сообщается что «звук – это волновые колебания воздуха, воды и т. д.» [3, с 292; 2, с 17], чего нет в других приведенных нами учебниках.



Наименее развернуто характеристика звука дается в учебнике П.А. Леканта, где говорится, что «звук – это наименьшая сегментная единица»[4, с 85], и в учебнике А. В. Дудникова, где сообщается, что «звук – это наименьшая звуковая единица» [1, с 29].

Проведенный анализ позволяет дать следующее определение звука – это наименьшая сегментная единица, волновые колебания воздуха, наименьшая звуковая единица.


 

Слог как наименьшая сегментная единица.

Понятие «слог» рассматривается учеными с различных характеристик.

Характеристики слога. Таблица 2
Проанализировав учебные пособия по русскому языку Е.И. Дибровой, Л. Л. Кастакина, П. А. Леканта, А. В. Дудникова, мы составили обобщающую таблицу.

 

  Характеристики слога Современный русский язык 1часть Е. И. Диброва Русский язык Л.Л.Касаткин Современный русский язык П. А. Лекант Русский язык А.В.Дудников
Экспираторная теория + + - -
Сонорная теория + + + -
Динамическая теория + + + -
Сегментная и суперсегментная единица - + - -
Слоговость\ неслоговость + + + -
Волна силы, интенсивности + + + -
Закрытые\ открытые - - + +
Прикрытые\ неприкрытые - - + -

Характеристика слога наиболее развернуто представлена в учебниках Л. Л. Касаткина и П. А. Леканта. В характеристику слога, в этих учебниках входят описания нескольких современных теорий слога: экспираторная «экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха» [3, с 318], сонорная «сонорная теория слога, основанная на акустических критериях, по этой теории слог – это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный – слоговой (слогообразующий) звук, остальные звуки неслоговые.» [3, с 321; 4, с 98], динамическая «на учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории – слог волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога – слоговой, менее сильные – неслоговые».[3, с 318; 4, с 98]. Также в этих учебниках сообщается о том, что слог – волна силы, интенсивности. В учебнике Л. Л. Касаткина говорится, что «слог представляет собой сегментную и суперсегментную единицу» [3, с 317], чего нет у П. А. Леканта и у других авторов. П. А. Лекант классифицирует слоги по концу/началу: закрытые, открытые, прикрытые и неприкрытые. «Открытым называется слог, оканчивающийся слоговым звуком, закрытым – слог, оканчивающийся неслоговым звуком. Прикрытым называется слог, начинающийся неслоговым звуком, а неприкрытый – начинающийся слоговым звуком»[4, с 98]. Наименее развернуто, характеристика слога представлена в учебнике Е. И. Дибровой, где дается описание трех современных теорий слога, сообщается о слоговости и неслоговости, и говорится, что слог – волна силы, интенсивности, что наблюдается и у Л. Л. Касаткина и П. А. Леканта.

Самая краткая характеристика слога дается в учебнике А. В. Дудникова, где говорится, что «слог – это один гласный звук или сочетание гласного звука с одним или несколькими согласными звуками, произносимые одним выдыхательным толчком». [1, с 31]. Даются понятия открытого и закрытого слога, что мы видим и у П. А. Леканта.

Проведенный анализ позволяет дать следующее определение слога – это наименьшая сегментная единица, волна силы и интенсивности, один гласный звук или сочетание гласного звука с одним или несколькими согласными звуками, произносимые одним выдыхательным толчком. Слоги бывают закрытыми, открытыми, прикрытыми и неприкрытыми.

 

 

Ударение и его характеристика.

Понятие «ударение» рассматривается учеными с разных позиций и на основе разных характеристик.

Характеристики ударения. Таблица 3
Проанализировав учебные пособия по русскому языку Е.И. Дибровой, Л. Л. Кастакина, П. А. Леканта, А. В. Дудникова, мы составили обобщающую таблицу.

  Характеристики ударения Современный русский язык 1часть Е. И. Диброва Русский язык Л.Л.Касаткина Современный русский язык П. А. Лекант Русский язык А.В.Дудников
Выделение одного из слогов + + + +
Подвижное \неподвижное + + + -

 

Характеристика ударения представлена в анализируемых нами учебниках одинаково, за исключением А. В. Дудникова. В учебниках Е. И. Дибровой, Л.Л. Касаткина, П. А. Леканта говорится о том, что «словесное ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое. Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные – безударные»[2, с 53; 3, с 323; 4, с 100].

В учебнике А. В. Дудникова говорится что «ударение – это выделение одного из слогов более сильным произношением гласного звука. Слог, на который падает ударение, называется ударным слогом, остальные слоги безударные.»

Мы узнали, что ударение бывает подвижное и неподвижное. Русское ударение бывает трех типов: словесное, логическое и эмфатическое.[2, с 68; 3, с 333; 4, с 104].

Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова. Что же касается служебных слов, они так или иначе объединяются со знаменательными словами, образуя единое фонетическое слово с одним ударением [2, с 68; 3, с 333; 4, с 104].

Логическое ударение в отличает от словесного выделяет не слоги, а целые слова в предложении. Такое ударение может падать на любое слово речевого такта[2, с 68; 3, с 333; 4, с 104].

Эмфатическое ударениеслужит для подчеркивания эмоциональной стороны слова. Достигается это обычно долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного [2, с 68; 3, с 333; 4, с 104].

На основе анализа мы выяснили, что ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударение бывает словесное, логическое и эмфатическое. Также русское ударение бывает подвижное и неподвижное.

 


 

Заключение

Таким образом, проведенная работа показала, что для оперирования в процессе анализа языковых фактов необходимо наличие у студентов определенной языковой базы.

Мы подобрали и классифицировали научный материал, иллюстрирующий различные понятия, раздела «Фонетика» русского языка.

В ходе работы над рефератом мы предложили обратились к учебникам таких авторов, как А. В. Дудников, Л. Л. Касаткин, П. А. Лекант, Д. С. Светлышев, , Е. И. Диброва.

Задача

1. Выбрать источники информации;

2. Изучить литературу по разделу «Фонетика»;

3. Систематизировать отобранный материал.

Цель реферата достигнута.

В курсовой работе мы предполагаем изучение методического аспекта изучения фонетических понятий в начальной школе.

 


 

Список литературы

1. Дудников А. В. и др. Русский язык: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений/А. В. Дудников, А. И. Арбузова, И. И. Ворожбицкая. – 6-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1988. – 416 с.

2. Диброва Е. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; Под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.

3. Касаткин Л. Л. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др.; Под ред. Л. Л. Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 768 с.

4. Лекант П. А. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; Под ред. П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 560с.

5. Светлышев, Д.С. Современный русский язык/ Д.С. Светлышев.- М.: Просвещение, 1986.-336 с.

6. http: //padeji.ru/phonetic/udarenie

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.