Сделай Сам Свою Работу на 5

Точка зрения на возможность освобождения от страданий.





Школа Йоги.

Школа Йоги возникает во II веке до нашей эры. Основателем школы был Патанджали. Йога оперирует прежде всего понятием Атман (индивидуальное сознание).

Атман может иметь четыре состояния:

· Состояние бодрствования.

· Сон со сновидениями.

· Сон без сновидений.

· Сверхчувственное сознание, при достижении которого сознание становится абсолютно «пустым». В сознании нет отражения ни внешнего, ни внутреннего мира.

Для того, чтобы избавиться от страданий, нужно достичь четвёртого состояния Атмана.

Йога называет четвёртое состояние Атмана сосредоточенностью или сдержанностью ума. В четвёртом состоянии Атмана ум полностью освобождается от оков материи.

Йога стремится освободить ум от материи и для достижения четвёртого состояния Атмана предлагает целый комплекс психико-физических приёмов, тренингов.

Приведём восемь основных средств достижения четвёртого состояния Атмана:

1. Яма – отказ от удовольствий.

2. Нияма – воспитание навыков физической и духовной стойкости.

3. Асаны – это позы (поза лотоса, к примеру), способствующие концентрации мысли.

4. Пранаяма – система физических упражнений.



5. Пратьяхара – тренинг, направленный на отвлечение сознания от внешних предметов.

6. Дхарана – сосредоточение внимания на каком-либо одном объекте.

7. Дхьяна – созерцание образов, порождённых собственным сознанием.

8. Самадхи – состояние транса, в котором человек перестаёт ощущать что-либо материальное.

Йога учит не наносить вреда природе, так как всё живое – результат перевоплощений.

Школа Буддизма.

Школа Буддизма начала своё существование в VI веке до нашей эры. В то время в долинах Ганга возникают сильные государственные образования, растут города, имеет место подчинённость классовости экономике. Основателем школы Буддизма является Сиддхартха рода Готама племени Шакья.

Онтологическая концепция Буддизма выражается следующими словами Будды: «Мир никогда и никем не был создан – материальный мир существовал всегда. Мир – это постоянное движение (мир в Буддизме сравнивается с пламенем факела на ветру)».

Будда – в переводе – «просветлённый».

Согласно Буддистскому учению в мире существуют физические и психические частицы. Физические частицы образуют все материальные тела, а все духовные тела образованы психическими частицами.



Жизнь человека, согласно Буддизму, это страдания. Цель жизни человека в Буддизме – освобождение от страданий. Основным вопросом учения Будды является вопрос: «Как избавиться от страданий?».

Существуют четыре благородные истины Буддизма:

· Жизнь – это страдания.

· Причина страданий – желания самого человека.

· Человек может избавиться от своих желаний, а следовательно – от страданий.

· Путь избавления от страданий – это благородный восьмеричный путь.

Восемь позиций благородного восьмеричного пути:

1. Правильные взгляды.
Это постижение четырёх благородных истин.

2. Правильное стремление.
Овладев четырьмя благородными истинами, человек должен стремиться изменить свою жизнь. Следующие позиции отвечают на вопрос: «Как человек должен изменить свою жизнь?»

3. Правильная речь.
Запрещение ненормативной лексики, лжи, ведения непристойных разговоров. Это приводит к улучшению сознания человека, так как оно – ненаблюдаемое. Сознание человека выражается в его действиях и речи.

4. Правильное поведение.
Это запрещение причинения зла всему живому, так как всё живое – это одно из перевоплощений человека.

5. Правильный образ жизни.
Запрещение воровства, нечестных (нетрудовых) источников дохода, прелюбодеяния. Также правильный образ жизни налагает запрет на употребление алкоголя и употребления животной пищи (яйца, рыба, мясо и так далее…).

6. Правильное усилие.
Это самоконтроль за состоянием психики, борьба с желаниями.



7. Правильное направление мысли.
Требование достичь понимания того, что всё в жизни – приходящее, поэтому ничто не может быть объектом желаний.

8. Правильное сосредоточение.
Полная невозмутимость и безразличие, полная отрешённость от мира.

 

Цель жизни человека в Буддизме – вырваться из круга перевоплощений – уйти в нирвану.

Нирвана – это состояние, которое может быть охарактеризовано отсутствием любых качеств: это не жизнь и не смерть, не сон и не бодрствование, отсутствие каких-либо желаний и так далее… Нирваны может достичь человек любой касты.

