Две основные формы хозяйства: натуральное и товарное.
Основные типы экономических систем
Основными проблемами любой экономической системы, функционирующей в рамках ограниченности ресурсов и возрастающих потребностей, являются вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?».
Линии сравнения
| Традиционная
| Централизованная (командная)
| Рыночная
| Определение
| Способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики
| Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства
| Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц
| Формами собственности
| Преимущественно общинные
| Преимущественно государственная
| Преимущественно частная
| Что производить?
| Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить, определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно
| Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности — «плановиками»
| Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т.е. то, что может быть куплено
| Как производить?
| Производят так и тем, как и чем производили предки
| Определяется планом
| Определяют сами производители
| Кто получает товары и услуги?
| Большинство людей существует на грани выживания. Добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям
| «Плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг
| Потребители получают столько, сколько хотят, производители — прибыль
| 3. В реальности существует, а имеет место смешанная экономика, преимущественно командного либо преимущественно рыночного типа.
Смешанная экономика — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Конкурентно-рыночные стимулы и государственное регулирование экономики сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга.
Рыночная сфера:
потребители => свободный обмен => производители
Государственная сфера:
производители => государственный план => потребители
4. Социальная рыночная экономика основана на сбалансированности экономической и социальной эффективности.
Социальная ориентация рынка – удовлетворение растущих и меняющихся потребностей людей, развитие человеческого потенциала, сосуществование различных форм собственности
Социальная ориентация государства – гарант стабильности и защищенности людей в рыночной экономике (господдержка культуры, образования, науки, здравоохранения, социальная защита пенсионеров, инвалидов, материнства и детства, студентов)
Две основные формы хозяйства: натуральное и товарное.
Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей, не прибегая к обмену, к рынку (характерно для традиционного типа экономики).
Товарное хозяйство – хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка (характерно для централизованного (командного), рыночного и смешанного типов экономических систем).
1. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
2. Условия возникновения рынка:
· общественное разделение труда;
· экономическая обособленность производителей;
· самостоятельность производителя.
3. Основные признаки рынка:
· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
· нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
4. Главные функции рынка
· посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей;
· ценообразования – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
· информационая – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
· регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
· санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.
5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования
Положительные черты
| Отрицательные черты
| · Способствует эффективному распределению ресурсов, формируя таким образом структуру производства
· Стимулирует научно-технический прогресс
· Способствует ресурсосбережению в обществе
· Создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность
· Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы
| · Не гарантирует решение социально-экономических проблем (безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки)
· Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству
· Порождает тенденцию к монополизации производства
· Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в ценах рынка), которые ложатся на плечи общества
· Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов
· Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами
|
9. Конкуренция(позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.
1. Издержки производства — это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.
Экономические издержки — это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах. Экономические издержки делятся на:
· Внутренние (или неявные) – стоимость собственного ресурса – равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело
· Внешние (явные, бухгалтерские) – выплаты поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топлива, услуг и т.д. – Сумма денежных выплат, которые фирма осуществляет для оплаты необходимых ресурсов:
o Постоянные издержки – та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация)
o Переменные издержки – та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.)
Тема 8. Ценные бумаги
1. Ценная бумага — это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.
2. Признаки ценной бумаги:
· документарность — ценная бумага есть документ;
· воплощает частные права — ценная бумага ценна не сама по себе, но поскольку воплощает субъективные гражданские права имущественного (обязательственные и вещно-правовые) и возможно неимущественного характера;
· начало презентации — предъявление ценной бумаги обязательно для осуществления закрепленных в ней прав;
· оборотоспособность — ценная бумага может быть объектом гражданско-правовых сделок;
· публичная достоверность — по отношению к обладателю ценной бумаги обязанное по ценной бумаге лицо может выдвигать лишь такие возражения, которые вытекают из содержания самого документа.
Виды ценных бумаг
· Акция (лат. actio — распоряжение) – ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капитале компании и получении дохода (дивиденда).
o Обыкновенные акции
o Привилегированные акции могут вносить ограничения на участие в управлении, а также могут давать дополнительные права в управлении (не обязательно), но приносят постоянные (часто — фиксированные в виде определенной доли от бухгалтерской чистой прибыли или в абсолютном денежном выражении) дивиденды.
· Вексель (от нем. Wechsel) — строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму.
· Облигация (лат. obligatio — обязательство; англ. bond — долгосрочная, note — краткосрочная) — эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.
· Чек (фр. chèque, англ. cheque) — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Тема: Виды, причины и последствия инфляции
1. Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.
1а. Основные источники инфляции
· Повышение номинальной заработной платы (например, под давлением профсоюзов, когда ее увеличение не обусловлено повышением производительности труда)
· Увеличение цен на сырье и энергию (вследствие чего нарушается механизм предложения)
· Увеличение налогов
1б. Типы инфляции: инфляция спроса и инфляцию предложения.
· Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.
· Инфляция предложения (издержек) – увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокращению производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов и постепенному выползанию из кризиса.
Стагфляция — инфляция, сопровождаемая стагнацией (лат. stagnum — стоячая вода) производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен
1в. Виды инфляции
По характеру протекания:
· открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги;
· скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
В зависимости от темпа роста цен
· умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год);
· галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100—150% в год);
· гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)
По степени расхождения роста цен по различным товарным группам
· сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;
· несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.
1г. Последствия инфляции
Для сферы производства:
· снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
· обесценение всего фонда накопления;
· обесценение кредитов;
· стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.
Тема 11. Экономический рост и развитие. Понятие валового внутреннего продукта (ВВП)
1. Экономический рост — увеличение реального и потенциального доходов (валового внутреннего продукта) в длительный период времени. Реальный экономический рост – это рост ВВП в денежном выражении минус инфляция.
2. Экономический рост часто приводит к социальному прогрессу. Он означает рост прибавочного продукта в стране, а следовательно, и прибыли, которая в свою очередь является источником дальнейшего расширения и обновления производства и увеличения благосостояния населения.
3. Экономический рост часто приводит к научному прогрессу.
Достижение экономического роста возможно двумя путями:
· экстенсивный путь – рост ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но еще неиспользованные ресурсы);
· интенсивный путь – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.
В современности преобладает интенсивного рост за счет развития новых отраслей, основанных на научно-техническом прогрессе, например, развитие информационного пространства.
Валовойнациональныйпродукт(ВНП)—этосуммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им средств производства как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени (обычно за год).ВНПизмеряетсявденежномвыражении,таккаквся продукция разнородна.
Валовойвнутреннийпродукт(ВВП) — это стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам (не имеющим гражданства этой страны).
Валовой внутренний продукт (ВВП) отличается от валового национального продукта (ВНП) на величину чистых факторных доходов из-за рубежа. Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.
Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.
Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан. Налогообложению подлежат:
· прибыль;
· доходы;
· стоимость определенных товаров;
· стоимость, добавленная обработкой;
· имущество;
· передача собственности (дарение, продажа, наследование);
· операции с ценными бумагами;
· отдельные виды деятельности.
3. Налогоплательщики:
· физические лица – работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
· юридические лица – хозяйствующие субъекты.
4. Налоги подразделяются на прямые и косвенные.
· Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции).
· Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)
Тема: Государственный бюджет
Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.
3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.
· доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;
· расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
4.Источники доходной части:
· налоги;
· государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
· эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
· займы у международных организаций.
5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:
· социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
· поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);
· обслуживание государственного долга;
· предоставление дотаций предприятиям;
· развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|