Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины ошибок при изучении физических упражнений





Недочеты в преподавании:

• Несоответствие изучаемого образца техники особенностям физической под­готовленности занимающихся. Например, подражание технике чемпионов и рекор­дсменов мира при отсутствии необходимого уровня развития физических качеств.

• Неверная последовательность обучения разным двигательным действиям, име­ющим одинаковые или похожие элементы. Например, если вначале обучать подъе­му завесом на перекладине, а потом подъему верхом, то возникают типичные ошибки при попытках выполнить это упражнение; если изменить последовательность, то подобных ошибок удастся избежать.

• Преждевременное создание целостного двигательного представления о фи­зическом упражнения, требующем одновременного управления многими движени­ями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у них создается не­верное представление о способе достижения практической цели действия.

• Недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о действитель­ных отклонениях от заданных параметров движений и действий. Как следствие, обу­чаемые принимают свои неверные двигательные представления за правильные, и руководствуются ими.



• Несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий дея­тельности способности занимающихся выполнять двигательное действие. Напри­мер, обучаемые способны выполнить физическое упражнение лишь концентрируя внимание на его составных элементах, а им предложено выполнять это действие в эстафете, то есть в сочетании с другими действиями, в условиях соревнования на скорость.

Причинами двигательных ошибок могут также быть:

Недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или отсутствие гармонии в их развитии. Отсюда несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность. Например, преобладание силы над другими качествами часто при­водит к ошибкам при выполнении действий, требующих проявления ловкости.

• Неуверенность занимающихся в своих силах, боязнь падения и болевых ощу­щений, а также усталость.

• Недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное пони­мание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения.



• Неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особен­ностям занимающихся инвентарь и оборудование. Например, передвижение двух-шажным попеременным ходом на слишком длинных или коротких лыжах, по снеж­ной целине или по льду, неизбежно повлечет за собой ошибки в технике его испол­нения.

• Отрицательный перенос навыков.

Возникновение типичных ошибок, которые можно заранее предвидеть, необходимо предупреждать.

Меры предупреждения ошибок

• Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принци­пов дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обуче­ния двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или последо­вательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными подготови­тельными фазами.

• Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач в строгом соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от занимающихся доступных усилий для их решения. Обеспечение надежной страхов­ки, убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.

• Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении дви­жений, определение их причины и путей их предупреждения.

• Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и действиях.

• Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учеб­ного труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно со­четать при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.



Последовательность исправления ошибок может быть следующая. Вначале ис­правляются грубые ошибки, нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (зна­чительные и незначительные). Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим упражнениям. Не следует исправлять не­сколько ошибок. Для исправления возможных ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения двигательным действиям. Ниже выделены лишь наиболее важные из них.

Пути исправления ошибок

Основной путь исправления ошибки - указание на неё обучаемому, показ неправильного и правильного исполнения, затем - повторные попытки овладеть правильным способом. Есть и другой путь: применение так называемых корригирующих упражнений. Один из видов таких упражнений - контрастные упражнения. Например, лыжник-новичок идёт попеременным ходом на прямых ногах. Затем, в качестве контрастного корригирующего упражнения, ему предлагается движение на чрезмерно согнутых ногах. Такое утрированное контрдействие очень эффективно.

Для повышения эффективности освоения двигательных действий и профилактики ошибок большое значение имеет правильный регламент их выполнения. Основными параметрами такого регламента являются число повторений и интервалы отдыха между ними. Их конкретные характеристики могут быть самыми различными, так как определяются многими факторами (сложностью движений, этапом освоения, индивидуальными возможностями занимающегося и т.п.). Вместе с тем во всех случаях следует помнить и соблюдать следующие общие правила:

· число повторений нового действия определяется возможностями занимающегося улучшать движение при каждой новой попытке;

· повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;

· интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки - как физическую, так и психическую;

· продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и вредно;

· перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.

Основные правила исправления ошибок:

1. Ошибка должна быть понята занимающемся. Осознанию причины и характера ошибки способствуют повторные объяснения и показ упражнения, проговаривание и зарисовки двигательного действия, консультации с товарищами по занятию.

2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости. Двигательные ошибки часто образуются по принципу цепочки: одна ошибка порождает другую, образуя причинно-следственную цепь. Например, ошибка в напряжении мышц может вызвать ошибки в скорости и амплитуде движений. Исправление ошибок следует начинать с наиболее важных, так как от них часто зависит появление и всех второстепенных ошибок. Например, ошибки в финальных усилиях зависят, как правило, не от ошибок в заключительном движении, а от согласованности звеньев целостного двигательного акта. К наиболее важным ошибкам относятся те, которые нарушают основу техники.

3. Выбранные пути исправления ошибки должно соответствовать возможностям занимающегося в данный момент.

4. Внезапное появление, казалось бы, исчезнувших ошибок требует периодического использования тех подводящих упражнений, с помощью которых данная ошибка исправлялась. Подобное проскальзывание ошибок особенно часто наблюдается при выполнении действия в новой, сложной обстановке.

Путь исправления ошибок в выполнении физических упражнений состоит в том, чтобы сначала определить неточности движений, затем установить их причину и, наконец, найти средства и методы их устранения с учётом предмета обучения и особенностей занимающегося.