Пример: Дырка от бублика не может быть охарактеризована ни размерами, ни массой, ни чем-либо ещё.

В Буддизме нирвана изображается как белый круг, окружённый кольцом, составленным из всех цветов радуги:

 

В III-ем веке до нашей эры Буддизм становится официальной идеологией Индии.

К I веку до нашей эры Буддизм «уходит» из Индии на Юг и Северо-восток.

И в этом же I веке до нашей эры в Буддизме появляется два основных направления:

· Махаяна – «широкая колесница» - широкий путь спасения.

· Хинаяна – «узкая колесница» - узкий путь спасения.

Хинаяна – узкий путь спасения – направлен на самосовершенствование личности следуя восьмеричному пути.

Махаяна – широкий путь спасения – религия в «чистом виде».

Основные различия махаяны и хинаяны.

Точка зрения на возможность освобождения от страданий.

 

Хинаяна утверждает возможность освобождения от страданий собственными усилиями. Последователями хинаяны являются, к примеру, Дзэн-буддисты.

Махаяна считает, что усилий человека для освобождения от страданий недостаточно – ему должна быть оказана помощь внешних спасителей.

Внешними спасителями являются:

· Сиддхарта

· Бодисатвы (Бодхисатвы).

Бодхисатвы – это люди, которым удалось достичь нирваны и выбраться из круга перевоплощений. Но бодхисатвы не ушли в нирвану, а остались среди людей, чтобы помогать их спасению. Бодхисатв существует великое множество.

Наиболее известным бодхисатвой является бодхисатва Авалокидешвара. Он изображается как пирамида голов и множество рук («множество голов и тысяча рук»). Считается, что бодхисатва Авалокидешвара всеми головами думает о страданиях людей и всеми руками спасает людей от страданий.

Молитвы и обряды.

 

В хинаяне молитв и обрядов нет – есть «правильный» образ жизни.

В махаяне, из-за недостаточности образованности населения, практикуются молитвенные мельницы, представляющие собой цилиндры, в которые насыпаются заранее записанные молитвы.

Когда человек прокручивает специальную ручку – молитвы в мельнице переворачиваются (как бы перемалываются) и считается, что человек тем самым «произнёс» молитвы, которыми наполнена мельница.

Учение о Будде.

 

Будд в Буддизме чрезвычайно много.

Наиболее известными Буддами являются:

· Будда Шакья-Муни.

В хинаяне – это человек, который создал учение Буддизма.

В махаяне – это Бог, который пришёл на Землю.

Этот Будда изображается как Будда золотого цвета.

История жизни Будды Шакья-муни:

История согласно хинаяне:

Однажды в знатном роду правителей Индии родился мальчик, который всю жизнь до некоторой поры жил в шикарном дворце, окружённый всевозможными благами и красивыми людьми. Но однажды, когда юноша вышел в город, с ним произошли четыре роковые встречи.

Сначала он встретил дряхлого старца и очень удивился увиденному, так как до этого таких людей он не видел. Он спросил у своих слуг: «Что с ним?». На что получил ответ: «Это с каждым, если повезёт».

Затем ему встретился человек, больной проказой. Будущий мудрец спросил удивлённо: «Что с ним, почему он такой?». Ответ был следующим: «Это есть у каждого». Под этим подразумевалось, что у каждого человека есть болезнь, не обязательно проказа. Имелось в виду, что абсолютно здоровых людей не бывает.

Третьей роковой встречей была встреча с похоронной процессией. Заметив усопшего, юноша спросил у слуг: «Кто это?». В ответ ему сказали, что «это рано или поздно – удел каждого».

В конце своего путешествия он встретил группу монахов-отшельников. Удивлённый тем, что эти люди отказываются от всех материальных благ ради познания истинной духовности, Сиддхарта присоединяется к ним и становится Гаутамой.

Позже Сиддхарта покидает монахов-отшельников и становится Шакья, а впоследствии и Шакья-муни (в переводе означает «мудрец из племени Шакья»).

История согласно махаяне:

В махаяне Будда – это Бог, явивший себя людям. По преданию к царице, гуляющей ночью в саду, сошёл с облака белые слон. Царица забеременела, подняла руку, и из подмышки родился мальчик. Дальнейшая история аналогично истории, которая принята в хинаяне.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.