Для выявления ошибок учащихся преподаватель должен проводить регистрацию характеристик движений. Сложность выявления причин ошибок в движениях состоит в том, что одну и ту же погрешность могут вызвать различные причины. Каждая из обнаруженных причин ошибок в движениях диктует выбор соответствующего средства её устранения. Если причиной допущенной неточности является непонимание сущности изучаемого движения, неверное представление о нём, то средствами исправления могут быть повторное объяснение, показ движений, наблюдение за лучшими исполнителями и др. Если причина недостатков в утомлении занимающегося, то средства её устранения - увеличение времени отдыха, возбуждение интереса к предмету занятия, изменение характера выполняемых упражнений и т.д.

Методические рекомендации для исправления ошибок в выполнении физических упражнений, кроме указанных выше, сводятся к изложенным ниже положениям.

· Прежде всего, исправлять те ошибки, которые могут привести к травмам, а также те, которые в наибольшей мере сказываются на эффективности движений, т.е. главные (основные) ошибки.

· Повышать интерес к предмету обучения, проводимым занятиям всеми педагогически оправданными средствами.

· Делать замечания персонально. Общие замечания преподавателя, фиксирующего ошибки всех занимающихся, менее эффективны.

· Избегать беспрерывных замечаний, которые подчёркивают только одни недостатки и тем самым подавляют веру занимающегося в свои возможности. Даже при допущении грубых ошибок следует вначале подчеркнуть положительные стороны в выполнении упражнения и лишь после этого разъяснить, в чем состояла ошибка и как её исправить.

· В случае систематического повторения ошибок из-за трудностей, возникающих в улавливании необходимых кинестезических ощущений, следует применять метод контрастных заданий. Он состоит в том, что обучающемуся предлагается занять положение или выполнить движение с ошибкой, противоположной допускаемой. Например, ученик, невзирая на многократное напоминание, продолжает передвигаться на совершенно прямых ногах. В этом случае преподаватель может предложить согнуть их гораздо больше, чем это требуется.

· При обучении сложно-координированным движениям на допущенные ошибки следует указывать после выполнения всего упражнения. В циклических видах спорта ошибки, допускаемые учеником, нужно исправлять и в процессе самого движения. Элементарные ошибки можно исправлять таким образом и в ациклических упражнениях.

· Повторять движения до первых признаков утомления, снижения внимания. После 5-6-минутного перерыва, во время которого выполняется несколько ранее хорошо выученных или простых по координации движений, следует возвратиться к основному предмету обучения. На протяжении занятия это можно делать несколько раз.

Исправление заученных ошибок, переделка освоенной техники упражнений требуют больших затрат времени и упорства по сравнению с «правильным» (без ошибок) обучением. Поэтому детей необходимо с самого начала обучать наиболее рациональной технике упражнений. Способы исправления ошибок должны быть направлены, прежде всего, против причин, вызывающих ошибки, а не против самих ошибок.

 

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена и проанализирована тема «Характеристика двигательных ошибок в процессе обучения двигательным действиям».

Цель работы теоретическое изучение двигательных ошибок, их классификация, причины возникновения раскрыта. Задачи исследования достигнуты и рассмотрены в полном объёме.

Вывод:

Основные причины ошибок, возникающих при обучении двигательным действиям являются:

· неправильная последовательность обучения двигательному действию;

 

· неверное или нечёткое исполнение техники двигательного действия;

 

 

· неверное представление преподавателем техники изучаемого упражнения;

 

· неадекватное восприятие обучаемыми информации о технике упражнения или его наглядное восприятие ими;

 

 

· неуверенность занимающихся в своих силах или боязнь;

 

· недисциплинированность занимающихся, их невнимательность на уроках;

 

 

· неблагоприятные условия внешней среды.

Успех в освоении движений во многом зависит от того, насколько правильно определены причины происхождения двигательных ошибок и насколько методы их исправления соответствуют истинным причинам их возникновения.

В процессе проведения занятий при выполнении занимающимися физических упражнений необходимо своевременно предупреждать возникновение ошибок.

Основной путь исправления ошибки - указание на неё обучаемому, показ неправильного и правильного исполнения, затем - повторные попытки овладеть правильным способом, а также применение так называемых корригирующих упражнений.

 

Список литературы:

1. Анищенко, В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов. Учеб. пособие/В.С. Анищенко. – М.: Изд-во РУДН, 1999.

 

2. Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: ЛГОУ, 1999.

 

3. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. М.: Издательский Центр «Академия», 2006. - 528 с.

4. Бернштейн Н. А., О построении движений, М., 1997

 

5. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культуры / А.А. Гужаловский. - М.: ФиС, 1986 г. - 352 с.

 

6. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика: Учебник для институᴛᴏʙ физической культуры. - М. : Физкульту­ра и спорт, 1979.

 

7. Кузнецов, В.С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе/В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: ВЛАДОС, 2002.

 

8. Курамшин, Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения. Учеб. пособие/Ю.Ф. Курамшин. – СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998.

 

9. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие / В.П.Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2005. - 224 с.

 

10. Лях В.И. Развивая координационные способности / В.И.Лях // ФК в школе.- 1988. - №12. - С.26-28.

11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с., ил.

 

12. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006. - 312 с., ил.

 

13. Статьи из интернета по теме физическая культура.

 

14. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак-тов физич. культ пед. ин-тов /Под ред. Б.А.Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.

 

15. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003.

16. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Ж.К.Холодов, B.C.Кузнецов. - М.: Академия, 2004. - 480 с.

 

17. Учебник для педагогических институтов «теория и методики физического воспитания» Б.А. Ашмарин. М. 1990

18. Учебник для институтов физической культуры «Теория и методика физической культуры» Л.П. Матвеев. М. «Физкультура и спорт» 1991

 

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.